ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-690/2021 от 06.09.2021 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Рожкова Е.Е. дело № 33-8571/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Малышевой И.А.,

судей Нагиной О.Ю., Бабайцевой Е.А.,

при секретаре Купиной И.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-690/2021 по исковому заявлению и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о взыскании суммы,

по апелляционным жалобам Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года, которым постановлено:

иск и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о взыскании суммы удовлетворить;

взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации 12531600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 года № 052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год - 24 сентября 2018 года, на 2019 год - 4 октября 2019 года, на 2020 год - 30 января 2020 года.

Заслушав доклад судьи Нагиной О.Ю., объяснения представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Ефимова В.В., представителя Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» Пантелеевой Н.М., поддержавших доводы апелляционных жалоб, старшего помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Прокофьевой Ю.Ю., возражавшей по доводам апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» о взыскании суммы.

В обоснование исковых требований указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по доводам обращения Председателя Счётной палаты Российской Федерации, по итогу которой установлены нарушения бюджетного законодательства при исполнении комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волга в рамках национального проекта «Экология». Администрацией Волгоградской области из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию 22 мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология». В ведении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области находится Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства», которое создано с целью осуществления полномочий и функций государственного заказчика и застройщика при реализации мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, реализация которых предусмотрена в рамках государственной программы Волгоградской области в области использования и охраны водных объектов, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования на реализацию вышеуказанных мероприятий доведены Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на лицевой счет получателя бюджетных средств - государственное казенное учреждение Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства». Между тем, при проведении проверки Счётной палатой Российской Федерации установлено, что в нарушение ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ и п. 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно которым строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а Государственном казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в объеме 8586400 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации 15 водных объектов, которые в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится. Кроме того, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 3200100 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству (реконструкции) четырех объектов капитального строительства. Однако, за счет средств, предоставленных Облкомприроды на проведение строительного контроля, Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» оплачены иные расходы в объеме 11 786 500 рублей. В нарушение пунктов 4.2 и 4.4 свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», согласно которым авторский надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области довел до Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 745,1 тыс. рублей, перечисленные Росводресурсами в виде субсидий и субвенций на заключение Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» договоров на осуществление авторского надзора за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, которые в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится. Вместе с тем, субвенции на мероприятия по расчистке водных объектов и субсидии на мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, за счет которых Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» оплачивались услуги АО «Волговодпроект» по осуществлению авторского надзора, перечислялись Росводресурсами в бюджет Волгоградской области по видам расходов 530 «Субвенции» и 523 «Консолидированные субсидии», а в бюджете Волгоградской области отражались по виду расходов 244, не предусматривающему возможность их использования на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая оплату услуг авторского надзора. Таким образом, в рамках проверки установлено, что субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений в общем объеме 12531 600 рублей Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» использованы на осуществление последним строительного контроля за проведением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, а также авторского надзора за выполнением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, то есть на цели, не предусмотренные п. 1.2 соглашений о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 года № 052-09-2018-051 (с дополнениями) и от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями), заключенных Росводресурсами с Администрацией Волгоградской области, что свидетельствует о нецелевом расходовании средств федерального бюджета. Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области с ГКУ ВО «ДВС» в 2018-2020 годах был заключен 31 контракт на осуществление строительного контроля и авторского надзора, которые подписывались председателем Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Сазоновым В.Е.

По приведенным основаниям, уточнив исковые требования, и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора просил суд взыскать с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации сумму 12531600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 года № 052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год - 24 сентября 2018 года, на 2019 год - 4 октября 2019 года, на 2020 год - 30 января 2020 года.

Судом постановлено указанное выше решение.

Определением суда от 27 апреля 2021 года производство по гражданскому делу было прекращено в части исковых требований и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» о взыскании суммы, в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части.

В апелляционных жалобах Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Государственное казенное учреждение Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» оспаривают законность и обоснованность судебного постановления, просят решение суда отменить.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив указанные доводы, а также доводы возражений на апелляционную жалобу, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса.

В силу ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

Согласно п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.

В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств представляет собой объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

На основании ст. 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что на основании пунктов 2.5.0.2, 2.5.0.2.21 Плана работы Счетной палаты Российской Федерации на 2020 год, Счетной палатой Российской Федерации было проведено совместное контрольное мероприятие «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017 - 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204» в отношении Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (камерально) и Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» (камерально).

По результатам контрольного мероприятия установлено, что между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12.02.2018 года № 052-09-2018-051 (с учетом дополнительного соглашения к нему от 19.12.2018 года № 052-09-2018-051/1), предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2018 году бюджету Волгоградской области субсидии на мероприятия в области использования и охраны водных объектов федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах».

Согласно пункту 2.2 указанного соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, составлял в 2018 году не более 128 011 200 рублей.

Также между Федеральным агентством водных ресурсов и Администрацией Волгоградской области заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 14.02.2019 года № 052-09-2019-076 (с учетом дополнительных соглашений от 24.03.2019 года № 052-09-2019-076/1, от 05.09.2019 года № 052-09-2019-076/2, от 23.12.2019 года № 052-09-2019-076/3, от 07.02.2020 года № 052-09-2019-076/4), предметом которого являлось предоставление из федерального бюджета в 2019-2022 годах бюджету Волгоградской области субсидии на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги.

Согласно пункту 2.2 указанного соглашения общий размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету Волгоградской области, составлял в 2019 году не более 380 183 300 рублей, в 2020 году - не более 347 088 200 рублей, в 2021 году - не более 3 034 927 400 рублей, в 2022 году - не более 3 666 020 000 рублей.

Функции по исполнению (координации исполнения) указанных Соглашений были возложены на Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области (пункт 6.1.1 соглашений).

Кроме того, в соответствии со ст. 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджету Волгоградской области из федерального бюджета предоставлены субвенции на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в 2018 году в размере 32 196 100 рублей, в 2019 году в размере 32 070 300 рублей, в 2020 году в размере 32 070 300 рублей.

Перечни мероприятий, направленных на достижение целевых показателей и финансируемых за счет средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, разработаны и подписаны Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

Указанные средства федерального бюджета перечислялись в бюджет Волгоградской области Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в 2018 году на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по следующим кодам бюджетной классификации:

052 0406 28 2 П2 51280 530 - субвенции на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений (на расчистку водных объектов Нижней Волги);

052 0406 28 6 П2 50160 523 - субсидии на мероприятия федеральной целевой программы «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» (на реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений Нижней Волги);

на реализацию федерального проекта «Оздоровление Волги» в 2019 и 2020 годах в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» по следующим кодам:

052 0406 28 2 G6 53010 530 - субвенции на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги в рамках переданных полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации в области водных отношений (на расчистку водных объектов Нижней Волги);

050 0406 28 2 G6 52410 523 - субсидии на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственного комплекса Нижней Волги (на реализацию мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений Нижней Волги).

Полученные средства доведены Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области на лицевой счет получателя бюджетных средств Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства», которому переданы полномочия по осуществлению функций государственного заказчика, и расходовались на основании сметы расходов, согласованной Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области.

В рамках проверки установлено, что субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений в общем объеме 12531 600 рублей (расчетно) предоставлены Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» и использованы последним на осуществление строительного контроля за проведением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, а также авторского надзора за выполнением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов на цели, не предусмотренные пунктом 1.2 соглашений № 052-09-2018-051 и № 052-09-2019-076.

Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены Государственному казенному учреждению Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» и использованы последним средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в объеме 8586400 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации 15 водных объектов, которые не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится.

Кроме того, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области предоставлены, а Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 3200 100 рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству (реконструкции) трех объектов капитального строительства.

Как отмечено в акте по результатам контрольного мероприятия от 17 сентября 2020 года, в нарушение п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании изданных Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области приказов об утверждении порядков расходования средств на осуществление строительного контроля и заключенных с Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» в соответствии с данными приказами договоров об осуществлении строительного контроля указанное учреждение получало дополнительное финансирование на обеспечение деятельности, предусмотренной уставом, по мероприятиям по расчистке водных объектов за счет средств федерального бюджета, перечисленных бюджету Волгоградской области в виде субвенций, по мероприятиям по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений за счет средств федерального бюджета, перечисленных областному бюджету в виде субсидий (в соответствии с уровнем софинансирования, предусмотренного соглашениями о предоставлении субсидий), и средств областного бюджета (в соответствии с уровнем софинансирования).

Также, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области довел до Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 745100 рублей, перечисленные Росводресурсами в виде субсидий и субвенций, на заключение Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» договоров на осуществление авторского надзора за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, которые не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится.

С учетом изложенного, по результатам контрольного мероприятия установлено, что общая сумма неправомерно использованных средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Волгоградской области в виде субсидий и субвенций, составляет 12531 600 рублей (8586400 + 3200100 + 745100).

Указанные обстоятельства подтверждаются актом Счетной Палаты Российской Федерации от 17 сентября 2020 года и справкой Счетной Палаты Российской Федерации по результатам совместного контрольного мероприятия «Аудит результативности комплекса мероприятий по оздоровлению реки Волги, реализованных в 2017-2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

По данным фактам Счетной палатой Российской Федерации направлено обращение от 04 декабря 2020 года № 01-2717/10-01 в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.

Из ответа Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 01 февраля 2021 года № 73/2-1904 следует, что Федеральным агентством водных ресурсов Администрации Волгоградской области предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию 22 мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», в том числе субсидии на софинансирование 15 мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительство водопропускных сооружений, а также субвенции на расчистку 3 природных объектов. Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и Государственным казенным учреждением Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» средства федерального бюджета на сумму 12531 600 рублей незаконно использованы на оказание услуг по строительному контролю и авторскому надзору за выполнением названных работ. Фактически профинансирована текущая деятельность учреждения, в том числе оплата труда, услуги связи и транспорта, приобретение имущества.

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь приведенными выше нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения, суд пришел к выводу, что исковые требования и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора являются обоснованными, и подлежат удовлетворению, взыскав с Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в федеральный бюджет Российской Федерации 12531600 рублей, полученных на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» в виде субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 года № 052-09-2018-051 (с дополнениями), от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями) и субвенций на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами на 2018 год - 24 сентября 2018 года, на 2019 год - 4 октября 2019 года, на 2020 год - 30 января 2020 года.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, основанными на установленных по делу обстоятельствах, при правильном применении норм материального права, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционных жалоб Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области и Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» сводятся к несогласию с выводами суда о нецелевом расходовании денежных средств, однако правильности указанных выводов не опровергают.

Как правильно указано судом первой инстанции, Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не представлено каких-либо достоверных и допустимых доказательств опровергающих доводы истца, а также акты Счетной Палаты Российской Федерации.

Между тем, как усматривается из представленных в материалы дела актов Счетной Палаты Российской Федерации и справки по результатам совместного контрольного мероприятия, в указанных документах подробным образом приведен анализ проверенных документов относительно расходования субсидий и субвенций, с указанием вида расходов на которые они были предоставлены, а также расходов, на которые были потраченными указанные денежные средства, и сделан вывод об их нецелевом использовании.

Так, по результатам совместного контрольного мероприятия «Аудит» результативности комплексов мероприятий по оздоровлению реки Волга, реализованных в 2017 - 2019 годах и истекшем периоде 2020 года, и их влияния на решение задач Указа Президента Российской Федерации от 17 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации на период 2024 года» было установлено следующее.

В период 2018 - 2019 годов и первого полугодия 2020 года из федерального бюджета бюджету Волгоградской области выделялись средства на реализацию приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» (в 2018 году), федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология» (начиная с 2019 года) (далее - проекты по оздоровлению Волги), в том числе мероприятий по расчистке водных объектов (субвенции), мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений (субсидии) на территории Волго-Ахтубинской поймы.

Получателем средств федерального бюджета на реализацию вышеперечисленных мероприятий являлся Комитет в соответствии с соглашениями от 12 февраля 2018 года № 052- 09-2018-051, от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с учетом дополнительных соглашений) о предоставлении субсидий, заключенных между Росводресурсами и Комитетом, а также на основании ежегодно утверждаемых перечней мероприятий, направленных на достижение целевых прогнозных показателей финансируемых за счет средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федерального проекта «Оздоровление Волги» (до 2019 года - на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений).

По результатам камеральных проверок Комитета и ГКУ ВО «ДВС» инспекторами Счетной палаты Российской Федерации установлено, что в основном реализация мероприятий по расчистке, экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений осуществлялась не Комитетом, а ГКУ ВО «ДВС». Из общего объема средств федерального бюджета, предоставленных Росводресурсами в виде субвенций, субсидий на софинансирование расходов бюджета Волгоградской области, и средств бюджета Волгоградской области (в соответствии с установленным в соглашениях уровнем софинансирования), предоставленных Комитету, последним осваивалась только часть субвенций, предусмотренная Перечнями на разработку проектной документации для реализации мероприятий по расчистке водных объектов. Остальной объем средств Комитетом доводился ГКУ ВО «ДВС».

Проанализировав сметы расходов ГКУ ВО «ДВС» за 2018 год, 2019 год, 2020 год, утвержденные Комитетом, Счетной палатой Российской Федерации сделан вывод о том, что средства федерального бюджета, перечисленные Комитетом в виде субсидий и субвенций из федерального бюджета на реализацию проектов по оздоровлению Волги, а затем доведенные Комитетом, как главным распорядителем бюджетных средств, до ГКУ ВО «ДВС», как до получателя бюджетных средств, в целях выполнения последним мероприятий по экологической реабилитации и расчистке водных объектов, а также строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, используются не по целевому назначению, то есть с нарушением части 1 статьи 306.4 БК РФ.

Указанный вывод основан на том, что в сметах расходов ГКУ ВО «ДВС» средства бюджета Волгоградской области на реализацию проектов по оздоровлению Волги, в числе которых учтены субсидии и субвенции из федерального бюджета, предусмотрены не только на закупку работ по выполнению расчистки и экологической реабилитации водных объектов и на осуществление бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) водопропускных сооружений, которые соответственно должны осуществляться в части закупки - по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», в части бюджетных инвестиций - по виду расходов 414 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности», КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» (для осуществления закупок услуг авторского надзора), 310 «Увеличение стоимости основных средств» (для осуществления закупок работ по строительству (реконструкции) объектов), но и на другие цели.

Данный вывод подтвержден в ходе анализа движения средств на лицевом счете ГКУ ВО «ДВС» (в том числе платежных поручений) по целевым статьям расходов и кодам целевых субсидий, по которым отражаются расходы бюджета Волгоградской области на реализацию мероприятий проектов по оздоровлению Волги, полностью оплачиваемых за счет средств федерального бюджета (в части мероприятий по расчистке водных объектов, которые выполнялись в рамках осуществления переданных полномочий Российской Федерации, расходы по которым оплачиваются за счет средств федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенций) или софинансируемых из федерального бюджета (в части мероприятий по экологической реабилитации водных объектов и строительству водопропускных сооружений).

Так, согласно п. 4 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета.

Статьей 220.1 БК РФ (в редакции от 12 ноября 2019 года) установлено, что учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями настоящего Кодекса в Федеральном казначействе, финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), органе управления государственным внебюджетным фондом Российской Федерации.

Также данной статьей определено, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, открываются и ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством, а лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования), - в порядке, установленном финансовым органом субъекта Российской Федерации.

Согласно Уставу ГКУ ВО «ДВС» от 4 марта 2015 года № 156 (с изменениями): функции и полномочия учредителя в отношении ГКУ ВО «ДВС» осуществляет Комитет; ГКУ ВО «ДВС» находится в ведении Комитета, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации; взаимодействие ГКУ ВО «ДВС» при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с Комитетом как с главным распорядителем бюджетных средств в отношении ГКУ ВО «ДВС» осуществляется в соответствии с БК РФ; ГКУ ВО «ДВС» осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства.

Комитет, являясь главным распорядителем средств бюджета Волгоградской области, в соответствии со ст. 6 БК РФ наделен правом распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, а ГКУ ВО «ДВС» в свою очередь как получатель средств бюджета Волгоградской области, находящийся в ведении Комитета, обладает правом на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области.

В соответствии с Порядком открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденным приказом Федерального казначейства от 17 октября 2016 года № 21н, для получателя бюджетных средств открывается отдельный лицевой счет, коду лицевого счета получателя бюджетных средств (1 и 2 разряды номера лицевого счета) присваивается значение 03, лицевой счет получателя бюджетных средств открывается органе Федерального казначейства по месту нахождения клиента.

Как получатель бюджетных средств ГКУ ВО «ДВС» является участником бюджетного процесса (статья 152 БК РФ). Реестр участников и неучастников бюджетного процесса ведется Федеральным казначейством и размещается на Едином портале бюджетной системы Российской Федерации^ (статьи 165, 166.1 БК РФ, пункт 24 Порядка формирования и ведения реестра участников бюджетного процесса, а также юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, утвержденного приказом Минфина России от 23 декабря 2014 г. № 163н (далее - Порядок № 163н).

Согласно пункту 13 Порядка № 163н в перечень сведений, включаемых в Реестр участников и неучастников бюджетного процесса, входят сведения о лицевых счетах, открытых организации в территориальном органе Федерального казначейства.

Согласно данным Реестра участников и неучастников бюджетного процесса ГКУ ВО «ДВС» открыт лицевой счет получателя бюджетных средств № 03292D00370 в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области.

Средства федерального бюджета в бюджет Волгоградской области перечислялись Комитету в 2018 году на реализацию мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги) (досрочно прекращен в конце 2018 года в связи с началом реализации федерального проекта «Оздоровление Волги») в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» по определенным кодам бюджетной классификации: 052 0406 28 2 П2 51280 530; 052 0406 28 6 П2 50160 523; 052 0406 28 2 G6 53010 530; 050 0406 28 2 G6 52410 523.

В целях учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации при поступлении на счет органа Федерального казначейства субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, перечисленных из федерального бюджета (далее целевые средства) органы Федерального казначейства учитывают такие поступления по аналитическим кодам, используемым Федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами (далее - аналитические коды), указанным в расчетных документах (пункт 11 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и иx распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2013 года № 125н (утратил силу), Пункт 11 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 13 апреля 20202 года № 66н (в редакции, действующей до 15 декабря 2020 года).

Проверка проводилась путем совмещения кодов федеральных бюджетов с присвоенными им Федеральным казначейством аналитическими кодами, действовавшими в 2018, 2019, 2020 годах, и кодами расходов ГКУ ВО «ДВС» с этими же аналитическими кодами (отражены в отчете «Состояние ЛС» в АС ФК по Волгоградской области.

Проанализировав расходы ГКУ ВО «ДВС», отраженные на лицевом счете № 03292D00370 по кодам, приведенным в правой части таблицы, в том числе назначения платежных документов, установлено наличие выплат, которые не были связаны с целью предоставления субсидий и субвенций из федерального бюджета на реализацию проектов по оздоровлению реки Волги.

Так, средства федерального бюджета расходовались на содержание ГКУ ВО «ДВС», в том числе на выплаты персоналу (виды расходов 111 и 119), информационно­-телекоммуникационную продукцию (услуги, работы) (вид расходов 242), уплату налогов (вид расходов 852), из совокупности расходов на осуществление закупок (вид расходов 244) на основании назначений платежных документов, в которых указано краткое наименование цели оплаты, реквизиты договоров и документов-оснований для оплаты, была осуществлена выборка расходов на закупку товаров (услуг, работ) для содержания ГКУ ВО «ДВС», а также закупку услуг авторского надзора за реализацией мероприятий по расчистке и экологической реабилитации, не относящихся к объектам капитального строительства.

Кроме того, за счет целевых расходов, предназначенных на реализацию мероприятий проектов по оздоровлению Волги, ГКУ ВО «ДВС» были осуществлены расходы на уплату НДФЛ, удержанного из заработной платы сотрудников за декабрь 2019 года, данные расходы осуществлены за счет средств, выделенных на строительство переливной плотины у хутора Невидимка, что свидетельствует о нецелевом использовании средств федерального бюджета.

Согласно пунктам 8 - 18 Порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденного приказом Федерального казначейства от 25 февраля 2020 года № Юн, и пунктам 8-18 ранее действовавшего порядка, утвержденного приказом от 30 ноября 2017 года № 32н, после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации платежных поручений для осуществления кассовых выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях финансового обеспечения (софинансирования) которых предоставляются целевые средства федерального бюджета, полномочия по перечислению которых переданы территориальному органу Федерального казначейства, территориальным органом Федерального казначейства формируется заявка на кассовый расход и платежное поручение для перечисления суммы фактической потребности со счета 40105 «Средства федерального бюджета» на счет 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» (в случае оплаты по расходным обязательствам субъекта Российской Федерации на условиях софинансирования - в доле, установленной в соглашении о предоставлении субсидии), после поступления на счет 40201 суммы фактической потребности, осуществляется оплата расходов получателя получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с заявками территориального органа Федерального казначейства на основании платежных документов, суммы которых были включены в сумму фактической потребности.

Деятельность ГКУ ВО «ДВС» по осуществлению мероприятий по расчистке водных объектов профинансирована за счет средств федерального бюджета, предоставленных бюджету Волгоградской области в форме субвенций, по экологической реабилитации водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений - за счет средств федерального бюджета, предоставленных в форме субсидий в соответствии с уровнем софинансирования, определенном в соглашениях о предоставлении субсидий, заключенных Росводресурсами с Комитетом в 2018 и 2019 годах.

Расходные операции ГКУ ВО «ДВС» как и любого участника бюджетного процесса, ведение лицевого счета которого осуществляет орган Федерального казначейства, отражены в АС ФК на лицевом счете соответствующего участника бюджетного процесса (с лицевого счета получателя бюджетных средств № 0329D00370). При этом по софинансируемым расходам отражается общая сумма выплат и в том числе, из этой суммы выделена доля федерального бюджета в соответствии с уровнем софинансирования расходов, установленном в соглашении о предоставлении субсидии (в случае осуществления расходов за счет субвенции эти суммы будут одинаковы, так как расходы в рамках переданных Российской федерацией полномочий полностью оплачиваются за счет средств федерального бюджета).

По результатам проверки установлено, что администрации Волгоградской области в соответствии с федеральными законами от 5 декабря 2017 года № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» (с изменениями), от 29 ноября 2018 года № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» (с изменениями), от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» из федерального бюджета предоставлены межбюджетные трансферты на реализацию 22 мероприятий приоритетного проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и федерального проекта «Оздоровление Волги» национального проекта «Экология», в том числе:

- субсидии на софинансирование 15 мероприятий по экологической реабилитации природных водных объектов и строительство (реконструкцию) четырех водопропускных сооружений (на основании соглашений с Росводресурсами о предоставлении субсидии бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета от 12 февраля 2018 года № 052-09-2018-051 (с дополнениями) (далее - соглашение № 052-09-2018-051) и от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями) (далее - соглашение № 052-09-2019-076);

- субвенции на расчистку трех природных водных объектов в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации при выполнении им переданных полномочий Российской Федерации (на основании перечней мероприятий, согласованных Росводресурсами: на 2018 года - 24 сентября 2018 года, на 2019 год - 4 октября 2019 года, на 2020 год - 30 января 2020 года.

Средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительство (реконструкцию) водопропускных сооружений Росводресурсами платежными поручениями перечислены Комитету, ответственному за реализацию мероприятий регионального проекта «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги на территории Волгоградской области», входящего в состав приоритетного и федерального проектов.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования на реализацию указанных мероприятий доведены Комитетом на лицевой счет получателя бюджетных средств - ГКУ ВО «ДВС» № 03292D00370, которому переданы полномочия по осуществлению функций государственного заказчика (в соответствии с пунктами 2.1 и 2.2 Устава ГКУ ВО «ДВС», утвержденного приказом Комитета от 4 марта 2015 года № 156 (с изменениями), и исполнялись последним на основании сметы расходов, утвержденной ГКУ ВО «ДВС» и согласованной Комитетом.

Субсидии и субвенции на реализацию мероприятий по расчистке, экологической реабилитации природных водных объектов и строительству (реконструкции) водопропускных сооружений в общем объеме 12 531,6 тыс. рублей (расчетно) Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы на осуществление последним строительного контроля за проведением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, строительству (реконструкции) водопропускных сооружений, а также авторского надзора за выполнением работ по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов, то есть на цели, не предусмотренные пунктом 1.2 соглашений № 052-09-2018-051 и № 052-09-2019-076 и перечнями мероприятий, что свидетельствует нецелевом расходовании средств федерального бюджета.

Так, в нарушение ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 2 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года № 468) (далее - Положение о проведении строительного контроля), согласно которым строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий и субвенций в объеме 8 586,4 тыс. рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации 15 водных объектов, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится.

По указанному вопросу на запрос Счетной палаты Российской Федерации (от 1 октября 2019 года № ЗИ10-264/10-01) получены разъяснения Минстроя России, согласно которым с учетом положений пунктов 14-14.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по экологической реабилитации и расчистке природных водных объектов не относятся к работам по реконструкции и капитальному ремонту.

Кроме того, Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы средства федерального бюджета в виде субсидий в объеме 3 200,1 тыс. рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по строительству (реконструкции) трех объектов капитального строительства.

В нарушение п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1.1 Устава ГКУ ВО «ДВС», согласно которым финансовое обеспечение деятельности ГКУ ВО «ДВС» осуществляется из регионального бюджета, Комитетом в целях дополнительного финансирования деятельности ГКУ ВО «ДВС» за счет субсидий и субвенций в 2017 - 2020 годах изданы приказы об утверждении Порядка расходования и учета средств бюджета Волгоградской области, направляемых на осуществление строительного контроля при реализации объектов государственной программы Волгоградской области «Использование и охрана водных объектов, предотвращение негативного воздействия вод на территории Волгоградской области» (далее - Порядок), согласно которому финансовое обеспечение строительного контроля ГКУ ВО «ДВС» осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета.

Согласно Порядку средства, предусмотренные на осуществление строительного контроля, ГКУ ВО «ДВС» могут направляться на заработную плату и прочие выплаты (иные выплаты персоналу), начисления на выплаты по оплате труда, услуги связи, транспортные услуги, арендную плату за пользование имуществом, работы, услуги по содержанию имущества, прочие работы, услуги, включая услуги специализированных лабораторий, прочие расходы (уплата налогов, сборов и иных платежей), увеличение стоимости основных средств, увеличение стоимости материальных запасов, то есть в том числе на цели, не связанные с осуществлением строительного контроля.

На основании Порядка Комитетом с ГКУ ВО «ДВС» заключены договоры на осуществление функций строительного контроля, согласно которым (пункт 2.5) источником финансового обеспечения строительного контроля являются как средства бюджета Волгоградской области, так и средства федерального бюджета.

При этом согласно пунктам 2.2, 3.1.3 и 5.5 Устава ГКУ ВО «ДВС» осуществление строительного контроля с наличием в штатном расписании Отдела строительного контроля в количестве 5 штатных единиц (с последующим увеличением до 7 единиц) является основной деятельностью ГКУ ВО «ДВС» как заказчика (застройщика). Однако приказами ГКУ ВО «ДВС» ответственными за выполнение функций строительного контроля при проведении мероприятий федерального (приоритетного) проекта назначалось не более двух-трех работников, при этом согласно зарплатным реестрам к платежным поручениям на выплаты по оплате труда в рамках выполнения функций по осуществлению строительного контроля в отношении мероприятий федерального (приоритетного) проекта заработная плата выплачивалась практически всем сотрудникам ГКУ ВО «ДВС».

Вместе с тем фактически за счет средств, предоставленных Комитетом на проведение строительного контроля, ГКУ ВО «ДВС» оплачены иные расходы в объеме 11 786,5 тыс. рублей, в том числе на содержание ГКУ ВО «ДВС»: на выплаты персоналу (заработная плата, отпускные, удержание НДФЛ с заработной платы, оплата больничных листов и отчисление взносов с заработной платы во внебюджетные фонды, пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на погребение), аренду офисных помещений, приобретение офисной мебели, услуги по уборке помещения, по проведению специальной оценки условий труда, работ по системному администрированию вычислительной сети и техническому обслуживанию оргтехники (включая уплату НДФЛ и отчисления взносов во внебюджетные фонды), покупку автомобиля УАЗ «Patriot», программное обеспечение, информационно-техническое сопровождение программных продуктов, канцтовары, расходные материалы (тонеры, картриджи и пр.), почтовые услуги, оплату баннеров, бланков путевых листов, а также на выполнение топографо-геодезических работ на объекте и лабораторных исследований физико-механических характеристик конструкций и строительных материалов.

В нарушение пунктов 4.2 и 4.4 свода правил СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений» (утвержден приказом Минстроя России от 19 февраля 2016 года № 98/пр) (далее - Положение об авторском надзоре), согласно которым авторский надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства. Комитет довел до ГКУ ВО «ДВС» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 745,1 тыс. рублей, перечисленные Росводресурсами Комитету в виде субсидий и субвенций, на заключение ГКУ ВО «ДВС» договоров на осуществление авторского надзора за выполнением работ при проведении мероприятий по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится.

За счет указанных средств ГКУ ВО «ДВС» оплачены услуги АО «Волговодпроект» по 31 государственному контракту на осуществление авторского надзора на 15 мероприятиях по расчистке и экологической реабилитации природных водных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в размере 745,1 тыс. рублей.

Субвенции на мероприятия по расчистке водных объектов и субсидии на мероприятия по экологической реабилитации водных объектов, за счет которых ГКУ ВО «ДВС» оплачивались услуги АО «Волговодпроект» по осуществлению авторского надзора, перечислялись Росводресурсами в бюджет Волгоградской области по видам расходов 530 «Субвенции» и 523 «Консолидированные субсидии», а в бюджете Волгоградской области отражались по виду расходов 244, не предусматривающему возможность их использования на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая оплату услуг авторского надзора.

Таким образом, за счет средств федерального бюджета оплачено осуществление ГКУ ВО «ДВС» строительного контроля на объектах расчистки и экологической реабилитации водных объектов на сумму 8 586,4 тыс. рублей, на объектах капитального строительства - на сумму 3 200,1 тыс. рублей, авторского надзора - на сумму 745,1 тыс. рублей, то есть всего на сумму 12 531,6 тыс. рублей.

Указанный механизм доведения Комитетом до ГКУ ВО «ДВС» предельных объемов финансирования, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предоставленных из федерального бюджета на реализацию 22 мероприятий проектов по оздоровлению реки Волги, и их использования ГКУ ВО «ДВС» можно проследить на примере мероприятия федерального проекта «Оздоровление Волги» «Экологическая реабилитация ериков Шуляшка, Клетский и озер Варежка, Песчаное на территории Волго-Ахтубинской поймы в Среднеахтубинском муниципальном районе Волгоградской области», реализация которого осуществлялась в соответствии с государственным контрактом от 30 июля 2019 года № 2181/19, заключенным между ГКУ ВО «ДВС» и ООО «ГринЛайт» (реестровый номер 2345906128219000014).

Информация об объемах субсидии на реализацию указанного мероприятия в составе объемов финансирования иных мероприятий по экологической реабилитации федерального проекта доведена Минфином России до комитета финансов Волгоградской области по КБК 052 0406 28 2 G6 52410 500 уведомлением от 10 декабря 2018 года № 180-2019-1-015 (форма по ОКУД 0504320).

В целях заключения соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета по обращению Комитета в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств Волгоградской области (по Комитету) внесены изменения в части приведения объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствие с объемами финансирования, предусмотренными проектом соглашения (уведомления об изменении бюджетных ассигнований от 30 января 2019 года № 3539, 3945, 3467, от 6 февраля 2019 года № 5260) (бюджетные ассигнования и ЛБО учтены по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги»).

Софинансирование реализации мероприятия из федерального бюджета осуществлялось в рамках соглашения от 14 февраля 2019 года № 052-09-2019-076 (с дополнениями) между Росводресурсами и Комитетом.

Комитетом бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий начали перераспределяться ГКУ ВО «ДВС» в марте 2019 года. В соответствии с доведенными объемами финансирования и лимитами бюджетных обязательств внесены изменения в первоначальную смету ГКУ ВО «ДВС» на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов (утверждена ГКУ ВО «ДВС» 5 марта 2019 года).

В нарушение ч. 1 ст. 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 2 Положения о проведении строительного контроля Комитетом предоставлены, а ГКУ ВО «ДВС» использованы средства федерального бюджета в виде субсидии в объеме 396,5 тыс. рублей на осуществление строительного контроля за выполнением работ по экологической реабилитации указанных ериков и озер, которые в соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем строительный контроль за выполнением работ на них не проводится.

В нарушение п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 1.1 Устава ГКУ ВО «ДВС» приказами Комитета от 22 февраля 2019 № 753 (с изменениями, внесенными приказами от 23 августа 2019 г. № 2207 и от 10 сентября 2019 г. № 2364, в части добавления указанного мероприятия и объемов его финансирования) утвержден Порядок, согласно пункту 2.7 которого финансовое обеспечение строительного контроля ГКУ ВО «ДВС» осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств федерального бюджета.

Так, на основании Порядка Комитетом с ГКУ ВО «ДВС» заключен договор от 23 августа 2019 года № 5/2019ЭР (в редакции дополнительного соглашения от 10 сентября 2019 года № 1) на осуществление функций строительного контроля, согласно пункту 2.5 которого источником его финансового обеспечения является в том числе субсидия из федерального бюджета, предоставленная в рамках реализации мероприятий федерального проекта.

В соответствии с Порядком в сводной бюджетной росписи и лимитах бюджетных обязательств Волгоградской области (по обращениями Комитета) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств регионального бюджета (с учетом поступлений из федерального бюджета) на реализацию мероприятия частично перераспределены с вида
расхода 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» на иные виды расходов и КОСГУ, не связанные с оплатой работ по осуществлению экологической реабилитации водного объекта, что также учтено при доведении Комитетом до ГКУ ВО «ДВС» предельных объемов финансирования, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных
4» обязательств, а также в бюджетной смете ГКУ ВО «ДВС» (часть затрат на осуществление строительного контроля оплачивалось по КОСГУ 226).

Средства федерального бюджета на реализацию мероприятия, включая строительный контроль, перечислены Росводресурсами Комитету платежными поручениями с 30 августа по 26 декабря 2019 года. Соответствующие объемы финансирования (с учетом средств
регионального бюджета) доводились до ГКУ ВО «ДВС» уведомлениями об изменении бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.

При этом фактически за счет средств, предоставленных Комитету на проведение строительного контроля, ГКУ ВО «ДВС» оплачены иные расходы в объеме 396,5 тыс. рублей 23 платежными поручениями за период с 5 ноября по 27 декабря 2019 года, в том числе на заработную плату штатным работникам за декабрь 2019 года, пособия по уходу за ребенком до
1,5 лет, взносы от несчастного случая на производстве, страховые взносы, возмещение расходов по авансовым отчетам о приобретении расходных и запасных частей к оргтехнике, оплату комплектующих к автомобилю, автомобильного компрессора, кресла руководителя.

В нарушение п. 4.2 и п. 4.4 Положения об авторском надзоре Комитет довел до ГКУ ВО «ДВС» предельные объемы финансирования, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств, в числе которых учтены средства федерального бюджета в объеме 37,1 тыс. рублей, перечисленные Росводресурсами Комитету в виде субсидии на заключение ГКУ ВО «ДВС» договора на осуществление авторского надзора за проведением работ по экологической реабилитации ериков Шуляшка, Клетскийи озер Варежка, Песчаное на территории Волго-Ахтубинской поймы, которые в соответствии с п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации не являются объектами капитального строительства, в связи с чем авторский надзор за выполнением работ на них не проводится.

За счет указанных средств ГКУ ВО «ДВС» оплачены услуги
АО «Волговодпроект» по государственному контракту от 3 октября 2019 года № 0310.1е (реестровый номер 2345906128219000037) на осуществление авторского надзора на объекте экологической реабилитации указанных природных водных объектов в размере 37,1 тыс. рублей.

При этом субсидия на реализацию указанного мероприятия, за счет которой ГКУВО «ДВС» оплачивались услуги АО «Волговодпроект» по договору от 3 октября 2019 года № 0310.1е, перечислялась Росводресурсами в бюджет Волгоградской области по виду расходов 523
«Консолидированные субсидии», а в бюджете Волгоградской области отражалась по виду расходов 244, не предусматривающему возможность ее использования на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, включая оплату услуг авторского надзора.

Указанные факты свидетельствуют об использовании части субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятия по экологической реабилитации ериков Шуляшка, Клетский и озер Варежка, Песчаное на территории Волго-Ахтубинской поймы федерального проекта «Оздоровление Волги», в размере 433,6 тыс. рублей на цели, не
предусмотренные пунктом 1.2 соглашения № 052-09-2019-076, что свидетельствует нецелевом расходовании средств федерального бюджета.

Как следует из материалов дела, названные выше акты по результатам контрольного мероприятия датированы 20 августа 2020 года и 17 сентября 2020 года, однако, Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, ссылаясь на немотивированность и необоснованность выводов Счетной Палаты Российской Федерации, каких-либо мер к оспариванию выводов Счетной Палаты Российской Федерации не предпринял, ограничившись возражениями о том, что Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области при распределении полученных денежных средств из федерального бюджета действовал в рамках предоставленных ему законом полномочий.

При таких данных, доводы апелляционной жалобы со ссылкой на целевое использование денежных средств, предоставленных из федерального бюджета нельзя признать обоснованными.

Содержащиеся в апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» доводы о допущенных судом процессуальных нарушениях при разрешении спора, несостоятельны к отмене судебного акта, поскольку они не повлияли на правильность выводов суда и не привели к принятию незаконного решения по делу.

В целом доводы апелляционных жалоб сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при разрешении заявленного спора и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 27 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, Государственного казенного учреждения Волгоградской области «Дирекция водохозяйственного строительства» без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: