Судья: Аладьева М.С. Дело № 33-17648/2022
№ 2-67/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 июня 2022 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Быстрова А.Н.,
судей Бондаренко М.В., Старосельской О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности 1 на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2022 г.,
заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Новокубанского района, действуя в интересах несовершеннолетних 2, рождения, 3, рождения, 4. рождения, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Новокубанский район об обязании произвести компенсационную выплату за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетним, имеющим статус ребенок с ограниченными возможностями здоровья, получающим образование на дому, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просил суд:
обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район произвести компенсационную выплату за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетнему, получающему образование на дому, 2 за период с 20.10.2015 по 29.12.2020 в размере 54 581,30 руб.;
обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район произвести компенсационную выплату за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетней, получающей образование на дому, 3 за период с 01.09.2017 по 29.12.2020 в размере 46 415,75 руб.;
обязать администрацию муниципального образования Новокубанский район произвести компенсационную выплату за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетней, получающей образование на дому, 4 за период с 01.01.2015 по 30.05.2019 в размере 54 826, 23 руб.
В обоснование иска указывалось, что прокуратурой района по результатам рассмотрения жалоб 15 в интересах несовершеннолетней 2, 11 в интересах несовершеннолетней 3, 16 в интересах несовершеннолетней 4, установлено, что органом местного самоуправления обязанности по организации питания отдельным категориям граждан реализуются ненадлежащим образом. Согласно ч. 4 ст. 37, ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления. В силу ст. 21 Закона Краснодарского края от 16.07.2013 г. № 2770-КЗ «Об образовании в Краснодарском крае», обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет средств краевого и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, имеют право в том числе на обеспечение питанием и вещевым имуществом. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, согласно п. 16 ст. 2 Закона № 273- ФЗ, это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте. Постановлением администрации муниципального образования Новокубанский район от 29.12.2020 г. № 1261 утвержден Порядок обеспечения бесплатным двухразовым горячим питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в муниципальных образовательных организациях муниципального образования Новокубанский район (далее - Порядок). Согласно п. 3 Порядка обучающиеся с ОВЗ и дети-инвалиды имеют право на получение ежемесячной компенсационной денежной выплаты на питание (далее компенсация), для которых общеобразовательными организациями муниципального образования Новокубанский район организовано обучение на дому, родители (законные представители) обучающихся данной категории получают 1 раз в месяц компенсацию в денежном эквиваленте, путем перечисления на расчетный счет до 15 числа месяца, следующего за отчетным. На основании указанного постановления администрации муниципального образования Новокубанский район от 29.12.2020 г. № 1261, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, получающим образование на дому в муниципальных образовательных организациях Новокубанского района, с 01.04.2021 выплачивается денежная компенсация. Администрацией муниципального образования Новокубанский район во исполнение представления прокуратуры района от 18.06.2021 г. № 7-01-2021/4289 произведен перерасчет ежемесячной компенсационной денежной выплаты на питание обучающимся в ОВЗ и детям-инвалидам, для которых общеобразовательными организациями муниципального образования Новокубанский район организовано обучение на дому за период с 29.12.2020 г. по 01.04.2021 г. Обязанность по организации питания несовершеннолетним обучающимся, относящимся к категории ребенок с ОВЗ, установлена ч. 7 ст. 79 Законом № 273-ФЗ для всех обучающихся, относящихся к категории ребенок с ОВЗ, за исключением обучающихся данной категории, проживающих в организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящихся на полном государственном обеспечении, кроме того, указанная обязанность, возложенная на органы местного самоуправления, в отношении подведомственных образовательных организаций следует из систематического толкования вышеуказанных норм законов. Несвоевременное принятие органом местного самоуправления, в нарушение ч. 4 ст. 37 Закона № 273-ФЗ, соответствующего порядка организации питания обучающимся, имеющим статус ребенок с ОВЗ, не может служить основанием для ущемления прав несовершеннолетних, имеющих статус ребенок с ОВЗ в сфере предоставления соответствующей меры социальной поддержки с момента вступления в законную силу нормы закона, устанавливающей такую обязанность для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в отношении подведомственных им образовательных организаций. В силу положений ст. 4 Федерального закона РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной, одним из основных ее принципов является ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка. Соответственно, в целях восстановления нарушенных прав несовершеннолетних, относящихся к категории ребенок с ОВЗ, получающим образование на дому, орган местного самоуправления обязан произвести выплату задолженности законным представителям несовершеннолетних обучающихся за период с даты принятия их в муниципальную образовательную организацию по дату принятия соответствующего муниципального правового акта - 29.12.2020 г. По поручению прокуратуры района от 10.01.2022 г. администрацией муниципального образования Иовокубанский район произведен расчет сумм компенсационной выплаты за бесплатное двухразовое питание несовершеннолетним 2, 3, 4 с даты начала обучения на дому до даты принятия соответствующего муниципального правового акта, согласно произведенным (письмо от 17.01.2022 г. № 129-287/02-01) расчетам исходя из фактических дней обучения, с учетом перехода образовательной организации на дистанционную форму обучения, выплате полежат следующие суммы: несовершеннолетнему 2, обучающемуся в МОБУСОШ № 15 им. 12 с 20.10.2015 г. подлежит выплате сумма за период с 20.10.2015 г. по 29.12.2020 г. в размере 53 755 руб. 33 коп.; несовершеннолетней 3, обучающейся в МОБУГ им. 13 г. Новокубанск с 01.09.2017 г. по 29.12.2020 г. в размере 46 110 руб. 62 коп.; несовершеннолетней 4, которая с 01.09.2014 г. по 30.05.2019 г. являлась обучающейся МОБУСОШ им. 14, с 01.01.2015 г. переведена на домашнее обучение, соответственно с 01.01.2015 г. по 30.05.2019 г. в размере 54 451 руб. 68 коп. Как следует из справки КСП МО Новокубанский район от 27.01.2022 г. ошибки, в результате произведенного органом финансового контроля расчета сумма компенсации за период с даты обучения несовершеннолетнего на домашнем обучении по дату принятия муниципального правового акта составила: 2 - 54 581 руб. 30 коп. (за период с 20.10.2015 г. по 29.12.2020 г.); 3 - 46 415 руб. 75 коп. (за период с 01.09.2017 г. по 29.12.2020 г.); 4 - 54 826 руб. 23 коп. (за период с 01.01.2015 г. по 30.05.2019 г.). К данной категории правоотношений не применим установленный ст. 196 ГК РФ срок исковой давности, так как норма закона, обязывающая образовательные организации организовывать обучающимся, имеющим статус ОВЗ, бесплатное питание - часть 7 статьи 79 Закона № 274-ФЗ вступила в законную силу с 01.09.2013 г., согласно ч. 1 ст. 111 данного закона, соответственно данное право у несовершеннолетних обучающихся, относящихся к данным категориям, возникло с 01.09.2013 г., данному праву с указанного периода корреспондирует юридическая обязанность органа местного самоуправления в отношении подведомственных образовательных организаций принять соответствующий муниципальный правовой акт и осуществлять обучающимся, относящимся к категории ребенок с ОВЗ, получающим образование на дому компенсацию за питание, либо предоставлять продуктовый набор. Вступление в силу данной нормы закона требовало незамедлительного принятия мер, направленных на соблюдение законных прав обучающихся, имеющих статус ребенок с ОВЗ, а именно принятие муниципального нормативного правового акта в отношении обучающихся в муниципальных образовательных организациях детей с ОВЗ, в том числе, детей с ОВЗ, получающих образование на дому. Непринятие во исполнение закона указанного муниципального правового акта ранее не может служить основанием для невыплаты положенной компенсации за питание детям с ОВЗ, так как будут нарушены основные принципы Конституции Российской Федерации, законодательства об образовании, в частности приоритет прав и свобод человека. Соблюдение данных прав обучающихся с ОВЗ не может ставиться в зависимость от допущенного муниципалитетом пробела в муниципальном законодательстве, указанное право установлено законодателем и вступило в законную силу с 01.09.2013 г., соответственно с указанного периода должен был быть определен механизм реализации указанного права относительно уровня образовательной организации (муниципальная/государственная), законодатель, не установив четкого требования по механизму реализации данной нормы для лиц указанной категории, получающих образование на дому, предоставил субъектам нормотворчества право самостоятельно определять вид его реализации, будь то компенсационная выплата или предоставление продуктового набора.
Обжалуемым решением Новокубанского районного суда от 14 марта 2022 года уточненные исковые требования прокурора удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика по доверенности 1 просила решение суда отменить, принять по делу новое решение.
Участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц.
До начала судебного разбирательства от представителя ответчика по доверенности 5 поступило заявление об отзыве апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, судебная коллегия полагает возможным прекратить апелляционное производство по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 326 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) отказ от апелляционной жалобы допускается до вынесения судом апелляционного определения.
Исходя из положений ч.3 ст.326 ГПК РФ о принятии отказа от апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции выносит определение, которым прекращает производство по соответствующей апелляционной жалобе.
Прекращение производства по апелляционной жалобе в связи с отказом от нее не является препятствием для рассмотрения иных апелляционных жалоб, представлений, если соответствующее решение суда первой инстанции обжалуется другими лицами.
Поскольку ответчик отказался от жалобы и решение суда не обжаловано другими лицами, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от апелляционной жалобы, прекратив апелляционное производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 326 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Принять от представителя администрации муниципального образования Новокубанский район по доверенности 5 отказ от апелляционной жалобы на решение Новокубанского районного суда Краснодарского края от 14 марта 2022 года, прекратив апелляционное производство и возвратив дело в суд первой инстанции.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий
Судьи