Судья Шахуров С.И. Дело № 33-3712/2023
№ 2-686/2023
67RS0003-01-2022-006668-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2023 г. г. Смоленск
Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в
составе:
председательствующего Дмитриевой Г.И.,
судей Филенковой С.В., Шнытко С.М.,
при секретаре (помощнике судьи) Макриденкове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Правительства Смоленской области решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 5 октября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой Г.И., объяснения представителя Правительства Смоленской области – ФИО1, представителя Администрации г. Смоленска – ФИО2, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя СОГБУ «СпецАвто» - ФИО3, представителя прокуратуры Промышленного района г. Смоленска – ФИО4, возражавших по существу апелляционной жалобы,
установила:
Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО5, 06 декабря 2022 года обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, в обосновании которого указал, что ФИО5 является работником МБУ «СпецАвто» и осуществляет трудовую деятельность в должности водителя с 01.01.2014г. по 23.06.2022г. За выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата соответствующая тарифной ставке (окладу) в размере 108 руб.84 коп.
06 декабря 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО6, обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, указав, что ФИО6 является работником МБУ «СпецАвто» с 03.02.2021г. по настоящее время, занимает должность водителя Камаза-65115 КО-823-10. За выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата соответствующая окладу в размере 14 444 руб.
06 декабря 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО7 обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, указав, что ФИО7 является работником МБУ «СпецАвто» с 01.01.2014г. по настоящее время, занимает должность водителя. За выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата соответствующая тарифной ставке (окладу) в размере 108 руб. 84 коп.
21 февраля 2023 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО8 обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, указав, что ФИО8 является работником МБУ «СпецАвто» с 20.02.2017г. по настоящее время, занимает должность водителя МАЗ СДК-5551. За выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата соответствующая тарифной ставке (окладу) в размере 46 руб.94 коп. в час.
21 февраля 2023 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО9, обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, указав, что ФИО9 является работником МБУ «СпецАвто» с 09.10.2014г. по настоящее время, занимает должность водителя. За выполнение трудовых функций ему установлена заработная плата соответствующая тарифной ставке (окладу) в размере 73 руб. 28 коп. в час
06 декабря 2022 года заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска, действуя в интересах ФИО10, обратился в суд с иском к МБУ «СпецАвто» (после реорганизации СОГБУ «СпецАвто), Администрации г. Смоленска, о взыскании недополученной заработной палаты, начисляемой в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, указав, что ФИО10 является работником МБУ «СпецАвто». Осуществляла деятельность в качестве учетчика с 21.03.2020г. по 26.10.2020, с 01.04.2021г. по 01.11.2021г., с 13.04.2022г. по настоящее время. За выполнение трудовых функций ей установлена заработная плата соответствующая окладу в размере 10643 руб.
Определением Промышленного районного суда г.Смоленска от 16.05.2023г. возбужденные по указанным исковым заявлениям гражданские дела объединены в одно производство.
Заместитель прокурора Промышленного района г.Смоленска в обоснование заявленных требований указал следующее.
С 01.01.2023 в результате осуществленной реорганизации Муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто» сменило учредителя и переименовано в Смоленское областное государственное бюджетное учреждение «СпецАвто», с внесением 23.01.2023 соответствующей записи в ЕГРН.
МБУ «СпецАвто» осуществляло деятельность по содержанию автомобильных дорог и с 2013 года находилось в отраслевом подчинении структурного подразделения Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска.
Согласно общероссийскому классификатору экономической деятельности (ОКВЭД 52.21.22) организация осуществляла деятельность по эксплуатации автомобильных дорог местного значения, так как на нее возложены обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно: уборка территорий уличной дорожной сети, включающая в себя подметание, полив, очистку ото льда и снега, а так же посыпание песком и солью улиц и автомобильных дорог муниципального образования. Финансирование заработной платы персонала Учреждения осуществлялось по коду 0409 - Дорожное хозяйство (дорожные фонды), установленному приложением 2 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н.
После осуществленной с января 2023 года реорганизации специфика деятельности СОГБУ «СпецАвто» не изменилась.
11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Являясь ассоциированным членом Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «Радор», Администрация города Смоленска в установленном законом порядке, отказ от присоединения к данному соглашению в Минтруд России не направила. Не реализовало такую возможность и МБУ «СпецАвто», вследствие чего, Учреждение считается присоединившимся к нему.
Однако, за период с 01.01.2020 г. вплоть до 01.08.2022 г. заработная плата работникам МБУ «СпецАвто» выплачивалась не в полном объеме, поскольку ее начисление производилось без учета общих принципов регулирования правоотношений по оплате труда, установлению гарантий и льгот, предусмотренных положениями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства.
Размер начисляемой истцам тарифной ставки (оклада) был ниже базовой минимальной тарифной ставки рабочих первого разряда в организациях дорожного хозяйства, которая при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Не соответствовал утвержденному Отраслевым соглашением и межразрядный тарифный коэффициент, в связи с чем, работодателем неверно исчислялись тарификационные оклады работников и положенные им компенсационные (оплата сверхурочной работы, работы в выходные и праздничные дни) и стимулирующие (премиальные) надбавки, что в совокупности привело к заниженному начислению оплаты труда.
Неоднократно уточнив изначально заявленные исковые требования и, представив суду соответствующие расчеты, просил суд о взыскании с работодателя недополученной заработной платы:
- в пользу ФИО5 за период с 01.06.2021 по 23.06.2022 в размере 436 869,68 рублей.
- в пользу ФИО6 за период времени с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 597 095,22 руб;
- в пользу ФИО7 за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 511 245,19 руб.;
- в пользу ФИО8 за период времени с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 375 203,49 руб;
- в пользу ФИО9 за период времени с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 422 454,42 руб;
- в пользу ФИО10 за период времени с 01.06.2021 по 31.10.2021, с 01.04.2022 по 31.07.2022г. в размере 98 822,22 руб.
рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, с возложением на Администрацию г. Смоленска, Администрацию Смоленской области обязанности по выделению СОГБУ «СпецАвто» соответствующих денежных средств.
Истцы ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, будучи извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили.
Старший помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Лейтес Т.Е., выступающая интересах вышеуказанных истцов, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель МБУ «Спецавто»(после реорганизации СОГБУ «СпецАвто) ФИО3, в судебном заседании заявленные исковые требования признала, поддержала ранее представленные письменные пояснения.
Представитель Администрации г. Смоленска ФИО11 в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, поддержала представленные письменные возражения.
Администрация Смоленской области, Департамент Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству, привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков, будучи надлежащим образом уведомленные о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, СООО "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, будучи надлежащим образом уведомленными о дате и времени судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суд не известили.
Решением Промышленного районного суда от 05.10.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Взыскано с СОГБУ «СпецАвто»:
в пользу Германа П.Д. недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 23.06.2022 в размере 436869,68 рублей;
в пользу ФИО6 недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 597095,22 руб.;
в пользу ФИО7 недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 511245,19 руб.;
в пользу ФИО8 недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 375203,49 руб.;
в пользу ФИО9 недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.07.2022 в размере 422454,42 руб. ;
в пользу ФИО10 недополученная заработная плата за период с 01.06.2021 по 31.10.2021, с 01.04.2022 по 31.07.2022г. в размере 98822,22 руб. В остальной части исковых требований отказано.
Не согласившись с названным решением суда, правопреемник Администрации Смоленской области – Правительство Смоленской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, отказать в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что 11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, положения которого направлены на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства и устанавливают дополнительные гарантии в сфере оплаты труда работников отрасли.
Инициируя настоящий спор, прокурор, действующий в интересах работников МБУ (СОГБУ) «СпецАвто», позиция которого полностью поддержана работодателем, настаивает на необходимости применения данного отраслевого Соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников МБУ (СОГБУ), осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что юридически значимым для разрешения настоящего спора является установление фактического вида деятельности, осуществляемой МБУ «СпецАвто», с оценкой возможности отнесения таковой к деятельности в сфере дорожного хозяйствамуниципального образования г. Смоленск.
В этой связи, суд исходил из следующего.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 15.04.2022) "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание дорог» пп.12 ст.3 Закона № 257-ФЗ определено как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
К действиям, обеспечивающим безопасность дорожного движения, п. 1 ст. 12 данного Закона относит ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации, а Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") возлагает на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, обязанность по их содержанию в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Такими нормами и правилами, в свою очередь, являются государственные стандарты Российской Федерации, в числе которых, "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденный приказом Росстандарта от 26 сентября 2017 г. N 1245-ст.
Например, п. 8.1 ГОСТ Р 50597-2017 предусматривает, что на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости, а пункт 8.8,что формирование снежных валов на улицах не допускается ближе 10 м от пешеходного перехода.
Ливневая канализация - наружная канализационная сеть, предназначенная для отведения атмосферных сточных вод, требования к устройству и содержанию которой для автомобильных дорог, определены в ГОСТ Р 59611-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Система водоотвода. Требования к проектированию" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 05.08.2021 № 689-ст).
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к убеждению, что безопасность дорожного движения обеспечивается, в том числе, и проводимыми мероприятиями по очистке проезжих частей от грязи, мусора, снега и наледи, формировании снежных валов, предотвращении скользкости, сгребании грунтовых наносов, планировке обочин, содержании ливневых канализаций и т. п. мероприятий, в силу чего, выполнение таковых является деятельностью по содержанию автомобильных дорог.
При этом, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (п. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ).
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ).
В силу ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.
В обеспечение реализации данных полномочий, постановлением Администрации г. Смоленска от 20.12.2010 с 1 января 2011 года учреждено муниципальное бюджетное учреждение «СпецАвто», путем изменения типа ранее действующего муниципального автономного учреждения «СпецАвто», функции и полномочия учредителя которого, осуществляет Администрация города Смоленска.
Положениями Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Администрации города Смоленска от 06.05.2010 № 826-адм. с изменениями, внесенными Постановлением г. Смоленска от 20.12.2010 № 838-адм.; Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм.; Постановлением г. Смоленска от 21.12.2016 № 145 определено, что МБУ «СпецАвто» является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления города Смоленска в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Основной целью деятельности Учреждения является осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 2.1 Устава).
Предметами деятельности Учреждения являются организация, подготовка, проведение мероприятий, а также выполнение работ, оказание услуг в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения (п. 22 Устава).
Дополнительными видами деятельности является сбор и обработка сточных вод; сбор отходов; обработка и утилизация отходов; обработка отходов лома черных металлов; обработка отходов лома цветных металлов; работы столярные и плотничные; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей и легких грузовых автотранспортных средств; техническое обслуживание и ремонт прочих автотранспортных средств; торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами; перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами; перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами; организация похорон и связанных с ними услуг.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на 09.06.2022 основным видом экономической деятельности учреждения по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности является деятельность по чистке и уборке прочая, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9) Данный ОКВЭД распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р, определен как код видов экономической деятельности, относящейся к бытовым услугам.
Ни вышеприведенные положения Устава МБУ «СпецАвто», ни код вида осуществляемой им экономической деятельности, указанный в ЕГРЮЛ вплоть до 01.07.2022 года, не свидетельствуют о возможности отнесения МБУ к учреждениям, осуществляющим свою деятельность в области дорожного хозяйства, к чему и апеллировала Администрация города в обоснование своей правовой позиции.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что Постановлением г. Смоленска от 20.12.2013 № 2314-адм пункт 1.5 Устава МБУ «СпецАвто» был изложен в следующей редакции:
«Учреждение находится в отраслевом подчинении органа Администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования и осуществления дорожной деятельности в городе Смоленске - Управления дорожного хозяйства Администрации города Смоленска».
Решением 10-й сессии Смоленского городского Совета V созыва от 29.04.2016 № 152 утверждено Положение об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, которым закреплено, что УДХиС является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Смоленска, обеспечивающим реализацию полномочий Администрации города Смоленска по решению вопросов местного значения в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
Анализ муниципальных заданий, утвержденных начальником Управления дорожного хозяйства на период 2020-2024 г.г. и адресованных МБУ «СпецАвто», свидетельствует о возложении на Учреждение обязанности по выполнению работ, поименованных в заданиях, как «организация капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования и искусственных дорожных сооружений в их составе». Показатель, характеризующий содержание работы, определен в муниципальных заданиях через классификацию работ по содержанию автомобильных дорог.
К форме и условиям выполнения таких работ отнесены: посыпка улиц и площадей противогололедными материалами, сдвигание снега, подметание территорий, сгребание в валы или кучи дорожными машинами и тракторами. Сгребание снега с формированием вала, сгребание снега на перекрестках, удаление снежного вала шнекороторными снегоочистителями. Сбор мусора вдоль дорог, погрузка и вывоз на полигон. Погрузка и вывоз снега с улиц города, утилизация снега на свалке. Ручная уборка снега – подметание, очистка от снега и наледи, зачистка после механизированной уборки, посыпка тротуаров. Механизированная уборка – подметание, посыпка псс. Механическое подметание проезжей части и прилотковой части. Мойка проезжей части, мойка прилотковой части, поливка проезжей части. Механическое подметание щеткой. Сгребание грунтовых наносов, планировка обочин.
Уборка тротуаров и островков безопасности: ручная уборка – подметание, зачистка после механизированной уборки, мойка тротуаров.
Содержание ливневой канализации включает в себя следующие виды работ: промывка трубопроводов, установка и чистка решеток, ремонт колодцев, замена люков, очистка лотков и кюветов с вывозом ила.
Содержание остановок общественного транспорта – подметание снега, мусора, очистка от наледи, посыпка ППС, очистка урн с вывозом на полигон, ремонт остановок.
Соглашениями о предоставлении субсидии из бюджета г. Смоленска МБУ «СпецАвто» на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания выделяются субсидии в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств бюджета г. Смоленска по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации 0409 (в объеме 99,4 % от общего финансирования на 2022 год) и 0503 (в объеме 0,6 % от общего финансирования на 2022 год).
Статьей 179.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что дорожный фонд - это часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования. К дорожным фондам относятся Федеральный дорожный фонд, дорожные фонды субъектов Российской Федерации и муниципальные дорожные фонды.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам общего пользования местного значения относятся автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, муниципального района, городского округа.
В этой связи, Министерство финансов Российской Федерации соответствующим письмом сообщает, что с 2012 года в раздел III "Классификация расходов бюджетов" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации вносятся следующие изменения.
1. Описание подраздела 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" классификации расходов излагается в следующей редакции:
"Подраздел 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)" включает расходы на обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление в сфере дорожного хозяйства, расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения и искусственных сооружений на них, расходы на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в сфере дорожного хозяйства, расходы на государственную (муниципальную) поддержку в указанной сфере, а также расходы на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в целях софинансирования содержания и развития дорожного хозяйства".
2. Описание подраздела 0503 "Благоустройство" излагается в следующей редакции:
"По подразделу 0503 "Благоустройство" подлежат отражению расходы на благоустройство муниципальных образований в границах населенных пунктов, включающие уличное освещение, озеленение, расходы, связанные с содержанием и уборкой территорий улиц, площадей, тротуаров (за исключением придомовых территорий), транспортных и пешеходных тоннелей, мостов, путепроводов, виадуков, а также иные расходы по содержанию объектов благоустройства.
Кроме того, по данному подразделу подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных образований".
3. Пункт 1 раздела III "Классификация расходов бюджетов" дополняется абзацем следующего содержания:
"Расходы на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значений, местного значения, в том числе в границах населенных пунктов муниципальных образований, и искусственных сооружений на них необходимо отражать по соответствующим разделам, подразделам классификации расходов бюджетов, в рамках которых отражаются расходы на обеспечение выполнения функций органом государственной власти (местного самоуправления) или учреждением, за которым на праве оперативного управления закреплены вышеуказанные дороги (органом (учреждением), являющимся заказчиком строительства вышеуказанных дорог)".
Согласно п.1.6 Положения об органе администрации города Смоленска в сфере использования автомобильных дорог общего пользования, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске - Управление дорожного хозяйства и строительства Администрации города Смоленска, Управление является главным распорядителем бюджетных средств, в сфере использования автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществления дорожной деятельности, строительства в городе Смоленске.
В статье 38.1 БК РФ закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Вышеизложенное приводит суд к убеждению, что подавляющее большинство видов деятельности МБУ «СпецАвто» субсидируется как деятельность, осуществляемая в области дорожного хозяйства, что в совокупности с вышеприведенными нормами бюджетного законодательства в части исполнения финансовой дисциплины свидетельствует о необходимости отнесения МБУ к отраслевому учреждению дорожного хозяйства.
Кроме того, суд принял во внимание, что с 01.07.2022 путем внесения изменений в ЕРГЮЛ, изменен ОКВЭД, определяющий виды экономической деятельности Учрежденияпо Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. Таковой обозначен под номером 52.21.22 - деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей.
Неправомерным, в этой связи, суд посчитал и довод Администрации г. Смоленска об обоснованности отнесения основного вида деятельности МБУ к деятельности по чистке и уборке прочей, не включенной в другие группировки (ОКВЭД 81.29.9), который распоряжением Правительства РФ от 24.11.2016 № 2496-р, определен как код видов экономической деятельности, относящейся к бытовым услугам, и самовольно измененный МБУ «СпецАвто» с 01.07.2022, в силу следующего.
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД.2), принятому и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 № 14-ст группировка 81 - деятельность по обслуживанию зданий и территорий, включающая в себя, в том числе уборку улиц, удаление снега и льда, услуги по уходу за территорией, наряду с проектированием ландшафтного дизайна и/или строительством, установку проходов, перегородок, площадок, заборов, изгородей, водоемов и подобных объектов на территории.
Очевидно, что приведенный перечень работ действительно осуществляется организациями жилищно-коммунального хозяйства, однако, столь же очевидным является и тот факт, что перечисленные работы связаны с обслуживанием зданий и территорий, прилегающих к этим зданиям, а так же территорий, занимаемых объектами культурно-массового назначения, городскими скверами, парками, площадями и т.п., за исключением улично-дорожной сети, работы по содержанию которой, общероссийским классификатором видов экономической деятельности выделены в отдельную, самостоятельную группу.
Сопоставляя письмо ФНС России от 22.08.2019 № СА-17-2/229@ с введением к ОК029-2014 - Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст, суд обоснованно пришел к убеждению, что кодирование по ОКВЭД не является определяющим в экономической деятельности учреждения, видовая принадлежность которого к той или иной сфере хозяйственного ведения, определяется фактическим доминирующим видом такой экономической деятельности.
Совокупность представленных доказательств позволила суду прийти к убеждению об установлении вида фактической деятельности МБУ «СпецАвто» в течение всего периода действия отраслевого соглашения, которой является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.
Кроме того, Законом Смоленской области от 21.04.2022 № 25-з "О перераспределении полномочий в сфере осуществления дорожной деятельности между органами местного самоуправления города Смоленска и органами государственной власти Смоленской области", определено, что с 01.01.2023 полномочия органов местного самоуправления города Смоленска по осуществлению дорожной деятельности (проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Смоленска вплоть до 01.01.2028 осуществляются органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.
Распоряжением Администрации Смоленской области от 29.12.2022 № 2076-р/адм утвержден Устав СОГБУ «СпецАвто», положениями которого определено, что основной целью деятельности Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных федеральным и областным законодательством полномочий исполнительных органов Смоленской области в сфере использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Предметом деятельности Учреждения является организация и осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Смоленска.
Основными видами деятельности Учреждения являются осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах города Смоленска, инженерно-техническое проектирование, геолого-разведочные и геофизические работы, геодезическая и картографическая деятельность.
При этом стороны не оспаривали, что, вплоть до настоящего момента времени фактическая деятельность Учреждения не изменилась.
Оценивая доводы Администрации г. Смоленска о том, что последняя, не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, суд исходил из следующего.
Согласно положениям ст. 45 ТК РФ Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением.
Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
Статьей 48 ТК РФ определено, что Соглашение действует в отношении:
всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;
работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;
органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.
В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 настоящего Кодекса).
Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой настоящей статьи.
В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.
Как было указано выше, 11.12.2019 было подписано, а 14.01.2020 в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (peг. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", Росавтодором, Союзом работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР", Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" 11.12.2019.
Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.
Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей.
Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:
работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;
работодатели в лице их представителей:
Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);
Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей "АСПОР", и уполномочивших "АСПОР" заключить Соглашение от их имени);
Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР" (представитель работодателей, уполномочивших "РАДОР" на заключение настоящего Соглашения от их имени).
1.3. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 года и действует по 31 декабря 2022 года включительно.
1.4. Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств.
Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР", выступающего со стороны работодателей.
Из представленной суду информации усматривается, что Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.
В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».
Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».
Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами. Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.
Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 05 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства истроительств г. Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».
Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.
Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени.
Не оспаривая вышеизложенные обстоятельства, Администрация г. Смоленска в обоснование своей правовой позиции ссылается на то, что МБУ «СпецАвто» не наделяло полномочиями Российскую ассоциацию территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» на подписание от имени МБУ «СпецАвто» данного Соглашения. Администрацией города Смоленска, как представителем организации, в отношении которой функции и полномочия учредителя осуществляет орган местного самоуправления, Соглашение также не заключалось.
Поскольку, некоммерческая организация «РАДОР» не является полномочным представителем работодателей, в частности МБУ «СпецАвто», и не обладает правом подписывать какие-либо соглашения от его имени, подписанный им, как неуполномоченным субъектом, акт не может быть признан соглашением применительно к целям социального партнерства в сфере труда. Следовательно, в отношении такого акта не действуют положения статьи 48 ТК РФ, в том числе части восьмой указанной статьи, предусматривающей возможность распространения соглашения на работодателей, не представивших в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему.
Однако, данная позиция Администрации г. Смоленска основана, по убеждению суда, на неверном толковании норм материального законодательства.
Положениями ст. 48 ТК РФ закреплен порядок заключения и подписания отраслевых соглашений, а так же механизм распространения таковых на работодателей, осуществляющих свою деятельность в той или иной хозяйственной отрасли.
Прямым способом участия в соглашении является возможность подписания такового через непосредственное членство или делегирование полномочий в сообществе отраслевых объединений работодателей, в данном случае, таких как Федеральное дорожное агентство, Союз работодателей "Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР, Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами "РАДОР".
Дополнительно ст. 48 ТК РФ определено, что по предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, в данном случае Министр труда и социальной защиты Российской Федерации, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в его заключении, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования.
Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.
Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и порядок опубликования предложения о присоединении к соглашению устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок опубликования иных соглашений определяется их сторонами.
Анализируя вышеприведенные положения ст. 48 ТК РФ, суд пришел к убеждению, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.
При этом обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии с обращением Общероссийского Профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства от 30.08.2019 года № Э3 - 210 письмом от 09.09.2019 года № ИС-407 Ассоциация «РАДОР» предложила своим членам для рассмотрения и предложений проект Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы.
7.02.2020 года письмом № ИС-73 (Л2 ИС-73-2 для ассоциированных членов) Ассоциация «РАДОР» проинформировала членов Ассоциации о заключении на федеральном уровне Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы. Информация направлялась для использования в работе.
Письмом Минтруда России от 11.03.2020 N 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.
Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный N 17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).
Обращено внимание работодателей на положения ст. 48 ТК РФ и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.
Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая, мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.
Приходя к такому выводу, суд дополнительно учел положения ст. 45 ТК РФ, определяющие, что Соглашения, содержащие обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии органов государственной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В обоснование своей позиции Администрация г. Смоленска указывает, что согласно ч. 2 ст. 47 ТК РФ заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.
Таким образом, Администрации города Смоленска необходимо было принять на себя финансовые обязательства, связанные с Соглашением, до направления проекта решения Смоленского городского Совета о бюджете города Смоленска на очередной финансовый год и плановый период на рассмотрение Главе города Смоленска, то есть до 12 ноября 2019 года.
Учитывая, что в коллективных переговорах в ходе разработки проекта данного Соглашения органы местного самоуправления города Смоленска не участвовали, его публикация осуществлена 20.01.2020, а письмо Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 марта 2020 г. № 14- 4/10/В-1851 с предложением о присоединении работодателей к Соглашению опубликовано в СМИ «Российская газета» № 62 только 24.03.2020, т.е. после принятия бюджета на 2020 и плановый период 2021-2022 годы, у Администрации города Смоленска в 2020 году не возникло связанных с исполнением Соглашения обязательств.
Оценив данные доводы, как заслуживающие внимания, суд, тем не менее, пришел к убеждению о не признании изложенных фактов обстоятельствами, освобождающими Администрацию г. Смоленска от обязанности по исполнению анализируемого Соглашения.
Будучи принятым на федеральном уровне, данное Соглашение действительно содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых, будет осуществляется за счет средств муниципального бюджета, в силу чего, оно должно заключаться с обязательным участием соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом, указанные органы выступают стороной соглашения, т.е. являются представителями работодателя.
В противном случае работодателями может быть использован вышеописанный законодательный механизм, гарантирующий возможность мотивированно отказаться от присоединения к соглашению. Иными словами, работодатель, осуществляющий деятельность в соответствующей хозяйственной отрасли и по каким-либо причинам не имеющий возможности принять на себя финансовые обязательства по федеральному отраслевому соглашению, в том числе и силу непосильного бремени на муниципальный бюджет, должен использовать процедуру отказа от присоединения к отраслевому соглашению.
Поскольку в трудовом законодательстве отсутствуют критерии оценки мотивов отказа работодателя, а у Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нет полномочий по признанию отказа не мотивированным, суд пришел к убеждению об отсутствии механизма непринятия подобного рода отказа, реализация которого является основополагающей гарантией защиты прав работодателя.
Данная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определенииот 16 октября 2007 г. N 723-О-О по делу администрации муниципального образования "Котлас" и муниципального учреждения "Служба благоустройства МО "Котлас" об оспаривании конституционности положений частей седьмой и восьмой статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации.
В рассматриваемом же случае, Администрация г. Смоленска, будучи своевременно проинформированной об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.
В решении суда приведен подробный алгоритм начисления заработной платы всех истцов исходя из занимаемой ими должности, а также из межтарифного коэффициента, определенного Соглашением.
Вместе с тем, во исполнение вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда г. Смоленска от 22.08.2022 по заявлению ФИО12 и др. к МБУ «Спецавто», Администрации г. Смоленска о восстановлении нарушенных трудовых прав, взыскании недополученной заработной палаты и возложении обязанности по ее выплате в соответствии с положениями отраслевого тарифного соглашения, внесении изменений в локальные нормативные акты работодателя, постановлением Администрации г. Смоленска от 21.12. 2022 № 3749-адм. внесены изменения в постановление Администрации г. Смоленска от 01.11.2018 № 2892-адм «Об утверждении положений об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих муниципального бюджетного учреждения «Спецавто». Данным постановлением на работников МБУ «СпецАвто» распространены положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы. Определено, что оплата труда рабочих осуществляется на основе тарифных ставок, размер которых, определен в Приложении № 3, где базовой (минимальной) тарифной ставке рабочих 1 разряда соответствует оклад в размере 16749,75 рублей (14 565 х 1.15), межразряждный тарифный коэффициент принят в минимальном значении 0,2.
С учетом данных показателей, начиная с 01.08.2022 и финансировалась деятельность МБУ «Спецавто», работникам которого, заработная плата истцов начислялась и выплачивалась с учетом вышеприведенных показателей. Следовательно, период (с учетом сроков исковой давности), в течение которого заработная плата истца не соответствовала положениям действующего трудового законодательства, составляет с 01.06.2021 по 31.07.2022.
Как было указано выше, начиная с 01.08.2022, Администрация г. Смоленска и МБУ «СпецАвто» действующие локальные нормативные акты Учреждения привели в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства, в силу чего, с указанной даты грузчики, водители, трактористы получают заработную плату, окладная часть которой соответствует законодательным требованиям, а общий размер заработка определяется с учетом тарифных разрядов с применением минимального пошагового коэффициента 0,2.
Вместе с тем, до 01.08.2022 Положение об оплате труда рабочих муниципального бюджетного учреждения «СпецАвто» не содержало норм, свидетельствующих о применении к работникам Учреждения требований Отраслевого соглашения для работников организаций дорожного хозяйства. В этой связи, пошаговый межразрядный коэффициент, определяемый Отраслевым соглашением, предусматривающим возможность установления такового в минимальном размере 0,2, данным конкретным работникам не устанавливался.
В этой связи, суд обоснованно посчитал, что вплоть до изменения системы оплаты труда работников МБУ, пошаговый межразрядный коэффициент истцов должен соответствовать примерной разрядной таблице, являющейся приложением к Отраслевому соглашению.
Позиция Администрации г. Смоленска о неправомерности увеличения премий, выплата которых не является гарантированной, обоснованно не принята во внимание, так как суд пришел к убеждению о необходимости индексации уже выплаченных работникам сумм, исчисление которых, локальные нормативные акты на тот момент МБУ, утвержденные Администрацией г. Смоленска, ставят в процентную зависимость от полученного работником размера тарифного оклада. Следствием вывода суда о необходимости увеличения такого оклада, является и вывод о необходимости увеличения премиальных выплат.
Проверив представленные суду СОГБУ «СпецАвто» расчеты недополученного заработка истцов, суд обоснованно пришел к убеждению, что исковые требования о взыскании заработной платы с правопреемника МБУ «СпецАвто» - СОГБУ «СпецАвто» подлежат удовлетворению в полном объеме.
Вопреки доводам жалобы при рассмотрении спора нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены, доказательствам дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, которые являлись бы основанием для отмены состоявшегося по делу решения в связи с чем, судебная коллегия оставляет ее без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 5 октября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Правительства Смоленской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
В окончательной форме определение изготовлено 19.12.2023.