ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-65/2022 от 17.08.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Пелипенко А.А. Дело № 33-2321/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 августа 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Томского областного суда в составе

председательствующего Жолудевой М.В.,

судей Миркиной Е.И., Черных О.Г.,

при секретарях Степановой А.В., Куреленок В.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-65/2022 по исковому заявлению Муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунальные услуги

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 ФИО2 на решение Томского районного суда Томской области от 25 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Миркиной Е.И., объяснения ответчика ФИО1, его представителя ФИО2, поддержавших доводы жалобы и дополнений к ней, представителя истца ФИО3, возражавшей против ее удовлетворения, судебная коллегия

установила:

Муниципальное предприятие Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» (далее МП Зональненского сельского поселения «СКС») обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1, в котором с учетом уточнения исковых требований просило взыскать задолженность по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек, пени за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 является собственником квартиры № /__/, назначение: жилое, площадью /__/ кв.м, расположенной по адресу: /__/. В указанной квартире состоят на регистрационном учете по месту жительства ФИО1, Г., П., П., С. МП Зональненского сельского поселения «СКС» создано для предоставления жилищно-коммунальных услуг населению и организациям, с октября 2014 года и по настоящее время оказывает гражданам, проживающим в /__/ коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению. 29.11.2019 определением мирового судьи судебного участка /__/ Томского судебного района Томской области отменен судебный приказ № 2-2221/2019 от 19.11.2019 о взыскании с ФИО1 в пользу МП Зональненского сельского поселения «СКС» задолженности по коммунальным услугам, заявителю разъяснено, что заявленное требование может быть предъявлено в порядке искового производства.

В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования с учетом уточнений поддержала.

Представитель ответчика ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала. Полагала, что истцом пропущен срок исковой давности, неверно произведен расчет задолженности.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика ФИО1, третьего лица Жилищного кооператива «п. Зональная Станция, /__/».

Обжалуемым решением исковые требования Муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» удовлетворены. Постановлено:

взыскать с ФИО1 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» задолженность по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек, пени за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек;

взыскать с ФИО1 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» расходы по уплате государственной пошлины в размере 1685 рублей 67 копеек;

возвратить муниципальному предприятию Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» из бюджета муниципального образования «Город Томск» излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 307 (одна тысяча триста семь) рублей 33 копейки, уплаченную при подаче искового заявления согласно платежному поручению № 100 от 08.04.2021.

В апелляционной жалобе ответчик ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое.

В обоснование доводов жалобы указывает, что судом не дана оценка заявленному ответчиком объему полученной услуги водоснабжения за спорный период 169 куб.м и полной его оплате. В соответствии с п.2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (Правила №354) истец является исполнителем коммунальных услуг, соответственно на него возложена обязанность (п.84 Правил №354) при непредставлении потребителем исполнителю показаний ИПУ в течение 6 месяцев подряд не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока провести проверку ИПУ и снять показания, а также произвести перерасчет в соответствии с п.61 Правил. Факт того, что истец является исполнителем принят судом, но оценка нарушения им обязанности проверки ИПУ не дана. Обязанность возложена только на ответчика.

Считает неверными выводы суда о проведении проверки от 26.01.2021, так как в материалах дела отсутствует какой-либо документ, подтверждающий ее проведение в указанную дату. Актом от 26.01.2021 установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены. Вывод суда о том, что с 26.01.2021 индивидуальные приборы учета приняты для коммерческого учета, не соответствует обстоятельствам дела.

Отмечает, что ответчиком заявлялось о пропуске срока исковой давности, однако данное ходатайство судом незаконно оставлено без удовлетворения, неверно применены нормы материального права, касающиеся сроков оплаты за предоставление коммунальных услуг, ошибочно сделан вывод о дате оплаты коммунальных услуг до 25 числа, а не до 10.

Полагает, что истцом не представлено доказательств того, что приборы учета ответчика вышли из строя, в связи с чем начисления оплаты коммунальных услуг должны вестись с учетом данных прибора учета.

Ссылается на злоупотребление правом со стороны истца, так как он не исполнил свою обязанность по проверке прибора учета ответчика, при этом показания не передавались ответчиком более 6 месяцев, что связано с более выгодным начислением платы по нормативу, чем по показаниям прибора учета.

Указывает, что истцом неоднократно изменялись исковые требования, при этом обоснование заявленной суммы основного долга 38013,20 руб. судом не дано. Считает, поскольку им потреблены коммунальные ресурсы в объеме 169 куб.м, оплата произведена 24.05.2021 и 07.07.2021 в полном объеме, взысканию подлежали только суммы пени в общем размере 1173,43 руб.

В возражениях на апелляционную жалобу истец МП Зональненского сельского поселения «СКС» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя третьего лица Жилищного кооператива «п. Зональная Станция, /__/», извещённого о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Решение суда должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 Постановления Пленума от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Решение Томского районного суда Томской области от 25 апреля 2022 года приведенным требованиям не соответствует.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения.

В соответствии с ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению такой платы возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение (п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.15 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как следует из материалов дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит квартира № /__/ по адресу: /__/.

В данной квартире на регистрационном учете состоят: ФИО1, Г., П., П., С.

Постановлениями Главы администрации Зональненского сельского поселения от 19.09.2014, 10.10.2014 муниципальному предприятию «Служба коммунального сервиса» в хозяйственное ведение передано недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию «Зональненское сельское поселение».

Муниципальное предприятие Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» является ресурсоснабжающей организацией, с октября 2014 года по настоящее время оказывает гражданам, проживающим в /__/, коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.

Представленными в материалы дела уставом МП Зональненского сельского поселения «СКС», постановлениями главы Администрации Зональненского сельского поселения от 10.10.2014 № 315, от 19.09.2014 № 298/1, лицензией на пользование недрами серии ТОМ № 01908 подтверждается, что истец является организацией, осуществляющей продажу в /__/ холодной воды и услуг по отведению сточных вод, т.е. ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе по адресу: /__/.

Основанием для обращения МП Зональненского сельского поселения «СКС» с иском в суд являлась задолженность ФИО1 по оплате коммунальных услуг.

Удовлетворяя исковые требования МП Зональненского сельского поселения «СКС» к ФИО1, установив, что коммунальные услуги фактически поставлялись в спорное жилое помещение, однако обязанность по внесению платы за оказанные услуги собственником надлежащим образом не исполнялась, суд, согласившись с представленным истцом расчетом задолженности, пришел к выводу о наличии правовых оснований для взыскания указанной в иске суммы долга и неустойки.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным жилым домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (в том числе за холодную воду и водоотведение), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (ч.2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как определено частью 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 30 постановления Пленума N 22 отметил, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 1 статьи 155 ЖК РФ).

При этом следует иметь в виду, что, если иной срок не установлен, последним днем срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является десятое число месяца включительно (статьи 190 - 192 ГК РФ).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 (далее - Правила №354).

Согласно подп. «б» п. 59 Правил № 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период – начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, – то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.

Как следует из материалов дела, ответчиком передавались показания прибора учета нерегулярно, в связи с чем, истцом был произведен расчет начисления за холодную воду и водоотведение за период с марта 2018 по июнь 2019 года по тарифу, с июля по сентябрь 2019 года - по среднему, с октября по 25.01.2020 – по нормативу. Далее в связи с предоставлением показаний прибора учета, расчет произведен с марта по апрель 2020 года по тарифу, с мая 2020 года по 25.01.2021 – по нормативу, с 26.01.2021 по 28.02.2021 – по тарифу.

Возражая против удовлетворения заявленных требований, ФИО1 не отрицал, что показания прибора учета передавались им нерегулярно в виду разъездного характера работы. При этом, выражая несогласие с выставлением счета за холодное водоснабжение и водоотведение исходя из нормативов потребления, а не по приборам учета, ссылался на несоблюдение истцом, являющимся ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, сроков проведения проверки приборов учета.

Рассматривая доводы жалобы о необходимости расчета задолженности по коммунальной услуге согласно показаниям индивидуальных приборов учета, установленных в квартире ФИО1, в соответствии с которыми за спорный период потреблено 169 куб.м, судебная коллегия приходит к следующему.

Пунктом 84 Правил № 354 на исполнителя возложена обязанность при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального прибора учета в течение 6 месяцев подряд, не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.

В силу п.82 Правил № 354 исполнитель обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений).

Согласно п. 61 Правил № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета.

При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Таким образом, в соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил № 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в связи с чем гарантирующий поставщик обязан произвести перерасчет объема потребления электрической энергии, определенного в соответствии с нормами пунктов 59 и 60 Правил № 354, при этом перерасчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с п. 61 Правил № 354 представляет собой разность начальных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов, переданных ранее исполнителю коммунальных услуг, и переданных показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в более поздний период с учетом платы, начисленной за период непредставления показаний индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов. (Письмо Минстроя России от 10.02.2017 № 4070-АТ/04 О перерасчете платы за отдельные виды коммунальных услуг).

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцом было заявлено, что исполнителем коммунальной услуги является ЖК «п. Зональная Станция, /__/», с которым МП Зональненского сельского поселения «СКС» заключен договор на водоснабжение и водоотведение от 01.11.2016, в связи с чем, истец не должен был проводить проверку приборов учета ответчика.

Указанные доводы истца подлежат отклонению, а доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 84 Правил № 354 именно на истца возложена обязанность проводить проверку приборов учета, снимать показания и производить перерасчет в случае непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального прибора учета в течение 6 месяцев подряд и установления расхождений таких показаний – обоснованными в виду следующего.

В соответствии с п. 13 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте «б» пункта 10 Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов.

Согласно п. 15 Правил № 354 товарищество или кооператив приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты его государственной регистрации, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному товариществом или кооперативом с ресурсоснабжающей организацией.

В силу п.3 Правил № 354 коммунальные услуги предоставляются потребителям - собственнику жилого помещения и проживающим с ним лицам - с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 - 12 настоящих Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (п.6 Правил № 354).

В соответствии с ч. 6.3 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации (действующей до 03.04.2018) на основании решения общего собрания членов жилищного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед жилищным кооперативом, который отвечает перед такими собственниками за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно информации, имеющейся в свободном доступе на сайте Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области, в многоквартирном доме по адресу: /__/ собственниками помещений выбран способ управления многоквартирным домом – Жилищный кооператив «п. Зональная Станция, /__/» с 17.07.2015.

Решением общего собрания собственников многоквартирного дома от 01.07.2015 определен порядок оплаты коммунальных услуг – непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Таким образом, с момента принятия решения общего собрания собственников многоквартирного дома по адресу: /__/ от 01.07.2015 МП Зональненского сельского поселения «СКС» непосредственно осуществляет поставку коммунального ресурса потребителям в многоквартирном доме /__/ на основании части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 01.07.2015 в связи с принятием собственниками помещений решения о внесении платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, осуществляет расчет и принимает плату за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.

Решением Томского районного суда Томской области от 19.09.2016 решения общего собрания собственников многоквартирного дома от 01.07.2015 признаны недействительными и отменены.

Общим собранием собственников многоквартирного дома по адресу /__/ от 16.07.2016 принято решение об индивидуальном заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями каждым собственником жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона N 59-ФЗ от 3 апреля 2018 года "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №59-ФЗ), Жилищный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 157.2, устанавливающей, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в том числе в случаях принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

При этом согласно части 3 статьи 3 Закона N 59-ФЗ действие части 6 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется и на отношения, возникшие из договоров, заключенных до 3 апреля 2018 года. Также пунктом 6 Правил N 354 предусмотрено предоставление коммунальных услуг путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).

Следовательно, в силу сложившихся договорных отношений между МП Зональненского сельского поселения «СКС» и ФИО1 именно на истца возложена предусмотренная вышеизложенными положениями обязанность проводить проверку приборов учета и достоверность их показаний.

Как следует из дела, по адресу: /__/ ранее установлен прибор учета – счетчик холодной воды № 988270, дата поверки - 06.04.2015, окончание - 06.04.2021, а также счетчик холодной воды № 10-338751, дата поверки - 03.11.2017, окончание - 03.11.2023, что подтверждается актами ввода приборов учета потребления воды (счетчика воды) в эксплуатацию от 30.01.2018.

19.02.2018 сотрудниками МП Зональненского сельского поселения «СКС» по адресу: /__/, была произведена проверка индивидуальных приборов учета расхода холодной воды, в результате которой было зафиксировано, что на приборе учета ITELMA, заводской номер 10-338751, показания - 00279 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайках отсутствует, межповерочный интервал просрочен; на приборе учета ITELMA, заводской номер 10-361914, показания - 00004 куб. м, контрольная пломба на соединительных гайках отсутствует, межповерочный интервал просрочен; на приборе учета ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00032 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайка отсутствует; на приборе учета ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00032 куб.м, контрольная пломба на соединительных гайка отсутствует; прибор учета ITELMA, заводской номер 10-0361922, показания 00013 куб.м, пломба свинец, межпроверочный интервал просрочен.

Согласно актам ввода приборов учета потребления воды (счетчика воды) в эксплуатацию от 28.02.2018 приборы учета № 983270 и № 10-338751 были приняты в качестве приборов учета, на основании которых производится начисление платы за холодное водоснабжение и водоотведение.

Актом проверки от 06.03.2019 по адресу: /__/, зафиксированы следующие показания приборов учета: ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-338751, показания 00315 куб.м, пломба № 04321832, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-361914, показания 00004 куб.м, пломба № 04321831, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 15-983270, показания 00037 ку.м, пломба № 04321833, ПУ ХВС ITELMA, заводской номер 10-0361922, показания 00013 куб.м, пломба свинец.

В марте 2019 года на основании п. 61 Правил № 354 произведен перерасчет размера платы за коммунальные услуги исходя из снятых в ходе проверки показаний прибора учета, а именно списаны начисления по нормативу за период с февраля 2018 года по февраль 2019 года в сумме 46 608 рублей 71 копейка и произведено начисление исходя из показаний приборов учета, указанных в акте от 06.03.2019.

В период с 01.04.2019 по 30.06.2019 начисления производились на основании переданных показаний учета.

Начиная с июля 2019 года ответчиком показания приборов учета не передавались, начисления произведены МП Зональненского сельского поселения «СКС» в соответствии с пп. «б» п.59, п. 60 Правил № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению и водоотведению.

В январе, марте, апреле 2020 года ФИО1 были переданы показания приборов учета ITELMA, заводской номер 983270 и ITELMA, заводской номер 10-033375 соответственно 42 куб.м и 352 куб.м - 26.01.2020, 43 куб.м и 363 куб.м - 31.03.2020, 44 куб.м и 368 куб.м - 21.04.2020, что подтверждается представленными скриншотами переписки в «WhatsApp», справкой директора МП Зональненского сельского поселения «СКС».

Истцом приняты данные показания приборов учета, что подтверждается окончательным расчетом задолженности, следовательно, признана исправность и достоверность самих приборов, однако перерасчет по принятым показаниям за предыдущие периоды не произведен.

При этом МП Зональненского сельского поселения «СКС» проверка достоверности предоставленных сведений не проводилась, последняя проверка состояния прибора учета и его показаний проведена 06.03.2019, в связи с чем, судебная коллегия находит неверными выводы суда первой инстанции в части принятия расчета задолженности за период с января 2020 года по 29.02.2020, произведенного по нормативу.

Поскольку обязанность проведения проверки прибора учета истцом выполнена не была, недостоверность показаний не установлена, расчет размера платы за потребленный коммунальный ресурс должен быть произведен по представленным потребителем показаниям прибора учета, учтенным на дату предоставления сведений.

В период с мая 2020 года по январь 2021 года показания приборов учета не передавались, начисления произведены МП Зональненского сельского поселения в соответствии с п. 60 Правил № 354.

ФИО1 в МП Зональненского сельского поселения «СКС» подано заявление с просьбой произвести перерасчет потребления холодного водоснабжения в соответствии с фактическими показаниями приборов учета с приложением акта осмотра от 26.01.2021.

Как следует из указанного акта ввода в эксплуатацию/осмотра индивидуальных приборов учета холодной воды от 26.01.2021 произведен осмотр приборов холодного водоснабжения собственника жилого помещения по адресу: /__/. Установлено, что узел учета горячего/холодного водоснабжения соответствует требованиям П 683 и принимается в эксплуатацию для коммерческого расчета. Указаны приборы учета ITELMA, заводской номер 983270, показания 59 куб.м, пломба № 04321833, место установки кухня, ITELMA, заводской номер 10-033375, показания 415 куб.м, пломба № 09056099, место установки санузел. При этом в примечание содержится отметка: повторное опломбирование (срыв пломбы).

В материалы дела также представлен акт срыва пломбы прибора учета холодной воды по адресу: /__/ от 25.01.2021, из которого следует, что произведен демонтаж пломбы с прибора учета холодного водоснабжения в ванне в связи с аварийной ситуацией. № снятой пломбы 04321832, место установки: санузел, показания ИПУ 415 куб.м. Данные обстоятельства подтвердили в судебном заседании свидетели Г., И., достоверность показаний которых истцом не опровергнута.

23.02.2021 ФИО1 повторно обратился в МП Зональненского сельского поселения «СКС» с заявлением о производстве перерасчета потребления холодного водоснабжения в соответствии с фактическими показаниями приборов учета.

Как следует из пояснений представителя ответчика, пломба была сорвана в связи с аварийной ситуацией 25.01.2021, вновь установлена 26.01.2021, однако перерасчет так и не был произведен, между тем, показания прибора учета вновь приняты к расчету, что подтверждается расчетом задолженности.

Судебная коллегия приходит к выводу, что судом дана неверная оценка указанным обстоятельствам. Доказательства того, что прибор учета ответчика вышел из строя в связи с нарушением контрольных пломб, в дело не представлены. Также не представлено доказательств срыва пломбы при иных обстоятельствах, в том числе вследствие недобросовестного поведения ответчика.

На основании изложенного, учитывая, что в спорный период неисправность прибора учёта ответчика не была установлена, показания прибора учета, указанные в акте ввода в эксплуатацию/осмотра индивидуальных приборов учета холодной воды от 26.01.2021, приняты истцом и после предоставления данного акта показания приборов учета принимаются в расчет, приборы учета признаны истцом исправными, МП Зональненского сельского поселения «СКС» должно было произвести перерасчет платы за коммунальные услуги на основании данных, предоставленных ответчиком.

Из материалов дела следует, что в спорный период с даты последней проверки прибора учета 06.03.2019 показания 37 куб.м и 315 куб.м изменились на 62 куб.м и 419 куб.м (согласно показаниям от 23.02.2021), таким образом ответчиком потреблено 169 куб.м. ресурса.

Поскольку судебная коллегия пришла к выводу о том, что сумму задолженности по коммунальным услугам необходимо исчислять на основании показаний приборов учета, её размер составит: на 06.03.2019 (показания 37 куб.м и 315 куб.м) – 3836 рублей, на 24.05.2019 (показания 39 куб.м и 322 куб.м) – 863,10 рублей, на 30.06.2019 (показания 39 куб.м и 332 куб.м) – 959 рублей, на 26.01.2020 (показания 42 куб.м и 352 куб.м) – 2205,70 рублей, на 31.03.2020 (показания 43 куб.м и 363 куб.м) – 1150,80 рублей, на 21.04.2020 (показания 44 куб.м и 368 куб.м) – 575,40 рублей, на 26.01.2021 (показания 59 куб.м и 415 куб.м) – 6117,54 рублей, на 23.02.2021 (показания 62 куб.м и 419 куб.м) – 690,69 рублей, а всего 16398,23 рублей.

Из дела следует, что в ходе рассмотрения иска ФИО1 произведена оплата коммунальной услуги 24.05.2021 в сумме 16 104,99 рублей и 07.07.2021 на сумму 690,69 рублей.

Поскольку сумма задолженности в размере 16398,23 рублей оплачена ответчиком в ходе рассмотрения дела, решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» к ФИО1 о взыскании задолженность по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении указанных исковых требований.

Рассматривая правильность удовлетворения исковых требований о взыскании пени, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

При расчете пени необходимо учитывать, что пеня за несвоевременное и внесение платы не в полном объеме рассчитывается, начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, а также то, что при исполнении однородных обязательств преимущество имеет то обязательство, срок исполнения которого наступил или наступит раньше, поскольку материалы дела не содержат доказательств указания должником, в счет какого из однородных обязательств осуществлено исполнение.

Истцом заявлено о взыскании неустойки за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022 в размере 11 509 рублей 38 копеек.

Поскольку в ходе рассмотрения иска ФИО1 произведена оплата коммунальной услуги 24.05.2021 в сумме 16104,99 рублей и 07.07.2021 на сумму 690,69 рублей, исходя из размера определенной судом апелляционной инстанции задолженности в сумме 16398,23 рублей, на дату вынесения решения суда задолженность была погашена полностью с остатком, подлежащим зачету в сумму пени в размере 397,45 рублей.

Учитывая также, что в данном случае применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на день фактической оплаты 5%, размер пени, исчисленной на указанные суммы задолженности относительно к каждому периоду, с учетом Постановления Правительства РФ от 02.04.2020 № 424 «Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установившего мораторий для начисления неустойки на период с 05.04.2020 по 01.01.2021, составит 597 рублей:

долг

период просрочки

ставка

доля ставки

формула

пени

3836

11.04.2019-10.05.2019 (30)

5 %

0

3836 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

3836

11.05.2019-09.07.2019 (60)

5 %

1/300

3836 х 60 х 1/300 х 5%

38,36 р.

3836

10.07.2019-05.04.2020 (271)

5 %

1/130

3836 х 30 х 1/130 х 5%

399,83 р.

- 3836

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

438,19 р.

863,10

11.06.2019-10.07.2019 (30)

5 %

0

863,10 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

863,10

11.07.2019-08.09.2019 (60)

5 %

1/300

863,10 х 60 х 1/300 х 5%

8,63 р.

863,10

09.09.2019-05.04.2020 (210)

5 %

1/130

863,10 х 210 х 1/130 х 5%

69,71 р.

-863,10

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

78,34 р.

959

11.07.2019-09.08.2019 (30)

5 %

0

959 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

959

10.08.2019-08.10.2019 (60)

5 %

1/300

959 х 60 х 1/300 х 5%

9,59 р.

959

09.10.2019-05.04.2020 (180)

5 %

1/130

959 х 180 х 1/130 х 5%

66,39 р.

-959

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

75,98 р.

2205,70

11.02.2020-11.03.2020 (30)

5 %

0

2205,70 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

2205,70

12.03.2020-05.04.2020 (25)

5 %

1/300

2205,70 х 25 х 1/300 х 5%

9,19 р.

-2205,70

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

9,19 р.

9590

02.01.2021-31.01.2021 (30)

5 %

0

9590 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

9590

01.02.2021-01.04.2021 (60)

5 %

1/300

9590 х 60 х 1/300 х 5%

95,90 р.

9590

02.04.2021-24.05.2021 (53)

5 %

1/130

9590 х 53 х 1/130 х 5%

195,49 р.

-9590

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

291,39 р.

6117,54

11.02.2021-12.03.2021 (30)

5 %

0

6117,54 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

6117,54

13.03.2021-11.05.2021 (60)

5 %

1/300

6117,54 х 60 х 1/300 х 5%

61,18 р.

6117,54

12.05.2021-24.05.2021 (13)

5 %

1/130

6117,54 х 30 х 1/130 х 5%

30,59 р.

-6117,54

24.05.2021 Погашение части долга

Итого:

91,77 р.

690,69

11.03.2021-09.04.2021 (30)

5 %

0

690,69 х 30 х 0 х 5%

0,00 р.

690,69

10.04.2021-24.05.2021 (45)

5 %

1/300

690,69 х 45 х 1/300 х 5%

5,18 р.

-397,45

24.05.2021 Погашение части долга

293,24

25.05.2021-08.06.2021 (15)

5,50%

1/300

293,24х15х1/300х5,5%

0,81 р.

293,24

09.06.2021-07.07.2021 (29)

5,50%

1/130

293,24х29х1/130х5,5%

3,60 р.

-293,24

07.07.2021 Погашение части долга

Итого:

9,59 р.

Сумма пени по всем задолженностям (с учетом погашения долга): 597 р.

Согласно п.1 ст. 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.

Учитывая характер и объем нарушения, период задолженности, то, что неустойка по своей природе носит компенсационный характер, является способом обеспечения исполнения обязательства, в связи с чем должна соответствовать последствиям нарушения обязательства, судебная коллегия приходит к выводу, что заявленный размер неустойки является соразмерным последствиям нарушения обязательства и неподлежащим снижению.

В связи с изложенным решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований о взыскании пени подлежит изменению с уменьшением размера взысканной с ФИО1 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» пени за период с 11.05.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 24.05.2022 с 11 509 рублей 38 копеек до 597 рублей.

При этом судебная коллегия не нашла оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности при расчете долга и пени по заявлению ответчика ФИО1 по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

В п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ).

В силу п.1 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

Согласно п. 3 ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.

В п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" разъяснено, что в случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

МП Зональненского сельского поселения «СКС» просило взыскать долг по коммунальным услугам за период с 01.03.2018 по 28.02.2021, неустойку за период с 26.04.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 28.02.2022.

Исковое заявление направлено в Томский районный суд Томской области 14.04.2021, при этом ранее 19.11.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Томского судебного района Томской области по заявлению МП Зональненского сельского поселения «СКС» был вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО1 долга по коммунальным услугам.

29.11.2019, когда до окончания срока исковой давности оставалось менее 6 месяцев, судебный приказ был отменен по заявлению ответчика.

В связи с этим истцом не пропущен срок исковой давности по заявленным требованиям.

Также судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда в части распределения судебных расходов исходя из следующего.

Как разъяснено в п. 73 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.06.2021 № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», в случае изменения судом апелляционной инстанции судебного постановления суда первой инстанции, а также в случае его отмены и принятия нового судебного постановления суд апелляционной инстанции изменяет или отменяет решение суда первой инстанции о распределении судебных расходов, в том числе если это сделано отдельным постановлением суда первой инстанции (часть 3 статьи 98 ГПК РФ).

В силу ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

В силу ст.101 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если истец не поддерживает свои требования вследствие добровольного удовлетворения их ответчиком после предъявления иска, все понесенные истцом по делу судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, по просьбе истца взыскиваются с ответчика.

Истцом было заявлено ко взысканию с учетом всех уточнений 38013,20 рублей задолженности и 11509,38 рублей пени, из них 16795,68 рублей оплачено ответчиком в ходе рассмотрения дела, в связи с чем, исковые требования уменьшены на данную сумму.

С учетом частичного удовлетворения исковых требований, сумма государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца, подлежит уменьшению с 1685 рублей 67 копеек до 695 рублей 71 копейки. В части возврата истцу суммы излишне уплаченной государственной пошлины 1307,33 рублей решение суда подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томского районного суда Томской области от 25 апреля 2022 года в части удовлетворения исковых требований муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» к ФИО1 о взыскании задолженность по коммунальным услугам (холодное водоснабжение, водоотведение) за период с 01.03.2018 по 28.02.2021 в размере 38 013 рублей 20 копеек отменить, принять в этой части новое, которым в удовлетворении указанных исковых требований муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» к ФИО1 отказать.

Решение Томского районного суда Томской области от 25 апреля 2022 года изменить, уменьшить размер взысканной с ФИО1 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» пени за период с 11.05.2019 по 05.04.2020 и с 02.01.2021 по 24.05.2022 с 11 509 рублей 38 копеек до 597 рублей, уменьшить размер взысканных с ФИО1 в пользу муниципального предприятия Зональненского сельского поселения «Служба коммунального сервиса» расходов на оплату государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления согласно платежному поручению № 100 от 08.04.2021, с 1 685 рублей 67 копеек до 695 рублей 71 копейки.

В остальной части решение Томского районного суда Томской области от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика ФИО1 ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: