Дело №2-670/2020 Судья Сухорукова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1982/2020
гор. Брянск 23 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,
ФИО1,
при секретаре Смольняковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 января 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО3 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выдаче специального удостоверения,
заслушав доклад по делу судьи Сидоренковой Е.В., объяснения представителя ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области – ФИО4, представителя третьего лица Главного управления МЧС России по Брянской области ФИО5, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что с 13.08.1988 года по 25.09.1988 года проходил учебные сборы в в/ч № и принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, что подтверждается военным билетом, архивной справкой ФГКУ «Центральный архив МО РФ».
При обращении в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области с заявлением о выдаче удостоверения по категории «гражданин, проходивший военную службу в зоне отселения», ему было отказано, поскольку прохождение военных сборов гражданами не является формой прохождения военной службы, а является формой исполнения воинской обязанности.
Отказ в выдаче удостоверения истец считает незаконным, поскольку нахождение на учебных сборах является периодом военной службы, исполнением воинской обязанности.
В связи с чем, ФИО3 просил суд признать, что он в период с 13.08.1988 года по 25.09.1988 года проходил военную службу в в/ч № в зоне отселения, согласно п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и обязать ответчика выдать истцу удостоверение по категории «гражданин, проходивший военную службу в зоне отселения».
Решением Советского районного суда г.Брянска от 16 января 2020 года исковые требования ФИО3 удовлетворены. Суд решил признать, что ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, в период с 13 августа 1988 года по 25 сентября 1988 года проходил военную службу в войсковой части № в зоне отселения - <адрес>, согласно п. 12 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; Департаменту семьи, социальной демографической политики Брянской области выдать ФИО3 специальное удостоверение единого образца по категории «граждан, проходивших военную службу в зоне отселения».
Не согласившись с постановленным решением, представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как вынесенное с нарушением норм материального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение по делу. Указывает, что удостоверение, дающее право на меры социальной поддержки для граждан, проживавших в зоне отселения менее 1 года, законодательством не предусмотрено. Кроме того, истец не относится к категории военнослужащих лиц, военную службу в юридический значимый период не проходил, а призывался на учебные сборы. Данные обстоятельства не влекут для истца предоставление мер поддержки, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В судебном заседании представитель ответчика Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области – ФИО4 поддержала доводы жалобы по изложенным в ней основаниям, просила решение суда отменить.
Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Брянской области ФИО5 в судебном заседании доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель третьего лица Военного комиссариата Брянской области ФИО6 ходатайствовала о рассмотрении дела в их отсутствие.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания уведомлен, о причинах неявки суду не сообщил.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Обжалуемое решение требованиям законности и обоснованности не отвечает.
По материалам дела установлено, что ФИО3 в период с 13 августа 1988 года по 25 сентября 1988 года (45 суток) проходил учебные военные сборы в войсковой части № в должности механика - водителя ГСП, в <адрес>, был поставлен на котловое довольствие с ДД.ММ.ГГГГ, по убытии с ДД.ММ.ГГГГ с довольствия снят.
ФИО3 обратился в Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в сентябре 2019 года с заявлением о выдаче специального удостоверения по категории «гражданин, проходивший военную службу в зоне отселения».
Решением комиссии Департамента от 04 октября 2019 года истцу отказано в выдаче удостоверения, поскольку согласно ст. 1 Закона № 53-ФЗ военные сборы не являются формой прохождения военной службы, а являются формой исполнения воинской обязанности.
В перечне воинских частей, учреждений, предприятий и организаций ВС СССР, личный состав которых принимал участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годах, значится войсковая часть 62972, на основании Приказа МО РФ 2003 г. № 88, стр. 8 Приложение №1.
Сведения о выплатах, произведенных в период учебных сборов в в/ч № в указанный период за участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, в личном деле истца отсутствуют.
Суд пришел к выводу, что заявленные истцом обстоятельства подтверждаются военным билетом ФИО3, архивной справкой ФГКУ «Центральный архив Министерства Обороны РФ» от 02.08.2019 г., учетной карточкой истца, представленной военным комиссариатом Брянской области (Почепский район).
Разрешая заявленные требования и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы, что, по мнению суда, является основанием для выдачи истцу специального удостоверения установленного образца.
Судебная коллегия не может согласиться с суждением суда первой инстанции, находя его ошибочным, основанным с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с п. 12 ст. 13 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Порядок прохождения военной службы гражданами Российской Федерации на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, и социальные гарантии военнослужащим определены в ст. 23 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1
Согласно ч. 11 ст. 24 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) части первой статьи 13, имеющим право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения. В случае выезда граждан с территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом на новое место жительства им выдаются справки установленного образца.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по делу является установление факта того, распространялся ли на ФИО3, призванного на военные сборы, статус военнослужащего.
В силу ст.1 Федерального закона Российской Федерации от 28.03.1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно ч. 1 ст. 54 указанного Федерального закона, для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Проведение военных сборов в иных целях не допускается.
Согласно п. 15 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 г. N 333, граждане, проходящие военные сборы, считаются исполняющими обязанности военной службы.
Статьей 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определены граждане, имеющие статус военнослужащих. Так, согласно ч. 1 ст. 2 названной нормы, военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 2 указанного закона на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Таким образом, из положений ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что граждане из числа гражданских лиц, призванных на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются.
Вместе с тем, в абзаце втором п. 2 ст. 2 данного Федерального закона определено, что на граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены указанным Федеральным законом (статьи 13.1 (денежные выплаты), 14 (продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание), 16 (право на охрану здоровья и медицинскую помощь), 18 (страховые гарантии военнослужащим, право на возмещение вреда), федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с чем, названным лицам предоставлен иной, чем у военнослужащих, статус с учетом объективных различий в условиях прохождения военной службы и военных сборов: граждане, призванные на военные сборы, не исполняют военную службу (к особенностям которой относятся ограничение военнослужащих в гражданских, личных, социально-экономических правах, детальность правового регулирования военно-служебных отношений, обязательный характер военной службы для отдельных категорий граждан и др.), а проходят подготовку к ней, что влечет за собой существенные отличия в объеме и характере обязанностей, возлагаемых на эти категории граждан, и условиях их выполнения.
При таких обстоятельствах, на ФИО3, находящегося в запасе и призванного на военные сборы, статус военнослужащего не распространялся, что исключает отнесение ФИО3 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с п.12 ст. 13 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Другие основания, позволяющие отнести истца к категории граждан, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, истцом не заявлялись, предметом рассмотрения не являлись.
Таким образом, при вынесении решения судом первой инстанции были существенно нарушены нормы материального права, решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 января 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО3 к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области о выдаче специального удостоверения – отменить, принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 – отказать.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
ФИО1