КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 09 марта 2022 года по делу № 33-1039/2022
Судья Васенина В.Л. Дело № 2-668/2021
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего Ворончихина В.В.,
судей Ждановой Е.А., Мамаевой Н.А.,
при секретаре Шубиной А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кирове 09 марта 2022 года дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Котельничского районного суда Кировской области от 15 декабря 2021 года, которым с учетом определения того же суда об исправлении описки от 23 декабря 2021 года постановлено о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5:
взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области в пользу ФИО1 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.;
взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области в пользу ФИО2 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.;
взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области в пользу ФИО3 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.;
взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области в пользу ФИО4 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.;
взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области в пользу ФИО5 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.
Заслушав доклад судьи Ждановой Е.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 обратились в суд с исковыми заявлениями к Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области о взыскании и перерасчете денежного содержания. Иски объединены в одно производство определением суда от 26.10.2021. В исках указано, что ФИО1 работала в Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области с <дата>, ФИО6 - с <дата>, ФИО4 - с <дата>, ФИО5 - с <дата>. Они уволены с государственной гражданской службы по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должности гражданской службы в государственном органе с <дата>. Полагают, что при увольнении им неполностью выплачены денежные средства, поскольку работодателем при определении выплаты учтены не все ранее выплаченные материальные стимулирования. В связи с изложенным ФИО1 просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., денежное содержание за август 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; ФИО2 просила взыскать с ответчика компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., денежное содержание за август 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; ФИО4 просила взыскать с ответчика компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., денежное содержание за август 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; ФИО5 просила взыскать с ответчика компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., денежное содержание за август 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда.
ФИО3 свои требования обосновала тем, что с <дата> работала в Межрайонной ИФНС России №8 по Кировской области, уволена с государственной гражданской службы по п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» по инициативе гражданского служащего с выходом на государственную пенсию <дата>. Полагает, что при увольнении ей также неполностью выплачены денежные средства, в связи с чем просила суд взыскать с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., денежное содержание за март 2021 г. в размере <данные изъяты> руб., также компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда.
Определением суда от 16.11.2021 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Управление ФНС России по Кировской области.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласились ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, в апелляционной жалобе просят его изменить, взыскав дополнительно в пользу ФИО1 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 7588,94 руб., также компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; в пользу ФИО5 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб. и компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; в пользу ФИО3 компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб. и компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; в пользу ФИО4 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., денежную компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда; в пользу ФИО2 компенсацию в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб. и компенсацию за задержку выплаты данных сумм за период с <дата> по день вынесения решения суда. Истцы полагают необходимым включить в расчет компенсации в размере 4-месячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск выплаченных истцам сумм дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда. Спорные выплаты должны приниматься во внимание, поскольку выплачивались исходя из личного вклада сотрудника в обеспечение исполнения своих полномочий, эффективности профессиональной служебной деятельности и проходили по коду 2002 как суммы премий, выплачиваемые работникам организации в соответствии с трудовым договором за производственные результаты, являющиеся составной частью оплаты труда.
В возражениях на жалобу Межрайонная ИФНС России № 8 по Кировской области, УФНС России по Кировской области просят решение суда оставить без изменения.
Изучив апелляционную жалобу, заслушав в судебном заседании объяснения поддержавших ее ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, исследовав письменные материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что в Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области проходили государственную гражданскую службу ФИО1 с <дата>, ФИО6 с <дата>, ФИО4 с <дата>, ФИО5 с <дата>, ФИО3 с <дата>.
В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области ФИО1, ФИО6, ФИО4, ФИО5 были уволены <дата> на основании п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе). ФИО3 уволена <дата> на основании п. 3 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (по инициативе гражданского служащего с выходом на государственную пенсию).
При увольнении в соответствии с ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб. и компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> руб.; ФИО2 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб.; ФИО4 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб., компенсация за неиспользуемый отпуск в сумме <данные изъяты> руб.; ФИО5 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме <данные изъяты> руб. ФИО3 при увольнении в соответствии со ст. 33 Федерального закона № 79-ФЗ выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно расчетным листкам истцам производились следующие начисления:
ФИО1 за период с августа 2020 года по июль 2021 года производились следующие выплаты:
- СМС за счет доп.: <данные изъяты>.;
- средства материального стимулирования (премия СМС): сентябрь <данные изъяты>.
ФИО2 за период с августа 2020 г. по июль 2021 г. производились следующие выплаты:
- СМС за счет доп.: <данные изъяты> руб.;
- средства материального стимулирования (премия СМС): <данные изъяты> руб.
ФИО3 за период с апреля 2020г. по март 2021г. производились следующие выплаты:
- СМС за счет доп.: в <данные изъяты> руб.;
- средства материального стимулирования (премия СМС): <данные изъяты> руб.
ФИО4 за период с августа 2020 г. по июль 2021 г. производились следующие выплаты:
- СМС за счет доп.: <данные изъяты> руб.;
- средства материального стимулирования (премия СМС): <данные изъяты> руб.
ФИО5 за период с августа 2020 г. по июль 2021 г. производились следующие выплаты:
- премия разовая: <данные изъяты> руб.;
- средства материального стимулирования (премия СМС): <данные изъяты> руб.
Приведенные денежные суммы в расчет месячного денежного содержания истцам при начислении компенсационных выплат в связи с увольнением не были включены.
Установив по делу юридически значимые обстоятельства, исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, по правилам ст. 67 ГПК РФ, при верном применении норм материального права суд первой инстанции пришел к выводу о том, что средства материального стимулирования, произведенные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета входят в состав денежного содержания гражданских служащих, потому должны учитываться при расчете сумм компенсации в размере 4-месячного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении истцов. Вместе с тем, требования истцов о включении в расчет денежных компенсаций при увольнении премий, выплаченных за счет дополнительных бюджетных ассигнований сверх установленного фонда оплаты труда оставлены без удовлетворения. С решением суда о частичном удовлетворении исковых требований соглашается судебная коллегия.
Средства материального стимулирования (премия СМС) выплачивалась истцам ежеквартально на основании приказов Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области: от <данные изъяты>.
Указанные выплаты производились в соответствии с приказами УФНС России по Кировской области о материальном стимулировании федеральных государственных служащих межрайонных ИФНС России по Кировской области и ИФНС России по г.Кирову: <данные изъяты>.
Премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия») выплачивались истцам на основании приказов о премировании сотрудников Межрайонной ИФНС России по № 8 по Кировской области: <данные изъяты>.
Указанные выплаты производились на основании писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2020, 2021 гг. дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда: <данные изъяты>. Согласно данным письмам начальникам межрайонных ИФНС России по Кировской области предоставлялось право принять решение о направлении в соответствующем году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
Служебными контрактами о прохождении государственной гражданской службы РФ и замещении должности государственной гражданской службы РФ в Федеральной налоговой службе, с учетом с учетом дополнительных соглашений от <дата>, заключенными между истцами и ответчиком, истцам установлено денежное содержание, которое состоит из:
- месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы;
- месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет;
- ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы;
- ежемесячного денежного поощрения в размере 100% должностного оклада;
- премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя;
- единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
У ФИО4 дополнительно предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.
В Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области приказом от № утверждено Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного денежного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области. Положение разработано на основании Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О Государственной гражданской службе РФ», Указов Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», от 25.07.2006 № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу». Согласно Положению премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ответчика. Иные виды премий не предусмотрены.
Как следует из служебных контрактов истцов, гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Из показаний свидетеля ФИО20 (<данные изъяты> Межрайонной ИФНС России № 8 по Кировской области) следует, что письмами УФНС по Кировской области доводится информация о выделении дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование сверхустановленного фонда оплаты труда, в 2021 году доводилась информация 1 раз в год, в 2020 году было два письма. Начальником межрайонных инспекций по Кировской области предоставлялось право принять решение по выплате материального стимулирования служащим за показатели эффективности профессиональной и служебной деятельности, личный вклад в обеспечении полномочий возложенных на налоговые органы, добросовестного исполнения должностных обязанностей. Материальное стимулирование выплачивается за счет средств поступивших сверхустановленного фонда оплаты труда служащих. Когда доводятся лимиты бюджетных средств, руководитель распределяет поступившую сумму, дополнительное материальное стимулирование может быть выплачено ежемесячно или ежеквартально. Никакими положениями порядок распределения дополнительного материального стимулирования не предусмотрен. В основном, выплачивается сумма дополнительного материального стимулирования в те месяцы, когда нет основного материального стимулирования. Приказами от 04.05.2021 и от 06.09.2021 материальное стимулирование выплачено сотрудникам состоящим в штате инспекции, на 04.05.2021 ФИО3 в штате не было, а на 06.09.2021 не было никого из истцов. Основное материальное стимулирование выплачивается за прошедший квартал, за достижение показателей. Распределением основного материального стимулирования занимается комиссия в соответствии с показателями работы отделов, она, как начальник инспекции утверждает решение комиссии.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 данного Закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 50 Закона оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50).
В соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона к дополнительным выплатам относятся: 1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% этого оклада; 3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ; 4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); 5) ежемесячное денежное поощрение; 6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
В ч. 10 ст. 50 Закона указано, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, которые определяют порядок исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего в том числе на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске; при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы.
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производится в соответствии с п. 6 Правил № 562.
При исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска (п. 6 Правил).
В случаях, предусмотренных пп. «д» (при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» (в случае прекращения служебного контракта в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине) п. 1 Правил № 562 гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных пп. «д» – «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (п. 8 Правил № 562).
В пп. «а» - «г» п. 2 настоящих Правил поименованы: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение. В пп. «д» - «ж» п. 2 - премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Таким образом, Федеральным законом № 79-ФЗ установлена структура денежного содержания гражданских служащих, в которой имеются две составляющие: оклад денежного содержания, являющийся базой денежного содержания, основой материального обеспечения гражданского служащего, и зависит от должностного положения гражданского служащего, и дополнительные выплаты, которые носят стимулирующий характер и зависят от специфики, особых условий выполнения должностных обязанностей конкретным гражданским служащим. При этом вышеуказанными Правилами № 562 установлен порядок исчисления месячного денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и увольнения в связи с сокращением, которым четко установлено, какие составляющие денежного содержания гражданских служащих учитываются при исчислении месячного денежного содержания на период отпуска и при увольнении в связи с сокращением.
Фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в ч.ч. 2 и 3 ст. 51 Федерального закона № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
По ч. 6 ст. 51 Закона № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ по представлению Правительства РФ.
Пунктом 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 данного Указа Президента РФ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты в том числе: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
В соответствии с абз. 8 пп. "р" п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, предусмотрено, что Министерство финансов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (п. 1). Пунктом 5.5 данного положения определено, что Министерство финансов РФ обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности. Согласно п. 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ. Учитывая, что на Министерство финансов РФ как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, при разрешении исковых требований суд правомерно принял во внимание разъяснения, данные в указанном письме.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу, что средства материального стимулирования выплачивались на основании приказов Межрайонной ИФНС №8 по Кировской области и УФНС России по Кировской области в соответствии с решениями комиссии по оценке деятельности налоговых органов, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления". Материальное стимулирование государственных гражданских служащих производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности. Как следует из материалов дела, материальное стимулирование производилось ежеквартально, что свидетельствует об системности, следовательно, данные выплаты входят в состав денежного содержания гражданских служащих.
Денежная компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в сумме и компенсация за неиспользованный отпуск истцам выплачена без учета начисленных и выплаченных им средств материального стимулирования.
В связи с этим судом постановлено о частичном удовлетворении исковых требований, с Межрайонной ИФНС № 8 по Кировской области взысканы дополнительно к выплаченным истцам при увольнении суммам, с применением ст. 236 ТК РФ за задержку выплат в пользу ФИО1 компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсация за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.; в пользу ФИО2 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсация за задержку выплаты денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.; в пользу ФИО3 - компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсация за задержку выплаты денежной суммы в размере <данные изъяты> руб.; в пользу ФИО4 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсация за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты> руб., компенсация за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.; в пользу ФИО5 - компенсация в размере 4-месячного денежного содержания в размере <данные изъяты> руб., компенсация за задержку выплаты денежных сумм в размере <данные изъяты> руб.
Расчеты компенсаций не оспорены ни истцами, ни ответчиком. Межрайонная ИФНС России № 8 по Кировской области решение суда, в том числе в части удовлетворения исковых требований, в апелляционном порядке не обжаловала.
Требования истцов о включении в расчет денежного содержания премий, выплаченных за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия»), а также денежное содержание ФИО3 за март 2021 года, ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 за август 2021 года оставлены судом без удовлетворения.
Истцы в апелляционной жалобе выразили несогласие с отказом суда в удовлетворении данной части исковых требований.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.
Как указано выше, премии за счет дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих сверх установленного фонда оплаты труда («СМС за счет доп», «разовая премия») выплачивались истцам на основании приказов о премировании сотрудников Межрайонной ИФНС России по № 8 по Кировской области: <данные изъяты>.
Указанные выплаты производились на основании писем УФНС России по Кировской области в связи с принятием Правительством РФ решения о выделении в 2020, 2021 гг. дополнительных бюджетных ассигнованиях на материальное стимулирование федеральных государственных служащих федеральных государственных органов сверх установленных фондов оплаты труда. Согласно данным письмам начальникам межрайонных ИФНС России по Кировской области предоставлялось право принять решение о направлении в соответствующем году указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих.
Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" принято решение осуществлять материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых платежей.
В силу п. 2 постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 гг. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете по подразделу "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора" раздела "Общегосударственные вопросы" функциональной классификации расходов бюджетов РФ; материальное стимулирование осуществлять сверх установленного фонда оплаты труда. Министерству финансов поручено разработать порядок осуществления материального стимулирования.
Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 № 90н утвержден Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.
Согласно п. 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное п. 1 Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минфин РФ от 17.10.2007 № 90н).
Во исполнение писем УФНС России по Кировской области от № руководителем Межрайонной ИФНС России №8 по Кировской области предоставлено право принять решение о направлении ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих, в связи с чем руководителем издавались соответствующие приказы о премировании.
Финансирование деятельности Федеральной налоговой службы РФ производится за счет средств федерального бюджета. Поступающие средства формируются по различным статьям расходов. Фонд оплаты труда рассчитывается от количества государственных гражданских служащих и размера оплаты труда каждого. Фонд материального стимулирования формируется в зависимости от наличия свободных денежных средств и распределяется между государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов. Выплаты из данного фонда не являются обязательными и выплачиваются только при наличии соответствующих средств.
Исходя из системного толкования приведенных правовых норм, суд пришел к выводу, что выплаты дополнительного материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания истцов, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.
Согласно приказам о выплате премий («СМС за счет доп», «разовая премия») на основании приказа от <дата> выплачена премия за <дата>., на основании приказа от <дата> выплачена премия за сентябрь 2020г. Приказы от <дата> издавались без указания периодов, за которые выплачивалась премия, следовательно указанные выплаты не носили систематического характера, и имеют иную правовую природу, отличную от материального стимулирования, выплачиваемого на основании Указа Президента РФ № 601 от 07.05.2012.
Судом признаны несостоятельными и основанными на неверном толковании материального закона доводы истцов, повторенные в апелляционной жалобе, о том, что источником финансирования и фонда оплаты труда и выплат материального стимулирования является федеральный бюджет, отнесена к системе оплаты труда, а потому оспариваемая выплата должна быть включена в расчет денежного содержания, а также в пользу истцов должны быть взысканы выплаты на основании приказа от <дата> за март 2021г. в пользу ФИО3 так как она работала в марте 2021, и на основании приказа от <дата>. выплаты за август 2021 в пользу ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5, т.к. истицы работали до <дата>., добросовестно трудились и внесли свой вклад в достижение высоких результатов.
Ссылки ФИО3, что приказом от <дата>. выплачена премия за март-апрель 2021, и доводы ФИО1, ФИО2, ФИО4, ФИО5 о том, что приказом от <дата> выплачена премия за август 2021г., а также что указанные выплаты были в размере 2.5 денежного содержания, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Котельничского районного суда Кировской области от 15 декабря 2021 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 23 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 10 марта 2022 года.
Определение11.03.2022