Судья Захаров В.С. Дело № 2-6951/2021
33-3494/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Ушаковой И.Г., Булатова П.Г.,
при секретаре судебного заседания Русских Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 23 декабря 2021 г. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации города Кургана о возложении обязанности,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 4 августа 2021 г.,
заслушав доклад судьи Булатова П.Г. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана о возложении обязанности.
В обоснование требований с учетом их изменения указала, что на основании договора купли-продажи от 18 декабря 2011 г. ей принадлежит торговый павильон, расположенный по адресу: <...>, Некрасовский рынок, павильон № 1. Ранее, в 2007 г. ИП ФИО13 земельный участок по данному адресу согласовывался Администрацией г. Кургана под размещение здания склада. Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кургана утверждена Администрацией г. Кургана 14 марта 2011 г. постановлением № 1917. Ранее вопрос размещения нестационарных торговых объектов на территории г. Кургана какими-либо нормативно-правовыми актами не регулировался. Принадлежащий ей торговый павильон был размещен до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Однако Администрацией г. Кургана длительное время не предпринимается каких-либо действий, направленных на включение павильона в схему размещения. 10 июля 2020 г. она обращалась с заявлением о внесении павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов, однако в удовлетворении её заявления было отказано.
Просила суд возложить на Администрацию г. Кургана обязанность включить указанный торговый павильон в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, а также заключить с ней договор на размещение нестационарного торгового объекта.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, на доводах иска настаивала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана – ФИО4, действующая на основании доверенности, выразила несогласие с предъявленным иском.
Представитель третьего лица АО «Курганский центральный рынок» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом вынесено решение, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Кургана, о возложении обязанности включить принадлежащий ей торговый павильон в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, а также заключить с ней договор на размещение нестационарного торгового объекта, отказать.».
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение Курганского городского суда Курганской области от 4 августа 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах государственного регулирования торговой деятельности), разъяснения, данные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в письме от 27 января 2014 г. № ЕВ-820/08 по поводу надлежащего исполнения указанного Федерального закона, а также на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 29 января 2015 г. № 225-О, настаивает на том, что торговый павильон, расположенный по адресу: <...>, Некрасовский рынок, павильон № 1, размещен на территории г. Кургана на законных основаниях. Обращает внимание на то, что принадлежащий ей торговый павильон был размещен еще до утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Полагает неправомерным, что Администрацией г. Кургана длительное время не предпринимаются действия, направленные на включение павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов, соответственно Администрация г. Кургана, как орган, обладающий властно-распорядительными полномочиями, недобросовестно осуществляет гражданские права. Приводя судебную практику суда по аналогичным спорам, указывает, что в соответствии с п. 6 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности не допускается исключать из схемы размещения нестационарных торговых объектов те нестационарные торговые объекты, которые ранее уже были на законных основаниях введены в эксплуатацию и продолжают законно функционировать. По её мнению, недобросовестность действий ответчика выражается также в том, что в нарушение антимонопольного законодательства Администрация г. Кургана передала свои права по организации Некрасовской ярмарки АО «Курганский центральный рынок», что послужило основанием к отказу во включении принадлежащего ей павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов. Считает, что при разрешении спора судом первой инстанции не дана оценка тому обстоятельству, что в настоящее время Арбитражным судом Курганской области рассматривается спор относительно расторжения соглашения об организации Некрасовской ярмарки.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующая на основании доверенности, на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана – ФИО3, действующая на основании доверенности, полагала постановленное решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица АО «Курганский центральный рынок» в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
С учетом положений ч. 1 ст. 327, ч. 3, 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК Российской Федерации, ГПК РФ) суд апелляционной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения апелляционной жалобы при установленной явке.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов апелляционной жалобы, в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его изменения либо отмены, поскольку оно постановлено в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, с учетом всех имеющих значение для дела обстоятельств, которые подтверждены соответствующими доказательствами.
Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником нестационарного торгового павильона, расположенного по адресу: <...>, Некрасовский рынок, павильон № 1, на основании договора купли-продажи от 18 декабря 2011 г., заключенного между Д.Е.В. и ФИО1 (л.д. 12).
Из договора купли-продажи поименованного торгового павильона от 17 апреля 2010 г., заключенного между А.Т.А. и ФИО5, следует, что право собственности продавца А.Т.А. подтверждается паспортом на остановочный комплекс «Некрасовский рынок» 1584, выданным Департаментом развития городского хозяйства, Управления архитектуры и строительства Администрации города Кургана 8 мая 2009 г. (л.д. 13-14).
Согласно акту выбора земельного участка от 8 августа 2007 г. ИП Я.Д.Е. предоставлен земельный участок по адресу <...> на территории микрорынка «Некрасовский» Администрацией города Кургана под размещение здания склада (л.д. 15-16, 17).
Постановлением Администрации города Кургана от 14 марта 2011 г. № 1917 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана. Торговый павильон № 1, расположенный на Некрасовском рынке по пр. Машиностроителей, 3а в г. Кургане, принадлежащий истцу, в данную схему не включен, и место под его размещение не предусмотрено.
10 июля 2020 г. ФИО1 обратилась в Администрацию г. Кургана с заявлением о внесении принадлежащего ей торгового павильона в схему размещения нестационарных торговых объектов. В удовлетворении её требований Администрацией г. Кургана было отказано (выписка из протокола от 31 июля 2020 г. № 6 – л.д. 10-11).
Постановлением Администрации г. Кургана от 28 сентября 2020 г. № 5833 постановлено демонтировать незаконно размещенные нестационарные торговые объекты на территории города Кургана согласно утвержденному приложением списку, в который входят объекты, расположенные в районе ярмарки «Некрасовская», в том числе объект, принадлежащий ФИО1 (л.д. 38-39)
Не согласившись с указанным постановлением Администрации г. Кургана от 28 сентября 2020 г. № 5833 «О демонтаже незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Кургана» ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации г. Кургана о признании данного постановления незаконным в части.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 г. административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения (л.д. 89-82). Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 24 марта 2021 г. решение Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения (л.д. 117-122).
Также ФИО1 обращалась в суд с административным иском к Департаменту экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации г. Кургана о признании незаконным решения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 31 июля 2020 г. в части отказа истцу во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов спорного павильона.
Решением Курганского городского суда Курганской области от 23 декабря 2020 г. указанное административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения (л.д. 93-96).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 полагала, что принадлежащий ей торговый павильон подлежит включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, и как следствие, с ней должен быть заключен договор на размещение нестационарного торгового объекта.
Разрешая спор, суд первой инстанции не усмотрел правовых оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, которые основаны на имеющихся в деле доказательствах, оценка данным доказательствам дана судом с соблюдением ст. 67 ГПК Российской Федерации в их совокупности и во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 130, ч. ч. 1 и 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно положений п. 15 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
Размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК Российской Федерации) на землях или земельных участках, находящихся в публичной собственности, осуществляется исключительно на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 3 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1 - 3, 5 и 6 ст. 10 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Во исполнение положений Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.п. 1.24, 1.24-1 ст. 37 Устава Муниципального образования города Кургана, утвержденного решением Курганской городской Думы от 28 февраля 2005 г. № 38 предусмотрено, что Администрация г. Кургана, среди прочего, обладает следующими полномочиями: создание условий для обеспечения жителей города Кургана услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Решением Курганской городской Думы от 26 ноября 2014 г. № 214 утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (далее – Положение).
Согласно ст. 1 поименованного Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов утверждается сроком на пять лет. Внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте муниципального образования города Кургана (п. 2).
Основанием для установки нестационарного торгового объекта является договор на размещение нестационарного торгового объекта (далее - Договор). Примерная форма Договора утверждается постановлением Администрации города Кургана.
Стороной Договора является субъект торговли, отвечающий требованиям, установленным в пункте 1.1 части 1 статьи 2 данного Положения (далее - субъект торговли).
Физические лица, не зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут являться стороной Договора.
Договор заключается на срок, установленный схемой размещения нестационарных торговых объектов, действующей на момент заключения данного Договора (п. 3).
Согласно п.п. 5, 5.1, 5.2 Положения размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов: на основании результатов торгов, проводимых в форме электронного аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории города Кургана (далее - торги); без проведения торгов в случае, установленном в части 2 статьи 3 данного Положения.
В п. 1.4 ст. 2 Положения павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее одноэтажное временное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
Размещение нестационарных торговых объектов на территории города Кургана осуществляется в соответствии с утвержденной Администрацией города Кургана схемой размещения нестационарных торговых объектов по результатам торгов, проводимых в форме электронного аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта, за исключением случая, предусмотренного частью 2 данной статьи. Один лот включает в себя размещение одного нестационарного торгового объекта. Торги проводятся в порядке, установленном постановлением Администрации города Кургана (п. 1 ст. 3 Положения).
Таким образом, возможность размещения нестационарного торгового объекта обусловлена включением его в схему и заключением договора на размещение нестационарного торгового объекта.
Предоставление права на размещение объекта нестационарной торговли, исходя из действующего правового регулирования, подразумевает проведение конкурентных процедур, поскольку иное противоречит публичному порядку размещения объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 2.1 ст. 3 Положения размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов осуществляется на ранее занимаемом месте в случае, если нестационарный торговый объект размещен в месте, предусмотренном схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, и субъект торговли является стороной заключенного и действующего договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта, либо является стороной заключенного и действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2.4 части 2 настоящей статьи.
Согласно п. 2.4 ч. 2 ст. 3 Положения заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов осуществляется при соблюдении одновременно следующих условий: заявитель является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве такового и занимающимся торговлей; место размещения нестационарного торгового объекта включено в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, утвержденную на новый срок; заявитель является стороной заключенного и действующего договора аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта, либо является стороной заключенного и действующего договора на размещение нестационарного торгового объекта, на месте, указанном в заявлении; заявитель не имеет задолженности по оплате по договору аренды земельного участка, предоставленного для эксплуатации нестационарного торгового объекта, либо по договору на размещение нестационарного торгового объекта, на дату подачи заявления на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов; заявитель предоставил проект нестационарного торгового объекта, соответствующий требованиям к типовым архитектурным решениям внешнего вида нестационарных торговых объектов, установленным постановлением Администрации города Кургана; заявитель обязуется привести нестационарный торговый объект, размещенный на ранее занимаемом месте, в соответствие с проектом нестационарного торгового объекта не позднее 120 дней с даты подачи заявления на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения торгов.
Как верно установлено судом первой инстанции, доказательств соблюдения ФИО1 условий, предусмотренных п. 2.4 ч. 2 ст. 3 Положения, не имеется.
Согласно п. 2 ст. 61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Судебная коллегия приходит к выводу о преюдициальном значении в рамках разрешения настоящего спора решения Курганского городского суда Курганской области от 24 ноября 2020 г., решения Курганского городского суда Курганской области от 23 декабря 2020 г., а также апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 24 марта 2021 г., постановленным по гражданскому делу по административному иску ФИО1 к Администрации г. Кургана о признании незаконным в части постановления Администрации г. Кургана от 28 сентября 2020 г. № 5833 «О демонтаже незаконно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Кургана».
Проанализировав названные судебные акты, судебная коллегия отмечает, что в действиях ответчика нарушений действующего законодательства, а также процедуры составления и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана не имеется. Также несостоятельным представляется указание апеллянта на арбитражный спор Администрации г. Кургана и УФАС по Курганской области относительно предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, поскольку напрямую этот спор не влияет на права и законные интересы ФИО1
По смыслу ст.ст. 2 и 3 ГПК Российской Федерации судебной защите подлежат нарушенные права и охраняемые законом интересы.
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что исковые требования заявлены в защиту интересов конкретного лица – ФИО1, то есть, требования носят частноправовой характер. Соответственно, применительно к данному спору, в числе прочего, задачей является поиск баланса частных и публичных интересов.
Конституция Российской Федерации в ч. 1 ст. 1, ч. ч. 1 - 3 ст. 3 закрепляет положение о Российской Федерации как о демократическом правовом государстве, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
К вопросам местного значения ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В настоящем случае требование о возложении обязанности не может быть удовлетворено произвольно, без учета действующих процедур, при том, что отказ во внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана торгового павильона по пр. Машиностроителей в районе здания №3а признан законным вступившим в силу решением Курганского городского суда Курганской области от 23 декабря 2020 г.
Также судебная коллегия отмечает, что истец не обладает статусом индивидуального предпринимателя, в судебном заседании суда апелляционной инстанции получены сведения о том, что в августе 2021 г. истцом произведен демонтаж принадлежащего ей торгового павильона, в связи с чем правовой интерес в удовлетворении заявленных требований объективно утрачен.
Ссылка апеллянта на правовую позицию, выраженную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 г. № 225-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации города Иркутска на нарушение конституционных прав и свобод положением части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», несостоятельна, поскольку указанный судебный акт постановлен по конкретному делу.
Ссылки апелляционной жалобы на судебную практику не могут быть приняты во внимание, поскольку обстоятельства, установленные по спорам между другими лицами, к настоящему делу не относятся, кроме того, действующее законодательство не предусматривает применения состоявшихся по аналогичным делам решений судов в качестве источника права.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия полагает несостоятельными, поскольку они повторяют правовую позицию истца, выраженную ею в суде первой инстанции и являвшуюся предметом оценки суда первой инстанции, сводятся к оспариванию правильности выводов суда об установленных им фактах, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит обжалуемое решение законным и обоснованным.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
В силу изложенного, решение суда является правильным и изменению либо отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 4 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 декабря 2021 г.