Судья ФИО12 дело №
(№ дела суда I инстанции 2-669/2019)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2020 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Козырь Е.Н.,
судей: Мерзакановой Р.А. и Аутлева Ш.В.,
при ведении протокола судебного заседания, по поручению председательствующего, помощником судьи, Пханаевой О.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе УФСИН России по Республике Адыгея на решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
иск ФИО1 <данные изъяты> к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея об оспаривании решения Управления Федеральной службы исполнения наказания по Республике Адыгея, удовлетворить.
Признать решение Управления Федеральной Службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов в ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы проходящим службы в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 <данные изъяты> в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным.
Обязать Управление Федеральной Службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея устранить допущенные нарушения в части отказа ФИО1 <данные изъяты> в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты.
Обязать Управление Федеральной Службы исполнения наказаний России по Республике Адыгея поставить ФИО1 <данные изъяты> и членов его семьи: супругу – ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетних детей – ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения представителя УФСИН России по Республике Адыгея ФИО2 <данные изъяты> поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя истца ФИО1 <данные изъяты> по доверенности ФИО17, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ФИО1 <данные изъяты> в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея, в котором просит признать решение УФСИН России по Республике Адыгея от 16.11.2018 об отказе ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты незаконным, и обязать УФСИН России по Республике Адыгея устранить допущенные нарушения в части отказа ему в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, и обязать УФСИН России по Республике Адыгея поставить его и членов его семьи: супругу – ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и несовершеннолетних детей – ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование своих требований указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит службу в органах УФСИН России по Республике Адыгея, финансирование деятельности которой осуществляется за счет средств федерального бюджета. Общая продолжительность его службы в календарном исчислении составила более 10 лет.
В настоящее время он вместе со своей семьей, состоящей из 6 человек, проживает на основании договора найма жилого помещения по адресу: <адрес>, а. Кошехабль, <адрес>. Дом принадлежит на праве собственности его матери, ФИО1 <данные изъяты>, которая также проживает в нем. Кроме них в доме проживает его сестра – ФИО1 <данные изъяты> и его племянник. Таким образом, в доме общей площадью 54,2 кв.м., проживает 9 человек.
ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке, в целях получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения, он обратился в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Адыгея с заявлением (рапортом) о предоставлении единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К данному заявлению (рапорту) приложил все необходимые документы, указанные в п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (утв. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369).
УФСИН России по Республике Адыгея отказано ФИО1 <данные изъяты> в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий в соответствии с ч. 8 ст. 4 Федерального законы от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
По мнению истца, названное решение комиссии УФСИН России по Республике Адыгея является незаконным и подлежит отмене, так как указанные действия не являются намеренным ухудшением жилищных условий. Вопреки выводам УФСИН России по Республике Адыгея, ФИО1 <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ снялся с регистрационного учета по адресу: <адрес>, а. Кошехабль, <адрес>, и зарегистрировался по адресу: <адрес>, пгт. Тульский, <адрес> связи с тем, что принимал участие в чемпионате <адрес> по футболу в составе команды «Урожай». Согласно Регламенту Республиканских соревнований по футболу среди любительских команд на 2013 год, утвержденного Президиумом Федерации футбола Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ к соревнованиям не допускаются футболисты, не имеющие постоянной регистрации в муниципальных образованиях Республики Адыгея, команды которых они представляют.
Суд принял указанное выше решение.
Не согласившись с вынесенным решением суда, УФСИН России по Республике Адыгея подало апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового, которым в удовлетворении исковых требований отказать за необоснованностью требований. В обоснование доводов апеллянт ссылается на ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которому смена регистрации свидетельствует об ухудшении им жилищных условий. Обращает внимание на то, что истцом не выдержан пятилетний срок, предусмотренный статьей 54 Жилищного кодекса РФ.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 <данные изъяты> просит решение Кошехабльского районного суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив возражения на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ) (часть 1 статьи 1 данного закона).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах.
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (пункты 1, 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Из материалов дела следует, что ФИО1 <данные изъяты> работает в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея с апреля 2009 в должности инспектора Кошехабльского межмуниципального филиала федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Адыгея». Общая продолжительность службы составляет более 10 лет (л.д. 10-11).
С ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 <данные изъяты> (л.д. 17).
От брака имеет несовершеннолетних детей – ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1 <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 22-25).
Истец проживает совместно с членами своей семьи: супругой и детьми по адресу Республика Адыгея, Кошехабльский район, а. Кошехабль, <адрес>, в которой он значится зарегистрированным с 01. 10.2013 (л.д. 8, оборотная сторона).
Собственником данного жилого помещения является его мать, ФИО1 <данные изъяты> которая также проживает в нем. Кроме них в доме проживают сестра истца – ФИО15 со своим сыном (л.д. 31-33).
Таким образом, в доме общей площадью 54,2 кв.м проживают 9 человек.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 <данные изъяты> обратился в жилищную комиссию УФСИН России по Республике Адыгея с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, указав состав своей семьи и приложив необходимые документы, согласно п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты (л.д. 13).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией УФСИН России по Республике Адыгея по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УФСИН России по Республике Адыгея и подведомственным ему учреждений, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ФИО1 <данные изъяты> отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с совершением действий, повлекших ухудшение жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ.
При этом комиссия УФСИН России по Республики Адыгея, а также представитель ответчика в суде первой и апелляционной инстанций не оспаривали факт не предоставления ФИО1 <данные изъяты> совместно с заявлением (рапортом) полного пакета документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 24 апреля 2013 года №369.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о том, что обстоятельство, послужившее основанием к отказу ФИО1 <данные изъяты> в постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, не может расцениваться как действие по намеренному ухудшению жилищных условий.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Данный перечень является исчерпывающим, поскольку иного не указано в Законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата). Условия предоставления единой социальной выплаты изложены в части 3 данной статьи закона.
С учетом того, что заявитель в полной мере отвечает критериям лица, имеющего право на указанную социальную выплату, принимая во внимание, что смена регистрации не может быть расценена как ухудшение жилищных условий и не входят перечень действий, направленных на умышленное ухудшение жилищных условий, отказ в постановке данного лица на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, суд обоснованно признал незаконным.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что смена регистрации ФИО1 <данные изъяты> мотивирована тем, что в 2013 году он принимал участие в чемпионате Кубка Краснодарского края по футболу 2013 года в составе команды «Урожай», о чем свидетельствует Заявочный лист (л.д. 41-42).
Согласно Регламенту Республиканских соревнований по футболу среди любительских команд на 2013 год, утвержденного Президиумом Федерации футбола Республики Адыгея ДД.ММ.ГГГГ к соревнованиям не допускаются футболисты, не имеющие постоянной регистрации в муниципальных образованиях Республики Адыгея, команды которых они представляют (л.д. 34).
С целью вступления в состав команды, ФИО1 <данные изъяты> снялся с регистрационного учета по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, а. Кошехабль, <адрес>., где продолжал проживать фактически.
По окончанию чемпионата ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета в <адрес> и снова зарегистрировался по адресу: Республика Адыгея, Кошехабльский район, а. Кошехабль, <адрес>.
Следовательно, довод представителя ответчика в апелляционной жалобе о том, что действия истца по смене регистрации, повлекшие ухудшение жилищных условий, то есть приводящих к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, основан на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, смена места регистрации носит временный характер и не явилось основанием для возникновения права на получение единовременной социальной выплаты и, следовательно, данное действие нельзя признать, как повлекшее ухудшение жилищных условий с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах, доводы ответчика в апелляционной жалобе, по существу сводятся к обоснованию возражений УФСИН России по Республике Адыгея относительно заявленных истцом требований, направлены на переоценку исследованных судом первой инстанции обстоятельств и подлежат отклонению как необоснованные.
При этом апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом не усматривается.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным; оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Кошехабльского районного суда Республики Адыгея от 05 ноября 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий Е.Н. Козырь
Судьи Р.А. Мерзаканова
Ш.В. Аутлев