ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 2-659/2021 (№33-17203/2021)
г. Уфа 28 сентября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Вахитовой Г.Д.,
судей Индан И.Я.,
ФИО1,
при секретаре Власове Д.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об исключении из числа участников программы, постановление администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам об исключении из числа участников программы, о возложении обязанности восстановить в списке участников программы и включить в список претендентов на получение социальной выплаты, о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан, общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан о признании незаконными решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об исключении из числа участников программы, постановление администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам об исключении из числа участников программы, о возложении обязанности восстановить в списке участников программы и включить в список претендентов на получение социальной выплаты, о взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование предъявленных требований ФИО2 указал на то, что 25 ноября 2013 года он обратился в администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по категории «молодая семья», состоящая из 3-х человек. Решением заседания комиссии по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы от 04 декабря 2013 года (протокол № 16) он был включен в список участников данной программы под порядковым № 492. Постановлением главы администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 12 декабря 2013 года № 4010 данное решение комиссии было утверждено.
Общественной комиссией по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года (протокол № 2) принято решение об исключении его и членов его семьи из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 21 октября 2014 года.
Постановлением главы администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года № 87 решение общественной комиссии утверждено, и он с членами семьи признан исключенным из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 21 октября 2014 года.
Данные решения он считает незаконными.
Исключение его из числа программы мотивировано тем, что он с супругой приобрели в общую совместную собственность квартиру общей площадью 43,2 кв.м. по адресу: адрес (дата государственной регистрации права – 21 октября 2014 года). Соответственно, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного члена его семьи, стала более учетной нормы (12 кв.метров); с момента регистрации сделки он перестал соответствовать требованиям Подпрограммы и утратил право являться её участником. По указанным основаниям, начиная с 2015 года, он не включался в списки участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальные выплаты.
Полагает, что данные доводы общественной комиссии противоречат нормам республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 года № 131.
Считает, что факт приобретения в общую совместную собственность квартиры общей площадью 43.2 кв.метров, в связи с чем, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного члена его семьи, стала более учетной нормы (12 кв.метров), не является основанием для исключения из Списка.
Основания исключения молодой семьи, признанной участником Подпрограммы из числа участников подпрограммы перечислены в пункте 1.8.1 Порядка. Но какое – либо из этих оснований не выявлено и в решении общественной комиссии такое основание не указано.
Кроме того, общественная комиссия не приняла во внимание то обстоятельства, что по договору от 17 октября 2014 года он в ЗАО «Коммерческий банк Дельта Кредит» взят кредит в размере 1 415 000 рублей сроком на 122 месяца (до 17 декабря 2024 года) по процентной ставке 13,2 с целью приобретения, ремонта и благоустройства квартиры.
В этот же день по договору купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств № 258736-КП-2014 в ипотеку куплена у ФИО3, <...> за 1 765 000 рублей, из которых 1 415 000 рублей являются кредитными средствами в ипотеку.
Данные обстоятельства имели существенное значение, не позволяли исключать семью из списка участников Программы, в соответствии с пунктом 1.2 Порядка.
Также решение общественной комиссии и Постановление администрации муниципального района об утверждении данного решения является незаконным и по тому основанию, что 19 января 2016 года у него родился 2 ребенок и размер общей площади на каждого члена семьи снизилась до 10.8 кв.метров (43.20 кв.м. : 4 чел). 21 октября 2020 года родился третий ребенок и общая площадь на каждого из членов снизилась до 8.6 кв.метров (43.20 кв.м : 5 чел). Остаток непогашенного кредита составлял 739 676,31 рублей.
Исключению из списка на получение социальной выплаты он не подлежал и имел реальное право претендовать на получение социальной выплаты в размере договорной стоимости приобретенного жилого помещения, т.е. 1 000 000 рублей и в размере полученного кредита в 1 415 000 рублей.
В связи с чем, он считает, что подлежит восстановлению в Списке участников программы с 21 октября 2014 года, со дня незаконного исключения из Списка. В 2015-2020 годах никаких уведомлений об исключении его семьи из Списка участников Подпрограммы он не получал. Решение об исключении его из числа участников Подпрограммы общественной комиссии и постановление администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об утверждении данного решения общественной комиссии приняты 02 февраля 2021 года, а датой исключения из списка указали дату 21 октября 2014 года. Тем самым, решению от 02 февраля 2021 года незаконно придали обратную силу.
Именно, рассчитывая на получение причитающихся выплат, они родили 2-го и 3-го ребенка. Устное сообщение об исключении из Списка с 21 октября 2014 года и не включении в Список участников программы с 2015 по 2020 годы только в конце 2020 года, причинило нравственные страдания, которые выражены в том, что с 2015 по 2020 года его семья жила в надежде на получение пособия, но оказались обманутыми. Данным нарушением норм Порядка они были лишены возможности воспользоваться правом своевременно узнать об ущемлении своих прав, обжаловать данные решения и своевременно восстановить свои права. Поскольку об исключении из списка их не уведомили в течение 5 лет, то они лишены возможности повторного обращения с заявлением об участии в Подпрограмме в течение 2015-2020 годы, что предусмотрено пунктом 4.6 Порядка. Причиненный истцу и членам его семьи моральный вред он оценивает в 250 000 рублей.
Кроме того, ФИО2 указал на то, что он на основании Федерального закона от 03 июня 2019 года № 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" и Постановления Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2019 года обратился в АО «Банк ДОМ.РФ» с заявлением о погашении полученного им ипотечного жилищного кредита, которое было оставлено без удовлетворения, в связи с чем ФИО2 обратился в суд и решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 февраля 2021 года 14 декабря 2020 года постановлено признать незаконным решение АО «Банк ДОМ.РФ» об отказе в выдаче ФИО2 средств государственной поддержки для погашения обязательств по договору ипотечного кредита и обязать АО «Банк ДОМ.РФ» зачислить для погашения ипотечного кредита ФИО2 по договору № 258736 от 17 октября 2014 года 450 000 рублей на счет в АО «Банк ДОМ.РФ». Полагает, вследствие принятия ответчиком незаконного постановления от 02 февраля 2021 года он не смог получить социальную выплату ранее и в большем размере 1 000 000 рублей. Считает, что администрация муниципального района Бирский район Республики Башкортостан обязан обеспечить выплату ему разницы причитающейся ему выплаты по заявлению от 25 ноября 2013 года в размере 1 415 000 рублей и 450 000 рублей.
Просил признать незаконным решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район РБ Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года (протокол № 2) об исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ФИО2 и членов его семьи с 21 октября 2014 года; признать незаконным Постановление администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года № 87 об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 02 февраля 2021 года об утверждении решения общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года (протокол № 2) об исключении из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» ФИО2 и членов его семьи с 21 октября 2014 года; обязать общественную комиссию по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан и администрацию муниципального района Бирский район Республики Башкортостан восстановить ФИО2 с членами семьи в количестве 4-х человек в списке участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с 21 октября 2014 года и включить в Список претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году в первоочередном порядке; взыскать с администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан в возмещение причиненного ФИО2 и членам его семьи морального вреда в размере 250 000 рублей.
Решением Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО2 ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что ссылаясь на его незаконность и необоснованность, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении и поддержанную при рассмотрении дела судом первой инстанции. Указывает, что при вынесении решения суд нарушил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, вышел за пределы заявленных требований, поскольку истец обжаловал не отказ в выдаче свидетельства о праве на социальную выплату и (или) отказ в направлении социальной выплаты на погашение долга по кредиту, а решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан от 02 февраля 2021 года, которым ФИО2, задним числом, с 21 октября 2014 года признан исключенным из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и постановление администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан об утверждении данного решения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав ФИО2 и его представителя ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции исходил из того, что с момента приобретения истцом 17 октября 2014 года жилого помещения площадью 43,20 кв.м. по адресу: <...>, общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного члена его семьи стала более учетной нормы, установленной в г.Бирске равной 12 кв.метров, то есть на каждого члена семьи (в составе трех человек), общая площадь жилого помещения составила 14,4 кв.метров (43,20 кв.метров :3), следовательно у ФИО2 и его семьи улучшились жилищные условия, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для снятия граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с утратой ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем в соответствии с пп. «б» пункта 1.8.1 Порядка, семья истца подлежала исключению из числа участников Подпрограммы.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решением заседания комиссии по реализации Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий на 2011-2015 годы от 04 декабря 2013 года, оформленное протоколом №16, семья А-вых в составе из трех человек в соответствии с требованием Раздела 1 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в Республике Башкортостан включена в списки участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, с присвоением порядкового номера №492. Указанное решение общественной комиссии утверждено Постановлением главы Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан №4010 от 12 декабря 2013 года.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества с использованием кредитных средств №258736-КП-2014 от 17 октября 2014 года, ФИО2 и ФИО5 приобрели в совместную собственность квартиру площадью 43,20 кв.метров по адресу: адрес, за 1 000 000 рублей. На приобретение, ремонт и благоустройство указанной квартиры использованы кредитные денежные средства в сумме 1 415 000 рублей, полученные по кредитному договору №258736-КД-2014 от 17 октября 2014 года.
Оспариваемым решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан (протокол №2 от 02 февраля 2021 года) ФИО2 и члены его семьи с 21 октября 2014 года исключены из числа участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Основанием для исключения из числа участников программы послужило то, что ФИО2 с супругой приобрели в общую совместную собственность квартиру общей площадью 43,2 кв.метров по адресу: гадрес (дата государственной регистрации 21 октября 2014 года), соответственно общая площадь жилых помещений, приходящаяся на одного члена его семьи, стала более учетной нормы (12 кв.метров). Данное решение общественной комиссии утверждено Постановлением заместителя главы Администрации муниципального района Бирский район Республики Башкортостан №87 от 02 февраля 2021 года.
Из предоставленных в материалы дела Списков молодых-семей-участников Подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2014 году, в 2015 году, в 2016 году видно, что семья ФИО6 в составе трех человек включена в список на 2015 год. Как пояснила в судебном заседании 12 мая 2021 года заведующая сектором по жилищным вопросам Администрации МР Бирский район РБ ФИО7, список на год формируется 01 сентября предыдущего года, поскольку семья ФИО2 была включена в список в 2014 году, соответственно список сформирован 01 сентября 2014 года и семья ФИО2 включена в Список молодых семей-участников подпрограммы на 2015 год. Согласно списку на 2016 год, семья ФИО2 в указанном списке не значится.
В силу подпунктов "ж", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище на 2011 - 2015 годы".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", Приложением N 3 к указанной подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе критерию нуждаемости.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "О государственной поддержке молодых семей в Республике Башкортостан", подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28.04.2011 №131 утверждена Республиканская программа государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011 - 2015 годы.
Пункт 1.6 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан (Приложение N 1 к Программе; далее - Порядок) устанавливает, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья (состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного или более детей), соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной молодой семье на день принятия органом исполнительной власти Республики Башкортостан решения о включении молодой семьи - участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 1.7 Порядка;
в) наличие у молодой семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан социальные выплаты используются:
а) на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией, осуществляющей услуги для молодых семей - участников Подпрограммы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - уполномоченная организация; договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере в случае, если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
В силу пункта 1.8.1 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан молодая семья, признанная в установленном порядке участником Подпрограммы, исключается из числа участников Подпрограммы в следующих случаях:
а) подача личного заявления об исключении из числа участников Подпрограммы;
б) изменение жилищных условий, в результате которых отпали основания для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
в) выявление в представляемых гражданами документах не соответствующих действительности сведений о молодой семье как нуждающейся в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для признания ее нуждающейся в жилых помещениях, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о признании молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
г) превышение возраста 35 лет одним из супругов либо молодым родителем в неполной семье до момента утверждения списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Основаниями для отказа в признании молодой семьи участником Подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 1.6 Порядка; б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 4.1 или 4.1.1 Порядка; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки за счет средств федерального бюджета (кроме средств материнского (семейного) капитала) и бюджета Республики Башкортостан (пункт 4.5 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан).
В пунктах 8.3, 8.3.1 Порядка предоставления социальных выплат участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы в Республике Башкортостан закреплено, что социальная выплата может быть использована распорядителем счета на оплату первоначального взноса при получении жилищного кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Распорядитель счета представляет в банк соответственно: договор банковского счета; кредитный договор (договор займа); договор на жилое помещение, прошедший в установленном порядке государственную регистрацию, - в случае приобретения жилого помещения; договор строительного подряда - в случае строительства индивидуального жилого дома.
Социальная выплата может быть использована распорядителем счета на погашение долга по кредитам. Распорядитель счета представляет в банк соответственно: а) договор банковского счета; б) кредитный договор (договор займа), заключенный в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно; в) свидетельство о государственной регистрации права собственности на приобретенное жилое помещение (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по строительству индивидуального жилого дома (далее - документы на строительство); г) справку кредитора (заимодавца) об оставшейся части основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд первой инстанции, с учетом приведенных норм права, пришел правомерному выводу о том, что поскольку семья А-вых приобрела квартиру с использованием кредитных средств после 01 января 2011 года, то есть за пределами срока, установленного подпунктом «е» пункта 1.2 Порядка, в результате приобретения которой семья перестала быть нуждающейся, у ответчика имелись основания для исключения семьи из состава участников Программы.
При этом заслуживает внимания то обстоятельство, что в списках молодых семей-участников Программы, изъявивших желание получить социальные выплаты в планируемом году, сформированных и представляемых ежегодно Администрацией, семья А-вых с 2016 года отсутствует (Список молодых-семей-участников Подпрограммы «Обеспечением жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, изъявивших желание получить социальные выплаты в 2016 году на л.д.161-174, т.1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 с 01 января 2018 г. мероприятия федеральной целевой программы "Жилище" интегрированы в состав государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", приложением N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий которой являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 24 Правил орган местного самоуправления до 01 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 25 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники основного мероприятия, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 марта 2005 г., а также молодые семьи, имеющие трех и более детей.
Согласно пункту 27 Правил после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Аналогичные положения закреплены в Республиканской программе государственной поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 апреля 2011 г. N 131.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты.
Судом апелляционной инстанции установлено, что на день формирования уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году, семья истцов перестала соответствовать установленным требованиям, в связи с чем администрацией обоснованно проведена актуализация списка молодых семей - претендентов на получение в планируемом 2016 г. социальных выплат, по результатам которой семья истца исключена из числа участников основного мероприятия и из состава участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей.
Доводы апелляционной жалобы, как основанные на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и не опровергающие выводов суда, являются несостоятельными, следовательно, жалобы не подлежат удовлетворению.
При разрешении дела судом верно определены юридически значимые обстоятельства, выводы суда подтверждены материалами дела, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено.
Учитывая изложенное, обжалуемое решение следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку доводы в апелляционной жалобе не содержат сведений, опровергающих выводы суда, а также данных, которые не были приняты во внимание судом первой инстанции при постановлении решения, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений не допущено, то оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения не имеется.
Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Бирского межрайонного суда Республики Башкортостан от 18 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Д. Вахитова
Судьи И.Я.Индан
ФИО1
мотивированное апелляционное определение изготовлено 04 октября 2021 года
Справка:
судья ФИО15