ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6722/15-2019 от 04.06.2020 Курского областного суда (Курская область)

Судья: Великих А.А. 46RS0030-01-2019-009485-89

№ 2-6722/15-2019

33-1357-2020

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего: Лобковой Е.А.

судей: Чупрыной С.Н., Леонтьевой И.В.

при секретаре: Крюковой М.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 04 июня 2020 года дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Курске Курской области о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, поступившее по апелляционной жалобе ответчика – Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Курске Курской области на решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 декабря 2019 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Признать за ФИО1 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области засчитать ФИО1 в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, в календарном исчислении период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Курске Курской области в пользу ФИО1 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины, в размере 300 (триста) рублей».

Заслушав доклад судьи Леонтьевой И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ГУ УПФР в г. Курске Курской области, в котором указал, решением ГУ УПФР в г. Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда ввиду отсутствия требуемого специального стажа. С учетом уточненных в судебном заседании исковых требований ФИО1 просил суд: признать за ним право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с работой в особых условиях (по Списку №2); возложить на ответчика обязанность засчитать в специальный стаж в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда в календарном исчислении период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования <данные изъяты>»; обязать ответчика назначить досрочно страховую пенсию по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда с ДД.ММ.ГГГГ.

Суд постановил решение об удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе ответчик – Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Курске Курской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе ФИО1. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Истец ФИО1 решение суда не обжалует, в письменных возражениях на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений на нее, заслушав объяснения представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в г. Курске Курской области по доверенности ФИО2, поддержавшей апелляционную жалобу, объяснения истца ФИО1, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №23 от 19.12.2003 г. «О судебном решении», решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам дела, не имеется.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч.1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из ч.2 ст. 39 Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. №400 –ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). (часть 1 в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ).

Согласно ч.ч.2,3 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в соответствии с которой основанием для назначения досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1).

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч.5 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» Правительство Российской Федерации 16.07.2014 г. приняло Постановление №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и Правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», которое действует с 01.01.2015 г.

Согласно подп. «б» п.1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»;

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956г. № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что досрочная страховая пенсия по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ назначается мужчинам, проработавшим не менее 12 лет 6 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда, предусмотренных соответствующими списками работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет. Законом также предусмотрена возможность назначения им досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если они проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока.

Согласно разъяснению Минтруда России от 17.10.2003 г. №4, утвержденному Постановлением №70 от 17.10.2003 г., при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы, с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе, с учетом льготного порядка его исчисления). Изложенный порядок подсчета стажа применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет.

Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Курске Курской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с рабой в тяжелых условиях труда по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.

Решением ГУ – УПФ РФ в г. Курске Курской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа. Решение пенсионного органа мотивировано тем, что при требуемом специальном стаже продолжительностью не менее 7 лет 6 мес. документально подтверждено <данные изъяты> месяц, при требуемом страховом стаже в объеме 25 лет подтверждено <данные изъяты>.

В специальный стаж истца пенсионный орган не засчитал период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря по ремонту электрооборудования шарикового цеха <данные изъяты> по тем основаниям, что данная должность не предусмотрена Списком №2 «Производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях» утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.11.1991 г. №10. В разделе XIV подраздела 10 «Металлообработка» (Производство шариков, роликов и гвоздей) код позиции списка 2151000а-19861) поименованы электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования. Кроме того, вышеуказанный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный.

Разрешая спор, суд первой инстанции правомерно применил к спорным правоотношениям утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», поскольку спорный период, не включенный пенсионным органом в специальный стаж истца, имел место после 01.01.1992 г. и пришел к обоснованному выводу о том, что при достижении истцом возраста <данные изъяты>, его специальный стаж должен составлять не менее <данные изъяты>.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что в спорный период истец работал в должности, предусмотренной Списком №2 утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10; установил, что должность «слесарь – электрик по ремонту электрооборудования» при идентичности характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых работником функциональных обязанностей по занимаемой должности, фактически соответствует (тождественна) должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, предусмотренной Списком №2, которую истец занимал до 2002 г.; пришел к выводу о том, что неверное поименование должности, занимаемой истцом, работодатель устранил самостоятельно, путем внесения соответствующих изменений в трудовую книжку истца в наименование его должности; занятость истца на работе в особых условиях труда не менее 80% рабочего времени подтверждена представленными доказательствами и отсутствием сведений о нахождении в отпусках без сохранения заработной платы; спорный период работы истца относится к периоду его трудовой деятельности до регистрации как застрахованного лица в системе ОПС.; с учетом периодов, включенных в спецстаж истца самим пенсионным органом и судом в рамках производства по данному делу ФИО1 приобрел право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда.

Выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными и с ними соглашается.

В силу п.11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных постановлением Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры. Оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Аналогичные требования содержались и в Правилах подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением правительства РФ от 24.07.2002 г. №555, утративших силу с 01.01.2015 г. в связи с вступлением в действие Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. №1015.

Из трудовой книжки ФИО1 следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ – уволен в порядке перевода для работы в ЗАО «<данные изъяты>» и с ДД.ММ.ГГГГ принят в ЗАО «<данные изъяты>» в порядке перевода электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ – переведен электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования по пятому разряду в том же цехе; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию (ст. 80 ТК РФ).

Согласно Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» раздел XIV «Металлообработка» подраздел 10 «Производство шариков, роликов и гвоздей» (код 2150100а-19861) право на назначение пенсии по старости на льготных условиях имеют рабочие, выполняющие обязанности электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Параграф 345 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР; раздела «Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства» Единого тарифно-квалификационного справочника «Работ и профессий рабочих, выпуск 1», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30, применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с Постановлением Минтруда России от 12.05.1992 № 15а, предусматривает, что к характеристике работ, выполняемых электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда, относится: разборка, капитальный ремонт электрооборудования любого назначения, всех типов и габаритов под руководством электромонтера более высокой квалификации. Регулирование и проверка аппаратуры и приборов электроприводов после ремонта. Ремонт усилителей, приборов световой и звуковой сигнализации, контроллеров, постов управления, магнитных станций. Обслуживание силовых и осветительных электроустановок со сложными схемами включения. Выполнение работ на ведомственных электростанциях, трансформаторных электроподстанциях с полным их отключением от напряжения. Выполнение оперативных переключений в электросетях с ревизией трансформаторов, выключателей, разъединителей и приводов к ним с разборкой конструктивных элементов. Проверка, монтаж и ремонт схем люминесцентного освещения. Размотка, разделка, дозировка, прокладка кабеля, монтаж вводных устройств и соединительных муфт, концевые заделки в кабельных линиях напряжением до 35 кВ. Определение мест повреждения кабелей, измерение сопротивления заземления, потенциалов на оболочке кабеля. Выявление и устранение отказов и неисправностей электрооборудования со схемами включения средней сложности. Пайка мягкими и твердыми припоями. Выполнение работ по чертежам и схемам. Подбор пусковых сопротивлений для электродвигателей.

Судебная коллегия находит не состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно установил тождественность должностей «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» и «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», что характер работы истца в должности «слесарь-электрик по ремонту и обслуживанию электрооборудования» не подтвержден документами и не может быть подтвержден показаниями свидетелей, а представленные в судебное заседание документы: трудовая книжка, личная карточка формы Т-2, лицевые счета не подтверждают льготного характера работы истца, поскольку не содержат сведений о работе истца в поименованных в Списке от 1991 г. условиях и цехах.

Согласно разъяснений, содержащихся в п.16 Постановления №30, в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии по тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Следовательно, суд при наличии достаточных доказательств, исходя из конкретных обстоятельств дела, установленных в судебном заседании, вправе решить вопрос о тождественности выполняемых истцом работ тем работам, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости.

Согласно объяснений истца в суде первой инстанции, в его обязанности в спорный период входило выполнение работ, соответствующих должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Его функциональные обязанности не изменились и с ДД.ММ.ГГГГ, когда в соответствии с приказом работодателя он был переведен с должности «слесарь-электрик по ремонту электрооборудования» на должность «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» того же разряда в том же (шариковом) цехе. Ответчиком не опровергнуто, что последующий период работы истца в том же цехе в должности «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования» был включен пенсионным органом в специальный стаж в бесспорном порядке.

Об обоснованности доводов истца о неверном поименовании работодателем занимаемой ФИО1 должности в спорный период работы (ДД.ММ.ГГГГ гг.), также косвенно свидетельствуют архивные справки о том, что в архивном фонде ОАО «<данные изъяты>» в штатных расписаниях шарикового цеха должность «слесарь по ремонту электрооборудования» отсутствовала.

Согласно справок, выданных ОКУ «<данные изъяты>» в период ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 помимо очередных отпусков предоставлялись дополнительные оплачиваемые отпуска за работу во вредных условиях труда; при начислении заработной платы в спорный период производилось начисление доплаты за вредные условия труда до ДД.ММ.ГГГГ включительно, а также доплаты за дополнительное питание.

Из представленной истцом медицинской амбулаторной карты усматривается, что ФИО3 был разработан профессиональный маршрут в связи с профессиональной вредностью (факторы – шум, СО2, щелочь).

Работодатель истца – <данные изъяты>», на котором лежала обязанность представлять в пенсионный орган сведения о льготном характере трудовой деятельности истца, исчислять и уплачивать взносы на обязательное пенсионное страхование, в настоящее время ликвидирован, в связи с чем истец не имеет реальной возможности реализовать свое субъективное право на судебную защиту, связанное с подтверждением специального стажа посредством предъявления иска к бывшему работодателю и страхователю в системе ОПС о понуждении приведения в соответствие наименования должности, указанной в трудовой книжке истца, карточке формы Т-2 и других документов работодателя с Единым тарификационным справочником профессий и фактически выполняемой работой.

С учетом вышеизложенного вывод суда о том, что неточное наименование работодателем профессии истца в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, не может повлиять на его пенсионные права, при фактическом выполнении им в спорный период работы, аналогичной по функциональным обязанностям должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования <данные изъяты>, поименованной Списком №2 1991 г., является обоснованным.

Доводам ответчика о том, что спорный период не подтвержден сведениями персонифицированного учета как льготный, оценка судом дана, выводы суда первой инстанции подробно мотивированы в решении.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно разъяснений, данных Верховным Судом Российской Федерации в п.15 Постановления Пленума от 11.12.2012 г. №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии (далее - Постановление №30), рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года №27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.

Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона №173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые (страховые) пенсии, характер работы, включаемый в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.

Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в отношении ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, спорный период его работы в 20 арендном подшипниковом заводе в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования не закодирован в соответствующем разделе особых условий труда, сведений об исчислении и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за истца как работника, выполняющего работу в тяжелых условиях труда, в лицевом счете не содержится.

В то же время, из материалов дела усматривается, и не опровергнуто ответчиком в суде первой инстанции, что спорный период работы истца относится к периоду его трудовой деятельности до регистрации как застрахованного лица в системе ОПС.

С доводами апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что истец ФИО1 не подтвердил работу в спорный период в тяжелых условиях труда в течение полного рабочего дня при полной рабочей неделе, судебная коллегия согласиться не может.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 г., которые в силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 г. № 665 применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, предусмотрено, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 13 и 19-21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона), а также периоды работ, определяемых Министерством труда и социальной защиты российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации или предусмотренных списками, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно, исчисляются по фактически отработанному времени (п.6).

В соответствии с п. 5 Разъяснений Министерства труда РФ № 5 от 22.05.1996 г. под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени.

Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08.01.1992 г. №1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР №3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08.01.1992 г. №235.

Применяя указанные разъяснения и Правила, периоды работы, имевшие место после 01.01.1992 г. могут быть засчитаны в специальный стаж либо в календарном исчислении, либо по фактически отработанному времени при наличии к тому оснований.

В документах, представленных в суд, в частности: в расчетных листках, архивных справках отсутствуют сведения о том, что в спорный период истцу предоставлялись отпуска без сохранения заработной платы, или имели место иные периоды отвлечения от работы.

Выводы суда о фактическом выполнении истцом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанностей электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования 4 разряда шарикового цеха 20 Арендного подшипникового завода (АООТ, АПЗ – 20) и его постоянная занятость на указанной работе в рамках разрешения спора ответчиком не опровергнуты.

С учетом вышеизложенного, спорный период в объеме <данные изъяты> правомерно включен судом в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с занятостью на работах с тяжелыми условиями труда, в календарном исчислении.

В силу ст.12 ГПК РФ правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу у суда обязанности по сбору доказательств.

В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если законом не установлено иное.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что оценка имеющихся в деле доказательств судом первой инстанции произведена в полном соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Пенсионным органом в ходе судебного разбирательства не представлено суду каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца о его работе в спорный период в тяжелых условиях труда и свидетельствующих о выполнении истцом иной работы.

При изложенных обстоятельствах вывод суда о том, что истец, работая с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности слесаря-электрика по ремонту электрооборудования шарикового цеха <данные изъяты>», осуществлял трудовые функции в тяжелых условиях труда, предусмотренных Списком №2 от 26.01.1991г. и спорный период подлежит включению в специальный стаж истца, является обоснованным.

В силу ч.1 ст.22 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Из материалов дела следует, что истец родился ДД.ММ.ГГГГ, с заявлением о назначении пенсии в пенсионный орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, на момент обращения в пенсионный орган за назначением досрочной страховой пенсией по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда достиг возраста <данные изъяты> лет, имеет страховой стаж более 25 лет, наличие у него величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, пенсионным органом не оспаривается.

С учетом возраста, достигнутого истцом к моменту обращения с заявлением, периодов, засчитанных самим пенсионным органом в бесспорном порядке в специальный стаж работы в тяжелых условиях труда (<данные изъяты>.) и периода, засчитанного судом в специальный стаж в рамках производства по данному делу (<данные изъяты>), суд сделал правильный вывод о том, что у истца имеется необходимый специальный стаж работы, предусмотренный п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, в объеме более <данные изъяты>, что дает право претендовать истцу на досрочное назначение страховой пенсии по достижении возраста <данные изъяты> с учетом п.п. 2 п.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ.

Таким образом, апелляционная жалоба представителя ответчика доводов, которые могли бы являться основанием к отмене судебного решения, либо опровергнуть выводы суда, не содержит, материалы дела исследованы судом полно и объективно, исследованным доказательствам дана правильная правовая оценка. Решение суда соответствует материалам дела и требованиям закона, потому оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Курска от 26 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ГУ УПФР в г. Курске Курской области – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –