Судья Платонова Н.М. Дело № 33-5738/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 29 июня 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Пашковой Т.В.
судей Алябьева Д.Н., Боеску-Зыковой М.В.
при секретаре Бураевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-694/2022 по иску Смирновой Татьяны Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» (далее - ООО «Ситиматик-Волгоград») о защите прав потребителей
по апелляционной жалобе и дополнению к ней ООО «Ситиматик-Волгоград» на решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09 февраля 2022 года, которым удовлетворены исковые требования Смирновой Татьяны Александровны к ООО «Ситиматик-Волгоград» о защите прав потребителей.
На ООО «Ситиматик-Волгоград» регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области возложена обязанность надлежащим образом вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности жилого дома кадастровый №№ <...>, расположенного по адресу: <адрес>, как единого комплекса недвижимого имущества, с мест накопления ТКО, расположенных по ул. <адрес> г. Волжского Волгоградской области.
Заслушав доклад судьи Алябьева Д.Н., выслушав представителя ООО «Ситиматик-Волгоград» Камолову Л.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, Смирнову Т.А., представителя третьего лица Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области Латорцеву О.Ю., возражавших по доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия по гражданским делам
УСТАНОВИЛА:
Смирнова Т.А. обратилась в суд с иском к ООО «Ситиматик-Волгоград» о защите прав потребителей.
В обоснование заявленных требований указала, что она с семьей проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, город Волжский, п. Краснооктябрьский, улица Л. Толстого, 110.
06 августа 2018 года между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Ситиматик-Волгоград» заключено соглашение об обеспечении деятельности регионального оператора на территории Волгоградской области. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) присвоен ответчику на 10 лет. Согласно пункту 1.5 Соглашения, зоной деятельности ООО «Ситиматик-Волгоград», как регионального оператора, является территория Волгоградской области. В силу пункта 2.1.1 Соглашения ответчик обязуется обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области. Обязательства по оплате услуг регионального оператора ею выполняются в полном объеме и своевременно.
Начиная с августа 2021 года, ООО «Ситиматик-Волгоград» перестало оказывать услуги надлежащего качества, а именно не производит вывоз отходов, образующихся при содержании зеленых насаждений, находящихся на придомовой территории жилого дома, заявляя, что данные отходы не соответствуют определению ТКО по основному признаку как отходов, образующихся в жилых помещениях.
08 ноября 2021 года в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград» направлено приглашение для составления 09 ноября 2021 года актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору. 09 ноября 2021 года соответствующие акты были составлены и подписаны и 10 ноября 2021 года направлены в адрес ответчика. Однако, поступил отказ о признании актов обоснованными.
Просила суд обязать ООО «Ситиматик-Волгоград» регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области надлежащим образом вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности жилого дома кадастровый № <...>, расположенного по адресу: <адрес>, как единого комплекса недвижимого имущества, с мест накопления ТКО, расположенных по улице <адрес> города Волжского волгоградской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Ситиматик-Волгоград» оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование доводов жалобы и дополнения к ней указано на неправильное применение судом норм материального права, недоказанность истцом нарушения ее прав как потребителя.
В возражениях на апелляционную жалобу и в дополнениях к возражениям третье лицо - Комитет по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области выражает несогласие с доводами жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и дополнении к ней, возражениях с дополнениями относительно апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Пунктами 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О судебном решении» от 19 декабря 2003 года № 23 разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям и разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ решение суда первой инстанции не соответствует.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы потребления подлежат сбору, хранению, транспортировке, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» определяют, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Региональный оператор вправе осуществлять деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории иного субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами и с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации.
ТКО - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года №1156 обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенными с потребителями.
В силу части 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Смирнова Т.А. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: Волгоградская область, город Волжский, п. Краснооктябрьский, улица Л. Толстого, 110.
По результатам конкурсного отбора ООО «Ситиматик-Волгоград» наделено статусом регионального оператора.
06 августа 2018 года между Комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области и ООО «Ситиматик-Волгоград» заключено соглашение об обеспечении деятельности регионального оператора на территории Волгоградской области. Статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) присвоен ответчику на 10 лет (пункт 1.2 Соглашения).
Согласно пунктом 1.5 Соглашения зоной деятельности ООО «Ситиматик-Волгоград», как регионального оператора, является территория Волгоградской области. Описание границы зоны деятельности регионального оператора содержится в Приложении №1 к настоящему Соглашению.
В силу пункта 2.1.1 Соглашения региональный оператор (ООО «Ситиматик-Волгоград») обязуется обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области.
Срок начала деятельности ответчика, как регионального оператора, - не позднее 01 января 2019 года (пункт 2.1.8 Соглашения).
08 ноября 2021 года Смирнова Т.А. в адрес генерального директора ООО «Ситиматик-Волгоград» направила уведомление о необходимости направить 09 ноября 2021 года к 12 часам представителя Общества, для составления актов о нарушении региональным оператором обязательств по договору, в котором также указала на тот факт, что с сентября 2021 года ООО «Ситиматик-Волгоград» не выполняются условия договора по сбору, вывозу твердых коммунальных отходов с контейнерных площадок.
09 ноября 2021 года Смирнова Т.А. с участием Зеннина Р.А. и Сухачева И.З. составила акты о том, что на территории п. Краснооктябрьский города Волжского контейнерные площадки на пересечении улиц <адрес> и <адрес>, <адрес> нарушены региональным оператором подпункты «а, б» пункта 5.1 Публичной оферты, согласно которой региональный оператор обязан принимать твердые коммунальные отходы, обеспечивать сбор, транспортирование принятых твердых коммунальных отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из указанных актов следует, что при их составлении представитель ООО «Ситиматик-Волгоград» не присутствовал.
Копии актов 10 ноября 2021 года были направлены в адрес ООО «Ситиматик-Волгоград».
ООО «Ситиматик-Волгоград» в своем письме от 16 ноября 2021 года сообщило о том, что вывоз ТКО с мест (площадок) накопления ТКО на территории п. Краснооктябрьский города Волжского осуществляется регулярно, крупногабаритных отходов по мере накопления, но не реже 1 раза в неделю. Отходы, образующиеся в процессе содержания зеленых насаждений (ветки, листва, древесные остатки), не соответствуют определению ТКО, установленному Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» по основному признаку, так как являются отходами, образованными вне жилых помещений.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что отходы, образующиеся при уборке приусадебной (придомовой) территории ИЖС (смет, мусор от опила деревьев, а также иные отходы, образующиеся при содержании зеленых насаждений и т.п.) относятся к твердым коммунальным отходам, соответственно, их сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональными операторами, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Смирновой Т.А.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда об удовлетворении исковых требований, поскольку он сделан при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для дела, и при неправильном применении норм права.
В силу части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 131 ГПК РФ в исковом заявлении должно быть указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Смирнова Т.А. указала, что ООО «Ситиматик-Волгоград» ненадлежащим образом оказывает ей коммунальную услугу по вывозу отходов, образуемых при содержании зеленых насаждений, образующихся в результате жизнедеятельности жилого дома, расположенного по адресу: Волгоградская область, <адрес>, что нарушает ее права как потребителя.
В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей) настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исполнитель - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о защите прав потребителей продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
В силу подпункта «а» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила №354) исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании пункта 148 (45) Правил № 354 требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 Приложения №1 к Правилам № 354 для коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами установлены параметры качества: обеспечение своевременного вывоза твердых коммунальных отходов из мест (площадок) накопления, а именно в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Таким образом, единственным критерием оценки качества оказания коммунальной услуги по обращению с ТКО, установленным законодательством Российской Федерации является периодичность вывоза таких отходов, согласно материалам дела вывоз ТКО из мусоронакопителей с указанных истицей контейнерных площадок осуществляется ежедневно.
Судебной коллегией установлено, что на территории поселка Краснооктябрьский, в том числе согласно взаимоотношениям между истцом и ответчиком, выбран бестарный способ сбора ТКО. Дополнительно к бестарному способу сбора отходов на территории поселка региональным оператором ООО «Ситиматик-Волгоград» на площадки по улице <адрес> установлены контейнеры.
Сбор ТКО с адреса истицы осуществляется в соответствии с нормативно-правовыми требованиями, что подтверждается маршрутными журналами и не оспаривалось Смирновой Т.А.
При этом доказательства наличия мусора, в том числе растительных отходов, вокруг контейнерных площадок, не свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по предоставлению коммунальной услуги Смирновой Т.А. по вывозу ТКО, поскольку контейнерные площадки расположены на расстоянии от 150 метров до 1320 метров от места жительства истца и непосредственно прав истца не нарушает.
При этом судебная коллегия учитывает, что в силу статьи 4 Закона об отходах право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством. Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на земельных участках вокруг контейнерных площадок, в материалы дела не представлены, при этом истцом указано на скопление большой массы отходов производства и потребления, а именно порубочные остатки, ветки, трава.
В соответствии с пунктом 7.8 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», собственник отходов – юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществить заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Согласно примечанию к указанному пункту, если указанное лицо, производящее отходы не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
В силу пунктом 18 постановления Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Таким образом, представленные истцом фотоматериалы не свидетельствуют об обоснованности исковых требований, поскольку изображенные на них отходы свидетельствуют об образовании несанкционированных свалок, ответственность по ликвидации которых несет собственник или правообладатель земельного участка.
В силу положений пункта 149 Правил №354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность, в том числе за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств (пункт 150 Правил).
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что в действиях ООО «Ситиматик-Волгоград» не установлено фактов ненадлежащего оказания истцу Смирновой Т.А. коммунальной услуги по обращению с ТКО, а истцом в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено относимых, достоверных и достаточных доказательств нарушения ответчиком её прав как потребителя услуги.
Доказательств отказа ООО «Ситиматик-Волгоград» вывоза ТКО (в том числе отходов, образуемых при уходе за газоном, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками), образуемых в результате жизнедеятельности жилого дома Смирновой Т.А., истцом также не представлено. Как установлено судебной коллегией, ответчик осуществляет вывоз ТКО, образуемых в результате жизнедеятельности жилого дома истца, бестарным способом непосредственно от самого жилого дома. Представленные фотоматериалы о скоплении мусора рядом с контейнерными площадками по ул. <адрес> не свидетельствуют о наличии ТКО, принадлежащих истцу, и, соответственно, о нарушении ответчиком прав истца как потребителя коммунальной услуги по вывозу ТКО.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Волжского городского суда Волгоградской области от 09 февраля 2022 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Смирновой Татьяны Александровны к обществу с ограниченной ответственностью «Ситиматик-Волгоград» о возложении обязанности надлежащим образом вывозить отходы, образуемые при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, образующимися в результате жизнедеятельности жилого дома кадастровый №№ <...>, расположенного по адресу: Волгоградская обл., <адрес>, как единого комплекса недвижимого имущества, с мест накопления ТКО, расположенных по ул. <адрес> г. Волжского Волгоградской области - отказать.
Председательствующий:
Судьи: