ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-694/2022 от 18.07.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

Мотивированное апелляционное определение составлено 18 июля 2022 г.

Судья Матвеева О.Н.

№ 33-1969-2022 УИД 51RS0001-01-2022-000267-06

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

13 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Брандиной Н.В.

судей

Киселевой Е.А. Власовой Л.И.

при секретаре

Кауфман О.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-694/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области об оспаривании дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 3 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Власовой Л.И., объяснения представителя ФИО1 – ФИО2, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя УФСИН по Мурманской области ФИО3, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

ФИО1 обратился с иском в суд к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Мурманской области (далее – УФСИН по Мурманской области) об оспаривании дисциплинарного взыскания, отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания.

В обоснование указано, что он проходил службу в УФСИН по Мурманской области в должности ******

Приказом начальника УФСИН по Мурманской области от _ _ *-к он привлечен к дисциплинарной ответственности в виде предупреждения о полном служебном несоответствии в связи с совершением коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований пункта 5 Положения о предоставлении гражданам, претендующим на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 559 (далее -Положение о предоставлении сведений о доходах).

Основанием к такому выводу послужило то, что он представлял неполную и недостоверную информацию о своих банковских счетах и счетах супруги (в общей сложности 9 банковских счетов, открытых в 5 банках), недостоверно отражал площадь недвижимого имущества, занизил доход супруги за 2020 год в виде выплат Фонда социального страхования Российской Федерации и единовременных выплат на детей, а также не отразил доход в виде страховой выплаты.

Считает, что указанный приказ является незаконным и необоснованным, поскольку он привлечен к дисциплинарной ответственности за действия (бездействие), которые не являются виновными и не подпадают под коррупционное правонарушение.

Выявленными банковским счетами он и его супруга не пользовались, некоторые из них были закрыты.

_ _ им подан рапорт начальнику УФСИН по Мурманской области с просьбой рассмотреть вопрос об отмене указанного приказа, решение по которому до настоящего времени не принято.

Просил суд признать незаконным и отменить приказ УФСИН по Мурманской области от _ _ *-к.

Решением суда в удовлетворении данных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, разрешить вопрос по существу с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.

Приводя доводы, аналогичные изложенным в иске, настаивает на том, что ответчиком не принято во внимание отсутствие вредных последствий совершенного им проступка, не учтены характеризующие его данные при определении меры дисциплинарного воздействия, в связи с чем приименное к нему дисциплинарное взыскание является чрезмерно суровым и несоответствующим тяжести совершенного им проступка.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился ФИО1, надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрении дела.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, поскольку его неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения по доводам жалобы не находит.

Федеральным законом от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении извещений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее – Федеральный закон № 197-ФЗ) установлено, что регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации (статья 3).

В соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона № 197-ФЗ на сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18, 20 - 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником оперативно-розыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно статье 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и в соответствии с пунктом 5 Положения о представлении сведений о доходах, определена обязанность государственного служащего представлять ежегодно сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное содержание, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода; сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников, дохода (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Обязанность представлять в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах и расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей возложена на сотрудника уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в силу пункта 9 части 1 статьи 12 Федерального закона № 197-ФЗ.

Согласно пункту 15 Положения о предоставлении сведений о доходах, в случае непредставления или представления заведомо ложных сведений об имуществе и обязательствах имущественного характера государственный служащий освобождается от должности государственной службы или подвергается иным видам дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 51 Федерального закона № 197-ФЗ за несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные пунктами 1-4 части 1 статьи 50 и статьей 85 настоящего Федерального закона.

К видам дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам уголовно-исполнительной системе Российской Федерации, статьей 50 Федерального закона № 197-ФЗ отнесены: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии; увольнение со службы в уголовно-исполнительной системе.

Порядок проведения проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими (в том числе, и сотрудниками органов внутренних дел) установлен Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065, которым утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными гражданскими служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах).

В соответствии с подпунктом а.1 пункта 10 указанного Положения основанием для осуществления проверки является достаточная информация, представленная в письменном виде в установленном порядке, в том числе работниками подразделений кадровых служб федеральных государственных органов по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Согласно пункту 12 Положения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о её проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

Подпунктом «а» пункта 22 Положения о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах предусмотрено, что начальник Управления, руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации или руководитель соответствующей кадровой службы обеспечивает уведомление в письменной форме государственного служащего о начале в отношении его проверки и разъяснение ему содержания подпункта «б» настоящего пункта - в течение двух рабочих дней со дня получения соответствующего решения.

Пунктом 24 рассматриваемого Положения установлено, что государственный служащий справе давать пояснения в письменной форме, представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме.

В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Федерального закона № 197-ФЗ взыскания, предусмотренные статьями 51 и 85 настоящего Федерального закона, налагаются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении сотрудником коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения.

Согласно части 6 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела - не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке.

Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или командировке, а также время производства по уголовному делу (часть 7 статьи 52 Федерального закона № 197-ФЗ).

Из системного толкования приведенных норм материального права следует, что к юридически значимым обстоятельствам по данному делу относятся: замещение лицом по состоянию на отчетную дату должности в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации; нарушение служебной дисциплины, выразившееся в непредставлении либо представлении неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставлении или представлении заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей сотрудником уголовно-исполнительной системы Российской Федерации; вина сотрудника; соблюдение работодателем порядка и сроков применения дисциплинарного взыскания, общих принципов дисциплинарной ответственности, таких, как справедливость, соразмерность, законность.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО1 проходил службу в УФСИН по Мурманской области в должности ***

_ _ он был ознакомлен о необходимости предоставлять сведения о доходах.

По результатам проведенного анализа справок о доходах, расходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по итогам декларационной кампании за отчетный 2020 год в представленных истцом соответствующих сведениях выявлен ряд несоответствий.

На основании рапорта начальника *** УФСИН по Мурманской области от _ _ по факту несоответствия представленных ФИО1 сведений о доходах за 2020 год, проведена проверка, по результатам которой факт нарушения подтвердился, а также были установлены иные нарушения.

Так, истцом не были указаны счета, открытые в ряде банков, а также неверно отображены сведения о доходах и доходах его супруги, о получении иных выплат, что подтверждается докладной запиской от _ _

_ _ ФИО1 был приглашен в УФСИН по Мурманской области для уведомления о назначении в отношении него проверки, от подписи которого он отказался, о чем составлен соответствующий акт.

Срок проведения проверки в последующем продлен на 30 дней на основании рапорта от _ _

_ _ истцу вручен бланк объяснения с вопросами по существу проверки. Объяснения были представлены, однако при заполнении объяснения не представлены пояснения по существу 8 вопросов.

_ _ ФИО1 ознакомлен с докладной запиской по результатам проведенной проверки, в ходе которой было установлено, что он представлял неполную и недостоверную информацию о своих банковских счетах и счетах супруги (в общей сложности в отношении 9 счетов, открытых в 5 банках), недостоверно отражал площадь недвижимого имущества, занизил доход супруги на 2020 год в виде выплат Фонда социального страхования Российской Федерации и единовременных выплат на детей, а также не отразил свой доход, полученный в виде страховой выплаты.

Приказом УФСИН по Мурманской области от _ _ *-к ФИО1 предупрежден о неполном служебном соответствии за совершение коррупционного правонарушения, выразившегося в несоблюдении требований пункта 5 Положение о предоставлении сведений о доходах.

Согласно акту от _ _ ФИО1 отказался от подписи об ознакомлении с указанным приказом.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу, что у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за непредставление сведений (предоставление недостоверных и неполных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги.

При этом суд также принял во внимание, что ответчик при наложении дисциплинарного взыскания учитывал тяжесть совершенного проступка, личность истца, его поведение при проведении проверки.

Мотивы, по которым суд пришел к указанному выводу подробно и убедительно изложены в обжалуемом решении, оснований не согласиться с которым по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, из материалов дела следует, что при принятии решения о привлечении истца к дисциплинарной ответственности работодателем учитывался характер совершенного ФИО1 коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено.

При этом, представление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах является грубым нарушением Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Так, в силу положений пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупционные правонарушения - это противоправные, виновные деяния (действие или бездействие) государственных или муниципальных служащих, выражающиеся в нарушении норм антикоррупционного законодательства с использованием своего служебного положения и влекущие соответствующую ответственность.

В целях противодействия коррупции указанный закон установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, в том числе обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (часть 1 статьи 8).

Такая обязанность предоставлять рассматриваемые сведения сотрудниками уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в Федеральном законе № 197-ФЗ закреплена в целях осуществления государственного контроля за их имущественным положением, направлена на предупреждение коррупции.

Возможность применения мер дисциплинарного взыскания к сотрудникам, которыми не представлены или представлены неполные или недостоверные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо не представлены или представлены заведомо неполные или недостоверные сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, является элементом правового механизма обеспечения реализации ограничений, налагаемых на сотрудников, посредством определения правовых последствий их несоблюдения.

Одной из основных мер профилактики коррупции в рамках контроля государства за имущественным положением государственных служащих в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» названо установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения с замещаемой должности лица, замещающего должность государственной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо для применения в отношении него иных мер юридической ответственности непредставление таким лицом сведений (представление заведомо недостоверных или неполных сведений, представление заведомо ложных сведений) о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 4 статьи 6).

Такое правовое регулирование, направленное на предотвращение и преодоление коррупции, обусловлено спецификой государственной службы, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37, часть 1, Конституции Российской Федерации) и добровольно избирает профессиональную деятельность, предполагающую наличие определенных запретов и обязанностей, связанных с реализацией публично-правовых полномочий.

Несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с положениями статьи 49 Федерального закона № 197-ФЗ отнесено к грубым нарушениям служебной дисциплины.

В силу статьи 85 Федерального закона № 197-ФЗ сотрудник подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае, в том числе, непредставления сотрудником сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Минтруд России в письме от 21 марта 2016 г. № 18-2/10/П-1526 подразделяет все коррупционные правонарушения (связанные с ненадлежащим исполнением государственными и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера) на значительные (за которые применяется взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия), малозначительные (за которые применяются иные дисциплинарные взыскания) и несущественные (при совершении которых служащие к ответственности не привлекаются).

Принимая во внимание изложенное, оценивая законность применения дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, судебная коллегия считает необходимым отметить, что оно соответствует тяжести проступка, обстоятельствам совершенного правонарушения и предшествующему поведению истца, поскольку за указанный проступок работодателю предоставлено право применения к сотрудникам таких дисциплинарных взысканий как увольнение.

Срок привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюден, порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности не нарушен.

Доводы истца о том, что работодателем не принято во внимание отсутствие вредных последствий совершенного им проступка, не могут являться основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку при вышеизложенных обстоятельствах, правового значения не имеют.

В целом приведенные в апелляционной жалобе доводы сводятся к несогласию с выводами суда и субъективной оценке обстоятельств дела, не опровергают выводов суда, фактически повторяют позицию, выраженную истцом в суде первой инстанции, достаточно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правовую оценку в обжалуемом судебном постановлении, с которой судебная коллегия соглашается.

Обстоятельств, которые могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемого судебного акта, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.

Поскольку нарушений норм материального права, которые бы привели к неправильному разрешению спора по существу, а также нарушений положений процессуального закона, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебной коллегией не установлено, основания для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 327-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 3 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи