ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-694/2021 от 19.05.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Председательствующий, судья первой инстанции Ярошенко Г.А. УИД 91RS0022-01-2021-000245-77

Судья-докладчик апелляционной инстанции Белинчук Т.Г. № 2-694/2021

№ 33-4381/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

Председательствующего, судьи Белинчук Т.Г.,

Судей Богославской С.А., Старовой Н.А.,

при секретаре Шерет Э.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Садоводческого потребительского кооператива «Рассвет 2» к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, Государственному автономному учреждению Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совет министров Республики Крым, об установлении границ земельного участка,

по апелляционной жалобе Садоводческого потребительского кооператива «Рассвет 2» на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2021 года,-

У с т а н о в и л а:

СПК «Рассвет 2» обратилось в суд с иском к Министерству экологии и природных ресурсов Республики Крым, в котором просит установить местоположение смежной границы между формируемым СПК «Рассвет 2» земельным участком, площадью 50,9925 га по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Насыпновское сельское поселение, описание границ которого отражено в проекте межевания территории СПК «Рассвет 2», и земельным участком Государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости за учетным номером 90.00.2.131.

Исковые требования мотивированы тем, что на основании решения исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 209 от 27 мая 1988 года из землепользования совхоза - завода «Феодосийский» был изъят земельный участок, общей площадью 22 га и из состава данных земель заводу «Гидроаппарат» для нужд коллективного садоводства передан в постоянное пользование земельный участок, площадью 20 га. Решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 466 от 25 сентября 1992 года утвержден технический отчет по инвентаризации земель СТ «Рассвет-2» общей площадью 28,03 га. Согласно пункту 1.3. Устава СТ «Рассвет-2» организовывается на землеотводе в соответствие с решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 466 от 25 сентября 1992 года. Решением 18 Решением общего собрания СТ «Рассвет 2» от 16 августа 2014 года утвержден Устав товарищества в новой редакции, в соответствии с которым организационно-правовой формой данного объединения граждан является Садоводческий потребительский кооператив «Рассвет 2».

С целью оформления правоустанавливающих документов на земельный участок в 2017 году по заказу СПК «Рассвет 2» был разработан проект межевания территории, находящейся в пользовании СПК «Рассвет 2», который передан с соответствующим заявлением в Совет министров Республики Крым для предварительного согласования места расположения земельного участка. Заключением межведомственной комиссии Совета Министров Республики Крым № 435 от 07 сентября 2018 года в расположении земельного участка СПК «Рассвет 2» в существующих границах было отказано, ссылаясь на то, что в соответствии с представленными картографическими материалами, а также публичной кадастровой картой Российской Федерации, земельный участок частично расположен в границах государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», являющегося особо охраняемой природной территорией, рекомендовано скорректировать границы СПК «Рассвет 2» с целью исключения территорий, занятых землями Заказника.

Из письма Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым № 13269/2 от 27 ноября 2018 года СПК «Рассвет 2» стало известно, что постановлением Верховного Совета Автономной Республики Крым от 19 декабря 2007 года № 708-5/07 «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной Республике Крым» природная территория горного массива Тепе-Оба объявлена ботаническим заказником местного значения «Горный массив Тепе-Оба», площадью 1200 га.

Распоряжением Совета Министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в который, в том числе, значится государственный природный заказник регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», площадью 1200 га.

Согласно данным публичной кадастровой карты России и предоставленной схеме расположения земельного участка СПК «Рассвет-2», запрашиваемый земельный участок частично располагается в границах Заказника. Проведенной предварительной геодезической съемкой было установлено, что граница природного заказника «Горный массив Тепе-Оба» с северной части земельного участка СПК «Рассвет 2» пересекает примерно наполовину 26 земельных участков, находящихся в пользовании членов СПК «Рассвет 2», а также часть земель общего пользования кооператива (улицы, проезды).

Полагает, что выполненные по заказу ответчика геодезические и кадастровые работы по установлению границ государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба» содержат в себе реестровую ошибку, в связи с чем, границы заказника подлежат корректировке с учетом соблюдения прав на земельный участок СПК «Рассвет 2» и его членов.

Ссылаясь на вышеприведенное, на положения статей 309, 310, 314, 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 6, 15, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, указывая, что в настоящее время отсутствует возможность оформить правоустанавливающие документы на земельный участок, СПК «Рассвет 2» просит исковые требования удовлетворить.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 июля 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 сентября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Совет министров Республики Крым, Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство».

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 02 ноября 2021 года, занесенным в протокол судебного заседания, в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве соответчика привлечено Государственное автономное учреждение Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство», исключив его числа третьих лиц.

Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2021 года в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, СПК «Рассвет 2» подал апелляционную жалобу с ходатайством о восстановлении срока на ее подачу.

Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 01 марта 2022 года СПК «Рассвет 2» восстановлен пропущенный процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2021 года.

В апелляционной жалобе представитель истца СПК «Рассвет 2» просит решение суда отменить и принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме. Истец считает, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что решение не соответствует требованиям действующего законодательства и подлежит отмене вследствие несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам.

Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель СПК «Рассвет 2» ФИО1 поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить. Пояснили коллегии судей, что требования об устранении реестровой ошибки не заявлялись.

Представитель ответчика ГАУ РК «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» ФИО2 возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства от них не поступало, о причинах неявки суд не известили, в связи с чем, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Информация о назначенном судебном заседании размещена на официальном интернет-сайте Верховного Суда Республики Крым.

Проверив материалы дела, заслушав доклад судьи-докладчика, пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения, исходя из следующего.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О судебном решении" N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Обжалуемое решение суда первой инстанции соответствует изложенным требованиям.

Согласно статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

По мнению судебной коллегии, суд первой инстанции при принятии решения таких нарушений не допустил.

В силу положений статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с абз. 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 27, 95 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст.2, 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 58 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «О охране окружающей среды», Законом Республики Крым от 10.11.2014 № 5-ЗРК\2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку действующим законодательством не предусмотрено уменьшение площади особо охраняемой природной территории. Месторасположение, площадь, точки координат границы государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба» определены в Положении о государственном природном заказнике регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба», утвержденном постановлением Совета Министров Республики Крым от 24 мая 2016 года № 222.

Анализируя представленные по делу доказательства, суд первой инстанции указал, что их совокупность свидетельствует о невозможности установления смежной границы между земельным участком СПК «Рассвет-2» и земельным участком государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба» по варианту, предложенному экспертом, а материалы дела не содержат беспорных доказательств наличия реестровой ошибки, допущенной при межевании земельного участка ответчика.

Кроме того, как подтвердил в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель СПК «Рассвет 2» ФИО1 требования об устранении реестровой ошибки в рассматриваемом споре не заявлялись.

С выводами суда соглашается судебная коллегия, поскольку они отвечают требованиям закона.

Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения урегулированы Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в котором определено, что особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ определено, что с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады.

В статье 22 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ указано, что государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса (ч.1).

Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков ( ч.2).

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения (ч.3).

Согласно частей 1 и 2 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (ч.1).

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды ( ч.2).

Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Государственным Советом Республики Крым 10 ноября 2014 года был принят Закон Республики Крым №5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым», который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий Республики Крым в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В статье 8 Закон Республики Крым №5-ЗРК/2014 установлено, что к полномочиям Совета Министров Республики Крым относится, в частности, создание (объявление) особо охраняемых природных территорий регионального значения, утверждение и изменение их границ, площади, определение режима их охраны, утверждение положений об этих территориях.

Распоряжением Совета министров Республики Крым N 69-р от 5 февраля 2015года (далее Распоряжение N 69-р) утвержден перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, являющийся приложением к названному региональному нормативному правовому акту (далее Перечень), в который под номером 11 раздела «Ботанические» включена территория общей площадью 1200 га как государственный природный заказник «Горный массив Тепе-Оба» (далее Горный массив Тепе-Оба), созданный как ботанический заказник «Горный массив Тепе-Оба» постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 декабря 2007 г. N 708-5/07.

В статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) определено, что к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов (часть1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности (часть 2).

Как установлено судом и следует из материалов дела решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 209 от 27 мая 1988 года изъяты из пользования совхоза-завода «Феодосийский» земельные участки общей площадью 22 га, из них 22 га пастбищ в соответствии с утвержденной схемой размещения коллективных садов для г. Феодосии, и переданы в постоянное пользование для нужд коллективного садоводства заводу «Гидроаппарат» - 20 га, производственному управлению водопроводно-канализационного хозяйства - 2 га.

Решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 466 от 25 сентября 1992 года утвержден технический отчет по инвентаризации земель СТ «Рассвет-2» завода «Гидроаппарат» общей площадью 28,03 га, закрепляемая площадь за землепользователем 28,03 га.

Решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 611/3 от 22 октября 1993 года перерегистрировано Садовое товарищество «Рассвет-2» и его Устав.

Согласно пункту 1.3 Устава СТ «Рассвет-2» организовывается на землеотводе в соответствие с решением исполнительного комитета Феодосийского городского Совета народных депутатов № 466 от 25 сентября 1992 года.

Решением 18 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета г. Феодосии № 398 от 15 октября 2004 года СТ «Рассвет 2» дано согласие на выполнение землеустроительной документации по переоформлению права пользования и изменению границ земельного участка садового товарищества площадью 40 га, в том числе 19,75 га - из земель садового товарищества, 20,25 га — из земель Насыпновского сельского совета, в том числе по сельхозугодьям 20,25 га - пастбища; землеустроительную документацию по переоформлению права пользования и изменению границ земельного участка СТ «Рассвет» представить для рассмотрения и согласования в установленном порядке на очередную сессию сельского совета в 3-х месячный срок.

01 февраля 2006 года инженером Феодосийского отдела ГП «Крымгеоинформатика» в присутствии представителя землепользователя председателя СТ «Рассвет-2» составлен акт установления границ земельных участков в натуре СТ «Рассвет-2» для размещения и обслуживания земельных участков для ведения садоводства, из которого следует, что произведен отвод и установление границ земельных участков в с.Насыпное, г. Феодосия, общей площадью 79,3875 га для размещения и обслуживания земельных участков для ведения садоводства, в том числе по угодьям: сельскохозяйственные земли (4), земли под многолетними насаждениями (7), под садом (8), 509925,86 кв.м. (50,9925 га), и сельскохозяйственные земли (4), в том числе пастбища (12) 283950,50 кв.м. (28,3950 га) за счет земель СТ «Рассвет-2» 50,9925 га и земель запаса Насыпновского сельского совета площадью 28,3950 га, для оформления правоустанавливающих документов на землю.

12 февраля 2006 главным архитектором г. Феодосии ФИО3 утвержден, 02 февраля 2006 года согласован главою Насыпновского сельского совета, председателем СТ «Рассвет-2», начальником Феодосийского городского управления земельных ресурсов, специалистом по вопросам землеустройства, акт установления границ землепользования Садового товарищества «Рассвет- 2», площадь которого составила 509924,85 кв.м., определены координаты земельного участка.

Решением 34 сессии 4 созыва Насыпновского сельского совета г. Феодосии № 687 от 23 марта 2006 года утверждена техническая документация по землеустройству СТ «Рассвет-2» для размещения и обслуживания земельных участков для ведения садоводства, общей площадью 79,3875 кв.м., в том числе по угодьям: сельскохозяйственные земли (4), земли под многолетними насаждениями (7), под садом (8), 509925,86 кв.м. (50,9925 га), и сельскохозяйственные земли (4), в том числе пастбища (12) 283950,50 кв.м. (28,3950 га) за счет земель СТ «Рассвет-2» 50,9925 га и земель запаса Насыпновского сельского совета площадью 28,3950 га, для оформления правоустанавливающих документов на землю; возложена обязанность на СТ «Рассвет-2» оформить правоустанавливающие документы на земельные участки в трехмесячный срок.

Решением 24 сессии 5 созыва № 538 от 30 ноября 2007 года Насыпновского сельского совета г. Феодосии решение 34 сессии 4 созыва №687 от 23 марта 2006 года Насыпновского сельского совета в отношении СТ «Рассвет-2» было признано утратившим силу, основание: согласование проекта по установлению границ ландшафтного заповедника «Тихая Бухта».

Решением 48 сессии 5 созыва № 1029 от 28 мая 2009 года Насыпновского сельского совета г. Феодосии внесены дополнения в пункт решения 24 сессии 5 созыва № 538 от 30 ноября 2007 года Насыпновского сельского совета, после слов «Решение № 687 от 23 марта 2006 года 34 сессии 4 созыва в отношении СТ «Рассвет-2» - считать утратившим силу», добавить: «в части касающейся земель запаса Насыпновского сельского совета, площадью 28,3950 га. В части касающейся земель СТ «Рассвет-2» для размещения и обслуживания земельных участков для ведения садоводства, общей площадью 50,9925 га, в том числе по угодьям: сельскохозяйственные земли (4), земли под многолетними насаждениями (7), под садом (8), 509925,86 кв.м. (50,9925 га), расположенных в районе завода «Гидроаппарат», пгт. Орджоникидзе на землях Насыпновского сельского совета, вне границ населенных пунктов - оставить в силе».

Как следует из пояснительной записки инженера Феодосийского отдела ГП «Крымгеоинформатика» ФИО4 к технической документации по инвентаризации земель СТ «Рассвет-2» от 2009 года, по состоянию на 10 июня 2009 года общая площадь земельного участка СТ» Рассвет-2» составляет 50,9925 га, площадь под приватизированными земельными участками (государственный акт на право частной собственности) составляет 14,5327 га, площадь под участками, переданными в долгосрочную аренду (договор аренды земли) составляет 0,4719 га, площадь под дорогами общего пользования, проездами, площадками составляет 6,5000 га, площадь под земельными участками, используемыми для ведения садоводства, но не оформленными документально, составляет 29,4879 га.

По заказу СТ «Рассвет-2» ГП «Крымгеоинформатика» проведены работы по установлению границ земельного участка в натуре и закреплении его на местности, составлена техническая документация по инвентаризации и установлению границ земельного участка.

Решением исполнительного комитета Насыпновского сельского совета г.Феодосии № 144 от 21 октября 2009 года утвержден план организации территории СТ «Рассвет 2», общей площадью 50,9925 га.

Решением общего собрания СТ «Рассвет 2» от 16 августа 2014 года утвержден Устав товарищества в новой редакции, в соответствии с которым организационно-правовой формой данного объединения граждан является Садоводческий потребительский кооператив «Рассвет 2», создан решением исполнительного комитета городского совета от 22 октября 1993 года № 611/3.

Как усматривается из акта обследования мест расположения садоводческих, дачных некоммерческих объединений, расположенных на территории муниципального образования городской округ ФИО5 от 30 августа 2016 года, утвержденного главою Администрации города Феодосии, во исполнение поручения Главы Республики Крым от 24 августа 2016 года, в результате проведения обследования выездом на местность членами комиссии с учетом данных, указанных в документах, представленных пользователем земельного участка, установлено, что площадь земельного участка СПК «Рассвет-2» (согласно представленных документов) составляет 50,9925 га, для уточнения фактической площади земельного участка и границ, необходимо проведение геодезических работ, количество членов - 338, освоение участка - частично освоен, графические материалы - схема расположения территории, находящейся в пользовании СПК «Рассвет-2».

В 2017 года ООО «Земля и право» изготовлен проект межевания территории СПК «Рассвет» площадью 50,9925 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, Насыпновское сельское поселение.

09 июня 2018 года СПК «Рассвет 2» в лице представителя ФИО6 обратилось в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах с заявлением о выдаче заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах.

Заключением межведомственной комиссии Совета Министров Республики Крым № 435 от 07 сентября 2018 года в расположении земельного участка СПК «Рассвет 2» площадью 509925,00 кв.м, по адресу: Республика Крым, городской округ Феодосия, Насыпновский сельский совет, в существующих границах было отказано в связи с тем, что в соответствии с представленными картографическими материалами, а также публичной кадастровой картой Российской Федерации в границах испрашиваемого земельного участка протекает водоток без названия (пруд инв. № 52-р, № 53-р), согласно статье 120 Земельного кодекса Российской Федерации на землях покрытых поверхностными водами не осуществляется образование земельных участков; частично расположен в границах государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года №69-р; частично расположен на землях лесного фонда Старокрымского лесничества, Феодосийского участкового лесничества в квартале 32; рекомендовано: откорректировать границы испрашиваемого земельного участка, исключив территории занятые землями лесного фонда и особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Из представленных Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым документов, послуживших основанием для принятия заключения межведомственной комиссии Совета министров Республики Крым № 435 от 07 сентября 2018 года, усматривается, что Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым в письме от 04 июля 2018 года сообщил, что на основании сведений из Государственного водного реестра, материалов справочника «Ресурсы поверхностных вод. Гидрологическая изученность. Том 6 Украина и Молдавия. Выпуск 3, Крым, 1964», в соответствии с представленными картографическими материалами, а также публичной кадастровой картой Российской Федерации, в границах запрашиваемого земельного участка площадью 509925 кв.м., расположенного на территории Феодосийского городского округа Республики Крым протекает водоток без названия (пруд инв. № 52-р № 53-р). Ссылаясь на положения статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации Государственный комитет по водном хозяйству и мелиорации Республики Крым в пределах своей компетенции считает невозможным согласовать расположение садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, по заявлению СПК «Рассвет», расположенного на территории Феодосийского городского округа Республики Крым.

В письме Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 25 июня 2018 года № 5800/2, направленном Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, указано о рассмотрении обращения в отношении испрашиваемого СПК «Рассвет 2» земельного участка площадью 509925 кв.м., расположенного на территории Феодосийского городского округа Республики Крым, в рамках работы Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах. Согласно предоставленным картографическим материалам, земельный участок СПК «Рассвет-2» частично располагается в границах государственного природного заказника регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба», являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р «Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», частично расположен на землях лесного фонда Старокрымского лесничества, Феодосийского участкового лесничества в квартале 32, отнесенного к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, противоэрозионные леса. В части своей компетенции Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым считает невозможным расположение СПК «Рассвет 2» на земельном участке и предлагает откорректировать границы испрашиваемого земельного участка, исключив территории занятые землями лесного фонда и особо охраняемой природной территорией регионального значения.

Согласно письму Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым № 13269/2 от 27 ноября 2018 года, рассмотрев обращение СПК «Рассвет 2», поступившее в Аппарат Совета министров Республики Крым 12 ноября 2018 года, установлено, что постановлением Верховной Рады Автономной Республики Крым от 19 декабря 2007 года № 708-5/07 «О расширении и упорядочении сети территорий и объектов природно-заповедного фонда в Автономной Республике Крым» природная территория горного массива Тепе-Оба объявлена ботаническим заказником местного значения «Горный массив Тепе-Оба», площадью 1200 га. С целью приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации правоотношений в сфере особо охраняемых природных территорий Республики Крым распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р был утвержден Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым, в который, в том числе, вошёл государственный природный заказник регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», площадью 1200 га. В рамках Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы, утвержденной постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2014 года № 648, осуществлены мероприятия по проведению кадастровых работ особо охраняемых природных территорий, в том числе Заказника, с целью внесения сведений об их границах в Единый Государственный реестр недвижимости. Границы Заказника отображены на публичной кадастровой карте России, как зона с особыми условиями использования территории, с присвоенным учетным номером 90.00.2.131. Согласно данным публичной кадастровой карты России и предоставленной схеме расположения земельного участка СПК «Рассвет-2», запрашиваемый земельный участок частично располагается в границах Заказника. В настоящее время Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» возможность упразднения ООПТ регионального значения или изменения её границ путем изъятия части территории не предусмотрена. В связи с отсутствием в настоящее время правового режима изменения площади особо охраняемой природной территории путём исключения из ее состава части земель (упразднения статуса), Министерство не может удовлетворить обращение СПК «Рассвет 2» по изменению границ государственного природного заказника регионального значения Республики Крым «Горный массив Тепе-Оба».

Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23 марта 2017 года № 587 «Об отнесении лесов на территории Республики Крым к защитным лесам и установлении их границ», копия которого представлена в материалы дела, отнесены леса, расположенные на территории Республики Крым, к защитным лесам и установлены их границы согласно приложениям 1-10 к данному приказу. Из Перечня лесных участков, отнесенных к защитным лесам на территории Старокрымского лесничества, являющегося приложением № 9 к приказам Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от 23 марта 2017 года № 587, от 09 июня 2017 года № 1054, усматривается, что участковое лесничество Феодосийское <...>, проектируемой площадью 409,3 кв.м., относятся к противоэрозийным лесам.

Согласно письму Государственного автономного учреждения Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» от 23 августа 2021 года №655, согласование изменений границ земельного участка СПК «Рассвет 2» площадью 50,9925 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, Насыпновское сельское поселение, между СПК «Рассвет 2» и ГАУ Республики Крым «Старокрымское лесоохотничье хозяйство» не проводилось.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация на земельный участок Государственный природный заказник регионального значения «Горный массив Тебе-Оба» (учетный номер 90.00.2.131) площадью 1200000 кв.м. и земельный участок СПК «Рассвет 2» по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, Насыпновское сельское поселение, площадью 509925 кв.м.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции установлено, что ранее СПК «Рассвет 2» обращался в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Совету министров Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части (административное дело № 2а-89/2019), в котором просил признать недействующими с момента вступления в законную силу решения суда пункт 11 раздела «Ботанические» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года №69-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым», пункт 31 раздела «Биологические (ботанические)» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 04 августа 2015 года № 679-р), пункт 32 раздела «Биологические (ботанические)» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжений Совета министров Республики Крым от 10 ноября 2015 года №1050-р, от 30 августа 2016 года № 1014-р, от 25 апреля 2017 года № 433-р, от 16 мая 2017 года N 501-р), пункт 33 раздела «Биологические (ботанические)» Приложения к распоряжению Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года № 69-р (в редакции распоряжения Совета министров Республики Крым от 27 марта 2018 года № 253-р), как не соответствующие пункту 1 статьи 2, пункту 1 и пункту 4 статьи 22, пункту 1 статьи 24 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и части 1 статьи 20, части 1 статьи 21 Закона Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым».

Решением Верховного Суда Республики Крым от 24 июля 2019 года по делу № 2а-89/2019 СПК «Рассвет 2» отказано в удовлетворении административного искового заявления.

В ходе рассмотрения дела в суд первой инстанции была проведена судебная землеустроительная экспертиза Федеральным бюджетным учреждением «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», и согласно заключения № 818/6-2 от 01 июня 2021 года, установлено наличие наложения (пересечения) границ формируемого по фактическому пользованию земельного участка площадью 50,9925 га, расположенного по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Насыпновское сельское поселение, описание границ которого отражено в проекте межевания территории СПК «Рассвет 2», и земельного участка Государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», площадью 1200 га, сведения о границах которого отображены в карте-плане - Межевание особо охраняемой природной территории государственного природного заказника (биологический (ботанический) «Горный массив Тепе-Оба». Площадь наложения земельных участков составляет 1,2584 га, представлены координаты участка наложений земельных участков.

Экспертом предложен вариант установления смежной границы между земельным участком СПК «Рассвет-2» и земельным участком государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», который приведен к уменьшению площадь земельного участка Заказника в пользу истца СПК «Рассвет 2».

Однако данное противоречит требованиям Федерального закона « №7ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно ст. 58 которого изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, а государственные природные заказники, в том числе, образуют природный заповедный фонд.

Федеральным законом от 14 марта 1995 года №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» и Законом Республики Крым от 10 ноября 2014 года № 5-ЗРК/2014 «Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым» возможность упразднения особо охраняемых природных территорий регионального значения или изменения её границ путем изъятия части территории не предусмотрена.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что испрашиваемый СПК «Рассвет 2» земельный участок частично расположен на землях лесного фонда Старокрымского лесничества, Феодосийского участкового лесничества в квартале 32, который отнесен к категории защитных лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов, противоэрозионные леса.

Истец в иске просил суд установить местоположение смежной границы между формируемым СПК «Рассвет 2» земельным участком, площадью 50,9925 га по адресу: Республика Крым, г.Феодосия, Насыпновское сельское поселение, описание границ которого отражено в проекте межевания территории СПК «Рассвет 2», и земельным участком Государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости за учетным номером 90.00.2.131.

Однако по представленному проекту межевания, было установлено, что в границах испрашиваемого земельного участка протекает водоток без названия (пруд инв. № 52-р, № 53-р),; частично расположен в границах государственного природного заказника регионального значения «Горный массив Тепе-Оба», являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 05 февраля 2015 года №69-р; частично расположен на землях лесного фонда Старокрымского лесничества, Феодосийского участкового лесничества в квартале 32.

Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).

В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.

Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем признания недействительным решения собрания, иными способами, предусмотренными законом.

Вместе с тем способы защиты гражданских прав могут предопределяться правовыми нормами, регулирующими конкретные правоотношения, в связи с чем, стороны правоотношений вправе применить лишь определенный способ защиты права.

Выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса, а не быть декларативным.

При этом осуществление гражданских прав имеет пределы, в рамках которых субъект гражданских правоотношений вправе действовать свободно, но не нарушать прав и интересов других лиц. Кроме того, эффективная судебная защита может быть осуществлена только тем способом, который отвечает характеру нарушения.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права на судебную защиту не следует возможность выбора лицом по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции Российской Федерации федеральным законом.

Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Оценив в совокупности все представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, об отказе в удовлетворении исковых требований как не основанных на нормах материального права.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.

Указанные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки суда при принятии обжалуемого акта, они не опровергают правильности принятого по делу судебного акта, основаны на неверном толковании норм права и разъяснений по их применению, самим подателем жалобы.

Таким образом, обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения, оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия, -

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 13 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Садоводческого потребительского кооператива «Рассвет 2» без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке путём подачи в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационной жалобы в срок, не превышающий трёх месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено и подписано 26 мая 2022 года.

Председательствующий, судья Белинчук Т.Г.

Судьи Богославская С.А.

Старова Н.А.