Дело №2-693/2016 Председательствующий - судья Карнеева Е.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2362/2016
г.Брянск 17 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей Маклашова В.И., Алейниковой С.А.,
при секретаре Клищенко Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца СЛИ на решение Советского районного суда г.Брянска от 21 января 2016 года по делу по иску СЛИ к Советской районной администрации г.Брянска об оспаривании решения жилищной комиссии Советской районной администрации г.Брянска.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения СЛИ и её представителя БПА, поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
СЛИ обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 20 декабря 2013 года она с семьей в составе пяти человек, в том числе трое детей, поставлены на учет в качестве участника программы «Жилище» на 2011-2015 года подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (2014-2020 годы), государственной программы «Строительство архитектура и дорожное хозяйство Брянской области» 2014-2020 годы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014-2017 годы муниципальной программы «Реализация полномочий органон местного самоуправления города Брянска» на 2014-2017 годы, в рамках которой на основании Решения комиссии по жилищным вопросам Советской районной администрации №15р от 20 января 2014 года её семья получила право на социальную выплату на приобретение, строительство жилья, на уплату первоначального взноса, либо основного долга и процентов по жилищному кредиту в размере от расчетной стоимости жилья.
Распоряжением Советской районной администрации города Брянска №331-р от 30 сентября 2015 года она исключена из программы «Обеспечением жильем молодых семей» в связи с достижением возраста 36 лет.
С указанным распоряжением истец не согласна, в связи с чем, просила суд признать его незаконным; обязать ответчика устранить допущенное нарушение прав, свобод или законным интересов путем восстановления истца и её семьи в списке участников программы «Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года №1050, а также всех иных подпрограмм.
Решением суда от 21 января 2016 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе СЛИ просила отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая, что на момент признания её участницей подпрограммы «Молодая семья» её возраст не превысил 35 лет.
Кроме того, решение суда постановлено с нарушением норм процессуального права, поскольку заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства (КАС РФ).
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в его отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Как следует из материалов дела, распоряжением Советской районной администрации г.Брянска от 20 января 2014 года №-р СЛИ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес>, с семьей включены в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» долгосрочной целевой программы «Жилище» (2011-2015 годы) государственной программы «Строительство и архитектура в Брянской области» (2012-2015 годы), муниципальной программы города Брянска «Обеспечение жильем молодых семей» на 2013-2017 годы.
Распоряжением Советской районной администрации города Брянска от 30 сентября 2015 года №-р СЛИ исключена из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с достижением 36 лет.
Разрешая спор, суд руководствовался Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, и исходил из того, что обязательным для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» является условие о возрасте участников, который на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (для каждого из супругов).
Поскольку СЛИ достигла 36 летнего возраста в 2015 году, её семья перестала соответствовать требованиям, предъявляемым для участия в подпрограмме на 2011-2015 годы, в связи с чем, суд пришел к выводу, что её семья обоснованно исключена из списка претендентов на социальную выплату, поступающую из бюджета субъекта Российской Федерации на обеспечение жильем молодой семьи,
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы исходя из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением N 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Как следует из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, целью подпрограммы является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Согласно пункту 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 21 Правил предусматривает, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 22 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Пунктом 23 Правил предусмотрено, что после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Постановлением Брянской городской администрации от 25 декабря 2013 года №3336-п во исполнение Постановления Брянской городской администрации от 21 октября 2013 N 2586-п «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Брянска» утверждена муниципальная программа «Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска» на 2014 - 2017 годы.
В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2014 - 2017 годы муниципальной программы «Реализация полномочий органов местного самоуправления города Брянска» на 2014 -2017 годы, утвержденной Постановлением Брянской городской администрации от 25 декабря 2013 N 3336-п, и создания условий для приобретения (строительства) жилья молодыми семьями города Брянска Постановлением Брянской городской администрации от 15 февраля 2013 N 345-п утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Частью 7 указанных Правил предусмотрено, что участником Программы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия департаментом образования и науки Брянской области решения о включении молодой семьи - участницы Программы в список претендентов па получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (пункт а).
В соответствии с частью 8 указанных Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из анализа указанных норм следует, что право на получение социальной выплаты возникает не с момента признания молодой семьи участником подпрограммы, а с момента ее включения в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Факт признания молодой семьи участником подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.
Таким образом, как в силу федерального, так и областного законодательства молодая семья с момента признания ее участником подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии; в случае утраты статуса молодой семьи, она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории «молодая семья».
В связи с чем, доводы апелляционной жалобы о том, что на момент принятия решения о включении молодой семьи на участие в подпрограмме семья отвечала всем предъявленным требованиям, не ведут к отмене судебного решения, поскольку не свидетельствует о нарушении права молодой семьи на участие в подпрограмме, которое она, в соответствии с условиями подпрограммы, утратила по достижении СЛИ возраста, превышающего 35 лет.
Доводы жалобы о том, что дело подлежит рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, поэтому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 21 января 2016 года по делу по иску СЛИ к Советской районной администрации г.Брянска об оспаривании решения жилищной комиссии Советской районной администрации г.Брянска оставить без изменения, апелляционную жалобу истца СЛИ – без удовлетворения.
Председательствующий Ю.В. Горбачевская
Судьи областного суда В.И. Маклашов
С.А. Алейникова