Судья: Раймер К.Е. Докладчик: Молчанова Л.А. | Дело № 33-8353/2022 № 2-681/2022 УИД 42RS0020-01-2022-000776-25 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 сентября 2022 года | г. Кемерово |
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего судьи Молчановой Л.А.,
судей: Колосовской Н.А., Смирновой С.А.,
при секретаре Черновой М.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Молчановой Л.А. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации Осинниковского городского округа ФИО1 на решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 02.06.2022
по иску ФИО2 к администрации Осинниковского городского округа о предоставлении субсидий на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 просит предоставить ей социальную выплату из расчета 33 кв.м. для приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ГП «Шахта «Высокая», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Требования мотивирует тем, что на основании свидетельства о праве на наследство по закону от .2006 она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: .
В указанном жилом доме она зарегистрирована и фактически проживает с 1997 года, другого жилого помещения не имеет.
Согласно заключению СФ ОАО ВНИМИ от 28.09.2011 № 276, в жилой дом по находится на угленосной территории в зоне влияния горных работ ликвидированной шахты «Высокая», которые проводились при отработке пластов К1в/п, Е1, К5, К4, К2 в период 1970-1990 годов. Дом рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахты «Высокая». Физический износ дома составляет 67 %.
Решением Осинниковского городского суда Кемеровской области от 02.06.2022 постановлено:
«Исковые требования ФИО2, удовлетворить.
Обязать администрацию Осинниковского городского округа предоставить ФИО2 социальную выплату из расчета 33 кв.м. на семью из одного человека, для приобретения жилья, взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ГП «Шахта «Высокая» по адресу: , за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков».
В апелляционной жалобе представитель администрации Осинниковского городского округа Клевцова Л.И. просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Ссылается на Постановление Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.
Указывает, что момент принятия решения о ликвидации шахты 14.08.1998 ФИО2 не была включена и не значится в списках ветхих домов и жителей, проживающих в них.
При ликвидации ГП «Шахта Высокая» в администрацию Осинниковского городского округа Кемеровской области не передавались документы в рамках государственной программы переселению граждан из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ГП «Шахта Высокая».
Проект ликвидации шахты «Высокая» завершен в 2000 году, представление межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение сноса ветхого жилого фонда, ставшего в результате ведения горных работ на данной шахте непригодными по критериям безопасности и содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, в настоящее время не предусмотрено.
ФИО2 на апелляционную жалобу подала возражения.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены решения не имеется.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ФИО2 является собственником жилого дома 1968 года постройки и земельного участка, расположенных по адресу: . Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от .2006 и свидетельства о государственной регистрации права от .2006 (л.д. 14, 15, 17, 44, 49, 116-117, 128-129). В указанном доме ФИО2 зарегистрирована с .1997 (л.д. 49-51, 56). Иных жилых помещений в период с 01.12.1998 по 02.06.2022 ФИО2 в собственности не имела (л.д. 116-117, 128-129).
Жилой дом находится на горном отводе ликвидированной шахты «Высокая». Проект ликвидации шахты утвержден 18.08.1997 и завершен в 2002 году (л.д. 19, 57-58).
По состоянию на 11.05.2010 износ жилого дома составлял 67 % (л.д. 25-40, 44).
Заключением СФ ОАО ВНИМИ от 28.09.2011 № 276 «О степени влияния горных работ ликвидированной шахты «Высокая» на техническое состояние жилого дома по установлено, что дом неоднократно подрабатывался горными работами в период 1970-1990 годов. Расчетные горизонтальные деформации поверхности при подработке дома горными работами составили 7,3 мм/м при допустимых 2,7 мм/м. Ремонт дома нецелесообразен из-за значительного физического износа. Дом рекомендуется к сносу как подработанный горными работами шахты «Высокая» и имеющий износ более 65 % (л.д. 45-47).
Протоколом Минэнерго России от 04.10.2011 № АЯ-391пр уточнен список граждан, проживающих в жилом фонде, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ГП «Шахта «Высокая». В результате сверки списка переселяемых граждан ФИО2 включена в списки на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодного для проживания по критериям безопасности. Указанным протоколом постановлено переселение вновь включенных граждан производить после переселения из основного списка; приобретение жилья с учетном внесенных изменений производить за счет дополнительных средств, предусмотренных в проекте ликвидации ГП «Шахта «Высокая» по направлению «Содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности» (л.д. 59-69).
30.08.2013 ФИО2 обратилась в администрацию Осинниковского городского округа по вопросу переселения с подработанной территории. Ответом администрации от 13.09.2013 сообщено, что в связи с закрытием проекта ликвидации ОАО «Шахта «Высокая» и окончанием его финансирования, принадлежащий ФИО2 дом не может быть включен в список граждан, подлежащих переселению и ей не может быть предоставлена социальная выплата на приобретение нового жилого помещения взамен ветхого в соответствии с Постановлением Правительства от 13.07.2005 № 428 (л.д. 19).
Согласно сведениям, представленным суду первой инстанции Министерством Энергетики РФ, в составе проекта ликвидации ГП «Шахта «Высокая» ОАО УК «Кузнецкуголь» имеется список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья; в указанном списке по адресу: значится ФИО2 (л.д. 97).
До настоящего времени ФИО2 не переселена из вышеуказанного дома, субсидия на приобретение жилого помещения ей не представлено.
Установив указанные обстоятельства, применив положения ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, утвержденного Правительства РФ от 24.12.2004 № 840, п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005, п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Министерство Энергетики РФ от 01.11.2001 № 308 суд первой инстанции пришел к выводу о том что ФИО2 имеет право на переселение с подработанной шахтой «Высокая» территории и предоставлений ей социальной выплаты для приобретения жилья взамен дома, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ликвидированным ГП «Шахта «Высокая» за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда и, рассматривая доводы апелляционной жалобы, отмечает следующее.
Федеральным законом от 20.06.1996 № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности.
Во исполнение названного Федерального закона постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности.
В п.п. «б» п. 8 Перечня мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, в качестве одного из направлений программ местного развития шахтерских городов и поселков предусмотрено содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
В соответствии с абз. 1 п. 8 Правил содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.
Приказом Министерство Энергетики РФ от 01.11.2001 № 308 утвержден Эталон проекта ликвидации шахты (разреза). Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Из смысла вышеприведенных правовых норм и положений в совокупности следует, что социальные выплаты предоставляются гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, отвечающим следующей совокупности условий:
-признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах;
-наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности;
-регистрация гражданина по месту жительства в ветхом жилье на дату принятия решения о ликвидации шахты;
-нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении.
Соответствующие указанным критериям граждане подлежат включению в списки граждан, подлежащих переселению. Внесение граждан в указанные списки является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем.
ФИО2 вышеуказанным указанным требованиям соответствует: принадлежащий ей на праве собственности дом признан непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ шахтой «Высокая», в указанном доме она была зарегистрирована на момент принятия решения о ликвидации шахты «Высокая» и иным жилым помещение не обеспечена. Кроме того, ФИО2 была включена в список граждан на приобретение жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодного для проживания по критериям безопасности.
При таком положении дел, оснований для отказа в удовлетворении исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Завершение ликвидации шахты, непредоставление в настоящее время межбюджетных трансфертов, о чем указано в апелляционной жалобе, не может являться основанием для ограничения ФИО2 в праве на получение социальной выплаты.
Решение суда в части возложения обязанности по предоставлению социальной выплаты именно на администрацию г. Осинники, а также в части, определяющей расчет выплаты исходя из 33 кв.м. не обжалуется. Судебная коллегия отмечает, что в указанной части решение также соответствует нормам законодательства.
Выводы суда, изложенные в решении, достаточно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, установленным на основании надлежащей оценки представленных доказательств, и требованиям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 330 ГПК РФ безусловным основанием для отмены решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Осинниковского городского суда Кемеровской области от 02.06.2022 в обжалованной части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Молчанова Л.А.
Судья Колосовская Н.А.
Смирнова С.А.