ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 2-67/2022 № 33-6977/2022 | Председательствующий в суде первой инстанциисудья – докладчик в суде апелляционной инстанции | Кутепов Т.В.Старова Н.А. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 августа 2022 года г. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Старовой Н.А.,
судей Белоусовой В.В., Гоцкалюка В.Д.,
при секретаре Кочмареве Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Черноморского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, при участии третьих лиц: ООО «Крымская водная компания», администрации Черноморского района Республики Крым, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совета министров Республики Крым, ГУП Республики Крым «Крымэнерго», по апелляционной жалобе ООО «Крымская водная компания» на решение Черноморского районного суда Республики Крым от 09.06.2022 года,-
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым о понуждении совершить определенные действия, в котором просил обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальный собственности на объекты недвижимого имущества, относящиеся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета: водонапорную башню с. Громово, водонапорную башню с. Марьино, водонапорную башню с. Знаменское, а также артезианские скважины №№ 5216, 5223, 5220, 5278, линию водопровода инвентарный номер № 109100012; обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым после регистрации права муниципальный собственности на объекты недвижимого имущества, относящиеся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета, провести открытый конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; обязать администрацию Окуневского сельского поселения Республики Крым заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, относящихся к целостному имущественному комплексу системы водоснабжения Окуневского сельского совета, после проведения вышеуказанного открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении последних.
Решением Черноморского районного суда Республики Крым от 09.06.2022 года исковые требования удовлетворены частично. Постановлено: обязать администрацию Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Окуневского сельского совета, а именно водонапорную башню с. Громово, водонапорную башню с. Марьино, водонапорную башню с. Знаменское, а также артезианские скважины №№ 5216, 5223, 5220, 5278, линию водопровода инвентарный № 109100012.
В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, ООО «Крымская Водная Компания» обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит изменить мотивировочную часть решения, исключив из нее абзац 6 страницы 6, содержащий суждение о том, что требование о возложении обязанности заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения не подлежит удовлетворению, поскольку установлены препятствия для совершения указанных действий, после устранения которых, ответчик сможет совершить действия по организации и проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения; абзац 2 страницы 4, содержащий суждение о том, что ООО «Крымская водная компания» не является правопреемником ООО «Сакская водная компания» изложить в другой редакции, указав, что «Крымская водная компания» является правопреемником ООО «Сакская водная компания». Доводы апелляционной жалобы мотивирует тем, что, по мнению апеллянта, правопреемство между указанными юридическими лицами возникло в силу закона, в связи с чем, отсутствует необходимость в проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения. Считает, что указанные выводы суда о правовых обстоятельствах относительно необходимости совершения ответчиком действий по организации и проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения, нарушают права и интересы третьего лица в праве законного пользования объектами водоснабжения и водоотведения на основании действующего концессионного соглашения, поскольку будут иметь преюдициальное значение по указанным правоотношениям.
В иной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель ООО «Крымская водная компания» ФИО1 в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Прокурор Игнатов Ю.И. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало.
Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.
На основании ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения, исходя из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения таких нарушений допущено не было.
Как указано выше, согласно апелляционной жалобы решение суда, которым на администрацию Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым возложена обязанность произвести регистрацию права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, ранее входящие в состав имущественного комплекса системы водоснабжения Окуневского сельского совета, апеллянтом не обжалуется. Доводы апелляционной жалобы сводятся к исключению из мотивировочной части абзаца следующего содержания: «Поскольку установлены препятствия для совершения действий по проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения, после устранения, которых ответчик сможет совершить действий по организации и проведению конкурса на право заключения договоров владения и (или) пользования объектами водоснабжения, требования в части проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов; возложении обязанности заключить концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, подлежат отклонению», мотивируя тем 01.02.2017 года между администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и ООО «Крымская водная компания» заключено дополнительное соглашение, которым продлён срок действия концессионного договора до 01.08.2026 года, в связи с чем, отсутствуют основания для проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Абзац следующего содержания «Из сведений в Едином государственном реестре юридических лиц ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, поскольку согласно положениям ст.19 Федерального закона от 30.11.1994 №52-ФЗ, не выполнило обязанности по приведению своих учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с 01.03.2015 утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО «Крымская Водная Компания» является с 04.07.2014 вновь созданным юридическим лицом, изложить в новой редакции, дополнительно указав, что ООО «Крымская Водная Компания» является правопреемником ООО «Сакская водная компания».
Судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения решения суда (мотивировочной части), по следующим основаниям.
Как следует, из материалов дела, 01.08.2011 между ООО «Сакская водная компания» и Окуневским сельским советом Черноморского района Республики Крым заключен концессионный договор, согласно которому концессионеру сроком на 10 лет предоставлено право управления (эксплуатации) системой водоснабжения Окуневской сельской громады с целью удовлетворения общественных нужд в сфере водоснабжения (т.1 л.д.7-12).
01.02.2017, 01.04.2019 года между администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и ООО «Крымская водная компания» заключены дополнительные соглашения, которыми сторона концессионера ООО «Сакская водная компания» заменена на ООО «Крымская водная компания», продлён срок действия концессионного договора до 01.08.2026 года (т. 1 л.д. 21-22, 23-28).
Согласно п.4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.
Из положений п. 1 ч. 1 ст.50, ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения. При этом органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Частью 3 ст. 41.1 ФЗ от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В силу ч. 1 ст. 3 ФЗ от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 11 ст. 4 ФЗ «О концессионных соглашениях», объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры; одним из объектов концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
Согласно ч. 1 ст. 13 ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 указанного Закона.
18.03.2014 года между Российской Федерацией и Республикой Крым подписан Договор «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», ратифицированный Российской Федерацией 21.03.2014 года.
В соответствии с частью первой статьи 1 Договора Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора. Со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым в составе Российской Федерации образовались новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (ст. 2 Договора).
Согласно статье 10 ФКЗ от 21.03.2014 N6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым» государственные и местные учреждения, предприятия и организации, функционирующие на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, осуществляют свою деятельность с сохранением прежней организационно-правовой формы до урегулирования их правового статуса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 19 ФЗ от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 №124-ФЗ) в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в состав Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 01.03.2015, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 №6-ФКЗ.
Пунктом 5 ст. 19 ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» определено, что указанные в п. 1 настоящей статьи юридические лица, которые обратились с заявлением, приобретают права и обязанности российских организаций с момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц, при этом их личным законом становится право Российской Федерации.
Согласно сведений Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Сакская водная компания» на территории Российской Федерации не зарегистрирована, согласно положениям ст.19 ФЗ от 30.11.1994 №52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» не реализовало свое право по приведению учредительных документов в соответствие с законодательством Российской Федерации, вследствие чего с 01.03.2015 года утратило право на осуществление деятельности на территории Российской Федерации, а ООО «Крымская водная компания» является с 04.07.2014 года вновь созданным юридическим лицом.
Следовательно, ООО «Крымская Водная компания» правопреемником ООО «Сакская водная компания» по всем обязательствам и правам не является.
Дополнительные соглашения между администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и ООО «Крымская водная компания» от 01.02.2017, 01.04.2019 года, которыми продлён срок действия концессионного договора до 01 августа 2026 года, заключены без проведения конкурса по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ «О концессионных соглашениях».
Между тем, истечение срока действия концессионного договора, заключенного между администрацией Окуневского сельского поселения Черноморского района Республики Крым и ООО «Сакская водная компания», в связи с прекращением деятельности на территории Российской Федерации ООО «Сакская Водная Компания» обуславливало необходимость заключения нового концессионного соглашения по результатам конкурсных процедур.
Отказывая в удовлетворении требований в части возложения обязанности проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов, заключения концессионного соглашения, суд первой инстанции указал, что в настоящее время для осуществления указанных действий имеются препятствия, поскольку право муниципальной собственности на объекты системы водоснабжения на момент вынесения решения не зарегистрировано.
Само по себе несогласие апеллянта с результатами оценки судом первой инстанции имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, основанием для изменения состоявшегося по делу судебного акта, являться не может, поскольку такая позиция апеллянта, по сути, направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств, установленных судом первой инстанции фактических обстоятельств и положенных в обоснование содержащихся в судебном акте выводов.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, разрешая спор, правильно определил юридически значимые обстоятельства, постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого, по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Черноморского районного суда Республики Крым от 09.06.2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Крымская Водная Компания» – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий Н.А. Старова
Судьи В.В. Белоусова
В.Д.Гоцкалюк