Судья: Мафедзов А.М. Дело №33-2102/2021
дело №2-692/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 октября 2021 года г. Нальчик
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего Эфендиева М.А.
судей Мисхожева М.Б. и Шомахова Р.Х.
при секретаре Узденовой Ф.Р.
с участием: представителя истца ФИО8, представителя ответчика ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шомахова Р.Х. гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики к ФИО1 о расторжении соглашения и взыскании суммы предоставленной субсидии,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Баксанского районного суда КБР от 4 августа 2021 года,
УСТАНОВИЛА:
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики обратилось в суд с иском к ФИО1 о расторжении соглашения, заключенного между Министерством сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики и ИП ГКФХ ФИО1 от 03.06.2020 года № 0306/10 и взыскании с нее предоставленной субсидии в сумме 170 000,00 руб.
В обосновании заявленных требований истец указал, что в 2020 году ИП ФИО2 КФХ ФИО1 представила в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики пакет документов, необходимых для получения субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республики, по результатам рассмотрения которых, ей предоставлены денежные средства в размере 170 000,00 руб.
Министерство заключило с ответчиком Соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства № 0306/10 от 03.06.2020 года.
Платежным поручением от 04.06.2020 года №35919 указанная сумма перечислена в установленном порядке на счет ответчика.
По результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого и эффективного использования субсидий, предоставленных из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», проведенного Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики, выявлено нарушение бюджетного законодательства и установлен факт неправомерного получения ответчиком указанных субсидий.
По мнению истца, ответчик нарушил условия предоставления субсидий и условия заключенного Соглашения, и сумма подлежащих возврату в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики бюджетных средств составляет 170 000,00 руб., в том числе полученных за счет средств: федерального бюджета (93%) - 158 100,00 руб.; республиканского бюджета КБР (7%) - 11 900,00 руб.
В виду наличия оснований для возврата субсидий, Министерство в порядке досудебного урегулирования спора в адрес ответчика направило уведомление с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино- Балкарской Республики. Однако, указанная в уведомлении сумма в республиканский бюджет не возвращена, в связи с чем, Министерство обратилось в суд.
Решением Баксанского районного суда КБР от 4 августа 2021 года постановлено: исковые требования Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики к ФИО1, удовлетворить.
Расторгнуть соглашение, заключенное между Министерством сельского хозяйства Кабардино- Балкарской Республики и ИП ГКФХ ФИО1 от 3 июня 2020 года № 0306/10.
Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики предоставленную субсидию в сумме 170 000,00 (сто семьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с ФИО1 в доход государства государственную пошлину в сумме 10 600 (четыре тысячи шестьсот) рублей.
Не согласившись с решением, считая его незаконным и необоснованным, ФИО1 подала на него апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований.
В жалобе указано, что расторгая соглашения о предоставлении субсидий суд не учел, что фактически ответчик исполнил обязательства по Соглашению, он внес минеральные удобрения в почву, также как и истец исполнил свои обязательства, возместив затраты ответчика. Следовательно, согласно пункту 6.2. Соглашения, его действие окончено. Соглашение не подлежит расторжению, так как его действие завершено.
ФИО1 не согласна с тем, что суд посчитал фундаментальным представление Контрольно - Счетной палаты КБР от 10.11.2020 года, указав, что оно не оспорено, хотя по факту ответчик не имел возможности его оспорить, так как не знал о его существовании, и оно было вынесено в адрес Министерства.
Также суд не учел, что претензионный порядок не исполнен истцом, в той мере, которой он предусмотрен пунктом 6.1. соглашения о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ за№, что противоречит ст. 309 Гражданского кодекса РФ.
ФИО1 полагает взыскание с нее государственной пошлины неправомерным, ввиду того, что сумма взыскиваемой государственной пошлины завышена.
Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики подало отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Шомахова Р.Х., изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, выслушав поддержавшего жалобу представителя ответчика ФИО9, возражавшую против удовлетворения жалобы представителя истца ФИО8, Судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке указаны в ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таких нарушений судом первой инстанции при разрешении настоящего дела не допущено.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Выводы суда изложены в решении, достаточно мотивированы и доводами жалобы не опровергаются.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В целях реализации указанной Государственной программы, Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 года №65 -1111 утверждены Правила предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике (далее-Правила).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в 2020 году ФИО1 как индивидуальный предприниматель-ФИО2 крестьянско-фермерского хозяйства предоставила в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства.
Между Министерством и ИП ГКФХ ФИО1 заключено Соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на поддержу сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства от 03.06.2020 года №0306/10.
Платежным поручением от 04.06.2020 года №35919 на счет ФИО1 зачислена субсидия в сумме 170000 руб.
Контрольно-счетной палатой Кабардино-Балкарской Республики в адрес Министра сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики направлено Представления №01-03/485 от 10.11.2020 года, в котором отмечено, что в нарушение абзацев 19, 25 пункта Правил предоставления субсидий в 2020 году, ИП ФИО2 КФХ ФИО1 получила 170000 руб., которая произвела посев семенами сельскохозяйственных культур, сорта или гибриды которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо- Кавказскому региону допуска. Также в представлении указывается, что в нарушение условий п. 4.2 Соглашения получатель субсидий ИП ФИО2 КФХ ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в году получения субсидии и не предоставила в Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики в установленные сроки отчетность о достижении показателей результативности и о финанасово-экономическом состоянии.
Как отмечается в решении суда первой инстанции, в пункте 8 Правил перечислены условия предоставления субсидии, одним из которых является использование семян, сорта или гибриды которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, по конкретному региону допуска, при условии, что сортовые и посевные качества таких семян соответствуют ГОСТ Р 52325-2005, ГОСТ Р 58472-2019, для овощных культур - ГОСТ 32592 - 2013, ГОСТ Р 30106 - 94, для картофеля - ГОСТ 33996-2016 (абзац 8 подпункта «д»).
В нарушении абзаца восьмого подпункта «д», а также абзаца четвертого подпункта «ж» пункта 8 Правил, ответчиком произведен посев семян кукурузы сорта и гибриды которых не включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию по Северо-Кавказскому региону допуска. Посеянный ответчиком сорт «П 9074», допущен к использованию в регионе доступа - Центрально-Черноземный округ.
В соответствии с Государственным реестром селекционных достижений семена должны быть высеян в строгом соответствии с регионом допуска, (номер световой зоны для сортов защищенного грунта), в котором сорт допущен к использованию.
Также судом первой инстанции установлено несоблюдение ФИО1 требований раздела 4 Соглашения, согласно которому она обязуется представлять в Министерство отчет о достижении показателей результативности не позднее 10-го рабочего дня, следующего за отчетным годом и отчеты о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей - по форме и в срок, установленные Министерством сельского хозяйства РФ.
Эти выводы суда первой инстанции, доводами жалобы не опровергнуты.
Суд правильно указал, что предоставленный ответчиком истцу пакет документов в 2020 году, подтверждающие также затраты произведенных на приобретение минеральных удобрений, внесенных в 2019 году под урожай зерновых и зернобобовых культур, являлось необходимым условием для участия претендента-ФИО1 на получения субсидий, и не является отчетом о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственного товаропроизводителя.
Вопреки доводам жалобы, эти выводы суда согласуются с требованиями пункта 9 Правил, предусматривающих предоставление таких документов для получения субсидий.
Согласно п. 24 Правил, получатели субсидий обязаны предоставлять отчетность о достижении показателей результативности использования субсидий в порядке и сроки установленные Соглашением.
Доводы стороны ответчика, изложенные в апелляционной жалобе фактически основаны на ошибочном мнении о том, что отчетным периодом для ФИО1 являлся 2019 год, в котором она произвела расходы, и целью Государственной программы и заключенного Соглашения является лишь возврат этих расходов.
Однако, из содержания статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", во исполнение положений которой была утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, Правил предоставления субсидии на поддержку сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства в Кабардино-Балкарской Республике, утвержденных Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 06.04.2020 года №65 -1111, а также Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики субсидий на поддержу сельскохозяйственного производства по отдельным подотраслям растениеводства и на стимулирование развития приоритетных подотраслей растениеводства от 03.06.2020 года следует, что бюджетные средства расходуются государством в поддержку лиц, способных заниматься в будущем растениеводством, развивая тем самым эту отрасль производства.
Вместе с тем, как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ФИО1 прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 08.07.2020 года, то есть на следующий месяц после получения субсидии.
С учетом этих обстоятельств по настоящему делу, Судебная коллегия, пользуясь правом оценивать доказательства, предоставленным ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, соглашается с выводами суда первой инстанции о неисполнении ФИО1 условий предоставления субсидии и о необходимости его возврата в силу пункта 28 Правил.
Доводы жалобы о том, что Соглашение не подлежит расторжению, так как его действие завершено, также подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Пунктом 6.2 Соглашения предусмотрено его действие до полного исполнения сторонами своих обязательств.
Нарушение Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами, является основанием для расторжения Соглашения (пункт 6.4.2 Соглашения).
Иные доводы жалобы о несоблюдении истцом претензионного порядка были предметом оценки судом первой инстанции и правильно отклонены со ссылкой на направление истцом 25.12.2020 года в адрес ФИО1 и полученного ею 29.12.2021 года, письменного уведомления с предложением расторгнуть Соглашение и возвратить предоставленные бюджетные средства в доход республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики.
Суд взыскал с ФИО1 государственную пошлину в размере 10600 руб., который автор жалобы полагает завышенным.
Однако, при подаче настоящего искового заявления Министерство должно было оплатить государственную пошлину в общем размере 10600 руб., в том числе: 4600 руб. -за требования имущественного характера (абз. 4 пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ) и 6000 руб.– за требования неимущественного характера (пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).
Поскольку Министерство было освобождено от уплаты государственной пошлины, взыскание с ответчика этой суммы соответствует положениям части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, иных значимых обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.
Они фактически выражают лишь несогласие с решением суда, однако, по существу не опровергают вышеприведенные выводы суда, с которыми Судебная коллегия соглашается.
Доводы жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Баксанского районного суда КБР от 4 августа 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1- без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 21 октября 2021 года.
Председательствующий М.А. Эфендиев
судьи М.Б. Мисхожев
Р.Х. Шомахов