ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-698/2022 от 22.09.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Гурджиева М.Л. № 33-10429/2022

( № 2-698/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 сентября 2022 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Навроцкой Н.А.,

судей: Туляковой О.А., Ереминой И.Н.,

при секретаре: Паронян Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Похвистневского районного суда Самарской области от 23 июня 2022 года, которым постановлено:

«Исковые требования ООО «ЭкоСтройРесурс» (ИНН 6316186232) к ФИО1 (СНИЛС ) о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 года по 31.05.2022 года в размере 58 031 (пятьдесят восемь тысяч тридцать один рубль) 57 копеек.

Взыскать с ФИО1 в пользу ООО «ЭкоСтройРесурс» расходы по оплате государственной пошлины в размере 1941,00 рубля (одна тысяча девятьсот сорок один рубль 00 копеек).».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Навроцкой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «ЭкоСтройРесурс» обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности за предоставленные услуги по обращению с ТКО указав, что истец осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) на территории Самарской области. Договор по обращению с ТКО опубликован истцом на официальном сайте, считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения и подписания потребителем. Обращение с ТКО является видом коммунальных услуг, которые оказываются истцом и подлежат оплате с ДД.ММ.ГГГГ – даты фактического оказания услуг. Ответчик является собственником жилого дома, расположенного по адресу: , однако обязанность по оплате услуги по обращению с ТКО не исполняет. С учетом уточнений исковых требований просило взыскать с ФИО1 в свою пользу задолженность за представленные услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.05.2022 в размере 58031,57 рубль, а так же понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1941,00 рубля.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В заседание судебной коллегии представитель ООО «ЭкоСтройРесурс» - ФИО6 возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме.

ФИО1, ФИО7 в заседание судебной коллегии не явились, о дне слушания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Судебная коллегия в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материала дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального законодательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считая его законным и обоснованным.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 3, 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 1, 9 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Таким образом, по смыслу изложенных норм собственник жилого дома, обязанный его содержать, обязан, в том числе и оплачивать услуги по вывозу и утилизации бытовых отходов и мусора от своей жизнедеятельности.

Согласно ч. 2 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 (ред. от 15.12.2018) (далее Правила № 1156) обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом первой инстанции установлено, что ФИО1 с 2009 года является собственником жилого дома, общей площадью 395,3 кв.м, по адресу: .

Ответчик ООО «ЭкоСтройРесурс» по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет деятельность в качестве регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на территории .

С января 2019 года у ответчика возникла обязанность по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из объема оказанной услуги и тарифа, установленного Приказом Министерства энергетики и жилищно - коммунального хозяйства Самарской области № 846 от 18.12.2018, Приказом департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 28 марта 2019 г. N 95.

Региональным оператором ООО «ЭкоСтройРесурс» на имя собственника жилого ФИО1 был открыт лицевой счет для оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и направлялись в адрес ответчика платежные документы на оплату оказанной услуги по обращению с ТКО.

Однако, ответчиком за период с 01.01.2019 по 31.06.2022 оплата услуг не производилась, в связи с чем, образовалась задолженность.

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 846, а также приказом департамента целевого и тарифного регулирования Самарской области от 28.03.2019 № 95 утвержден предельный тариф на услуги Регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 для населения в сумме – 598,16 руб./кв.м. (с учетом НДС).

Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 № 1023 утвержден норматив накопления ТКО на территории городских округов Самарской области: Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск, Октябрьск, Отрадный, Похвистнево, Самара, Сызрань, Тольятти, Чапаевск на 1 кв.м. общей площади жилого помещения многоквартирных домов и индивидуальных домов и составляет 0,091 м.куб. в год.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.201 ГК РФ, ст.ст. 30, 153-155 ЖК РФ, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Приказами Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 29.12.2018 N 823 и N 1023, установив, что ФИО1 свои обязанности по оплате за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполняет, пришел к правомерному выводу о наличии оснований для взыскания образовавшейся задолженности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.

Доводы ответчика о том, что истцом произведен расчет задолженности исходя из недостоверных сведений относительно общей площади дома, без учета изменений установленных Приказом П/0393 Федеральной службы кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия отклоняет.

Установлено, что ФИО1 является собственником жилого дома по адресу: ,

Согласно выписка из ЕГРН по состоянию на 15.07.2020 площадь объекта недвижимости с кадастровым номером , расположенного по адресу: составляла 395,3 кв.м.

В связи с этим, ООО «ЭкоСтройРесурс» производилось начисление платы за услуги по обращению с ТКО, исходя из вышеуказанной площади, что следует из предоставленной выписке по лицевому счету.

На основании письма филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области от 17.01.2022, внесение изменений за период с 01.01.2019 по 31.12.2021 в объект недвижимости с кадастровым номером 63:07:0206016:683 были инициированы государственным кадастровым регистратором. Внесение изменений в характеристики объекта за указанный период в заявительном порядке не производилась

В соответствии с письмом межмуниципального отдела г. Похвистнево, Камышлинскому, Клявлинскому, Похвистневскому районам от 20.01.2022, находящейся в архиве правоустанавливающих документов межмуниципального отдела по г. Похвистнево, Похвистневскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, справке Похвистневского городского филиала ГУП Самарской области «Центр технической инвентаризации» № 1173 от 02.08.2004, общая площадь жилого дома составляет: подвал 143,2 кв.м. 1 этаж 114,4 кв.м, 2 этаж 116,9 кв.м и площадь лестничных клеток 13,3 кв.м, что в сумме составляет 387,8 кв.м.

21.01.2022 на основании полученных сведений о внесении изменений в площадь объекта, истцом по лицевому счету произведена корректировка начислений исходя из площади объекта недвижимости, которая составляет 387, 8 кв.м.,

На основании выписки из ЕГРН общая площадь жилого помещения, расположенного по адресу: 446453, 11.04.2022 изменилась, и стала составлять 231,3 кв.м,

Из расчета задолженности, представленного истцом, следует, что сумма задолженности ответчика за услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.05.2022 составляет 58 031, 57 руб.

Судом представленный истцом расчет проверен и признан верным.

При проверки расчета задолженности, суд первой инстанции верно исходил из того, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, предоставленную потребителю в жилом помещении, расположенном на территории 10 городских округов Самарской области, в том числе в г. Самаре, определяется в соответствии с формулой 9(2) приложения № 2 к Правилам № 354, а именно: в соответствии с п. 9(2) раздел II (1) Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в i-м жилом помещении определяется исходя из общей площади жилого помещения на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов согласно пункту 148(30) Правил.

Расчет суммы ежемесячной платы за услуги по обращению с ТКО производился исходя из следующего: 387,8 кв.м (общая площадь жилого помещения) х 0,091 м3/год (норматив накопления твердых коммунальных отходов, определенная в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами)/12 мес.( количество месяцев в году) х 598,16 руб./м3 (цена на коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами) = 1759 руб. 08 коп. - размер платы за услугу по обращению с ТКО.

Сумма задолженности составляет: 1049 руб. 19 коп. (сумма в месяц) X 19 (количество месяцев) + 14 134 руб. 18 коп. (корректировка начислений) + 1 793 руб. 10 коп. (сумма в месяц) X 17 (количество месяцев) – 58 руб. 97 коп. (корректировка начислений) + 1759 руб. 08 коп. (сумма в месяц) – 1166 руб. 35 коп. (корректировка начислений) + 1759 руб. 08 коп. (сумма в месяц) X 4 (количество месяцев) – 14 090 (частичная оплата) = 58 031 руб. 57 коп. (общая сумма задолженности).

При таких обстоятельствах, суд верно взыскал с ответчика в пользу истца задолженность в размере 58 031, 57 руб.

Предоставленный ответчиком расчет судом первой инстанции обоснованно признан не верным, поскольку произведен без учета корректировок, а так же с учетом изменений внесенных в ЕГРН 01.04.2022 года в отношении площади объекта недвижимости.

Вопреки доводам жалобы региональным оператором правомерно произведено начисление платы за услугу по обращению с ТКО исходя из площади жилого помещения 387,8 кв.м, поскольку как указано ранее начислении оплаты коммунальной услуги производится исходя из площади объекта недвижимости сведения о которой содержатся в едином государственном реестре недвижимости. Именно сведения об указанной площади были предоставлено истцу из регистрирующего органа, иных данных у ООО «ЭкоСтройРесурс» не имелось, доказательств обратному не предоставлено.

В силу положений подпункта "д" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, установлена обязанность исполнителя (обслуживающей организации) производить непосредственно при обращении потребителя проверку правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, правильности начисления потребителю неустоек (штрафов, пеней) и немедленно по результатам проверки выдавать потребителю документы, содержащие правильно начисленные платежи.

Таким образом, после внесения изменений в сведения об общей площади жилого помещения, содержащихся в ЕГРН, собственник вправе обратиться в любой центр обслуживания населения Регионального оператора с заявлением об уточнении данных, находящихся у Регионального оператора. К заявлению должны быть приложены подтверждающие документы.

Доказательств, подтверждающих обращение истца к ответчику с указанным заявлением о перерасчете на момент предъявления требования и принятия решения судом первой инстанции материалы дела не содержат, Согласно предоставленным к апелляционной жалобе материалам, заявление направлено в адрес истца в июле 2022 года.

Довод ответчика о том, что договор на оказание услуг с истцом не заключал, судебной коллегией отклоняется.

Согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п. 1, 2, 4, 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" утверждена форма типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из раздела V которой, стороны при заключении договора согласовывают порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Раздел I(1) Правил N 1156, устанавливая порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 8 (17) предусматривает обязанность регионального оператора известить потенциальных потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, а после утверждения единого тарифа на его услугу разместить в соответствующих средствах массовой информации адресованное потребителям предложение о заключении договора и текст типового договора. Потребитель после размещения предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами вправе направить региональному оператору заявку и необходимые документы. В случае их ненаправления договор считается заключенным на условиях типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) Правил N 1156 в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Из содержания абзаца второго пункта 1 Правил N 1156 следует, что к отношениям, возникающим между собственниками жилых домов и региональными операторами, положения данных Правил применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354), в соответствии с п. п. 6, 7, 30, 148 (1), 148 (2) которых договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 148 (54) настоящих Правил N 354, и считается заключенным с даты предоставления коммунальных услуг исполнителем. В силу п. 148 (11) Правил N 354 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям жилых домов, помещений в многоквартирном доме - со дня возникновения права собственности.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Предложение о заключении договора по обращению с ТКО и типовой договор были опубликованы региональным оператором 23.12.2018 на своем официальном сайте «https://ecostr.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также 25.12.2018. В средствах массовой информации – в газете «Волжская коммуна», выпуск № 343 (30578) от 25.12.2018.

Обязанность по дополнительному информированию собственников жилых помещений о необходимости заключения договора на обращение с ТКО помимо размещения данной информации на официальном сайте Законом на Регионального оператора не возложена.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, в силу своей публичности договор с региональным оператором является заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения и подписи потребителя (ст. 426 ГК РФ).

Утверждение о том, что данные нормы не распространяются на собственников частных домов, основано на неверном толковании указанных норм действующего законодательства.

Ссылка ФИО1 на невозможность получения мер социальной поддержки так же не может служить основанием к отмене постановленного решения, не влияет на правильность выводов суда относительно наличия и размера задолженности.

Доказательств обращения за получением льготы, отказа в ее предоставлении в связи с указанием увеличенной площади в квитанции материалы дела не содержат.

Истец при подаче иска понес расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1941 руб., что подтверждается платежными поручениями.

Таким образом, суд правильно в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскал с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1941 руб.

Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, в целом определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, а доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о неправильности выводов суда и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Похвистневского районного суда Самарской области от 30 июня 2022 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи: