ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-681/2023 от 28.11.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД: 66RS0001-01-2022-008873-03

Дело № 2-681/2023 (№ 33-19212/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

28.11.2023

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Сорокиной С.В.,

судей Ершовой Т.Е., Мурашовой Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Серебряковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в постановке на учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании поставить на учет,

по апелляционной жалобе ответчика

на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2023.

Заслушав доклад судьи Ершовой Т.Е.; объяснения истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

27.09.2022 ФИО1 обратился с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области, в котором просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ответчика об отказе истцу в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты семье в составе одного человека; обязать ответчика принять с 26.02.2013 истца на учет для получения единовременной социальной выплаты семье в составе одного человека.

В обоснование исковых требований указано, что истец является пенсионером МВД России, ранее проходил службу в УФСКН России по Курганской области, в январе 2013 года переведен в УФСКН России по Свердловской области.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная служба России по контролю за оборотом наркотиков была упразднена. МВД Российской Федерации переданы: функции и полномочия упраздняемых ФСКН и ФМС; штатная численность упраздняемой ФСКН. Установлено, что МВД Российской Федерации является правопреемником упраздняемых ФСКН и ФМС, в том числе, по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

В соответствии с п.п. б п. 4 данного Указа, истец принят на службу в ГУ МВД России по Свердловской области в порядке перевода.

В период прохождения службы в ФСКН России, 26.02.2013 истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Поскольку проходя службу в ФСКН России, 26.02.2013 истец принят на учет для получения единовременной социальной выплаты, сведения о переводе истца в УФСКН России по Свердловской области должны быть внесены в книгу учета по новому месту службы. При переводе из УФСКН России по Свердловской области в ГУ МВД России по Свердловской области, сведения о принятии истца на учет должны были быть внесены в книгу учета по новому месту службы.

Согласно выписке из протокола № 37- ЕСВ заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по Свердловской области, истцу отказано в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты семьей в составе одного человека.

Истец считает данное решение незаконным, поскольку при переводе истца из ФСКН России в ГУ МВД России по Свердловской области не были выполнены требования п. 22 (1) Правил предоставления единовременной социальной выплаты. Истец при переводе подлежал принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты с 26.02.2013.

Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, представил в материалы дела возражения на исковое заявление (л.д. 28-30), в которых указал, что истец 09.11.2018 обратился к ответчику с заявлением о постановке на учет с приложением копии протокола заседания комиссии ФСКН России от 26.02.2013 №6, утвержденного председателем комиссии ФСКН России от 26.02.2013 и оригиналом учетного дела. В предоставленных истцом материалах имеется ряд неточностей, полные персональные данные истца не указаны, только инициалы (Б.Е.А.), не совпадает адрес регистрации, используется женский род в отношении лица, постановленного на учет. Из ответа третьего лица УМВД России по Курганской области следует, что в отношении истца какие-либо документы не поступали.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2023 исковые требования удовлетворены:

- признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ответчика, оформленное протоколом № 37 – ЕСВ от 23.08.2022 об отказе ФИО1 в принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты у ответчика с семьей в составе одного человека;

- ответчик обязан принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты у ответчика семьей в составе одного человека с 26.02.2013.

С решением суда не согласился ответчик, принес на него апелляционную жалобу, в которой указал, что не согласен с решением суда в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильным применением норм материального права.

В апелляционной жалобе ответчик указал, что ответчик со своей стороны направлял запросы в уполномоченные органы с целью подтверждения факта нахождения истца на учете с 26.02.2013, однако данный факт подтвержден не был.

Ответчик указывает на имеющиеся неточности в предоставленных истцом документах: полные персональные данные истца не указаны, только инициалы (Б.Е.А.), также не совпадает адрес регистрации, используется женский род в отношении лица, постановленного на учет. Ответчик дополнительно указывает, что в период постановки на учет в 2013 году, истец не был нуждающимся, так как был обеспечен жилой площадью более учетной площади.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30.05.2023 решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2023 оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 05.10.2023 апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 30.05.2023 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО2 поддержала доводы и требования апелляционной жалобы.

Истец ФИО1 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.

Представитель третьего лица УМВД России по Курганской области в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания путем направления извещения заказным письмом с уведомлением.

Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле (судебные извещения, размещение информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Свердловского областного суда), руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в ее пределах (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.

Как следует из правовых позиций, приведенных в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции» в случае отмены постановления суда первой или апелляционной инстанции и направления дела на новое рассмотрение указания суда кассационной инстанции о применении и толковании норм материального права и норм процессуального права являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело. Осуществляя толкование норм материального права, кассационный суд общей юрисдикции указывает, в частности, какие обстоятельства с учетом характера спорного материального правоотношения имеют значение для дела, какой из сторон они должны доказываться, какие доказательства являются допустимыми.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1 с 01.06.2016 является пенсионером МВД России, ранее проходил службу в УФСКН России по Курганской и Свердловской областям. Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 06 месяцев 03 дня (л.д. 87).

После упразднения ФСКН России, 31.05.2016 истец уволен со службы в органах наркоконтроля, на основании пп. 6 п. 142 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, и переведен для прохождения службы в ГУ МВД России по Курганской области (л.д. 8).

Как следует из материалов дела, в том числе, усматривается из ответов УМВД РФ по Курганской области, 26.02.2013, в период прохождения истцом службы в УФСКН России по Курганской области, истец поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 25).

Решением ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от 23 августа 2022 истцу ФИО1 отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в ГУ МВД России по Свердловской области с семьей в составе 1 человека, на основании п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30.12.2011, поскольку не подтвержден факт постановки истца на учет для получения ЕСВ в ФСКН России в период прохождения службы в органах наркоконтроля.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2011 г. № 747, пришел к выводу о наличии оснований для признания решения ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области, оформленного протоколом № 37 – ЕСВ от 23 августа 2022 г., об отказе ФИО1 в принятии на учет для получения ЕСВ с семьей в составе 1 человека, незаконным. При этом суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела подтвержден факт наличия в материалах учетного дела истца, переданного из УФСКН России по Курганской документов, касающихся постановки на учет для получения ЕСВ именно истца ФИО1, факт прохождения истцом службы в УФСКН России по Курганской области на момент обращения с таким заявлением и принятия его на учет для получения ЕСВ.

Отклоняя доводы апелляционной жалобы в части отсутствия доказательств, подтверждающих факт постановки на учет истца в 2013 году, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что правовое регулирование службы в органах внутренних дел осуществляется, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (ч. 1 ст. 3).

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещении один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на эту выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.12.2011 № 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», которым утверждены Правила предоставления этой выплаты.

В соответствии с п. 5 Правил, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не производилась, с приложением к заявлению перечисленных в указанном пункте документов.

Аналогичные положения были закреплены также в Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 747 «Об утверждении Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения».

В п. 2 Постановлении Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 747 «Об утверждении Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения» указано, что единовременная выплата предоставляется сотруднику, имеющему общую продолжительность службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не менее 10 лет, определяемую в порядке, установленном п. 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2004 № 254 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям». Единовременная выплата предоставляется сотруднику по решению директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в порядке, установленном настоящими Правилами.

В материалах дела имеется протокол заседания комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилья № 6 от 26.02.2013, из которого следует, что майор полиции Б.Е.А. проходит службу в Курганской области, общая продолжительность службы, по состоянию на 20.08.2012, составляла 17 лет 08 месяцев 22 дня. Комиссией принято решение о постановке майора полиции Б.Е.А. на учет для получения временной выплаты по пп. «а» п. 2 Правил (л.д. 34-36).

То обстоятельство, что в протоколе заседания Комиссии ФСКН России указаны лишь инициалы сотрудника, а не полные персональные данные (фамилия, имя, отчество), а также имеются недочеты в части неверного указания рода, не может лишать истца право на полагающуюся ему выплату.

Как следует из акта (УМВД России по Курганской области) комиссией уполномоченных должностных лиц произведена экспертная оценка и рассекречивание документов, находящихся в опечатанном конверте. В ходе проверки установлено, что в опечатанном конверте находятся документы учетного дела для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения на истца (л.д. 52-53).

В ходе проверки установлено, что в указанном пакете находятся документы учетного дела для получения единовременной социальной выплаты в отношении истца, в том числе, заявление истца от 13.08.2012 о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, его заявление от 13.08.2012 о предоставлении сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности сотруднику ФСКН России и членам его семьи, расписка ФИО1 от 13.08.2012 о том, что он предупрежден о требованиях пп. «г» п. 14 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2011 № 474, копия паспорта истца, выданного 05.07.2002 (последующий выдан 14.03.2019, выписка по лицевому счету от 01.05.2012, справки ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» №5697 от 25.06.2012, № 5698 от 25.06.2012, уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 06.07.2012, от 27.06.2012 от 02.07.2012 о наличии/отсутствии у истца в собственности недвижимого имущества (л.д. 48-50, 65-88, 111, 121-128).

В ответ на обращение истца УМВД России по Курганской области от 04.07.2017 указало, что в соответствии п. 13 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, и вставшие на учет для получения единовременной социальной выплаты в период службы, подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля (л.д. 129).

Из материалов дела следует, что 09.11.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о включении в список очередности для получения единовременной социальной выплаты с оригиналом учетного дела, полученного в УМВД России по Курганской области (л.д. 31-32).

Согласно выписке из протокола заседания ответчика от 03.12.2018, комиссией установлено, что истец в период прохождения службы в УФСКН России по Курганской области обратился в комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты с заявлением от 13.08.2013 о принятии на соответствующий учет. Согласно представленной истцом копии правового акта, поступившей из департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД России, заверенной главным специалистом ООТО УМВД России по Курганской области ( / / )5, вопрос о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Б.Е.А. (ФИО1) рассматривался на заседании Комиссии ФСКН России 26.02.2013. Протоколом заседания ФСКН России от 26.02.2013 Б.Е.А. принят на учет для получения ЕСВ по под. «а» п. 2 Правил (л.д. 81-84).

Согласно выписки из протокола ответчика № 37- ЕСВ от 23.08.2022 (л.д. 135), рассмотрены материалы учетного дела, переданного из МВД России, для включения в список очередности на получение единовременной социальной выплаты по заявлению истца, установлено, что истец в период прохождения службы в УФСКН России по Курганской области обратился в комиссию ФСКН о рассмотрении вопроса о предоставлении единовременной социальной выплаты с заявлением о принятии на соответствующий учет.

Как усматривается из материалов дела и следует из объяснений истца, работа истца была сопряжена с работой составляющей государственную тайну; личное дело и ряд документов о службе истца имели гриф «совершенно секретно», ввиду чего указание инициалов истца (Б.Е.А.) могло быть связано с обеспечением режима секретности. Судебная коллегия полагает, что в части указания рода (женский вместо мужского) в документах допущена опечатка при составлении протокола заседания комиссии ФСКН России.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств. Указанные доводы являлись основанием процессуальной позиции ответчика, приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, исследованы судом и подробно изложены в постановленном решении. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Разрешая доводы апелляционной жалобы ответчика в части отсутствия у истца права на получения единовременной социальной выплаты, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ч. 13 статьи 33 Федерального закона от 03.07.2016 N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля.

На момент постановки ФИО1 на учет на предоставление ему единовременной социальной выплаты порядок, условия предоставления, а также размер единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ были установлены Правилами предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 N 747 (утратившими силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации № 342 от 28 марта 2017 г.).

Указанные Правила предусматривали, что единовременная выплата предоставляется сотруднику, имеющему общую продолжительность службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ не менее 10 лет, определяемую в порядке, установленном пунктом 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и общей продолжительности службы для выплаты им единовременного пособия в связи с увольнением из этих органов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2004 г. N 254 "О порядке исчисления выслуги лет для назначения пенсии за выслугу лет, порядке назначения и выплаты единовременного пособия лицам, проходившим службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и их семьям" (далее - общая продолжительность службы). Единовременная выплата предоставляется сотруднику по решению директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в порядке, установленном настоящими Правилами, в т.ч. при условии, что сотрудник:

а) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения;

б) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения при условии, что общая площадь жилого помещения на 1 члена семьи составляет менее 15 кв. метров (п. 2).

К членам семьи сотрудника в целях настоящих Правил относятся проживающие совместно с ним супруг (супруга), а также его дети и родители. Другие родственники и иные лица, постоянно проживающие совместно с сотрудником, учитываются при постановке сотрудника на учет для получения единовременной выплаты и при ее расчете в случае признания их в судебном порядке членами его семьи (п. 5).

Основания снятия сотрудника с учета для получения единовременной выплаты предусмотрены п. 14 Правил. В частности, сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:

б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной выплаты;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на учет).

В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж работы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещении один раз за весь период службы в органах внутренних дел. Право на эту выплату сохраняется за гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятым в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

В целях реализации положений указанного Федерального закона Правительством РФ принято Постановление от 30.12.2011 года N 1223 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации», которым утверждены Правила предоставления этой выплаты.

Пунктом 19 Правил, утвержденных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации, установлено, что сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:

б) в случае утраты оснований для получения единовременной выплаты;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если указанные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учет), а также неправомерных действий должностных лиц комиссии при решении вопроса о принятии на учет для получения единовременной выплаты.

С учетом приведенных положений, при разрешении требований о постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 26 февраля 2013 г. юридически значимыми, подлежащими установлению судом являлись следующие обстоятельства: относился ли истец к категории лиц, подлежащих обеспечению единовременной социальной выплатой на момент постановки на учет; не утрачены ли впоследствии основания для получения единовременной выплаты.

Согласно письменным материалам дела, пояснениям лиц, участвующих в деле, ФИО1 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: г. <адрес> с 26 апреля 1990 г. по 06.02.1997 г., а также с 02.07.1998 г. по 10 января 2014 г., которое впоследствии было приватизировано ( / / )6 (супруга брата), сам ФИО1 от участия в приватизации отказался.

С 05 ноября 1993 г. по 20 августа 2013 г. ФИО1 состоял в зарегистрированном браке с ( / / )8, от брака супруги имеют дочь ( / / )7, <дата> г.р.

В свою очередь ( / / )8, несовершеннолетняя ( / / )7 имели регистрацию в жилом помещении по адресу: <адрес>, площадью 60,9 кв.м., в котором ( / / )7 принадлежала 1/4 доли в праве собственности на основании договора бесплатной передачи жилого помещения в общую собственность граждан от 28 ноября 2007 г.; 16 июля 2013 г. ( / / )8 было выдано свидетельство о праве на наследство по закону на 1/4 долю в праве собственности на указанное жилое помещение.

Впоследствии с 15 января 2014 г. по 18 августа 2015 г. истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, принадлежащем ( / / )12, с которой он состоял в браке с 22 февраля 2014 г. по 15 января 2016 г.

Однако указанные обстоятельства судом первой инстанции оставлены без должного внимания.

Из пояснений истца, данных в ходе рассмотрения дела следует, что на момент постановки на учет в 2013 г., он фактически проживал с супругой и дочерью по адресу: <адрес>, площадью 60,9 кв.м.

То обстоятельство, что истец был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: <адрес>, которое было приватизировано супругой брата ( / / )6 не сохраняет за ним право пользования указанным жилым помещением в силу ст. 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", поскольку он по своему усмотрению распорядился своим правом пользования и в добровольном порядке выселился из жилого помещения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

Право пользования жилым помещением на основании приведенных положений является самостоятельным правом пользования жилым помещением, отличающимся от права пользования жилым помещением как члена семьи собственника жилого помещения (ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", право пользования жилым помещением сохраняется лишь за тем бывшим членом семьи собственника жилого помещения, имевшем равное право пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, который продолжает проживать в указанном жилом помещении.

Из пояснений истца следует, что на момент подачи заявления о постановке на учет (13.08.2012) и на момент принятия решения (26.02.2013) он фактически проживал с супругой ( / / )8 и несовершеннолетней дочерью по адресу: <адрес>, площадью 60,9 кв.м.

С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что ФИО1 вселился в указанное помещение как член семьи собственника, проживал в указанном жилом помещении в составе семьи из 3 человек. В указанном жилом помещении также были зарегистрированы ( / / )9, ( / / )10, ( / / )11 На момент принятия решения о постановке на учет в собственности несовершеннолетней ( / / )7 находилась 1/4 доли в праве на квартиру по адресу: <адрес><адрес>, следовательно, обеспеченность истца жилым помещением составляла менее учетной нормы на 3 членов семьи.

Оснований для учета площади по адресу: <адрес> не имелось, поскольку ФИО1 в указанном помещении не проживал.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения имелись основания, предусмотренные п. 2 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2011 года N 747, для постановки ФИО1 на учет.

Согласно п. 14 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 N 747 (действовавших в период с 24.07.2014 по 06.04.2017) сотрудник снимается с учета для получения единовременной выплаты:

а) по личному заявлению, подаваемому в письменной форме в комиссию;

б) в случае изменения (улучшения) жилищных условий, в результате которых утрачены основания для получения единовременной выплаты;

в) при предоставлении единовременной выплаты в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послужившим основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной выплаты (если такие сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на постановку на учет);

д) в случае увольнения со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

е) в случае смерти (гибели) сотрудника или признания его судом безвестно отсутствующим или умершим (погибшим).

Из пояснений истца и копии трудовой книжки следует, что в 15.01.2014 г. он был переведен в УФСКН России по Свердловской области, 22.02.2014 вступил в брак с ( / / )12, был вселен как член семьи собственника в жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что в период с 15.01.2014 по 18.08.2015 ФИО1 был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. Указанная квартира площадью 65,7 кв.м. принадлежала его супруге ( / / )12 на праве собственности с 24.08.2009 г.

Согласно выписке из поквартирной карточки по адресу: <адрес> зарегистрированы ( / / )12 с 06.07.2010, с 15.01.2014 по 18.08.2015 был зарегистрирован по месту пребывания ФИО1

Исходя из изложенного, обеспеченность истца и членов его семьи с 22.02.2014 составляла более учетной нормы (65,7/2).

Таким образом, ФИО1 утратил основания для получения единовременной социальной выплаты, с учетом его обеспеченности жилым помещением, поскольку имелись основания для снятия его с учета в соответствии с подп. б п. 14 Правил предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.09.2011 N 747.

С учетом изложенного, вывод суда первой инстанции о том, что на ответчика надлежит возложить обязанность принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты с 26.02.2013 основаны на неверном толковании норм материального права.

09.11.2018 ФИО1 обратился с заявлением о включении в список очередности для получения единовременной социальной выплаты в ГУ МВД России по Свердловской области.

Решением ЖБК ГУ МВД России по Свердловской области от 23 августа 2022 истцу ФИО1 отказано в постановке на учет для получения ЕСВ в ГУ МВД России по Свердловской области с семьей в составе 1 человека, на основании п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1223 от 30.12.2011, поскольку не подтвержден факт постановки истца на учет для получения ЕСВ в ФСКН России в период прохождения службы в органах наркоконтроля.

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона N 247-ФЗ).

Из материалов дела следует, что ФИО1 с 31.05.2016 уволен со службы, является пенсионером по выслуге лет с 01.06.2016, обратился с заявлением, находясь на пенсии, поскольку в период службы утратил право на получение единовременной социальной выплаты, а после увольнения службы такое право действующим законодательством не предусмотрено, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.

При таких обстоятельствах, постановленное решение суда об удовлетворении иска подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований (подпункты 3, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 07.02.2023 отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Свердловской области о признании решения об отказе в постановке на учета для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным, обязании поставить на учет оставить без удовлетворения.

Председательствующий: Сорокина С.В.

Судьи Ершова Т.Е.

Мурашова Ж.А.