Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 02 сентября 2020 года по делу № 33-4714/2020
(в суде первой инстанции дело № 2-668/2020, 27RS0007-01-2020-000709-94)
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Гвоздева М.В.,
судей Жельнио Е.С., Серёгиной А.А.,
при секретаре Пащенко Я.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» на решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 марта 2020 года по гражданскому делу по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» к Тюренковой Е.А. о взыскании незаконно полученных сумм, по встречному иску Тюренковой Е.А. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» об установлении факта проживания, признании права на получение социальных выплат.
Заслушав доклад судьи Серёгиной А.А., выслушав пояснения представителя КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» - Кудряшовой В.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» обратилось с иском в суд к Тюренковой Е.А. о взыскании незаконно полученных сумм.
Требования мотивированы тем, что Тюренкова Е.А., являясь матерью пятерых детей, обратилась в отдел социальной поддержки населения по Центральному округу г. Комсомольска-на-Амуре за назначением единовременного пособия при рождении второго и каждого последующего ребёнка, ежемесячного пособия по категории «Многодетная семья», ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет, ежемесячных выплат на детей в связи с рождением 3-го ребёнка и последующих детей на основании закона Хабаровского края «О социальной поддержке семей при рождении второго и каждого последующего ребёнка в Хабаровском крае» от 26.05.2004 № 183, закона Хабаровского края «О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей» от 29.12.2004 № 239, ФЗ-81 «О государственном пособии гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995, Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребёнка и последующих детей, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2012 № 332-пр.
По сведениям УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре Тюренкова Е.А. в г. Комсомольске-на-Амуре не зарегистрирована. Поскольку все виды выплат назначаются и выплачиваются по месту проживания заявителя, а ответчик представила заведомо подложные документы о регистрации по <адрес>, то суммы ежемесячных и единовременных выплат на детей в 2018 г. и 2019 г. г. она получала незаконно.
Истец просит суд взыскать с Тюренковой Е.А. неосновательное обогащение в виде незаконно полученных сумм пособий на детей в размере 558 658 рублей 38 копеек.
Тюренкова Е.А. подала встречный иск к КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» об установлении факта проживания, признании права на получение социальных выплат. В обоснование требований указала, что с 2016 года по настоящее время проживает в <адрес>. Нанимателем данной квартиры является Бондарь Д.В. По <адрес> она оформила регистрацию через интернет, фактически не вселяясь, представила этот документ в Центр социальной поддержки для оформления пособия на детей. Вместе с тем, в течение всего периода получения пособий у нее имелась регистрация за пределами г. Комсомольска-на-Амуре, а фактически она проживала по <адрес>. Оформить регистрацию в квартире Бондарь было невозможно из-за наличия долгов по квартплате и регистрации в квартире его несовершеннолетнего ребенка.
Тюренкова Е.А. просит суд установить факт проживания по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Копровая, д. 29 кв. 5, признать за ней право на получение социальных выплат на детей с июня 2016 года.
Решением Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 марта 2020 года в удовлетворении исковых требований КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» отказано. Встречные исковые требования Тюренковой Е.А. удовлетворены. Суд решил: установить факт проживания Тюренковой Е.А. и несовершеннолетних ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в период с июня 2016 года по настоящее время;
признать за Тюренковой Е.А. право на получение ежемесячного пособия гражданам, имеющим троих и более детей за период с июня 2016 года.
КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное. Жалоба мотивирована тем, что на момент обращения за назначением выплат и пособий Тюренкова не имела регистрации по месту жительства в г. Комсомольске-на-Амуре, в судебном порядке факт ее проживания в г. Комсомольске-на-Амуре не установлен, в связи с чем она не имела права на назначение пособий. Также указывает, что установление факта проживания в г. Комсомольске-на-Амуре является основанием для назначения пособия после вступления решения суда в законную силу с возможностью возврата выплаты пособия не более чем за 6 месяцев, а не за весь период времени с момента установления факта проживания.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы не поступили.
Тюренкова Е.А. на рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции не явилась, извещалась надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в деле имеется отчет об извещении с помощью СМС. Информация о деле заблаговременно размещена на официальном интернет-сайте Хабаровского краевого суда http://kraevoy.hbr.sudrf.ru/. Дело рассмотрено без участия Тюренковой Е.А., в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле лица, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Тюренкова Е.А. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Судом установлено, что Тюренкова Е.А. обратилась в отдел социальной поддержки населения по Центральному округу г. Комсомольска-на-Амуре за назначением следующих выплат:
- единовременного пособия при рождении второго и каждого последующего ребёнка на ФИО3,
- ежемесячного пособия по категории «Многодетная семья» на ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО3,
- ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет на ФИО3,
- ежемесячных выплат на ФИО4 и ФИО3 в связи с рождением 3-го ребёнка и последующих детей.
На основании закона Хабаровского края «О социальной поддержке семей при рождении второго и каждого последующего ребёнка в Хабаровском крае» от 26.05.2004 года № 183 пособие на ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения назначено и выплачено за период с 01.06.2018 по 30.06.2018 в сумме 5 000 рублей.
На основании закона Хабаровского края «О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей» от 29.12.2004 № 239 пособие в повышенном размере по категории «Многодетная семья» на ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, назначено с 01.05.2018 по 30.06.2020 в размере 1 348 рублей 32 копейки на каждого ребёнка.
На основании ФЗ-81 «О государственном пособии гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 года ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до 1,5 лет назначено на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 08.04.2018 по 08.10.2019 в размере 7 541 рубль 58 копеек.
На основании Порядка назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребёнка и последующих детей, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2012 года № 332-пр назначено на детей ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 24.05.2018 по 31.08.2019 и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 24.05.2018 по 08.04.2021. Размер пособия на каждого ребёнка составлял 13 452 рубля. С 01.01.2019 размер увеличен до 14 158 рублей в связи с увеличением величины прожиточного минимума, установленного постановлением Губернатора Хабаровского края № 80 от 23.11.2018 года. По смыслу данного постановления ежемесячное пособие на 3-го ребёнка и последующих детей назначается при условии постоянного проживания их с родителями. В своём заявлении от 21.06.2018 Тюренкова Е.А. подписала обязательство о сообщении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты данного вида пособия.
Согласно ответу УМВД России по г. Комсомольску-на-Амуре от 31.07.2019 года на запрос КГКУ, Тюренкова Е.А. в г. Комсомольске-на-Амуре не зарегистрирована.
Как установлено Центром социальной поддержки, по адресу, указанному Тюренковой в качестве места регистрации, она фактически не проживала.
Учреждением вынесены решения о взыскании с Тюренковой Е.А. следующих сумм: по единовременному пособию на ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 01.06.2018 по 30.06.2018 в сумме 5 000 рублей, по ежемесячному пособию по категории «Многодетная семья» не детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 01.05.2018 по 30.06.2018 в сумме 75 505 рублей 92 копейки, по ежемесячному пособию по уходу за ребёнком до 1,5 лет на ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 04.08.2018 по 30.06.2019 в сумме 112 985 рублей 50 копеек, по ежемесячной выплате в связи с рождением 3-го ребёнка и последующих детей на ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с 25.04.2018 по 30.06.2019 в сумме 365 166 рублей 96 копеек. Всего сумма переплаты составила 558 658 рублей 38 копеек.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался статьями 56, 265, 268 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 20 Гражданского кодекса РФ, Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и пришел к выводу об удовлетворении исковых требований Тюренковой Е.А., мотивируя тем, что факт ее проживания в г. Комсомольске-на-Амуре с 2016 года подтверждается показаниями свидетелей и медицинскими картами детей. При этом суд отказал КГКУ «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» в удовлетворении исковых требований о взыскании незаконно полученных сумм пособий на детей в связи с их необоснованностью.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права
Согласно части 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
При обращении в суд с встречным иском Тюренкова Е.А. в качестве правовых последствий установления факта ее постоянного проживания (места жительства) вместе с несовершеннолетними детьми по адресу: <адрес>, указывала на реализацию ею права на меры социальной поддержки в виде получения пособий на детей.
Право детей на особую заботу и помощь провозглашено Всеобщей декларацией прав человека и наряду с принципом приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплено Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года), статья 27 которой предусматривает, что государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», данный Федеральный закон устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми. В целях единообразного применения настоящего федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ.
Законом Хабаровского края от 29.12.2004 года № 239 «О пособиях гражданам, имеющим детей» (с последующими изменениями и дополнениями) предусмотрено, что его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или преимущественно проживающих на территории Хабаровского края (статья 1).
Проживание на территории края подтверждается регистрацией по месту жительства или решением суда об установлении факта проживания на территории края (пункт 1.1. статьи 2).
Аналогичные нормы содержит Порядок предоставления пособия на ребенка в Хабаровском крае, утвержденный постановлением Губернатора Хабаровского края от 30.01.2016 года № 4, в соответствии с которым отсутствие у заявителя регистрации по месту жительства на территории Хабаровского края либо решения суда об установлении факта проживания на территории Хабаровского края, является одним из оснований для отказа в назначении пособия на ребенка (подпункт «з» пункта 5.3 Порядка).
Абзацем вторым статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ).
Из приведенного нормативного правового регулирования спорных отношений, а также из смысла названных норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и положений Гражданского кодекса РФ в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих детей, на получение пособий, связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Хабаровского края, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства семьи с детьми в Хабаровском крае. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации» не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия принимает дополнительные доказательства, полученные по запросу суда апелляционной инстанции, в виде справки Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения «Центр социальных услуг для населения г. Рассказово и Рассказовского района» о выплаченных суммах пособий за период с сентября 2017 года по апрель 2018 года на детей Тюренковой Е.А., информации КГБУЗ «Городская больница № 3» о посещении детской поликлиники Тюренковой Е.А. с детьми, ответа УМВД по Хабаровскому краю от 11.08.2020 года о том, что с 02.10 по 27.20.2017 года Тюренкова Е.А. была зарегистрирована по адресу: <адрес>; с 16.08.2019 года по настоящее время зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>; с 17.12.2019 года по настоящее время зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, а также дополнительные доказательства, установив, что Тюренкова Е.А. не получала одновременно социальные выплаты на несовершеннолетних детей в спорный период с апреля 2018 года в учреждениях социальной защиты иных субъектов Российской Федерации, постоянно проживала в Хабаровском крае в городе Комсомольск-на-Амуре с детьми, регулярно посещала с детьми детскую поликлинику, судебная коллегия в полной мере соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Довод жалобы о том, что установление факта проживания в г. Комсомольске-на-Амуре является основанием для назначения пособия после вступления решения суда в законную силу с возможностью возврата выплаты пособия не более чем за 6 месяцев, а не за весь период времени с момента установления факта проживания, судебная коллегия отклоняет, поскольку пособие уже было назначено и выплачивалось, поэтому положения п. 6.2 Порядка, утвержденного постановлением губернатора Хабаровского края от 30 января 2016 года № 4. не подлежат применению к спорным отношениям.
Апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, поскольку не содержит доводов влияющих на правильность обжалуемого судебного постановления по изложенным выше мотивам, не содержит оснований к отмене или изменению решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 17 марта 2020 года по гражданскому делу по иску Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» к Тюренковой Е.А. о взыскании незаконно полученных сумм, по встречному иску Тюренковой Е.А. к Краевому государственному казенному учреждению «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» об установлении факта проживания, признании права на получение социальных выплат оставить без изменения, апелляционную жалобу Краевого государственного казенного учреждения «Центр социальной поддержки населения по г. Комсомольску-на-Амуре» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий М.В. Гвоздев
Судьи Е.С. Жельнио
А.А. Серёгина