ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-680/19 от 04.09.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 04 сентября 2020г. по гражданскому делу № 33-4459/2020

(в суде первой инстанции дело № 2-680/2019, УИД 27RS0013-01-2019-001158-62)

город Хабаровск

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего Жельнио Е.С.

судей Пестовой Н.В., Хуснутдиновой И.И.

при секретаре Цой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа», Министерству обороны Российской Федерации, федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» о понуждении произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу, о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Пестовой Н.В., объяснения ФИО1, представителя ФКУ «Управления финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Восточному военному округу» ФИО2, действующего на основании доверенности от 02.03.2020 г., представителя ФКУ «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» ФИО3, действующая на основании доверенности от 04.12.2018 г., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» (далее по тексту - ФКУ «ОСК Восточного военного округа») о понуждении произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу, о взыскании задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы.

В обоснование иска указал, что состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в войсковой части № 59313-39 в должности гражданского персонала; по условиям трудового договора установлен суммированный учет рабочего времени. Вместе с тем оплата за сверхурочную работу производится неверно, а именно, не учитываются компенсационные и стимулирующие выплаты, входящие в систему оплаты труда; сверхурочная работа оплачивается только в полуторном размере, как за первые два часа работы, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, что приводит к занижению заработной платы.

Просил суд обязать ФКУ «ОСК Восточного военного округа» произвести перерасчет выплат за сверхурочную работу за 2018, 2019 года, рассчитав оплату за первые два часа сверхурочной работы не менее чем в полуторном размере, а за все остальные часы не менее чем в двойном размере, включив в расчет размера оплаты одного часа работы за учетный период компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные системой оплаты труда, взыскать задолженность по заработной плате в размере 83 218 рублей 37 копеек, компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 7 172 рубля 29 копеек.

Определением суда от 09.07.2019 г. к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Министерство обороны Российской Федерации, федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу».

Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года исковые требования удовлетворены частично.

С федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» через лицевой счет филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» за счет денежных средств, предназначенных для финансирования войсковой части № 59313-39 в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы в размере 479 рублей 48 копеек.

В удовлетворении остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ФИО1 просит решение суда изменить в части взысканного судом размера компенсации, отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что работодатель неверно производит расчет оплаты сверхурочной работы, в связи с чем образовалась задолженность, которая подлежит взысканию с ответчика; произведенный ответчиком и судом расчет долга по заработной плате неверен.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 ноября 2019 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 ноября 2019 года отменено.

В дополнениях к возражениям на доводы апелляционной жалобы представитель филиала № 1 ФКУ «УФО МО РФ по ВВО» просит решение суда оставить без изменения. Полагает, что работодатель восстановил нарушенное материальное право истца до обращения в суд с иском.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Статьей 349 Трудового кодекса РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Исходя из специфического характера деятельности организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, и с учетом возлагаемых на них задач трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, как следует из ч. 1 ст. 349 Трудового кодекса РФ, распространяются на лиц, заключивших трудовой договор о работе в этих органах и организациях, в том числе в воинских частях, с особенностями, установленными Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для лиц, заключивших трудовой договор о работе в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, такие особенности установлены, в частности, приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.04.2015 № 255, которым утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение № 2) (Приказ «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (вместе с «Положением о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации», зарегистрирован в Минюсте России 17.06.2014 № 32708).

Согласно пунктам 14 и 15 приложения № 2 в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2007 № 822 гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются выплаты компенсационного характера: за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда; за работу в местностях с особыми климатическими условиями; за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных); за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами. Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для выплат компенсационного характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций.

В силу ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 152 Трудового кодекса РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Работа, произведенная сверх нормы рабочего времени, в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со ст. 153 Трудового кодекса РФ, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с ч. 1 ст. 152 Трудового кодекса РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.06.2018 года № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО4, ФИО5 и других» подтвердил необходимость повышения размера оплаты труда при отклонении его условий от нормальных, при вынесении решений по спорам об оплате труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации и исходил из того, что оплата за работу в дни, выполняемая сверх месячной нормы рабочего времени, должна исчисляться не менее чем в двойном размере с применением компенсационных и стимулирующих выплат; подчеркнул, что отсутствие прямого указания в законе на применение при оплате работы компенсационных и стимулирующих выплат не означает, что такие выплаты не подлежат начислению при расчете заработной платы.

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а, следовательно, должны, по смыслу ч. 1 и ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и сверхурочную работу, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

При привлечении работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П).

Выявленный в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П конституционно-правовой смысл ч. 1 ст. 153 Трудового кодекса РФ является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике, следовательно, таковой распространяется и на оплату за работу сверх установленной законом нормы рабочего времени, что также подтверждено Департаментом социальных гарантий Минобороны РФ в разъяснениях № 182/5/3257 от 22.05.2019, № 1/5483 от 27.06.2019 (л.д.77-80).

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 с 01.11.2011 г. по настоящее время работает в войсковой части 59313-39, в настоящее время в должности командира отделения пожарной команды, относится к гражданскому персоналу, что подтверждается копиями трудового договора № 200 от 01.11.2011 с дополнительными соглашениями от 01.12.2012, от 01.06.2016, от 18.07.2017, выписки из приказов № 233 от 02.11.2011, № 103 от 01.06.2016 (л.д.9, 10, 11-14, 123, 124, 125, 126-128, 129-132).

Дополнительным соглашением от 18.07.2017 (л.д.11-14, 129-132) к трудовому договору от 01.11.2011 г. истцу установлен должностной оклад в размере 6 430,00 руб., а также предусмотрены компенсационные выплаты: за работу с вредными условиями труда в размере 4 %, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (процентная надбавка к должностному окладу) - 50 %, районный коэффициент - 50 %, за особые условия труда - 100 % и стимулирующие выплаты: за выслугу лет - 40 %, премия по итогам работы за месяц - 25 % от должностного оклада, ЕДВ за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двухдолжностных окладов единовременно в конце текущего календарного года. На работника распространяются льготы, гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации, Отраслевым Соглашением с Минобороны РФ, Соглашением с командованием Восточного военного округа, коллективным договором и локальными нормативными актами работодателя (пункт 4.1).

ФИО1 установлена нормальная продолжительность рабочего времени; сменный (1/3) режим рабочего времени; продолжительность смены 24 часа с 09 час. 00 мин. до 09 час. 00 мин.; привлечение работника к выполнению сверхурочных работ, работ в праздничные и выходные дни, к дежурствам, осуществляется в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка работодателя, трудовым законодательством Российской Федерации, Отраслевым Соглашением с Минобороны РФ, Соглашением с командованием Восточного военного округа (пункты 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.9).

Коллективным договором войсковой части 59313-39 на 2018-2020 годы, Положением об оплате труда гражданского персонала, Правилами внутреннего трудового распорядка (л.д. 97-100, 101-106, 117-122) установлено, что оплата труда конкретного работника определяется трудовым договором; структура оплаты труда включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного и стимулирующего характера; оплата сверхурочной работы за первые два часа работы производится не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (пункты 2.5, 2.6, 2.12 Положения об оплате труда гражданского персонала войсковой части 59313-39). Компенсационные и стимулирующие выплаты определены разделом 3 Положения об оплате труда гражданского персонала. Работодатель вправе принимать локальные нормативные акты; обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается по письменному распоряжению работодателя с письменного согласия работника, а в определенных случаях с учетом мнения профсоюза, продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год, точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника ведет лицо, уполномоченное командиром воинской части; для работников, которым не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, вводится суммированный учет рабочего времени (пункты 4.1, 4.2, 5.14, 5.16 Правил внутреннего трудового распорядка войсковой части 59313-39).

ФКУ «ОСК ВВО» в силу требований ч. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса РФ, как казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами; при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества - Минобороны РФ; органом по финансовому обеспечению нужд войсковой части 59313-39 ФКУ «ОСК Восточного военного округа» в пределах бюджетных ассигнований по бюджетной смете является ФКУ «УФО МО РФ по Восточному военному округу» в лице его филиала № 1; восковая часть 59313-39 является обособленным подразделением ФКУ «ОСК Восточного военного округа» и состоит на финансовом обеспечении в филиале № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Восточному военному округу» на основании договора на обслуживание № 38 от 01.03.2019 (л.д.136-140,158-170).

ФИО1 в 2018 г. и в первом квартале 2019 г. отработал сверх установленной законом нормы рабочего времени 110 часов и 17 часов, соответственно, что не оспаривалось сторонами и подтверждается копиями приказов № 271 от 20.12.2018, № 69 от 01.04.2019 (л.д.65-67,68-69,133-135,141-142), за которые ему выплачено 6 990 рублей 89 копеек и 1 172 рубля 03 копейки, соответственно, что подтверждается копиями расчетных листков за декабрь 2018 г. и за апрель 2019 г., справок формы 2-НДФЛ за 2018, 2019 г.г., платежного поручения № 671868 от 27.12.2018, реестра денежных средств от 27.12.2018, табелей учета рабочего времени за 2018, 2019 г.г. (том 1, л.д.15-16, 34, 35, 36, 45-46, 50-51, 53, 54-64, 72-76, 144-147, 171, 172-182).

Согласно разъяснениям Департамента социальных гарантий Минобороны РФ № 182/5/3257 от 22.05.2019, № 1/5483 от 27.06.2019 оплату за сверхурочную работу следует производить с учетом компенсационных и стимулирующих выплат в пределах утвержденных контрольных сумм фондов оплаты труда гражданского персонала (том 1, л.д.77-80).

23.07.2019 г. командиром войсковой части 59313-39 издан приказ № 832 «О порядке оплаты сверхурочной работы гражданскому персоналу войсковой части 59313-39 в 2019 году», который представлен в филиал № 1 ФКУ «УФО МО РФ по Восточному военному округу» с иными подтверждающими документами (приказ с приложениями, табеля учета рабочего времени, ведомости оплаты сверхурочной работы за 2018, 2018 г.г.), на основании которых ФИО1 произведен перерасчет оплаты часов сверхурочной работы за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 и с 01.01.2019 по 31.03.2019, включающий в себя компенсационные и стимулирующие выплаты, оплата дифференцирована по отработанным часам и размерам, определенным в ст. 152 Трудового кодекса РФ.

ФИО1 за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. произведена доплата за работу сверхурочно в размере 1 398,16 руб., с 01.01.2019 г. по 31.03.2019 г. в размере 325,88 руб. (с учетом НДФЛ), что подтверждается реестрами денежных средств от 24.07.2019 г., копиями заявок на кассовый расход от 24.07.2019 г. (том 1, л.д. 185-186, 189-190).

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 349, 129, 135, 152, 236 Трудового кодекса РФ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 № 26-П, разъяснениями Департамента социальных гарантий Минобороны РФ № 182/5/3257 от 22.05.2019, № 1/5483 от 27.06.2019, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, установив, что ответчик добровольно устранил нарушение прав истца, произведя перерасчет выплат за сверхурочную работу, произвел истцу доплаты, рассчитав их в соответствии с вышеизложенным конституционно-правовым смыслом правовых норм, подлежащих применению в спорном правоотношении сторон, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о перерасчете выплат за сверхурочную работу.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования о взыскании задолженности по оплате сверхурочной работы с учетом компенсационных, стимулирующих выплат ввиду следующего.

С учетом обстоятельств дела, руководствуясь ст. 152 Трудового кодекса РФ, в силу которой сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в части.

Предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а, следовательно, должны, по смыслу ч.ч. 1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая оплату за сверхурочную работу.

Определяя размер задолженности по заработной плате по оплате за работу сверхурочно, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца судебная коллегия приходит к следующему.

Как указывалось выше дополнительным соглашением от 18.07.2017 к трудовому договору от 01.11.2011 г. истцу установлен должностной оклад в размере 6 430,00 руб., предусмотрены компенсационные выплаты: за работу с вредными условиями труда в размере 4 %, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (процентная надбавка к должностному окладу) - 50%, районный коэффициент - 50%, за особые условия труда - 100% и стимулирующие выплаты: за выслугу лет - 40%, премия по итогам работы за месяц - 25% от должностного оклада, ЕДВ за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двухдолжностных окладов единовременно в конце текущего календарного года.

С учетом правой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018 г., исходя из того, что ответчик при исчислении оплаты сверхурочной работы за спорные периоды не включил компенсационные, стимулирующие выплаты, судебная коллегия приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию оплата за сверхурочную работу с учетом компенсационных, стимулирующих выплат.

При этом судебная коллегия приходит к выводу о том, что в расчет часовой тарифной ставки подлежат включению надбавки и доплаты постоянного характера, к которым следует отнести те, размер которых установлен в процентах от должностного оклада или в абсолютном размере за целый месяц.

Таким образом, в расчет часовой тарифной ставки для оплаты сверхурочной работы подлежат включению следующие компенсационные и стимулирующие выплаты, установленные ФИО1 дополнительным соглашением (за работу с вредными условиями труда в размере 4%, за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (процентная надбавка к должностному окладу) - 50%, районный коэффициент - 50%, за особые условия труда - 100%, стимулирующие выплаты: за выслугу лет - 40%, премия по итогам работы за месяц - 25% от должностного оклада).

Ссылку истца на то, что в расчет одного часа для оплаты сверхурочной работы подлежат включению компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» судебная коллегия отклоняет.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583» (утратившим силу с 18.09.2019 г.) согласованным с Центральным комитетом Профсоюза гражданского персонала Вооруженных Сил России, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 17 июня 2014 г., регистрационный номер 32708, и опубликованным 16 июля 2014 г. в «Российской газете», утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок), компенсационные и стимулирующие выплаты у гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».

Из Приложения № 2 следует, что руководителям воинских частей и организаций устанавливаются:

а) выплаты компенсационного характера:

за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты, коэффициенты за работу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях, процентные надбавки к заработной плате);

надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, их засекречиванием и рассекречиванием, а также за работу с шифрами;

другие виды выплат, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также настоящим Положением;

б) выплаты стимулирующего характера:

надбавка за выслугу лет - до 40 процентов должностного оклада в порядке, установленном настоящим Положением;

надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы - до 100 процентов должностного оклада в пределах средств, предусмотренных на указанные цели фондом оплаты труда. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в ином размере устанавливается по решению Министра обороны Российской Федерации руководителям воинских частей и организаций на основании ходатайств заместителей Министра обороны Российской Федерации, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты;

премии по результатам работы за установленный период (месяц, квартал, год) - в пределах средств, направляемых на указанные цели;

единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам работы за год - до двух должностных окладов в порядке, установленном настоящим Положением.

Размеры выплат надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы и премии по результатам работы руководителям воинских частей и организаций определяются приказами должностных лиц, наделенных в отношении руководителей воинских частей и организаций полномочиями работодателя, с учетом установленных показателей и критериев оценки эффективности деятельности руководителей воинских частей и организаций.

В силу статьи 349 Трудового кодекса РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с задачами указанных органов, учреждений и организаций для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Трудовой кодекс РФ в части второй статьи 135 закрепляет, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. К иным нормативным правовым актам, регулирующим трудовые отношения, Кодекс относит и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац пятый части первой статьи 5).

Приложение № 2 предусматривает общие компенсационные, стимулирующие, выплаты, которые подлежат установлению работодателем для конкретного работника.

В соответствии с частью 1 статьей 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Дополнительным соглашением от 18.07.2017 г. истцу установлены виды и размеры компенсационных, стимулирующих выплат, действующих у работодателя.

В связи с чем, судебная коллегия не усматривает оснований для включения в расчет часовой тарифной ставки компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных приказом Министра обороны РФ от 23.04.2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008г. № 583 (действующий до 18.09.2019 г. в период возникновения спорных правоотношений)».

Проверив и проанализировав расчет, представленный истцом о порядке исчисления суммы задолженности по оплате сверхурочной работы, судебная коллегия признает его неправильным, так как данный расчет не соответствуют нормам трудового законодательства.

Представленный ответчиком в судебном заседании 28.08.2020 г. расчет оплаты за сверхурочную работу за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2018 г. судебная коллегия признает правильным в части расчета и размера часовой тарифной ставки.

Однако судебная коллегия не может согласиться с расчетом ответчика в части того, что оплата сверхурочных часов в 2-ом размере за период январь, февраль, март, апрель, май, июль, август, октябрь, ноябрь 2018 года не подлежит отплате в связи с тем, что истец в указанные месяцы не работал свыше 2-х часов сверхурочно.

Поскольку у истца установлен суммированный учет рабочего времени, то в силу норм трудового законодательства, только по истечении учетного периода оплате подлежит работа сверхурочно за все часы переработанные работником в учетном периоде.

Вместе с тем, судебная коллегия признает правильным расчет в части размера часовой тарифной ставки 231 рубль 95 копеек, которая рассчитана с учетом включения компенсационных, стимулирующих, предусмотренных дополнительным соглашением.

Как следует из материалов дела, учетный период для оплаты сверх урочной работы у истца в 2018 году составлял один год.

Норма рабочего времени в 2018 году по производственному календарю составляла 1 970 часов.

Из представленного ответчиком расчета следует, что истцом в учетном периоде фактически отработана норма часов 1 723 часа.

В 2018 году истцом сверхустановленной нормы отработано 110 часов, что подтверждается приказом № 271 от 20.12.2019 г. (том 1, л.д.65).

С учетом изложенного, размер задолженности по оплате сверхурочной работы за 2018 годсоставляет 50 797,05 руб. (231,95 руб. х 1,5 х 2 = 695,85 руб.; 231, 95 руб. х 2 х 108 часов= 50 101,02 руб.

Из приложения № 3 к расчету ответчика и реестра от 24.08.2020 г. следует, что ФИО1 произведена оплата сверхурочной работы за период его работы за 2018 год в общей сумме 13 380,31 руб. и 15 625,96 руб.

Поскольку ответчиком произведена оплата за работу сверхурочно в общей сумме 29 005,27 руб., то с ответчика в пользу истца подлежит взысканию задолженность по оплате сверхурочной работы за 2018 год в размере 21 791,78 руб.

В 2019 году у ответчика был установлен учетный период один квартал.

Обращаясь в суд с иском, истец просил взыскать задолженность по оплате сверхурочной работы за первый квартал 2019 года. В последующем уточнил исковые требования и просил взыскать задолженность за 2019 год.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым взыскать задолженность по оплате сверхурочной работы за январь, февраль, март 2019 года, по окончании учетного периода, поскольку права истца на оплату сверхурочной работы с учетом компенсационных, стимулирующих выплат на будущее ответчиком не нарушено.

Определяя размер задолженности по оплате сверхурочной работы за первый квартал 2019 года, судебная коллегия принимает во внимание расчет часовой тарифной ставки за отработанный истцом период, представленный ответчиком, который проверен судебной коллегией и признан правильным в части расчета и размера часовой тарифной ставки.

Однако судебная коллегия признает неправильным расчет в части отсутствия оплаты за январь, февраль 2019 года 2-х часов сверхурочно по указанным выше основаниям.

За первый квартал 2019 года норма рабочего времени по производственному календарю составляла 454 часа.

Норма рабочего времени фактически отработанного ФИО1 составила 295 часов.

Сверхурочно истец в учетном периоде отработал 17 часа, что подтверждается приказом № 92 от 29.04.2019 г. (том 1, л.д.68).

Размер часовой тарифной ставки с учетом компенсационных, стимулирующих выплат определен ответчиком 124,97 руб.

С учетом изложенного, размер задолженности по оплате сверхурочной работы за первый квартал 2019 года составляет 4 124,01 руб.(124, 97 руб. руб. х 1,5 х 2= 374,91 руб.; 124,97 руб. х 2 х 15 часа = 3 749,10 руб.).

Ответчиком в счет оплаты за работу сверхурочно истцу выплачено в общей сумме 1 497,91 руб. (оплата в апреле 2019 г. 1 172,03 руб.) и 325,88 руб. (доплата 24.07.2019 г.).

Таким образом, с ответчика в пользу истца полежит взысканию задолженность по оплате за работу сверхурочно за первый квартал 2019 года в размере 2 626,10 руб.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате сверхурочной работы за 2018 год, за первый квартал 2019 года в общем размере 24 417,88 руб.

С учетом изложенного решение суда в указанной части подлежит отмене, с принятием нового решения в указанной части об удовлетворении искового требования в части.

Вместе с тем, не усматривает судебная коллегия оснований для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности произвести перерасчет выплат по оплате сверхурочной работы за 2018, 2019 годы и включить в размер оплаты одного часа работы за учетный период предусмотренные приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 г. № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583», поскольку как указано выше компенсационные, стимулирующие выплаты установлены истцу дополнительным соглашением к трудовому договору, кроме того, обязанность произвести перерасчет выплат за спорные периоды не может быть исполнена ответчиком в связи с взысканием в пользу истца оплаты за сверхурочную работу за спорные периоды судом апелляционной инстанции с учетом компенсационных, стимулирующих выплат.

Согласно ч. 1 ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из п.4.2 дополнительного соглашения № 480 от 18.07.2017 г. к трудовому договору следует, что выплата заработной платы работнику производится: за первую половину месяца - ежемесячно до 25 числа данного месяца; за вторую половину - ежемесячно до 10 числа следующего месяца.

При определении размера подлежащих взысканию процентов за задержку выплат за 2018 год, судебная коллегия полагает необходимым исчислять его, исходя из периода задержки выплаты начиная с 10 января 2019 года по 04 сентября 2020 года, исходя из суммы задолженности по оплате сверхурочной работы 21 791,78 руб.

Количество дней просрочки в данном периоде составляет 604.

С 10.01.2019 г. по 16.06.2019 г. (21 791,78 х 158 х 1/150 х 7,75%= 1 778,87 руб.). С 17.06. 2019 г. по 28.07.2019 г.(21 791,78 х 42 х 1/150 х 7,5%= 457,61 руб.). С 29.07.2019 г. по 08.09.2019 г. (21 791,78 х 42 х 1/150 х 7,25%= 442,36 руб.). С 09.09.2019 г. по 27.10.2019 г. (21 791,78 х 49 х 1/150 х 7%= 498,29 руб.). С 28.10.2019 г. по 15.12.2019 г. (21 791,78 84 х 49 х 1/150 х 6,5%= 508,46 руб.). С 16.12.2019 г. по 09.02.2020 г. (21 791,78 х 56 х 1/150 х 6,25%= 508,46 руб.). С 10.02.2020 г. по 26.04.2020 г. (21 791,78 х 77 х 1/150 х 6%= 671, 16 руб.). С 27.04.2020 г. по 21.06.2020 г. (21 791,78 х 56 х 1/150 х 5,5%= 447, 44 руб.). С 22.06.2020 г. по 26.07.2020 г. (21 791,78 х 35 х 1/150 х 4,5%= 246, 96 руб.). С 27.07.2020 г. по 04.09.2020 г. (21 791,78 х 33 х 1/150 х 4,25%= 246, 96 руб.). Итого 5 742,65 руб.

При определении размера, подлежащих взысканию процентов за задержку выплат за первый квартал 2019 года, судебная коллегия полагает необходимым исчислять его, исходя из периода задержки выплаты начиная с 10 апреля 2019 года по 04 сентября 2020 года, исходя из суммы задолженности по оплате сверхурочной работы 2 626,10 руб.

Количество дней просрочки в данном периоде составляет 514.

С 10.04.2019 г. по 16.06.2019 г. (2 626,10 х 68 х 1/150 х 7,75%= 92,26 руб.). С 17.06.2019 г. по 28.07.2019 г. (2 626,10 х 42 х 1/150 х 7,5%= 55,15 руб.). С 29.07.2019 г. по 08.09.2019 г. (2 626,10 х 42 х 1/150 х 7,25%= 53,31 руб.). С 09.09.2019 г. по 27.10.2019 г. (2 626,10 х 49 х 1/150 х 7%= 60,05 руб.). С 28.10.2019 г. по 15.12.2019 г. (2 626,10 х 49 х 1/150 х 6,5%= 55,76 руб.). С 16.12.2019 г. по 09.02.2020 г. (2 626,10 х 56х 1/150 х 6,25%= 61,27 руб.). С 10.02.2020 г. по 26.04.2020 г. (2 626,10 х 77 х 1/150 х 6%= 80,88 руб.). С 27.04.2020 г. по 21.06.2020 г. (2 626,10 х 56 х 1/150 х 5,5%= 53,92 руб.). С 22.06.2020 г. по 26.07.2020 г. (2 626,10 х 35 х 1/150 х 4,5%= 27,57 руб.). С 27.07.2020 г. по 04.09.2020 г. (2 626,10 х 33 х 1/150 х 4, 25%= 29,76 руб.). Итого 569,93 руб.

Таким образом, в пользу истца подлежат взысканию проценты за задержку выплат в общей сумме 6 312,58 руб.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требования о взыскании оплаты за сверхурочную работу с учетом компенсационных, стимулирующих выплат за 2018 год, первый квартал 2019 года, принятии в указанной части нового решения об удовлетворении требования частично.

Решение суда в части размера взысканной компенсации за задержку выплат подлежит изменению с принятием в указанной части нового решения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании оплаты за сверхурочную работу с учетом компенсационных, стимулирующих выплат за 2018 год, первый квартал 2019 года, принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований частично.

Решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года в части размера компенсации за задержку выплат изменить, принять в указанной части новое решение.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа» через лицевой счет филиала № 1 Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу» за счет денежных средств, предназначенных для финансирования войсковой части № 59313-39 в пользу ФИО1 задолженность по оплате за сверхурочную работу с учетом компенсационных, стимулирующих выплат за 2018 год, первый квартал 2019 года в общем размере 24 417,88 руб.,компенсацию за задержку выплат в общем размере 6 312,58 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

В остальной части решение Амурского городского суда Хабаровского края от 26 июля 2019 года оставить без изменения.

Председательствующий Е.С. Жельнио

Судьи И.И. Хуснутдинова

Н.В. Пестова