Судья Рябова Ю.В. Дело № 2-6666/2023
№ 33-3348/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Аврамовой Н.В.,
судей Голубь Е.С., Гусевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Лагуновой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 декабря 2023 г. гражданское дело по иску Захарова Сергея Александровича к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области об установлении факта, признании права, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 22 августа 2023 г.
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С. об обстоятельствах дела, объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Захаров С.А. обратился в суд с иском, измененным в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области об установлении факта, признании права, возложении обязанности.
В обоснование требований с учетом их изменения (л.д. 88-89) указал, что он на праве собственности владеет земельными участками № 119 и № 149, расположенными в Садоводческом некоммерческом товариществе (далее – СНТ) «Малиновка» г. Кургана. На земельном участке № 149 был расположен садовый дом, однако документы на него не были оформлены надлежащим образом. 28.04.2022 на территории СНТ «Малиновка» произошел природный пожар, в результате которого был полностью уничтожен принадлежащий ему садовый дом и находившееся в нем имущество. С 28.04.2022 на территории Курганской области постановлением Губернатора Курганской области от 28.04.2022 был введен режим чрезвычайной ситуации регионального уровня. В предоставлении компенсационной выплаты в связи с утратой садового дома вследствие пожара ему было отказано. По мнению истца, отказ является незаконным.
Истец просил суд установить факт наличия и владения им на праве собственности садовым домом по адресу: г. Курган, СНТ «Малиновка», уч. 149, который был уничтожен в результате чрезвычайной ситуации (пожара) 28.04.2022, факт полной утраты в результате пожара имущества первой необходимости (личные вещи, мебель, бытовая техника); признать за ним право на получение материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой указанного садового дома, и в размере 50000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости вследствие природного пожара; возложить на Правительство Курганской области обязанности принять решение о предоставлении средств резервного фонда Правительства Курганской области в целях оказания ему материальной помощи в размере 100000 руб., в связи с утратой садового дома, располагавшегося по адресу: участок 149, СНТ «Малиновка» в г. Кургане, и 50 000 руб. за утрату им имущества первой необходимости (личные вещи, мебель, бытовая техника), вследствие природного пожара, и направить его в Департамент финансов Курганской области для исполнения; возложить на Администрацию города Кургана обязанность при поступлении денежных средств из резервного фонда Правительства Курганской области произвести выплату ему денежных средств в размере 100 000 руб. и 50 000 руб.
В судебном заседании истец Захаров С.А. исковые требования поддержал, дополнительно пояснил, что ему на праве собственности принадлежат два смежных земельных участка в СНТ «Малиновка» (участки № 119 и № 149), право собственности на оба земельных участка зарегистрировано в установленном законом порядке, однако сведения об участке № 149 в Единый государственный реестр недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости (далее – ЕГРН) не внесены. На земельном участке, сведения о котором не внесены в ЕГРН, располагался садовый дом. В результате пожара дом и надворные постройки сгорели. Обратившись за получением материальной помощи, ему было выплачено 10000 руб. В выплате материальной помощи за утрату садового дома отказано, так как сведения о правах на него и о правах на земельный участок, на котором он располагался, не внесены в ЕГРН.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Давыдова Е.Е. с исковыми требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать. Указала, что документы, подтверждающие основания для выплаты материальной помощи в связи с утратой садового дома, истцом не представлены.
В судебном заседании представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Прилипко В.А. против заявленных исковых требований возражал.
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента финансов Курганской области доверенности Дроздова Д.Ю. также возражала против удовлетворения исковых требований.
В судебном заседании представитель третьего лица Главного управления МЧС России по доверенности Мокеев В.В. исковые требования Захарова С.А. полагал подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании третье лицо Захарова Н.В. исковые требования Захарова С.А. поддержала.
Судом вынесено решение, которым исковые требования Захарова С.А. удовлетворены частично. За Захаровым С.А. признано право на получение материальной помощи в размере 100 000 руб. в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: г. Курган, садоводческое товарищество «Малиновка», уч. 149, в размере 50000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости, вследствие природного пожара, произошедшего 28.04.2022, выплачиваемой за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области; на Администрацию города Кургана возложена обязанность произвести выплату Захарову С.А. материальной помощи в размере 100 000 руб. в связи с утратой садового дома, расположенного по адресу: г. Курган, садоводческое товарищество «Малиновка», уч. 149, в размере 50000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости, вследствие природного пожара, произошедшего 28.04.2022, за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, ответчик Администрация города Кургана принесла на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принятьновое решениеоб отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы, приводя положения п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, указывает на то, что установление наличия садового дома не является юридическим фактом. Полагает, что установление факта наличия имущества действующим законодательством не предусмотрено, тогда как обжалуемым решением суда установлен именно факт наличия физически несуществующего объекта. Обращает внимание, что согласно выписке из ЕГРН от 05.05.2022 Захарову С.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Курган, СНТ «Малиновка», уч. 119, истец является членом СНТ «Малиновка», уплачивает соответствующие взносы, что следует из членской книжки. По его мнению, данный факт сам по себе может подтвердить лишь то, что истец пользуется земельными участками № 119 и № 149, расположенными в СНТ «Малиновка», и не может свидетельствовать о наличии на земельном участке садового домика, утраченного в результате пожара. В ЕГРН сведения о наличии спорного садового домика отсутствуют, на кадастровом учете такой объект не значится, адрес объекту не присвоен. Наличие объекта недвижимости может быть подтверждено технической документацией, договором подряда, чеками о покупке строительных материалов и т.д., между тем документов, свидетельствующих о наличии объекта недвижимости на законных основаниях, в материалы дела не представлено. Полагает, что факт нахождения имущества в сгоревшем доме стороной истца также ничем не подтвержден, также как и факт утраты истцом в результате пожара имущества первой необходимости. Ссылаясь на Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда, утвержденный постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146, указывает на то, что 03.06.2022 Захарову С.А. в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 02.06.2022 № 107-р «О предоставлении средств резервного фонда Правительства Курганской области» была произведена единовременная материальная помощь в размере 10000 руб. Указанная выплата является единовременной, то есть предоставляется однократно, независимо от количества принадлежащих пострадавшему гражданину на праве собственности объектов недвижимости. Настаивает на отсутствии у истца права на получение финансовой помощи гражданам, проживающим в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации (далее – ЧС), в связи с утратой имущества первой необходимости. Полагает, что права на получение финансовой помощи истец не имеет, поскольку не был зарегистрирован по месту жительства в помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации. Принятое судом решение фактически подменяет полномочия органов местного самоуправления и рабочей группы Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности Курганской области. Обращает внимание, что для выплаты данной финансовой помощи также требуется подтверждение права собственности на объект недвижимости, тогда как доказательства в подтверждение права собственности Захарова С.А. на садовый дом, расположенный по адресу: г. Курган, СНТ «Малиновка», уч. 149, не представлено.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Захаров С.А. выражает несогласие с доводами апеллянта, просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции истец Захаров С.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, поддержал ранее представленные возражения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Правительства Курганской области по доверенности Березовский Я.В. доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана поддержал.
В суде апелляционной инстанции третье лицо Захарова Н.В. возражала против доводов апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Главного управления МЧС России по доверенности Данчин Д.К. разрешение апелляционной жалобы оставил на усмотрение судебной коллегии.
Остальные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке, сведений об уважительных причинах неявки не представили.
Судебная коллегия на основании ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном процессуальным законом порядке.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы (в соответствии с требованиями ст. 327.1 ГПК РФ), заслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права(п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, а также в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, на основании решения Администрации Кетовского района от 15.06.1992 № 169-11 для целей садоводства Захарову С.А. в собственность был предоставлен земельный участок площадью 500 кв.м в садовом товариществе № 7 «Курганмашзавод», что следует из свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 28.12.1992 <...> (л.д. 9).
По сведениям, содержащимся в ЕГРН, Захаров С.А. на основании договора купли-продажи от 08.12.2017 является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 500 кв.м, расположенного по адресу: Курганская область, г. Курган, СНТ «Малиновка», участок № 119, вид разрешенного использования – для садоводства (л.д. 7-8, 86).
Также на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером ФИО15, площадью 496+/-8 кв.м, расположенный по адресу: Курганская область, г. Курган, СНТ «Малиновка», участок № 149, вид разрешенного использования – для садоводства. Данные о правообладателе отсутствуют (л.д. 11-18).
Из имеющихся в материалах дела сведений, в частности, членской книжки садовода, книжки пользователя электроэнергии следует, что Захаров С.А. является членом СНТ «Малиновка», в его пользовании находятся земельные участки № 119 и № 149, расположенные по адресу: г. Курган, СНТ «Малиновка» (л.д. 60-71).
Согласно паспорту Захарова С.А., он зарегистрирован по месту жительства по адресу: г. Курган, <адрес> (л.д. 77 оборот-78).
28.04.2022 на территории ряда садоводческих товариществ, расположенных в г. Кургане, в том числеСНТ «Малиновка», произошел пожар.
В связи с установлением сухой ветреной погоды и высокими температурами на территории Курганской области, способствующими повышению классов пожарной опасности, а также увеличением количества природных пожаров постановлением Губернатора Курганской области от 28.04.2022 № 47 с 28.04.2022 на территории г. Кургана, а также Белозерского, Варгашинского, Кетовского, Макушинского и Петуховского муниципальных округов Курганской области был объявлен режим чрезвычайной ситуации функционирования для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно справкам от 01.05.2022, выданным начальником отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области и председателем СНТ «Малиновка», в результате пожара, произошедшего 28.04.2022 в садоводческом товариществе, собственник участка № 149 Захаров С.А. и члены его семьи утратили дачный дом и забор (л.д. 26).
На основании указанного факта постановлением начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Кургану управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Курганской области от 30.04.2022 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 168 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), в отношении неустановленного лица (л.д. 122-123). Постановлением следователя СУ УМВД России по г. Кургану от 15.05.2022 Захаров С.А. признан потерпевшим по данному уголовному делу (л.д. 29-30).
01.05.2022 Захаров С.А. обратился в Администрацию города Кургана с заявлением о выплате ему финансовой помощи в связи с утратой имущества при пожаре 28.04.2022 (л.д. 76-оборот).
Созданная в Администрации г. Кургана Комиссия, рассмотрев 27.05.2022 заявление Захарова С.А., установила факт принадлежности заявителю на праве собственности земельного участка № 119 в СНТ «Малиновка», поэтому в соответствии с распоряжением Правительства Курганской области от 02.06.2022 № 107-р «О предоставлении средств резервного фонда Правительства Курганской области» Захарову С.А. была оказана единовременная материальная помощь в размере 10000 руб. При этом не найдено оснований для выплаты Захарову С.А. материальной помощи за утрату имущества первой необходимости и материальной помощи в связи с утратой жилого помещения либо садового дома, принадлежащего ему на праве собственности, ввиду отсутствия объектов недвижимости в пределах земельного участка, попавшего в зону ЧС (участок № 119 в СНТ «Малиновка») (л.д. 72).
Согласно представленному в материалы дела платежному поручению № от 03.06.2022 Захарову С.А., как пострадавшему в результате ЧС, выплачена материальная помощь в размере 10000 руб. (л.д. 98).
Поскольку материальная помощь в связи с утратой садового дома и имущества первой необходимости Захарову С.А. не была выплачена, он обратился с настоящим иском в суд.
Также в обоснование своих доводов Захаров С.А. представил фотоматериалы, свидетельствующие о том, что на принадлежащем ему земельной участке № 149 в СНТ «Малиновка» находилось строение – садовый дом из бруса, возведенный в 1989 г. Право собственности на данный объект недвижимости в установленном законом порядке зарегистрировано не было, ввиду чего истцом заявлены требования об установлении факт наличия и владения на праве собственности указанным садовым домом, который был уничтожен при пожаре 28.04.2022, а также истец просил установить факт утраты им имущества первой необходимости, находившегося в данном садовом доме (личные вещи, мебель, бытовая техника).
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, в том числе материалы уголовного дела, справку председателя СНТ «Малиновка», фотоматериалы, иные письменные доказательства, показания свидетелей, руководствуясь положениями ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст. 11, 18, 24, 25 Федерального закона от 02.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 2, 3, 4 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146, а также с учетом разъяснений п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», исходил из того, что с учетом обстоятельств дела регистрация права собственности на указанный объект недвижимости могла быть произведена по желанию собственника, в том числе в упрощенном порядке, следовательно отсутствие регистрации не свидетельствует о самовольности застройки. Установив наличие на земельном участке истца садового дома, его использование Захаровым С.А. и членами его семьи для проживания, нахождение в нем предметов первой необходимости, принадлежащих истцу и его семье, а также уничтожение данного имущества в результате пожара 28.04.2022, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в части признания за истцом права на получение в равных долях материальной помощи в размере 100000 руб. в связи с утратой садового дома и в размере 50000 руб. в связи с утратой имущества первой необходимости, и возложил на Администрацию г. Кургана обязанность осуществить такие выплаты за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области.
Между тем с такими выводами суда, принимая во внимание доводы апелляционной жалобы Администрации г. Кургана, судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно подп. 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.
Согласно ч. 2 ст. 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Пунктом «л» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Курганской области от 17.03.2009 № 146 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Курганской области (далее – Порядок использования бюджетных ассигнований, Порядок).
Пунктом 2 Порядка использования бюджетных ассигнований (в редакции, действовавшей на дату возникновения спорных правоотношений, – 01.05.2022) установлено, что средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на предупреждение стихийных бедствий, катастроф, аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией их последствий.
В целях ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций средства резервного фонда направляются на финансовое обеспечение в числе прочего следующих мероприятий: оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, единовременной материальной помощи в размере 10 тысяч рублей на человека; оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, материальной помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета на одного человека: за частично утраченное имущество – 30 тысяч рублей; за полностью утраченное имущество – 50 тысяч рублей; оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, материальной помощи в связи с утратой единственного жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, являющегося местом их регистрации, - 300 тысяч рублей; оказание гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, материальной помощи в связи с утратой жилого помещения либо садового дома, принадлежащего им на праве собственности, - 100 тысяч рублей.
Материальная помощь в случаях утраты жилого помещения предоставляется пропорционально долям в праве собственности для каждого из собственников жилого помещения (садового дома) либо может быть предоставлена в полном объеме одному из собственников жилого помещения (садового дома) при условии, что другие собственники дают на это письменное согласие.
Критериями утраты имущества первой необходимости в целях настоящего порядка являются: частичная утрата имущества первой необходимости – приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов) в состояние, непригодное для дальнейшего использования; полная утрата имущества первой необходимости – приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования.
Под имуществом первой необходимости в целях настоящего Порядка понимается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи – холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи – стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна – кровать (диван); предметы средств информирования граждан – телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) – насос для подачи воды, водонагреватель и отопительный котел (переносная печь).
Таким образом, региональное законодательство в качестве основного критерия осуществления материальной помощи в случае утраты жилого помещения или садового дома определяло наличие права собственности в отношении такого объекта недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных названным кодексом и иными законами.
Статьей 8 Федерального закона от 30.11.1994 № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» установлено, что до введения в действие закона о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступил в силу с 31.01.1998.
С 01.01.2017 регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В силу ч. 3, 5, 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество. Государственная регистрация права на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи.
Учитывая изложенное, по общему правилу объект недвижимости должен быть поставлен на кадастровый учет, а право собственности на него возникает с момента государственной регистрации права. Юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН признаются лишь права на недвижимое имущество, возникшие у правообладателя до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31.01.1998. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН производится по желанию их правообладателей (п. 1 ст. 69Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
До 31.01.1998 согласно параграфам 1, 2 Инструкции о порядке регистрации строений в городах, районах, дачных и курортных поселках РСФСР, утвержденной Приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 21.02.1968 № 83, функции по техническому учету и регистрации всех строений и жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, выполняли Бюро технической инвентаризации.
Технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства на территории Курганской области согласно постановлению Правительства Курганской области от 13.06.2018 № 185 осуществляет государственное бюджетное учреждение Курганской области «Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости», к полномочиям которого среди прочего отнесено постоянное хранение технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационных книг, реестров, копий правоустанавливающих документов и тому подобного).
Сведений о проведении технической инвентаризации объекта недвижимости (садового дома), расположенного по адресу: г. Курган, СНТ «Малиновка», участок № 149, выдаче технического паспорта на данный объект недвижимости материалы дела не содержат.
Само по себе нахождение садового дома на земельном участке, принадлежащем истцу, не влечет у него возникновение права собственности на садовый дом.
Суждения суда о возможной регистрации права собственности истца на садовый дом в декларативном порядке основанием для выплаты такой материальной помощи не являются, поскольку исходя из буквального содержания п. 2 Порядка право собственности на объект недвижимости должно существовать на момент пожара.
Таким образом, положения приведенных выше норм материального права судом первой инстанции к спорным отношениям применены не были, что привело к ошибочным выводам о возникновении у истца права собственности на садовый дом, расположенный в границах принадлежащего ему земельного участка № 149 в СНТ «Малиновка», несмотря на отсутствие в ЕГРН сведений о таком объекте и о зарегистрированных правах на него, а также о наличии у истца права на получение материальной помощи в связи с утратой садового дома.
Такой подход противоречит буквальному содержанию п. 2 Порядка использования бюджетных ассигнований, который утвержден Правительством Курганской области в рамках предоставленных ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» полномочий и с учетом возможностей регионального бюджета.
Следует отметить и то, что в соответствии с п. 2 Порядка использования бюджетных ассигнований под имуществом первой необходимости подразумевается минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека, обеспечения его жизнедеятельности и находящихся в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации.
Как следует из материалов дела, Захаров С.А. постоянно проживает и зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: г. Курган, <адрес>, которое принадлежит ему на праве собственности (л.д. 77 оборот-78, 86), где находятся предметы первой необходимости. Садовый дом, в свою очередь, не является жилым помещением и предназначен лишь для сезонного использования, что не предполагает хранение в нем имущества первой необходимости, в связи с чем материальная помощь за его утрату в результате пожара Порядком не предусмотрена. Судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности утраты истцом в результате пожара имущества первой необходимости.
Поскольку в ходе рассмотрения спора не добыто доказательств возникновения у Захарова С.А. права собственности на уничтоженный пожаром 28.04.2022 садовый дом, а также доказательств уничтожения в результате данной чрезвычайной ситуации принадлежащего ему имущества первой необходимости, то оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.
Учитывая, что оснований для удовлетворения требований Захарова С.А. о возложении обязанности на Администрацию г. Кургана произвести выплату материальной помощи не установлено, то не имеется и оснований для удовлетворения производных от них требований об установлении факта наличия садового дома и владения им, факта полной утраты предметов первой необходимости при пожаре 28.04.2022, а также предъявленных к Правительству Курганской области исковых требований о принятии решения о предоставлении средств резервного фонда для выплаты материальной помощи Захарову С.А. и направлении его в Департамент финансов Курганской области для исполнения.
В силу п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Таким образом, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Захарова С.А. к Администрации г. Кургана и Правительству Курганской области об установлении факта, признании права на получение материальной помощи, возложении обязанности.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ дело рассмотрено судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и принесенных на нее возражений.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Курганского городского суда Курганской области от 22 августа 2023 г. отменить. В удовлетворении исковых требований Захарова Сергея Александровича к Администрации города Кургана, Правительству Курганской области об установлении факта, признании права, возложении обязанности отказать.
Судья - председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 декабря 2023 г.