ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-66/20 от 29.04.2020 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Тишаева Ю.В. Дело № 33-998/2020

(№ 2-66/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2020 года город Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Старцевой С.А.,

судей Должикова С.С., Сивашовой А.В.,

при секретаре Алешиной Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района г. Орла» о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве безработного, прекращению выплаты пособия по безработице и взыскании невыплаченного пособия по безработице,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Северного районного суда г. Орла от 21 января 2020 года, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» о признании незаконными действий по снятию с учета в качестве безработного и прекращению выплаты пособия по безработице.

В обоснование требований указывала, что с 28.03.2018 она была зарегистрирована в Центре занятости населения в качестве безработного. 02.07.2019 она обратилась в данное учреждение с заявлением, в котором просила прекратить предоставление ей соответствующей государственной услуги с 03.07.2019, поскольку за период нахождения на регистрационном учете орган службы занятости не смог оказать ей содействие в трудоустройстве. Приказом от 02.07.2019 № 183 Д21/1928 с даты, предшествующей дате написания ею соответствующего заявления, она была снята с регистрационного учета с 01.07.2019. Кроме того, в соответствии с приказом от 02.07.2019 № 183П17/1928 с 01.07.2019 прекращена выплата пособия по безработице. С целью получения разъяснений относительно правового обоснования снятия ее с регистрационного учета в день обращения с соответствующим заявлением она обратилась к ответчику, в соответствии с ответом которого от 01.08.2019 в день подачи заявления 02.07.2019 года государственные услуги ей не оказывались и поиск работы не осуществлялся. При этом ей не было разъяснено, в связи с чем орган службы занятости не оказывает заявителю государственную услугу в день написания заявления о прекращении ее предоставления.

Полагая, что поскольку заявление о снятии с регистрационного учета в качестве безработного было написано ею 02.07.2019 года, то она должна была быть снята с регистрационного учета на следующий день, то есть с 03.07.2019, в связи с чем действия ответчика по снятию ее с регистрационного учета в качестве безработной с 02.07.2019 и прекращение с этой даты осуществления выплаты пособия по безработице являются незаконными.

По изложенным основаниям просила признать незаконными действия Казенного учреждения Орловской области «Центр занятости населения Северного района города Орла» по снятию ее с регистрационного учета и прекращению выплаты пособия по безработице со дня обращения с заявлением о выплате пособия по безработице, восстановить ее право на получение пособия по безработице в день написания заявления об отказе от государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы и взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме <...>.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 дополнила исковые требования, просила суд взыскать в ее пользу с ответчика сумму невыплаченного пособия по безработице за один день - 02.07.2019 года в размере <...>.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебного решения и удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает, что согласно действующему гражданскому законодательству течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало, тогда как норм, подтверждающих правомерность действий ответчика судом не приведено.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что день подачи заявления об отказе от услуг ответчика не подлежит оплате.

Указывает на необоснованное приобщение судом в качестве доказательств по делу письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.02.2019 №16-5/в-89, как не заверенного надлежащим образом и не имеющего отношения к делу, выдержки из акта проверки другого центра занятости населения, объяснений инспектора ФИО5

Судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании апелляционной жалобы, заявивших о рассмотрении дела в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

Порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты определены Законом РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

В силу ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Статьей 31 названного закона предусмотрено, что пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Порядок и условия назначения и выплаты пособия по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу п. 7 Правил, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам, утвержденных Приказом Минтруда России от 22.02.2019 № 116н начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях, в том числе, отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.06.2012 № 10н, действующим в период возникновения спорных правоотношений, утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с которым гражданам, признанным в установленном порядке безработными, предоставляется государственная услуга по осуществлению социальных выплат в виде пособия по безработице.

В соответствии с п. 28 Административного регламента основанием для начала предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о признании в установленном порядке гражданина безработным, оформленное приказом центра занятости населения.

Работник осуществляет расчет размера пособия по безработице и начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня признания гражданина безработным (пункт 39 Регламента).

Основанием для прекращения предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице является решение о снятии гражданина с учета в качестве безработного, оформленное приказом центра занятости населения (пункт 138).

Работник принимает решение о прекращении предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице после получения от работника, осуществляющего функцию по регистрации граждан в качестве безработных, личного дела получателя государственных услуг, содержащего приказ о снятии гражданина с учета в качестве безработного (пункт 139).

Работник осуществляет начисление пособия по безработице за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного (пункт 147).

Государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется ежемесячно не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные центром занятости населения сроки, но не более двух раз в месяц (п. 290).

Согласно п. 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы» снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в случае отказа от посредничества государственного учреждения службы занятости населения (по личному письменному заявлению безработного гражданина).

Судом установлено и из материалов дела следует, что на основании приказа КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» от 06.04.2018 № 096Д4/1828 с 28.03.2018 ФИО1 была признана безработным.

Приказом № 096П15/1828 от этой же даты ей было назначено пособие по безработице с 22.05.2018, установлен первый период выплаты пособия по безработице продолжительностью 12 месяцев, а также установлены размеры и сроки выплаты пособия в размере <...> с <дата> по 21.05.2019а.

С 01.01.2019 размер пособия по безработице увеличен до <...>, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличена на 6 недель - по 02.07.2019.

02.07.2019 ФИО1 обратилась в КУ ОО «ЦЗН Северного района г. Орла» с письменным заявлением об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения с 03.07.2019, в связи с чем в эту же дату приказом ответчика № 183Д21/1928 последняя снята с регистрационного учета в качестве безработного, приказом № 183П17/1928 выплата пособия по безработице прекращена ФИО1 с одновременным снятием её с учета в качестве безработного. Дата, с которой прекращается выплата пособия - 01.07.2019.

По материалам дела также установлено и не оспаривалось сторонами, что последняя выплата пособия по безработице была произведена истцу за период с 25.06.2019 по 01.07.2019 включительно (за 7 дней), размер пособия за семь дней составил <...>, что следует из материалов личного дела получателя государственных услуг ФИО1

Разрешая заявленные требования и установив, что 02.07.2019 от ФИО1 поступило письменное заявление об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения, которое является основанием для прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для выплаты истцу пособия по безработице за период, последующий после 01.07.2019, поскольку 02.07.2019 ФИО1 была снята с регистрационного учета в качестве безработного. Поэтому правомерно отказал в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме, поскольку действия ответчика по принятию решения о прекращении выплаты пособия по безработице в день подачи истцом соответствующего заявления соответствовали требованиям п. 2 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и не противоречили положениям Административного регламента предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, действующего на момент принятия центром занятости населения решения о снятии истца с регистрационного учета в качестве безработного и прекращения выплаты пособия по безработице.

При этом суд правомерно исходил из того, что из системного анализа вышеприведенных норм законодательства в сфере занятости населения позволяет сделать вывод о том, что решение о снятии с регистрационного учета в качестве безработного гражданина, отказавшегося от посредничества органов службы занятости принимается в день поступления личного письменного заявления гражданина и в этом случае начисление пособия по безработице осуществляется за фактическое количество дней безработицы со дня последней перерегистрации гражданина в качестве безработного до дня поступления соответствующего заявления, в связи с чем день подачи заявления не подлежит оплате, что соответствует целевому назначению меры социальной поддержки безработных граждан в предоставлении временного источника к существованию.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.

Довод апелляционной жалобы о незаконном прекращении ответчиком выплаты пособия по безработице в день подачи заявления об отказе от посредничества государственного учреждения службы занятости населения не влияет на законность постановленного решения, поскольку основан на ошибочном толковании норм материального права.

Отклоняются судебной коллегией и иные доводы апелляционной жалобы, в которых выражается несогласие с выводами суда и произведенной судом оценкой доказательств. Суд дал правовую оценку всем материалам по настоящему делу, результаты оценки отразил в решении и привел мотивы, по которым доказательства приняты в качестве средства обоснования своих выводов, с которыми судебная коллегия согласна. При этом вопреки доводам апелляционной жалобы, копии письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11.02.2019 №16-5/в-89, выдержки из акта проверки другого центра занятости населения, письменные объяснения инспектора ФИО5 не принимались судом как доказательства в качестве средства обоснования своих выводов.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Северного районного суда г. Орла от 21 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Тишаева Ю.В. Дело № 33-998/2020

(№ 2-66/2020)