Судья Хертек Ч.К. Дело № 2-65/2021 (33-733/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кызыл 16 ноября 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Ойдуп У.М., Ховалыга Ш.А.,
при секретаре Ооржак Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Ховалыга Ш.А. гражданское дело по иску ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, администрации сумона Сукпак Кызылского кожууна о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка по апелляционной жалобе представителя истца – ФИО2 на решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка. В обоснование иска указано на то, что в соответствии с решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2020 года в газете «Тувинская правда» от 27 июня 2020 года № было опубликовано извещение, предусмотренное п. 2 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, о предоставлении земельного участка для строительства жилого дома по адресу: **. Несмотря на то, что заявления о намерении участвовать в аукционе от иных лиц не поступало, администрация Кызылского кожууна по истечении 30 дней не заключила с истцом договор аренды земельного участка. Просила обязать ответчика заключить договор аренды земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, сроком на 20 лет для индивидуального жилищного строительства.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация с. Сукпак Кызылского кожууна.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года в удовлетворении иска ФИО1 отказано.
Не согласившись с решением, представитель истца – ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, принять новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не дал оценку публикации в газете, длительному бездействию администрации Кызылского кожууна при рассмотрении обращения ФИО1 о предоставлении земельного участка и тому, что ответчик в нарушение положений ст. 39.18 ЗК РФ по истечении 30 дней со дня опубликования извещения о возможном предоставлении земельного участка при отсутствии заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе не заключил с истцом договор аренды земельного участка.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО2 жалобу свою поддержала.
Явившийся представитель ответчика администрации Кызылского кожууна ФИО3 не допущен к участию в деле, поскольку им не был представлен документ о высшем юридическом образовании или ученой степени по юридической специальности.
Иные лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины их неявки неизвестны, какие-либо ходатайства ими не заявлены, в связи с чем судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, допросив свидетеля Д., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Земельный кодекс РФ), земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
По общему правилу предоставление земельных участков в собственность или в аренду осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов (пункт 1 статьи 39.3, пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ).
Без проведения торгов случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в пункте 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ, в аренду – в пункте 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.
В связи с тем, что правовые нормы, содержащиеся в названной статье, являются именно особенностями, на данную процедуру распространяются и общие положения Земельного кодекса РФ, регулирующие порядок подачи заявления о предоставлении земельных участков и состав прилагаемых к ним документов. В частности, если отсутствует утвержденный проект межевания территории, то к заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Как следует из пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в извещении указываются: 1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; 2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; 3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта; 5) адрес или иное описание местоположения земельного участка; 6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать; 7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать; 8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором размещен утвержденный проект; 9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 3 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка; 2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).
В силу пункта 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение: 1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка; 2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 июля 2019 года ФИО1 обратилась в администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: **, площадью ** кв. м., для индивидуального жилищного строительства и утверждения схемы земельного участка на кадастровом плане территории.
Администрация муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва письмом от 17 октября 2019 года № сообщила о том, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства могут быть предоставлены безвозмездно в собственность граждан, входящих в льготную категорию, по месту регистрации, за плату – путем продажи или передачи в аренду на торгах, проводимых в форме аукциона; в настоящее время проводятся работы по корректировке генерального плана и Правил землепользования и застройки СПС Сукпак, в связи с чем выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории села Сукпак временно приостановлено.
Постановлением председателя администрации сельского поселения сумона Сукпакский от 13 декабря 2019 года № земельному участку общей площадью ** кв.м. в границах кадастрового квартала № присвоен адрес: **.
16 января 2020 года на имя председателя администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Х. подано заявление о закреплении земельного участка с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, общей площадью ** кв.м., расположенного по адресу: **, с приложением постановления о присвоении адреса и схемы расположения земельного участка.
Решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2020 года, вступившим в законную силу 27 марта 2020 года, административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным решения администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва и возложении обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставить в аренду земельный участок удовлетворено частично, постановлено: признать незаконным решение администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, изложенное в ответе за исх. № от 17 октября 2019 года, обязать администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва устранить нарушения права ФИО1 в течение месяца со дня вступления решения в законную силу путем принятия в установленном законом порядке решения по ее заявлению от 30 июля 2019 года.
По вышеуказанному судебному решению выдан исполнительный лист, возбуждено исполнительное производство, по настоящее время оно не окончено.
В газете «Тувинская правда» от 27 июня 2020 года № опубликована следующая информация: «Извещение. В соответствии с решением Кызылского районного суда от 19 февраля 2010 года сообщается о возможности предоставления земельных участков в аренду из земель населенных пунктов, расположенных по адресам: **, общей площадью ** кв.м.; **, общей площадью ** кв.м. Письменные заявления принимаются по адресу: <...> административное здание муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, каб.206. Представитель ФИО1 Исп. ФИО2».
27 июля 2020 года в администрацию Кызылского кожууна истцом подано заявление о заключении договора аренды земельного по адресу: **, сроком на 20 лет, общая площадь ** кв.м. для индивидуального жилищного строительства.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с ЗК РФ не образован; в нарушение установленной законом процедуры истцу не может быть предоставлен испрашиваемый земельный участок, на который также претендует третье лицо Х.
С такими выводами суда первой инстанции, подробно мотивированными в обжалуемом решении, судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу части 11 статьи 39.15 Земельного кодекса РФ в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.
Как следует из пункта 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе (утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 года № 762), схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проектов планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, о зонах с особыми условиями использования территории, о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях, о местоположении границ земельных участков
Как следует из ответа филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Республике Тыва от 27 ноября 2020 года, сведения на земельный участок, расположенный по адресу: **, в ЕГРН отсутствуют.
В материалах дела отсутствуют и не представлено участвующими в деле лицами доказательства, подтверждающие образование испрашиваемого земельного участка из земель находящихся в муниципальной собственности.
Исходя из пункта 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства предусмотренные в этой норме действия (обеспечение опубликования, размещения в установленном порядке извещения о предоставлении земельного участка либо принятие решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка) осуществляет уполномоченный орган, то есть в данном случае администрация Кызылского кожууна.
Из материалов дела не усматривается, что ответчиком администрацией Кызылского кожууна совершено одно из вышеуказанных действий.
Однако, как указывалось выше, сторона истца самостоятельно, ссылаясь на судебное решение, в газете «Тувинская правда» от 27 июня 2020 года № опубликовала приведенную информацию – извещение о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка, несмотря на то, что решением Кызылского районного суда Республики Тыва от 19 февраля 2020 года на администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва возложена обязанность лишь принять решение в установленном законом порядке по заявлению ФИО1
Приведенный лишь в суде апелляционной инстанции довод представителя истца о том, что вышеуказанное извещение в газете «Тувинская правда» опубликовано по согласованию с юристом администрации Кызылского кожууна, судебной коллегией проверен, не подтвердился, опровергнут собранными доказательствами.
При этом факт длительного не совершения уполномоченным органом одного из действий, предусмотренных пунктом 1 статьи 39.18 ЗК РФ, не предоставляет право самому истцу совершить эти действия по своему усмотрению.
Кроме того, вышеуказанное извещение по порядку опубликования, размещения и своему содержанию не соответствует требованиям пунктов 1 и 2 статьи 39.18 ЗК РФ, в том числе оно не размещено на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; в нем не указано: информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления; информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка; дата окончания приема заявлений; адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.
Как следует из вышеизложенного, законом предусмотрена процедура, при точном соблюдении которой гражданину может быть предоставлен земельный участок из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при нарушении такой процедуры, в обход требований законодательства, такой земельный участок не может быть предоставлен.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска является правомерным.
Апелляционная жалоба доводов, влекущих изменение/отмену обжалуемого решения, не содержит.
Предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения суда первой инстанции не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кызылского районного суда Республики Тыва от 1 марта 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Кызылский районный суд Республики Тыва в течение трех месяцев.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 ноября 2021 года.
Председательствующий
Судьи