ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-661/2022 от 15.06.2022 Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики (Кабардино-Балкарская Республика)

Судья Блохина Е.П. Дело № 33-1359/2022

дело № 2-661/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:

Председательствующего – Макоева А.А.,

судей Бижоевой М.М. и Тхагалегова З.Т.,

при секретаре: Кишевой А.В.,

с участием: истца Апажихова А.А., представителя ответчика Министерства труда и социальной защиты КБР – Ульбашева А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Тхагалегова З.Т. гражданское дело по иску Апажихов А.А. к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и урегулированию конфликта интересов, о признании незаконными и об отмене приказов о применении дисциплинарного взыскания,

по апелляционным жалобам Апажихов А.А. и Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики на решение Нальчикского городского суда КБР от 07 апреля 2022 года,

у с т а н о в и л а:

Апажихов А.А. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, в котором просил: признать незаконным решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведения государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и урегулированию конфликтов интересов, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания; признать незаконным и отменить приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде выговора.

В обоснование иска истец указал, что приказом Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Как указано в приказе, причиной применения дисциплинарного взыскания послужило, по мнению работодателя, ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и не принятие мер по урегулирования конфликта интересов, стороной которой являлся он, что установлено Комиссией по соблюдению требований к соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих от ДД.ММ.ГГГГ протокол .

30.09.2019г. прокурор КБР направил в адрес министра труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором содержалось, в числе прочих, требование об инициировании мероприятий по контролю за расходами руководителя административно-правого департамента Апажихова А.А. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ-дсп Администрация Главы Кабардино-Балкарской Республики уведомила министра о том, что в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» на основании обращения Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики управлением по вопросам противодействия коррупции Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики осуществлен контроль за расходами руководителя административно-правового департамента Министерства Апажихова А.А., а также расходами его супруги, совершенными ими в течение 2017 года. По результатам осуществления контроля обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов общему доходу семьи, не выявлено. Таким образом, указанные в представления прокурора обстоятельства в отношении него не подтвердились.

Этим же письмом сообщено о факте представления неполных сведений за 2015-2017 годы, в частности, сведения о счетах в банках с нулевым или незначительным остатком. Из содержания выписки из протокола от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по вопросу проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах и об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленного им, Апажиховым А.А., комиссия решила подтвержденными факты предоставления неполных и недостоверных сведений, указанных в письме руководителя Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики. Из текста протокола можно сделать вывод, что комиссия пришла к решению о невозможности привлечения к дисциплинарной ответственности в связи с истечением срока его применения. Также по результатам голосования комиссией сделан вывод о не исполнении им, установленной частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не уведомлении в письменной форме министра о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, непринятию мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. По мнению комиссии, несоблюдение указанных требований выражается личной заинтересованностью Апажихова А.А. при рассмотрении письма Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики курируемым им сектором о фактах представления недостоверных сведений. Между тем полагал, что в рассматриваемой ситуации обстоятельства личной (прямой или косвенной) заинтересованности, в контексте ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции», отсутствуют.

Отмечал, что поручение о проведении проверки на основании письма Администрации Главы Кабардино-Балкарской Республики Калмыкову Б.Ж. давал сам министр. При этом он, Апажихов А.А., не оказывал и не мог оказать какое-либо воздействие по рассматриваемому вопросу. Доказательств обратного не имеется. Отмечал при этом, что поручение о проверке так и не было исполнено. В этой связи полагал, что само по себе нахождение сектора по вопросам противодействия коррупции в составе департамента, возглавляемого им, при условии, что поручение Калмыкову Б.Ж. о проведении проверки по фактам, по которым истек срок применения взыскания, исходило непосредственно от министра, не свидетельствуют, по его мнению, о наличии условий, указанных в ст. 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» и необходимости принятия установленных ст. 11 того же Федерального закона, мер по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Поскольку сотрудник правового подразделения Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики в заседании Комиссии ДД.ММ.ГГГГ не присутствовал, по его мнению это является существенным нарушением.

Также указал, что ДД.ММ.ГГГГ ему был вручен приказ -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания на основании представления прокуратуры КБР от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном представлении говорится, что в нарушение пункта 2.5 раздела 2 Положения о порядке премирования, единовременного поощрения, выплаты материальной помощи, единовременной материальной помощи при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим Министерства, лица замещающие должности государственной службы поощрены без представления структурными подразделениями Министерства письменных предложений с указанием списка государственных служащих и размера причитающейся каждому государственному служащему поощрения. По указанному представлению он ДД.ММ.ГГГГ давал письменные объяснения министру, в который пояснил, что копии приказов о применении дисциплинарных взысканий к государственным служащим, работникам Министерства направлялась в финансово-экономический департамент по листку рассылки для соответствующего учета. Подготовка проектов приказов о премировании работников Министерства осуществлялась отделом государственной службы и кадров на основании поручения руководства, при этом формирование списков для премирования в единичных случаях производится на основании письменных предложений от руководителей структурных подразделений. Во всех иных случаях приказ о премировании направлялся в дело без приложений к нему. В этой связи считал, что оснований для применения в отношении него дисциплинарного взыскания в виде замечания не имелось.

В возражении на исковое заявление Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики просило в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью.

Решением Нальчикского городского суда КБР от 07 апреля 2022 года постановлено:

Исковые требования Апажихов А.А. к Министерству труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики – удовлетворить частично.

Признать незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихов А.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания.

В удовлетворении исковых требований Апажихов А.А. об отмене приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ, о признании незаконным и отмене приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики и урегулированию конфликта интересов, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, - отказать.

Не согласившись с данным решением, Апажихов А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене приказа Министерства от 01.10.2021г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора, о признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства и урегулированию конфликта интересов, оформленного протоколом от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять в этой части новое решение об удовлетворении указанных требований, мотивируя доводами аналогичными, изложенными в исковом заявлении, также указывает, что судом первой инстанции необоснованно не принято во внимание заявление о пропуске ответчиком срока для привлечения к дисциплинарной ответственности, подлежащий исчислению с момента, когда ответчик не только узнал, но и должен был узнать о нем. Принимая во внимание то обстоятельство, что представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства внесено в адрес Министерста 30.09.2019г., письмо руководителя администрации Главы КБР с поручением внести на рассмотрение соответствующей комиссии поставленного в нем вопроса, датировано 09.01.2020г., оспариваемое решение Комиссии от 29.09.2021г. и приказ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора от 01.10.2021г. приняты за рамками всех разумных сроков.

Не согласившись с данным решением, Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части признания незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГг. -в о применении к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. дисциплинарного взыскания в виде замечания и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Апажихова А.А. к Министерству труда и социальной защиты КБР отказать полностью за необоснованностью, мотивируя обстоятельствами установленными судом, также указывает, что ссылки на Федеральный закон от 25.12.2008г. -Ф3 «О противодействии коррупции» и ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в приказе министерства от 30.08.2021г. -в, которым Апажихов А.А. был привлечен к дисциплинарной ответственности является технической ошибкой и не меняет суть самого нарушения государственным гражданским служащим своих служебных обязанностей.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Тхагалегова З.Т., обсудив доводы апелляционных жалоб, поддержанной истцом Апажиховым А.А. и представителем ответчика Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики – Ульбашевым А.Б., Судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований пунктов 11, 12 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами; сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий обязан, в том числе, исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей (пункты 1 и 5 ч. 1).

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны, в том числе, воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа; принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов; не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера (подп. «м», «н», «о» п. 2 Общих принципов служебного поведения государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 12.08.2002г. ).

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» под конфликтом интересов закон определяет ситуацию, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» - «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

Согласно ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) предупреждение о неполном должностном соответствии.

В соответствии с ч. 1 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (ч. 2).

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения (ч. 3).

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона (ч. 4).

Из материалов дела следует, что приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 30.12.2014г. -к Апажихов А.А. переведен на должность государственной гражданской службы Кабардино-Балкарской Республики руководителя административно-правового департамента Министерства.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 29.06.2021г. -к Апажихов А.А. переведен на должность государственной гражданский службы Кабардино-Балкарской Республики руководителя организационно-аналитического департамента Министерства.

Судом по делу установлено, что 23.07.2021г. первым заместителем прокурора Кабардино-Балкарской Республики в адрес министра туда и социальной защиты КБР вынесено представление № , в котором, среди прочего, указано на выявленное в ходе проверки исполнения Министерством федерального законодательства нарушение Положения о порядке премирования, единовременного поощрения, выплаты материальной помощи, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от ДД.ММ.ГГГГ-П.

Так, в нарушение пунктов 2.5. и 2.11 Положения лица, замещающие должности государственной службы поощрены без предоставления структурными подразделениями Министерства письменных предложений с указанием списка государственных служащих и размера причитающейся каждому государственному служащему поощрения, а также о премировании специалиста –эксперта отдела опеки и попечительства Житиевой Р., специалистов отдела опеки и попечительства Макитовой Л.М. и социальной защиты семьи и детства Апажевой З.З., заведующего сектором по вопросам противодействия коррупции административно-правого департамента Калмыкова Б.Ж. при том, у указанных лиц имелись действующие дисциплинарные взыскания. В представлении содержится требование о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновность которых в допущении изложенных нарушений будет установлена результатами служебной проверки.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 27.07.2021г. -П назначено проведение служебной проверки по установлению причин неисполнения федерального законодательства по представлению прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики от 23.07.2021г. № . Срок проведения служебной проверки установлен до 13.08.2021г.

По результатам служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ комиссия пришла к выводу, что должностное лицо, которое не обеспечило передачу приказов о привлечении госслужащих к дисциплинарной ответственности в финансово-экономический департамент - начальник отдела государственной службы и кадров Уначева С.Р. приказом от ДД.ММ.ГГГГ-к уволена с государственной гражданской службы по собственному желанию, в связи с чем привлечь ее к дисциплинарной ответственности не представляется возможным. В отношении начальника материального и технического надзора Бленаова И.И. комиссией рекомендовано ограничиться ранее наложенным дисциплинарным взысканием.

В связи с нахождением Апажихова А.А. в отпуске заключение по результатам служебной проверки в отношении него вынесено 27.08.2021г. По результатам служебной проверки комиссия пришла к выводу, что руководитель административно-правового департамента Апажихов А.А. в нарушение п. 3 требований должностного регламента руководителя административно-правового департамента от 20.01.2015г. и п. 2.4 приказа от 11.03.2008г. -П «Об утверждении порядка подготовки и оформления приказов» Министерства труда и социальной защиты КБР не обеспечил должный контроль за передачей приказов о привлечении госслужащих к дисциплинарной ответственности в финансово-экономический департамент, что повлекло незаконные выплаты.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от ДД.ММ.ГГГГ-в к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (п. 1 ст. 59.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Также судом установлено, что 30.09.2019г. Прокурором КБР в адрес министра труда и социальной защиты КБР вынесено представление , в котором, кроме прочего, указано, что руководителем административно-правового департамента Министерства Апажиховым А.А. и его супругой в 2017 году совершена сделка по приобретению квартиры, при этом сумма сделки превышает доход указанных лиц за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Апажиховым А.А. сведения о расходах и об источниках получения средств за счет которых совершена сделка, не представлены. В представлении прокурора Кабардино-Балкарской Республики содержалось требование инициировать мероприятия по контролю за расходами Апажихова А.А.

На основании представления Прокурора КБР от 30.09.2019г. и в соответствии с Указом Главы Кабардино-Балкарской Республики от 26.06.2013г. -УГ письмом от 23.10.2019г. и.о. министра труда и социальной защиты КБР направил в Администрацию Главы КБР материалы для проведения проверочных мероприятий по контролю за расходами руководителя административно-правового департамента Министерства Апажихова А.А.

Письмом от 09.01.2020г. руководитель Администрации Главы КБР уведомил министра труда и социальной защиты КБР о том, что по результатам осуществления контроля за расходами Апажихова А.А. и его супруги обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии расходов общему доходу семьи, не выявлено. Однако в рамках осуществления контроля за расходами выявлены факты предоставления неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных Апажиховым А.А. за 2015-2017 годы, что является основанием для проведения проверки достоверности представленных им сведений. В целях принятия объективного решения руководителем Администрации Главы КБР рекомендовано данный вопрос внести на рассмотрение соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Письмо руководителя Администрации Главы КБР резолюцией министра труда и социальной защиты КБР от 13.01.2020г. отписано на исполнение Калмыкову Б.Ж., который в тот период занимал должность заведующего сектором по противодействию коррупции Министерства.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 28.07.2021г. -П назначено проведение служебной проверки в отношении консультанта контрольно-ревизионного отдела министерства Калмыкова Б.Ж. по установлению причин неисполнения поручения руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г.

Приказом министра труда и социальной защиты КБР от 22.09.2021г. -П начальнику отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгауновой Б.М. поручено провести проверку исполнения поручения министра труда и социальной защиты КБР, руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г. по представлению Прокурора КБР от 30.09.2019г. руководителем организационно-аналитического департамента Апажиховым А.А. с предоставлением доклада о результатах проверки до 24.09.2021г.

Докладом от 24.09.2021г. начальник отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгаунова Б.М. уведомила министра о том, что 26.07.2021г. было установлено, что поручение руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г. не было исполнено, в связи с чем был издан приказ о проведении служебной проверки 28.07.2021г. -П.

Решением Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов от 29.09.2021г., оформленным протоколом , признано, что при исполнении обязанностей руководителя административно-правового департамента Апажихов А.А. не принял необходимые меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которой он является. Характер нарушений признан значительным, поскольку Апажихов А.А. не исполнил установленные частями 1 и 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» обязанности по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, не уведомил в письменной форме министра о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов и не принял мер по его предотвращению. Комиссией рекомендовано министру применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

Приказом Министерства труда и социальной защиты КБР от 01.10.2021г. -в за ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и не принятию мер по урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в период работы в качестве руководителя административно-правого департамента, к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде выговора (п. 1 ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Разрешая требования истца в части признания незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты КБР -в от 30.08.2021г. о применении к нему дисциплинарного взыскания в виде замечания и удовлетворяя данные требования, суд первой инстанции исходил из того, что по результатам служебной проверки от 27.08.2021г. комиссия, проводившая служебную поверку, пришла к выводу о ненадлежащем исполнении Апажиховым А.А. свои служебных обязанностей, между тем, приказом -в к Апажихову А.А. применено дисциплинарное взыскание в виде замечания по п. 1 ст. 59.1 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которой установлены взыскания за несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством, однако, в заключении служебной проверки выводы о совершении Апажиховым А.А. дисциплинарного проступка в связи с несоблюдением им ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством не содержатся. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что приказом -в Апажихов А.А. привлечен к дисциплинарной ответственности за нарушения, которые служебной проверкой не выявлены, в связи с чем пришел к выводу о том, что приказ -в является незаконным.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции в данной части, поскольку выводы обоснованы, сделаны на основании исследованных судом доказательств и их надлежащей оценки.

Основания и мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, а также доказательства, принятые судом во внимание, приведены в мотивировочной части решения суда и, оснований считать их неправильными не имеется.

При этом, Судебная коллегия, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, отмечает, что ссылку на наличие на техническую ошибку в приказе нельзя признать состоятельной, поскольку в процессе проверки не устанавливались несоблюдение истцом ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции федеральным законодательством. Таких выводов, как правильно указано судом первой инстанции не содержит и результаты служебной проверки от 27.08.2021г. Кроме того, в приказе не указано, какие именно должностные обязанности, предусмотренные должностным регламентов, не были исполнены Апажиховым А.А.

Как следствие, достаточных оснований для привлечения Апажихова А.А. к дисциплинарной ответственности не имелось, в силу чего судом первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании приказа Министерства труда и социальной защиты КБР -в от 30.08.2021г. незаконным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика не опровергают указанные выводу суда первой инстанции.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований истца в части признания незаконными приказа Министерства труда и социальной защиты КБР -в от 01.10.2021г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора и решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов от 29.09.2021г., оформленного протоколом , суд первой инстанции исходил из того, что оснований для признания их незаконными, и отмене не имеется, так как в октябре 2019 года Апажихову А.А. было известно о том, что во исполнение представления Прокурора КБР министром были инициированы мероприятия по контролю за его расходами. Кроме того, суд посчитал установленным, что еще до июля 2021 года истцу было известно о том, что заведующему сектором по противодействию коррупции Министерства Калмыкову Б.Ж., который в соответствии со структурой Министерства являлся подчиненным Апажихова А.А., поручена организация рассмотрения вопроса о предоставлении Апажиховым А.А., неполных и недостоверных сведений по доходам, расходам, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2015-2017 годы. При этом, в нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции» Апажихов А.А. уведомление о возникновении личной заинтересованности или о возможности ее возникновения при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, не подавал.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов обоснованно пришла к выводу о нарушении Апажиховым А.А. требований статей 10 и 11 Федерального закона от 25.12.2008г. 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Также суд первой инстанции нашел, что сроки привлечения Апажихова А.А. к дисциплинарной ответственности не нарушены, поскольку приказ -в от 01.10.2021г. вынесен в пределах срока, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» после того, как начальником отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгауновой Б.М. Министру труда и социальной защиты КБР был представлен доклад от 24.09.2021г. о неисполнении Апажиховым А.А. требований частей 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

С выводами суда в части нарушения истцом требований частей 1 и 2 ст. 11 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и отказе в признании незаконным решения Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Министерства труда и социальной защиты КБР и урегулированию конфликта интересов от 29.09.2021г., оформленного протоколом , Судебная коллегия соглашается, поскольку эти выводы основаны на правильно установленных судом обстоятельствах дела, соответствуют требованиям действующего законодательства, регулирующего возникшие между сторонами правоотношения и доводами апелляционной жалобы Апажева А.А. не опровергаются.

Между тем, Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части соблюдения ответчиком установленного законом порядка привлечения государственного гражданского служащего к дисциплинарной ответственности по приказу -в от 01.10.2021г.

Как следует из материалов дела на основании представления Прокурора КБР от 30.09.2019г. , письмом от 23.10.2019г. и.о. Министра труда и социальной защиты КБР направил в Администрацию Главы КБР материалы для проведения проверочных мероприятий по контролю за расходами руководителя административно-правового департамента Министерства Апажихова А.А.

В целях принятия объективного решения руководителем Администрации Главы КБР письмом от 09.01.2020г. Министру труда и социальной защиты КБР рекомендовано данный вопрос внести на рассмотрение соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Указанное письмо руководителя Администрации Главы КБР на основании резолюции Министра труда и социальной защиты КБР от 13.01.2020г. отписано на исполнение Калмыкову Б.Ж. и только приказом Министра труда и социальной защиты КБР от 22.09.2021г. -П начальнику отдела государственной службы, кадров и противодействия коррупции Министерства Адыгауновой Б.М. поручено провести проверку исполнения поручения Министра труда и социальной защиты КБР, руководителя Администрации Главы КБР от 09.01.2020г. по представлению Прокурора КБР от 30.09.2019г. .

Решение Комиссией, оформленное протоколом было принято 29.09.2021г.

При таком положении, учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также, что работодателю был известен факт о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения с 13.01.2020г., Судебная коллегия приходит к выводу о том, что дисциплинарное взыскание истцу применено за пределами шестимесячного срока, установленного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Таким образом, удовлетворяя требования истца в части признания незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты КБР -в от 01.10.2021г., Судебная коллегия, руководствуясь положениями статей 59.1, 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» исходит из того, что наложение дисциплинарного взыскания в виде выговора произведено по истечении срока, предусмотренного ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», учитывая, что достаточная информация о наличии признаков несоблюдения истцом основных обязанностей государственного гражданского служащего в части предотвращения конфликта интересов поступила Министру труда и социальной защиты КБР 13.01.2020г., приказ о проведении соответствующей проверки издан лишь 22.09.2021г., а к дисциплинарной ответственности гражданский служащий привлечен приказом от 01.10.2021г., при этом ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств соблюдения установленных законом сроков привлечения к дисциплинарной ответственности, в том числе сведений о каких-либо проверочных мероприятиях, проведенных в период с 13.01.2020г. по 22.09.2021г., и их результатах, а также учитывая, что в указанный период истец не был временно нетрудоспособен, не пребывал в отпуске, не отсутствовал на службе по иным уважительным причинам. Более того, следует отметить, что неисполнение Калмыковым Б.Ж. своих должностных обязанностей по исполнению поручения Министра труда и социальной защиты КБР и последующее его привлечение к дисциплинарной ответственности, само по себе не приостанавливает срок, предусмотренный ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

При таких обстоятельствах решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований Апажихова А.А. о признании незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты КБР -в от 01.10.2021г. о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора подлежит отмене на основании ст. 330 ГПК РФ в связи с недоказанностью установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, с вынесением по делу в этой части нового решения об удовлетворении заявленного иска.

Иные доводы апелляционной жалобы Апажева А.А. не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения в остальной части, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда КБР,

о п р е д е л и л а:

Решение Нальчикского городского суда КБР от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований Апажихов А.А. о признании незаконным приказа Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора отменить и принять в этой части новое решение.

Признать незаконным приказ Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики -в от ДД.ММ.ГГГГ о применении дисциплинарного взыскания в виде выговора к руководителю организационно-аналитического департамента Апажихов А.А..

В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы Апажихов А.А. и Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.А.Макоев

Судьи М.М.Бижоева

З.Т.Тхагалегов