ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-69/20 от 27.05.2020 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Кузнецов А.Н. Дело № 33-4266/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 27 мая 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего: Самойловой Н.Г.

судей: Федоренко И.В., Олейниковой В.В.

при секретаре Сиренко Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-69/2020 по иску прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности

по апелляционной жалобе МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области

на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от
06 февраля 2020 года, которым иск прокурора Ольховского района Волгоградской области в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к МДОУ Солодчинский детский сад Ольховского муниципального района Волгоградской области о понуждении принять действия в целях устранения допущенных нарушений законодательства, удовлетворен;

на МДОУ Солодчинский детский сад Ольховского муниципального района Волгоградской области возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу:

- провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещённых отходов за 12 месяцев 2019 год, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»;

- направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МДОУ Солодчинский детский сад в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Заслушав доклад судьи Федоренко И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Ольховского района Волгоградской области, действуя в интересах государства и защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ольховского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства, направленного на обеспечение безлопастного обращения с отходами, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.

Так проверкой установлено, что в результате деятельности ответчика образуются отходы - I-IV классов опасности, однако учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещённых отходов, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», ответчиком не ведется; проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не утверждён в установленном порядке.

С учетом изложенного, просил суд возложить обязанность на МДОУ Солодчинский детский сад в течении одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда: провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 12 месяцев 2019 года, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МДОУ Солодчинский детский сад в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить, установив срок для его исполнения в течении двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав возражения на жалобу прокурора Романенко Ф.С., судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На отходы I - V класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - V класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Согласно пунктам 4, 7, 10 «Порядка проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года № 712 (далее – Порядок), паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности, которых образуются отходы I-V классов опасности.

На отходы I-V классов опасности, включенные в федеральный классификационных каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 года
№ 712. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3, 4, 7, 8 статьи 18 Федерального закона от
24 июня 1998 года № 89-ФЗ нормирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 ноября 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) и настоящим Федеральным законом.

Применительно к юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду.

Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утвержденными уполномоченными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Кроме того, Порядок устанавливает требования к ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах. Учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обеспечивают полноту и достоверность учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

На основании пунктов 5, 6, 7 Порядка учету подлежат все виды отходов I - V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период. Класс опасности отхода устанавливается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов. Для отходов, не включенных в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица указывают класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности, устанавливаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Данные учеты в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложение 2.3.4 к Порядку). Заполнение таблиц данных учета в области обращения с отходами осуществляется лицом, ответственным за учет образовавшихся использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов, по мере образования, использования, обезвреживания отходов, передачи отходов другим лицам или получения отходов от других лиц, размещения отходов.

Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

На отходы, не включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны подтвердить отнесение таких отходов к конкретному классу опасности в течение 90 дней со дня их образования в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, для их включения в федеральный классификационный каталог отходов.

Из материалов дела следует, что в результате деятельности МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области (далее также Учреждение) образуются такие отходы как мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) - IV класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 4); отходы от уборки территорий и помещений учебно-воспитательных учреждений – V класс опасности (код по ФККО 7 33 100 01 72 5); пищевые отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные – V класс опасности (код по ФККО 7 30 100 01 30 5) и т.п.

16 октября 2017 года в Учреждении утверждён проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Вместе с тем, в нарушение требований статьи 18 Федерального закона № 89-ФЗ, Приказа Минприроды России от 25 февраля 2010 года № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» вышеуказанный проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ответчиком в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области не направлялся, в связи с чем, территориальным органом не утверждён.

Вывоз образующихся отходов Учреждением за истекший период 2019 года осуществлялся на основании заключенного договора с ООО «Управление отходами - Волгоград» от 25 апреля 2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, образованными в результате его деятельности.

Вместе с тем, за истекший период 2019 года ответчиком учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, не вёлся, какие-либо меры к его ведению не предпринимались.

Указанные обстоятельства подтверждены в ходе прокурорской проверки.

Поскольку Учреждение как юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области обращения с отходами, в соответствии со статей 19 Федерального закона № 89-ФЗ обязано вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов, а также представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, в ходе осуществления хозяйственной деятельности ответчиком оказывается негативное воздействие на окружающую среду посредством образования, временного хранения отходов производства и потребления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства при обращении с отходами I-IV классов опасности со стороны Учреждения не отвечают интересам государства в части полномочий по охране окружающей среды и нарушает право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, в связи с чем, с учетом положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возложил на МДОУ Солодчинский детский сад Ольховского муниципального района Волгоградской области обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу провести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещённых отходов за 12 месяцев 2019 год, в соответствии с приказом Минприроды России от 01 сентября 2011 года № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами»; направить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение МДОУ Солодчинский детский сад в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области для рассмотрения вопроса об утверждении указанного проекта.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции не имеется, доказательств отсутствия нарушений со стороны МДОУ Солодчинский детский сад в области Федерального закона № 89-ФЗ не представлено.

Доводы жалобы о необходимости увеличения срока исполнения судебного акта, не могут быть приняты во внимание.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (часть 1).

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (часть 2).

По смыслу положений части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при установлении в решении срока, в течении которого оно должно быть исполнено, суд должен учитывать возможность ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

По общему правилу, закреплённому в статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, приводя довод о необходимости увеличения срока исполнения судебного акта, ответчиком не представлено каких-либо доказательств, указывающих на невозможность исполнения решения Ольховского районного суда Волгоградской области от 06 февраля 2020 года в течение одного месяца с момента его вступления в законную силу.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ольховского районного суда Волгоградской области от
06 февраля 2020 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу МДОУ «Солодчинский детский сад» Ольховского муниципального района Волгоградской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: