ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-668/20 от 15.02.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Швецов С.И. Дело № 33-7726/2021

№ 2-668/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Старосельской О.В., Пархоменко Г.В.,

при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кореновском районе Краснодарского края на решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 2 ноября 2020 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кореновском районе Краснодарского края (далее УПФР), в котором просила обязать ответчика включить (зачесть) спорный период с 27.08.2013 г. по 01.11.2015 г. в должности заместителя директора по учебно-методической работе в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска в специальный стаж; обязать ответчика назначить (выплачивать) досрочную страховую пенсию ФИО1 со дня обращения с соответствующим заявлением, то есть с 20.12.2019 года.

В обоснование своих доводов истец ФИО1 указала, что 20.12.2019 года она обратилась в УПФР с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью в порядке п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан <№...> от 10.01.2020 г. в назначении досрочной трудовой пенсии ей отказано. Свой отказ комиссия мотивировала отсутствием требуемого специального стажа 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. Из специального стажа исключён (не зачтён) период ее работы: с 27.08.2013 года по 01.11.2015 года в должности заместителя директора по учебно-методической работе в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска, так как её деятельность функционально не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, а направлена на разработку учебно-методической работы. Считает решение ответчика незаконным, ограничивающим её право на пенсионное обеспечение.

Обжалуемым решением суда исковые требования ФИО1 удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Кореновском районе Краснодарского края ФИО2 просит решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 2 ноября 2020 года отменить. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение является незаконным и необоснованным. Апеллянт указывает, что на момент обращения в территориальное отделение Пенсионного фонда у истца не было необходимой продолжительности специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Апеллянт указывает, что в должностной инструкции, утвержденной 01.09.2015 года, усматривается, что деятельность заместителя директора по учебно-методической работе функционально не связана с образовательным, учебно-воспитательным процессом детей, а направлена на разработку учебно-методической работы, внедрению в общеобразовательный процесс новых учебных программ, оснащение учебного процесса новыми технологиями, а также на деятельность, проводящуюся непосредственно с преподавательским составом. Кроме того, податель жалобы выражает несогласие с выводами государственной судебной экспертизы.

Участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.

Информация о судебном заседании опубликована на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции по доводам жалобы.

Решением ГУ УПФ РФ в Кореновском районе Краснодарского края от 10.01.2020 г. ФИО1 было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Указанным решением ответчиком из подсчета специального стажа исключены периоды работы ФИО1 в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска с 27.08.2013 года по 01.11.2015 года в должности заместителя директора по учебно-методической работе.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону)

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно ч. 3 ст. 30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в части 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст. 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Таким образом, не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях и учреждениях, предусмотренных приведенными Списками.

В указанных списках содержится наименование должности заместитель директора, однако необходимо, чтобы его деятельность была связана с образовательным (воспитательным) процессом.

Факт работы ФИО1 в спорный период с должности заместителя директора, по учебно-методической работе МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска подтверждается копией трудовой книжки <№...><№...>.

Согласно справке <№...> от 30.03.2018 г. <ФИО>8 работала в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска с 27.08.2013 г. по 01.11.2015 г. в должности заместителя директора по учебно-методической работе и имела педагогическую нагрузку: с 27.08.2013 г. по 31.08.2013 г. - 11 часов в неделю; с 01.09.2013 г. по 31.08.2014 г. – 10 часов в неделю; с 01.09.2014 г. по 31.08.2015 г. - 11 часов в неделю; с 01.09.2015 г. по 01.11.2015 г. - 11 часов в неделю.

Как усматривается из должностной инструкции заместителя директора по учебно-методической работе, утвержденной 01.09.2015 г. директором МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска, в обязанности ФИО1 входило, в частности: обеспечение использования и совершенствования методов организации образовательного процесса и современных образовательных технологий; осуществление контроля за качеством образовательного (учебно-воспитательного) процесса, объективностью оценки, результатов образовательной деятельности обучающихся, работой кружков и факультативов, обеспечение уровня подготовки обучающихся, соответствующим требованиям федерального государственного стандарта, федеральных государственных требований; организация методической работы, по подготовке и проведению экзаменов; организация учебно-воспитательной, методической работу; внесение предложений по совершенствованию образовательного процесса.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО>9 показала, что работала в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска вместе с ФИО1 с 2013 года, которая сначала работала в должности учителя математики, а потом заместителя директора школы по учебно-методической работе. В должностные обязанности ФИО1 входили организация работы методических объединений и педагогических советов. При этом с детьми она не работала, а учебные часы брала, чтобы шел педагогический стаж.

В судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена <ФИО>10, которая показала, что она работала с ФИО1 2 года, когда являлась директором МОБУ СОШ № 19. В должностные обязанности ФИО1 входили: организация учебно-воспитательного процесса для оказания помощи учителям, работа с учениками, составление расписания уроков, организация олимпиад, подготовка и проведение аттестаций, контроль за работой педагогов. Также она вела уроки не менее 10 часов и осуществляла консультации учеников 9-11 классов.

Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля <ФИО>11 следует, что она знает ФИО1 как коллегу по работе в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска, которая занимала должности учителя математики и заместителя директора по учебно-методической работе. В должностные обязанности ФИО1 как заместителя директора по учебно-методической работе входили: составление учебного расписания, организация педагогических советов, работа с учителями, детьми и их родителями.

Согласно заключению государственной экспертизы условий труда <№...>-суд от 13.10.2020, выполненной экспертами управления труда министерства труда и социального развития Краснодарского края, в рассматриваемый судом период с 27.08.2013 г. по 01.11.2015 г. в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска ФИО1 работала в основное рабочее время (по основной работе) в должности «заместитель директора» по учебно-методической работе, за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «учитель» математики; объем работы ФИО1 в основное рабочее время в должности «заместитель директора» по учебно-методической работе составлял 40 часов в неделю (предусмотренный за ставку заработной платы); объем педагогической (учебной) нагрузки ФИО1 за пределами основного рабочего времени (работа по совместительству) в должности «учитель» математики составлял 10-11 часов в неделю; сведений о нахождении ФИО1 в отпусках без сохранения заработной платы не установлено.

Трудовая деятельность ФИО1 в должности «заместитель директора» по учебно-методической работе в рассматриваемый судом период с 27.08.2013 г. по 01.11.2015 г. в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска была непосредственно связана с образовательным (воспитательным) процессом.

На основании представленных на экспертизу документов в рассматриваемый период ФИО1 с 27.08.2013 г. по 01.11.2015 г. в МОБУ СОШ № 19 г. Кореновска соответствует требованиям законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, регламентирующих порядок досрочного назначения страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по двум позициям: в должности «заместитель директора» по учебно-методической работе, так как выполнялась норма рабочего времени (40 часов в неделю), установленная за ставку заработной платы (должностной оклад); суммарно в основное время и за пределами основного рабочего времени в должностях «заместитель директора» по учебно-методической работе и «учитель», так как выполнялась норма рабочего времени (педагогической нагрузки) более чем за 1,5 ставки заработной платы (должностных окладов в этих должностях).

Данное экспертное заключение сомнений в его объективности и достоверности у суда не вызывает, поскольку выполнено квалифицированным экспертом, согласуется с письменными материалами дела.

Таким образом, заключение эксперта верно признано судом первой инстанции допустимым доказательством, поскольку соответствует положениям ст.55 ГПК РФ.

Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного суда РФ N 30 от 11.12.2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Пункт 17 названного выше постановления Пленума Верховного суда РФ № от 11.12.2012 года предусматривает, что при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

С учётом вышеизложенного судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции о незаконности отказа в назначении досрочной пенсии истцу. Суд первой инстанции обосновано учёл указанные истцом периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости.

Другие доводы жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы правильность выводов принятого по делу решения и поэтому не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, соответствующий довод жалобы оценивается судебной коллегией как несостоятельный.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ.

При рассмотрении дела судом созданы все необходимые условия для всестороннего и полного исследования доказательств по делу. Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений норм материального, либо процессуального права, влекущих отмену решения, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 2 ноября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кореновском районе Краснодарского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи