ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-680/2021 от 15.11.2021 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Лиханов А.П. Дело № 33-21645/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«15» ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда

в составе председательствующего Мосинцевой О.В.,

судей Владимирова Д.А. и Кулинича А.П.,

при секретаре Бурцевой А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-680/2021 по иску ГУП РО «УРСВ» к ФИО1, третье лицо администрация Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области о взыскании задолженности за услуги водоснабжения, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 июля 2021 года, заслушав доклад судьи Кулинича А.П.,

установила:

ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» (далее – УРСВ) обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности, мотивировав его тем, что истец предоставляет услуги по водоснабжению ответчику, которая является собственником жилого дома, расположенного по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Поскольку указанное домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета потребления воды, потребителю начислялись периодические платежи, исходя из нормы потребления и размера поливной площади земельного участка, находящегося в пользовании.

В результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей по внесению оплаты за коммунальные услуги по водоснабжению у ответчика за период с 01.02.2019 по 31.03.2020 образовалась задолженность в размере133 807, 86 руб., которую ответчик добровольно не погашает.

На основании изложенного, истец, уточнив исковые требования, просил суд взыскать с ФИО1 в свою пользу задолженность за оказанные коммунальные услуги за период с 01.02.2019 по 31.03.2020 в размере 202 826, 27 руб., пени в размере 7 236, 80 руб., а всего 210 063,07 руб., а также взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме 5 301 руб.

Решением Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 июля 2021 года иск УРСВ удовлетворен в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит об отмене постановленного решения и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы апеллянт указывает на то, что УРСВ не является гарантирующим поставщиком, кроме того, полагает, что в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих, что именно к водопроводной сети, переданной истцу на основании концессионного соглашения от 07.12.2018 подключено домовладение, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имелось.

Кроме того, апеллянт ссылается на то, что между сторонами договор о предоставлении коммунальных услуг не заключался, ответчик не обращалась к истцу с заявлением об использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек не обращалась, в связи с чем начисление платы за полив противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг.

Апеллянт указывает на то, что суд неправомерно принял за доказательства поливной площади акт инвентаризации, поскольку в указанном акте неверно внесены сведения о количестве зарегистрированных лиц и поливной площади.

Выражает несогласие с расчетом задолженности, указывая на то, что оплата должна рассчитываться исходя из показаний прибора учета, независимо от того, когда он был опломбирован. Также указывает на то, что в расчете задолженности не произведен вычет оплаченных ею сумм.

На апелляционную жалобу поданы возражения, в которых УРСВ просит принять решение на усмотрение суда.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ФИО1 по ордеру адвокат Тригубова Н.Ю. поддержала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым иск оставить без удовлетворения.

ФИО1, представители УРСВ и администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просили. В их отсутствие судебная коллегия рассмотрела дело на основании статьи 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения.

Принимая по делу решение, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 209 ГК РФ, ст. ст. 154, 157 ЖК РФ, ст. 56 ГПК РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, и исходил из того, что жилой дом ответчика не оборудован индивидуальным прибором учета холодной воды, в связи с чем за период с 01.02.2019 по 31.03.2020 образовалась задолженность за соответствующую коммунальную услугу, при этом ответчик должна оплатить коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных надворных построек.

С такими выводами судебная коллегия считает возможным согласиться, исходя из следующего.

Так, в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких ус лов и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или, ин обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, что подтверждается материалами наследственного дела (т. 1 л.д. 141-155), выпиской из похозяйственной книги (т. 1 л.д. 157-159), а также признала ответчик в ходе рассмотрения дела.

Вопреки доводам ответчика, истец является гарантирующим поставщиком, то есть лицом, уполномоченным на взимание платы за пользование услугой водоснабжения, что подтверждается постановлением администрации Киселевского сельского поселения Красносулинского района Ростовской области от 10.12.2018 № 114 (т. 1 л.д. 178), концессионным соглашением от 07.12.2018, заключенным между УРСВ и муниципальным образованием «Красносулинский район» (т. 1 л.д. 183-204) и приложением к указанному соглашению (т. 1 л.д. 207).

Доводы апелляционной жалобы о том, что между сторонами не заключался договор о предоставлении коммунальных услуг, ответчик не обращалась к истцу с заявлением об использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, в связи с чем начисление платы за полив противоречит Правилам, подлежат отклонению, поскольку в данном случае ответчик фактически пользовалась коммунальной услугой водоснабжения, что ею не оспаривается, тогда как в силу пункта 6 Правил договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем, в том числе путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пункт 41 Правил устанавливает, что в состав оплаты в домовладении включаются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных надворных построек.

Как следует из пункта 49 Правил, если домовладение не оборудовано индивидуальным прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, то потребитель дополнительно к рассчитанной, в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил плате за коммунальную услугу, предоставленную в жилом помещении, оплачивает коммунальную услугу, предоставленную ему при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, рассчитывается в соответствии с формулой 22 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, осуществляется начиная с даты, указанной в акте о выявлении факта отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и о потреблении им предоставляемой исполнителем коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек.

В соответствии с приложением N 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению, холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжению и электроснабжению в i-м домовладении определяется согласно пункту 49 Правил по формуле 22:, где k - количество направлений использования коммунальной услуги при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек в i-м домовладении, для которых установлены нормативы потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек; Bk.i - соответствующая i-му домовладению фактическая величина показателя по k-му направлению использования коммунальной услуги, применительно к которому согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг подлежит применению норматив потребления коммунальной услуги по k-му направлению использования соответствующего вида коммунальной услуги; - норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек, по k-му направлению использования коммунальной услуги; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный (определенная) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 42 Правил при отсутствии индивидуального прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента.

Согласно формуле 4(1) приложения N 2 к Правилам в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды и электрической энергии, при наличии технической возможности установки таких приборов учета согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4(1): Pi = ni x Nj x Kпов x Tкр, где: ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении; Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги; Kпов - повышающий коэффициент, величина которого в 2016 году принимается равной 1,4, а с 1 января 2017 г. - 1,5; Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Обязанность установки прибора учета воды в домовладении ответчика следует из подпункта «в» пункта 9 Правил, согласно которому потребитель обязан установить такой прибор учета при наличии технической возможности.

Невозможность установки прибора учета холодной воды в домовладении истца в ходе судебного разбирательства не подтверждена, кроме того, опровергается фактом установления ответчиком такого прибора учета.

Согласно акту от 16.04.2019 контрольного обследования приборов водоснабжения по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, установлено отсутствие прибора учета и наличие поливной площади 2000 кв.м. Акт подписан ответчиком без замечаний.

В ходе рассмотрения дела ответчик не оспаривала, что на момент составления указанного акта прибор учета холодного водоснабжения в ее домовладении установлен не был, а представитель истца Тригубова Н.Ю. признала, что площадь земельного участка ответчика составляет 20 соток (т. 1, л.д. 223, абзац седьмой).

С заявлением об опломбировании прибора учета холодной воды ответчик обратилась 06.12.2019, а введен в эксплуатацию прибор учета 05.02.2021, что подтверждается соответствующим заявлением и актом контрольного обследования № 10013611 (т. 1 л.д. 162, 163).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также вышеприведенные положения Правил, представленный истцом уточненный расчет задолженности по услуге водоснабжения, в том числе при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек (т. 1 л.д. 181-182) соответствует Правилам, а также тарифам УРСВ в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (т. 1 л.д. 12-16) и нормативам, утвержденным Постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области (т. 1 л.д. 103), и учитывает повышающий коэффициент 1,5, установленный для случаев пользования услугой водоснабжения в отсутствие прибора учета, когда его установка является возможной.

Представленный в апелляционной жалобе расчет задолженности не соответствует требованиям закона, поскольку произведен без учета вышеуказанного повышающего коэффициента 1,5.

Доводы апеллянта о том, что в спорный период производилось погашения задолженности за услуги по водоснабжению, не принимаются во внимание, поскольку из представленных ответчиком кассовых чеков (т. 1 л.д. 213-216) невозможно определить, кем именно и за какой период оплачивалась услуга водоснабжения.

Учитывая изложенное, постановленное по делу решение нельзя признать незаконным и необоснованным, а поэтому, учитывая, что доводы апелляционной жалобы изложенным в обжалуемом решении суда выводов не опровергают, такое решение не подлежит отмене в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Красносулинского районного суда Ростовской области от 27 июля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено 22.11.2021.

Председательствующий

Судьи