ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6639/19 от 03.03.2020 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Храмов Я.В. Дело № 33-581/2020

№ 2–6639/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Прасол Е.В.,

судей Аврамовой Н.В., Тимофеевой С.В.,

при секретаре судебного заседания Булгаковой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 3 марта 2020 г. гражданское дело по иску Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Курган» о возложении обязанности зарегистрировать транспортные средства

по апелляционной жалобе акционерного общества «Аэропорт Курган» на решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2019 г.

Заслушав доклад судьи Прасол Е.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителя акционерного общества «Аэропорт Курган» - Долгих В.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Курганский транспортный прокурор обратился в Курганский городской суд Курганской области с иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу (далее – АО) «Аэропорт Курган» о возложении обязанности зарегистрировать транспортные средства.

В обоснование иска указал, что в ходе проверки было установлено, что АО «Аэропорт Курган» эксплуатирует на территории аэродрома автомобили с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, а именно: автомобиль МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , автомобиль КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и автомобиль УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный .

Ссылаясь на Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Приказ МВД России от 26 июня 2018 г. № 399 «Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России, Приказ Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 «Об утверждении Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации», статей 357, 358, 23, 359 Налогового кодекса Российской Федерации, прокурор утверждал, что в нарушение требований данных нормативных актов, АО «Аэропорт Курган» эксплуатирует указанные транспортные средства без регистрации их в ГИБДД МВД России и не осуществляет уплату транспортного налога за их эксплуатацию.

Просил возложить на АО «Аэропорт Курган» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, зарегистрировать в ГИБДД МВД России пожарные автомобили МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный .

В судебном заседании прокурор, поддерживающий иск, Кравчук А.А. на исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика АО «Аэропорт Курган» по доверенности Долгих В.В. исковые требования не признала.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ИФНС России по г. Кургану, Управления ГИБДД УМВД России по Курганской области, Управления МВД России по г. Кургану, Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, надлежаще извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовали.

Курганским городским судом Курганской области 5 ноября 2020 г. постановлено решение, которым исковые требования Курганского транспортного прокурора удовлетворены в части, на АО «Аэропорт Курган» возложена обязанность зарегистрировать в ГИБДД МВД России пожарные автомобили МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный , в удовлетворении остальной части иска отказано. С АО «Аэропорт Курган» в доход бюджета муниципального образования г. Курган взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.

Не согласившись с решением суда, АО «Аэропорт Курган» подало на него апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на пункт 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» и пункт 24 Приказа Минтранса России от 23 июня 2003 г. N 150 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», указывает, что учет и ведение паспортов и формуляров спецтранспорта, допускаемого к эксплуатации только на территории аэродрома, осуществляется организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

Согласно статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», транспортным средством является устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного в нем, а дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли, либо поверхность искусственного сооружения.

Учет спецтранспорта - пожарных автомобилей МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный осуществляет их собственник, данные транспортные средства используются исключительно на территории аэродрома, на дороги общего пользования не выезжают.

В силу статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть исполнимым. Согласно пункту 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденных приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23 июня 2005 г. наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 26 июня 2018 г. № 399, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства, если представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства. Из ответа УМВД России по Курганской области от 23 августа 2019 г. № 216-2019 следует, что регистрация транспортных средств в ГИБДД на основании формуляров не предусмотрена.

Судом установлено, что владельцем спорным транспортных средств является АО «Аэропорт Курган», кому они были переданы от Курганского госавиапредприятия по акту от 11 июня 1998 г. Кроме данного акта и формуляров на спецтранспорт, какие-либо документы в отношении данных автомобилей отсутствуют, в частности – отсутствуют паспорта транспортных средств. В отсутствие паспорта транспортного средства, поставить автомобиль на учет в органах ГИБДД не представляется возможным.

Полагает, что суд дал ненадлежащую оценку указанным обстоятельствам дела и принял необоснованное решение.

Просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора отказать в полном объеме.

Курганский транспортный прокурор в возражении на апелляционную жалобу выражает несогласие с изложенными в ней доводами, просит оставить решение суда без изменения.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных исковых требований относительно предмета спора, ИФНС России по г. Кургану, Управления ГИБДД УМВД России по Курганской области, Управления МВД России по г. Кургану, Департамента агропромышленного комплекса Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили. Представитель от Курганской транспортной прокуратуры прибыл в суд апелляционной инстанции без доверенности, в связи с чем, на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда полагает, что решение суда подлежит отмене, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в редакции от 30 июля 2019 г.) «О безопасности дорожного движения», транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.

Общий порядок регистрации наземных транспортных средств определен постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», в пункте 2 которого установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют: подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации - тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/час и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования.

Как установлено судом и следует из материалов дела, АО «Аэропорт Курган» является владельцем пожарных автомобилей МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный .

Стороны не оспаривали, что данные транспортные средства переданы АО «Аэропорт Курган» от Курганского госавиапредприятия по акту от 11 июня 1998 г., на учете в ГИБДД они не состоят, их учет осуществлен самим владельцем посредством оформления формуляров, содержащих сведения о технических характеристиках транспортных средств, периодах работы, сроках технического обслуживания и прочего, данным транспортным средствам присвоены гаражные номера.

Также судом установлено, что транспортные средства МАЗ АА-60 (7310)-160.01, гаражный , КАМАЗ АА-40 (43105) 189 гаражный и УРАЛ (4320) АЦ-40, гаражный эксплуатируются АО «Аэропорт Курган» только непосредственно на территории аэродрома.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции проанализировав содержание приведенных выше норм права, а также норм Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации от 7 апреля 1997 г. N 30/И, Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82, а также Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 г. N 150, пришел к выводу, что действующее правовое регулирование не содержит исключений в отношении обязательной регистрации в ГИБДД спецтранспорта, эксплуатируемого исключительно на территории аэродрома.

Также суд отметил, что предусмотренные пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», а также абзацем 3 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» исключения в отношении обязательной регистрации транспортных средств, в рассматриваемом случае отсутствуют.

Реализуя предоставленное статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации право на оценку доказательств по делу, судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции ошибочными по следующим основаниям.

В статье 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ (в редакции от 30 июля 2019 г.) «О безопасности дорожного движения», под дорожным движением понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

Как уже было указано, судом первой инстанции установлено, что спорные транспортные средства эксплуатируются ответчиком только на территории аэродрома, без выезда на дороги общего пользования. Доказательств обратного истцом не представлено, судом не добыто (часть 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 24 Федеральных авиационных правил «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты», утвержденных приказом Минтранса России от 23 июня 2003 г. N 150 спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.

Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.

В соответствии с пунктом 3.2.4 Руководства по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов Российской Федерации от 7 апреля 1997 г. N 30/И, автобусы, автомобили грузовые, специальные и другая техника на автомобильных шасси, эксплуатируемая как на аэродроме, так и за пределами аэропорта, должна состоять на учете в органах Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДД) и иметь государственные регистрационные знаки, гаражные номера, паспорта и формуляры.

Автомобили, техника на автомобильных шасси, а также инженерная техника, эксплуатируемая только на территории аэродрома, за исключением самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним, должна иметь гаражные номера. Учет этих машин, ведение на них паспортов и формуляров возлагается на аэропорт.

Тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и прицепы к ним должны состоять на учете в инспекции органов Гостехнадзора и иметь государственные регистрационные знаки установленного образца.

Пунктом 44 Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 13 июля 2006 г. № 82 также установлено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.

Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

В целях реализации указанного пункта Инструкции, Росавиацией для определения порядка учета спецмашин и обслуживания спецмашин в аэропортах Российской Федерации, разработаны «Методические рекомендации по порядку учета, приема и передачи спецмашин на аэродромах гражданской авиации», согласно пунктам 2-6 которых, спецтехника и спецмашины, эксплуатируемые исключительно на территории аэродрома, подлежат учету соответствующей службой (подразделением) оператора аэродрома (оператора по наземному обслуживанию ВС). Постановка таких спецмашин на учет осуществляется приказом руководителя предприятия на основании приемо-передаточных документов от производителя (поставщика). В приказе указываются: - гаражный номер спецмашины; - служба (подразделение), осуществляющая эксплуатацию; - служба (подразделение), осуществляющая техническое обслуживание; - лицо, ответственное за ведение эксплуатационной документации (паспорт технического средства и формуляр установленного образца, выдаваемые предприятиями-изготовителями).

Передача спецмашины в другое подразделение оператора аэродрома (оператора по наземному обслуживанию) также осуществляется приказом руководителя предприятия. Реализация (списание) спецмашин осуществляется в установленном порядке по решению руководителя предприятия с оформлением необходимых приемо-передаточных документов (актов).

На каждую спецмашину ведется технический паспорт (паспорт технического средства и формуляр установленного образца, выдаваемые предприятиями-изготовителями). Технический паспорт является документом, удостоверяющим технические характеристики спецмашины. Технический паспорт действителен до момента снятия спецмашины с учета предприятия вследствие ее списания. Техническая документация на спецмашину (паспорт и формуляр) хранятся в службе, как документы строгой отчетности.

Таким образом, из совокупности приведенных нормативных актов следует, что в том случае, когда транспортное средство эксплуатируется только на территории аэродрома, его регистрация и учет осуществляется организацией, осуществляющей его эксплуатацию, в данном случае – АО «Аэропорт Курган». Поскольку в материалы дела представлены формуляры, из содержания которых усматривается, что спорные транспортные средства соответствующим образом учтены их владельцем, судить о нарушении ответчиком норм права, предписывающих осуществлять регистрацию принадлежащих ему транспортных средств, невозможно.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. N 451-О указано, что налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования.

Учитывая данную правовую позицию, возможно сделать вывод о том, что поскольку спорные транспортные средства не участвуют в дорожном движении на дорогах общего пользования и не воздействуют на их состояние, экономических оснований для обложения такого транспортного средства транспортным налогом не имеется.

Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в связи с чем, решение суда подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 5 ноября 2019 г. отменить.

В удовлетворении исковых требований Курганского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к акционерному обществу «Аэропорт Курган» о возложении обязанности зарегистрировать транспортные средства отказать.

Судья-председательствующий

Судьи: