ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6867/19 от 14.04.2020 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Судья Линчевская М.Г.

№ 33-523-2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

14 апреля 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

ФИО1

судей

Морозовой И.Ю.

ФИО2

при секретаре

ФИО3

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№2-6867/2019 по иску ФИО4 к Министерству социального развития Мурманской области, Министерству финансов Мурманской области о взыскании единовременного поощрения, денежной компенсации за задержку выплаты поощрения, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе ФИО4 на решениеОктябрьского районного суда города Мурманска от 14 ноября 2019 г., которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Министерству социального развития Мурманской области, Министерству финансов Мурманской области о взыскании единовременного поощрения, компенсации за задержку выплаты поощрения, морального вреда - отказать».

Заслушав доклад судьи Морозовой И.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО4 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Мурманской области о взыскании единовременного поощрения, компенсации за задержку выплаты поощрения, морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что с 1 октября 2002 г. проходил государственную гражданскую службу Мурманской области в Министерстве труда и социального развития Мурманской области.

27 марта 2019 г. он был освобождён от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Мурманской области в связи с выходом на страховую пенсию и пенсию по выслуге лет на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. №660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».

После увольнения с государственной гражданской службы Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2019 г. №377 за заслуги в развитии ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи он был награжден медалью ордена «За заслуги перед отечеством I степени».

Считал, что поскольку он был представлен к награждению государственной наградой в период прохождения государственной гражданской службы, в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 765 от 25 июля 2006 г. «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу» ему полагается выплата единовременного поощрения, однако в выплате в добровольном порядке ответчиком было отказано.

С учетом увеличения исковых требований, просил суд взыскать единовременное поощрение в размере 84 532 рубля 50 копеек, компенсацию за задержку выплаты поощрения в размере 1685 рублей, компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей, а также почтовые расходы в сумме 186 рублей 60 копеек.

Протокольным определением суда от 30 октября 2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Мурманской области.

Истец ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования.

Представитель ответчика Министерства социального развития Мурманской области ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска.

Представитель ответчика Министерства финансов Мурманской области ФИО6 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе истец ФИО4, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить иск в полном объеме.

Не соглашаясь с выводом суда о том, что единовременное поощрение при поощрении Президентом Российской Федерации, награждении орденами и медалями Российской Федерации выплачивается исключительно действующим государственным гражданским служащим Мурманской области, указывает, что подпункт 5 пункта 1 статьи 55 Закона Мурманской области от 13 октября 2015 г. № 660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» отсылает к федеральному законодательству.

Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 (в редакции от 6 августа 2017 г.) «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», предусмотрена выплата единовременного поощрения, в том числе, лицам, уволенным с федеральной государственной гражданской службы и представленным к поощрению или награждению в период ее прохождения, а также порядок ее начисления.

Учитывая, что постановление Губернатора Мурманской области от 17 февраля 2006 г. №25-ПГ «Об утверждении примерного Положения о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области» в части выплаты единовременного поощрения гражданским служащим при поощрении Президентом Российской Федерации, награждении орденами и медалями Российской Федерации не приведено в соответствие с нормами действующего федерального законодательства, полагает, что в силу положений статьи 76 Конституции Российской Федерации суд обязан был руководствоваться Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 (в редакции от 6 августа 2017 г.).

На основании изложенного, ссылаясь на положения подпункта 5 пункта 1 статьи 55 Закона Мурманской области от 13 октября 2015 г.
№ 660-01-ЗМО, находит ошибочным и вывод суда о том, что выплата, установленная Указом Президента Российской Федерации №765, не предусмотрена для государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации.

Обращает внимание, что пункт 8.5 Примерного положения о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области прямо предусматривает выплаты государственным гражданским служащим Мурманской области в соответствии Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765.

В письменных возражениях и дополнениях к ним Министр труда и социального развития Мурманской области ФИО7, представители Министерства финансов Мурманской области ФИО6, ФИО8 просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, их представители не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, представили письменные пояснения и дополнения.

Принимая во внимание категорию спора, предметом которого является выплата денежного поощрения, связанного с прохождением государственной гражданской службы, учитывая, что истец, являющийся подателем жалобы, и его представитель выразили согласие на рассмотрение дела в свое отсутствие, ответчиками реализовано право на подачу письменных возражений на апелляционную жалобу и дополнений к ним, кроме того, позиция сторон отражена в протоколе судебного заседания, состоявшегося 3 марта 2020 г. при личном участии представителей, при рассмотрении настоящего дела участие сторон в судебном заседании не является обязательным, с учетом необходимости соблюдения разумного срока судопроизводства, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, не усматривая достаточных оснований для удовлетворения ходатайств ответчиков об отложении судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы и дополнений к ним, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 1 октября 2002 г. ФИО4 был принят на должность *** в Комитете по социальной защите населения Мурманской области (в настоящее время Министерство социального развития Мурманской области) на основании приказа №* от 12 июля 2002 г., где в последующем проходил государственную гражданскую службу на различных должностях, последняя занимаемая должность - ***, что подтверждено трудовой книжкой, служебным контрактом от 12 октября 2005 г., дополнительным соглашением от 15 января 2018 г.

Приказом Министерства социального развития Мурманской области №* от 4 марта 2019 г. ФИО4 освобожден от замещаемой должности и уволен с государственной гражданской службы Мурманской области с 27 марта 2019 г. на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Закона Мурманской области от 10 октября 2005 г. №660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области» в связи с выходом на страховую пенсию и пенсию по выслуге лет (л.д.42).

Указом Президента Российской Федерации от 17 июля 2019 г. №377 ФИО4 награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени за заслуги в развитие ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи (л.д. 71).

Обращаясь в суд с заявленным иском, ФИО4 указал, что ему не было выплачено единовременное денежное поощрение в размере пяти окладов месячного денежного содержания, причитающееся в связи с награждением, в соответствии с подпунктом «г» пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации № 765 от 25 июля 2006 г.

Факт невыплаты истцу единовременного денежного поощрения ответчиками не оспаривался.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 (в редакции от 6 августа 2017 г.) «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», Федерального закона от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ (в редакции от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», подпунктом 8.5 пункта 8 Примерного положения о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области, утвержденного постановлением Губернатора Мурманской области от 17 февраля 2006 г. №25-ПГ (в редакции от 30 сентября 2015 г.), суд первой инстанции исходил из того, что выплата спорного единовременного поощрения производится лишь лицам, являющимся действующими государственными гражданскими служащими Мурманской области, тогда как ФИО4 на момент издания указа о награждении медалью был уволен с государственной гражданской службы, занимаемая им должность не относится к федеральной государственной службе, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для взыскания в пользу истца единовременного денежного поощрения.

Судебная коллегия данные выводы суда считает ошибочными, основанными на неправильном применении норм материального права, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что государственные награды и почетные звания Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт «с»), при этом награждение государственными наградами Российской Федерации и присвоение почетных званий Российской Федерации относится к компетенции Президента Российской Федерации (статья 89, пункт «б»).

Согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации») государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством (пункт 1).

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» является медалью Российской Федерации и входит в государственную наградную систему Российской Федерации (подпункт «г»).

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (в редакции от 23 мая 2016 г.) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно пункту 2 статьи 2 указанного Федерального закона государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ).

Отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее - гражданский служащий) являются предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно статье 5 названного Федерального закона регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется: 1) Конституцией Российской Федерации; 2) Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации»; 3) настоящим Федеральным законом; 4) другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы; 5) указами Президента Российской Федерации; 6) постановлениями Правительства Российской Федерации; 7) нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти; 8) конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; 9) нормативными правовыми актами государственных органов.

Правовые основы поощрения гражданских служащих, в том числе, государственных служащих субъекта Российской Федерации регламентированы статьей 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», имеющей специальную направленность.

Пунктом 9 части 1 статьи 55 указанного Федерального закона предусмотрено награждение гражданского служащего орденами и медалями Российской Федерации за безупречную и эффективную гражданскую службу.

В соответствии с частью 2 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» решение о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи принимается по представлению представителя нанимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 55 Федерального закона №79-ФЗ).

Решения о поощрении или награждении в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 настоящей статьи оформляются нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 5 статьи 55 Федерального закона №79-ФЗ).

Законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации устанавливаются порядок и условия выплаты единовременного поощрения государственным гражданским служащим субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящей статьи (часть 6 статьи 55 Федерального закона №79-ФЗ).

Аналогичные положения содержатся в статье 55 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. №660-01-ЗМО «О государственной гражданской службе Мурманской области».

Так, подпунктом 5 пункта 1 статьи 55 названного Закона предусмотрено применение к гражданским служащим, среди прочего, иных видов поощрений и награждений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из пунктов 2 и 4 статьи 55 Закона Мурманской области от 13 октября 2005 г. №660-01-ЗМО следует, что принятие решения о поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 настоящей статьи по представлению представителя нанимателя и его оформление производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 55 указанного Закона порядок и условия выплаты единовременного поощрения гражданским служащим устанавливаются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами государственных органов Мурманской области.

Постановлением Губернатора Мурманской области от 17 февраля 2006 г. №25-ПГ (в редакции от 30 сентября 2015 г.) утверждено Примерное положение о материальном стимулировании работников государственных органов Мурманской области, пунктом 8.5 предусмотрено, что гражданским служащим в пределах фонда оплаты труда выплачивается единовременное поощрение при поощрении Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, присвоении почетных званий Российской Федерации, награждении знаками отличия Российской Федерации, орденами и медалями Российской Федерации в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу», а также при поощрении в соответствии с законодательством Мурманской области в размерах, определенных соответствующими законодательными или иными нормативными правовыми актами Мурманской области.

Из содержания указанного пункта следует, что выплата единовременного поощрения при награждении орденами и медалями Российской Федерации в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 765, производится лишь действующим гражданским служащим Мурманской области.

Аналогичные условия предусмотрены и в принятом на основании Постановления Губернатора Мурманской области от 17 февраля 2006 г.
№25-ПГ Положении о материальном стимулировании гражданских служащих Министерства социального развития Мурманской области (утверждено приказом Министерства от 19 августа 2015 г. № 395).

Между тем, из системного толкования вышеприведенных положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что правовое регулирование субъекта Российской Федерации в вопросе выплаты единовременного поощрения в связи с поощрением или награждением гражданского служащего должно устанавливаться с учетом положений частей 4 и 5 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в силу требований которых при поощрении или награждении гражданского служащего в соответствии с пунктами 5 - 9 части 1 указанной статьи (поощрение Правительства Российской Федерации; поощрение Президента Российской Федерации; присвоение почетных званий Российской Федерации; награждение знаками отличия Российской Федерации; награждение орденами и медалями Российской Федерации) выплачивается единовременное поощрение в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством, а не законодательством субъекта Российской Федерации.

Порядок и условия выплаты единовременного поощрения при награждении орденами Российской Федерации, медалями Российской Федерации установлены Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих (проходивших) федеральную государственную службу», которое, ввиду отсутствия иных актов федерального законодательства, подлежит применению к спорным правоотношениям, связанным с прохождением истцом государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 765, с учетом изменений внесенных Указом Президента Российской Федерации от 6 августа 2017 г. № 353, единовременное поощрение при награждении орденами и медалями Российской Федерации выплачивается, в том числе, федеральным государственным гражданским служащим, а также лицам, уволенным с федеральной государственной службы и представленным к поощрению или награждению в период ее прохождения.

При награждении орденами Российской Федерации, медалями Российской Федерации, за исключением юбилейных медалей Российской Федерации, и знаком отличия - Георгиевским Крестом указанным лицам выплачивается единовременное поощрение в размере пяти окладов месячного денежного содержания (подпункт «г» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации № 765).

Согласно пункту 3 названного Указа выплата единовременного поощрения лицу, проходящему (проходившему) федеральную государственную службу, осуществляется государственным органом, представившим его к поощрению или награждению, в месячный срок со дня издания правового акта Российской Федерации о поощрении или награждении данного лица.

Таким образом, федеральное законодательство, регулирующее в соответствии с частью 4 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ порядок и условия выплаты гражданскому служащему единовременного поощрения при награждении орденами и медалями Российской Федерации, предусматривает возможность его выплаты не только действующим гражданским служащим, но и лицам, ранее проходившим государственную гражданскую службу, в случае, если они были представлены к поощрению или награждению до увольнения со службы.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» истец в период прохождения государственной гражданской службы в Министерстве социального развития Мурманской области был представлен к награждению государственной наградой медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I степени.

Так, согласно протоколу № 2 заседания Совета трудового коллектива Министерства социального развития мурманской области от 5 декабря 2018 г. был рассмотрен вопрос о представлении ФИО4, консультанта отдела информационных технологий Министерства, к награждению вышеуказанной государственной наградой, по которому принято положительное решение (л.д. 50).

Соответствующее ходатайство о награждении истца государственной наградой и наградной лист 14 декабря 2018 г. направлены Министерством Губернатору Мурманской области и главе муниципального образования г.Мурманск. 12 февраля 2019 г. наградные материалы направлены Губернатором для согласования полномочному представителю Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, 20 марта 2019 г. - Президенту Российской Федерации (л.д. 62,63,65-68,69,70).

Увольнение истца с государственной гражданской службы Мурманской области произведено с 27 марта 2019 г., то есть после его представления к государственной награде.

При изложенных обстоятельствах, руководствуясь приведенными выше нормами законодательства Российской Федерации, принимая во внимание, что ФИО4 был представлен к награждению Министерством социального развития Мурманской области в период прохождения им государственной гражданской службы, на основании указанного представления в дальнейшем награжден медалью Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу, что истцу подлежит выплате предусмотренное частью 4 статьи 55 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» единовременное поощрение.

При этом, поскольку к награждению государственной наградой истец был представлен нанимателем - Министерством социального развития Мурманской области, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765, выплата единовременного вознаграждения должна производиться этим ответчиком.

Ответчик Министерство финансов Мурманской области обязанности по выплате единовременного поощрения в рассматриваемом случае не несет, поскольку истец гражданским служащим Министерства финансов Мурманской области не являлся.

Приведенные в возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним доводы Министерства социального развития Мурманской области и аналогичные доводы Министерства финансов Российской Федерации о том, что правом на единовременное поощрение обладают лишь действующие государственные гражданские служащие, а региональным законодательством Мурманской области при реализации законодательства Российской Федерации о государственных наградах не предусмотрены выплаты лицам, уволенным с государственной гражданской службы, и не определен источник финансирования данных расходов, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании и применении материального права.

Федеральным законодателем не предоставлено субъектам Российской Федерации право устанавливать порядок и условия единовременного поощрения государственного гражданского служащего, в том числе, гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в связи с поощрением государственного служащего Правительством Российской Федерации, Президентом Российской Федерации, знаками отличия, орденами и медалями Российской Федерации.

Порядок и условия выплаты единовременного поощрения, связанного с государственными наградами, относящимися к ведению Российской Федерации, награждение которыми отнесено к компетенции Президента Российской Федерации, устанавливаются лишь федеральным законодательством, к которому относится вышеприведенный Указ Президента Российской Федерации.

Ссылки Министерства социального развития Мурманской области в возражениях на жалобу на тот факт, что истец награжден медалью Российской Федерации не как государственный гражданский служащий, а как представитель общественной организации за заслуги в развитии ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи, также не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку материалами дела подтверждается, что ФИО4 был представлен Министерством социального развития Мурманской области к государственной награде как гражданский служащий Министерства - консультант отдела информационных технологий.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что ранее в 2009 г. в период прохождения государственной гражданской службы в Министерстве социального развития Мурманской области истец был представлен и награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени за аналогичные заслуги (за активную общественную работу по социальной поддержке ветеранов и патриотическому воспитанию молодежи), при этом выплата единовременного поощрения Министерством была произведена, что ответчиками не оспаривалось.

При таком положении судебная коллегия находит решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований подлежащим отмене, а требования истца – частичному удовлетворению.

Определяя размер подлежащего выплате истцу единовременного денежного поощрения, судебная коллегия исходит из положений пунктов 2, 4.1 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 (в редакции от 6 августа 2017 г.), предусматривающих выплату единовременного поощрения в размере пяти окладов месячного денежного содержания, исходя из размеров месячных окладов в соответствии с последней замещаемой должностью и месячных окладов в соответствии с присвоенным классным чином.

Принимая во внимание, что на дату увольнения должностной оклад ФИО4 составлял 6237 рублей, доплата за классный чин составляла 2212 рублей, судебная коллегия приходит к выводу, что в пользу истца с Министерства социального развития Мурманской области подлежит взысканию единовременное поощрение в размере 36 753 рубля ((6237+2212)х5 - 5492(13%НДФЛ)).

Поскольку спорное единовременное поощрение не входит в систему оплаты труда гражданских служащих, является разовой выплатой, порядок определения ее размера прямо установлен Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 и не предусматривает начисление полярной надбавки и районного коэффициента, то правовых оснований для применения к единовременному поощрению данных компенсационных выплат, вопреки доводам стороны истца, не имеется.

В соответствии со статьей 73 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным федеральным законом.

Согласно части первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Принимая во внимание, что награждение истца состоялось в результате представления к государственной награде в период его службы в Министерстве социального развития Мурманской области, таким образом, спорная выплата связана с прохождением ФИО4 государственной гражданской службы и фактически является поощрением гражданского служащего, предусмотренным частью 4 статьи 55 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, учитывая, что в установленный пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. №765 месячный срок выплата причитающегося истцу единовременного поощрения нанимателем не произведена, имеются основания для взыскания в пользу ФИО4 компенсации за задержку указанной выплаты на основании статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации за задержку выплаты единовременного денежного поощрения в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации за заявленный истцом период (с учетом увеличения требований) составит 1535 рублей 66 копеек:

за период с 17 августа 2019 г. по 8 сентября 2019 г. – 408 рублей 57 копеек (36753х23х7,25%/150);

за период с 9 сентября 2019 г. по 27 октября 2019 г. – 840 рублей 42 копейки (36753х49х7,00%/150);

за период с 28 октября 2019 г. по 14 ноября 2019 г. – 286 рублей 67 копеек (36753х18х6,5%/150).

Таким образом, с Министерства социального развития Мурманской области в пользу истца подлежит взысканию компенсация за задержку выплаты в размере 1535 рублей 66 копеек.

Поскольку установлен факт нарушения трудовых прав истца действиями ответчика, на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, требование истца о взыскании компенсации морального вреда является обоснованным.

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Аналогичные критерии определения размера компенсации морального вреда содержатся и в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

Принимая во внимание факт установленного нарушения трудовых прав истца, объем и характер причиненных ему нравственных страданий, выразившихся в переживаниях по поводу длительной невыплаты единовременного поощрения к государственной награде, необходимости обращения за защитой своих прав, чувстве унижения, испытываемом лицом, имеющим длительный стаж государственной службы и неоднократно удостоенного государственных наград и наград Мурманской области, учитывая требования разумности и справедливости, судебная коллегия принимает решение о частичном удовлетворении требований истца в указанной части и присуждает в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей.

В соответствии с положениями статей 94, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичного удовлетворения заявленного истцом имущественного требования (на 43%), в пользу истца с ответчика надлежит пропорционально взыскать признанные судом необходимыми почтовые расходы на отправку ответчику заявления о выплате единовременного поощрения в размере 80 рублей 24 копейки (186,60х43%).

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 14 ноября 2019 г.отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования ФИО4 удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства социального развития Мурманской области в пользу ФИО4 единовременное поощрение в размере 36 753 рубля, компенсацию за задержку выплаты в размере 1536 рублей 66 копеек, компенсацию морального вреда в размере 2000 рублей, почтовые расходы в размере 80 рублей 24 копейки, а всего взыскать 40 369 рублей 90 копеек.

В удовлетворении требований к Министерству финансов Мурманской области ФИО4 отказать.

Председательствующий

Судьи