ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6/20 от 24.04.2020 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Будаева В.М.

№ дела в суде 1-ой инстанции 2-6/2020

УИД: 04RS0015-01-2019-000396-04

пост. 24.04.2020 г.

дело № 33-1766

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 июня 2020 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Вагановой Е.С.,

судей коллегии Кушнаревой И.К., Базарова В.Н.

при секретаре Петровой Е.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район», Правительству Республики Бурятия о признании бездействия незаконными и принятии мер, направленных на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, по апелляционным жалобам представителя ответчика администрации МО «Муйский район» по доверенности ФИО1, представителя ответчика Правительства Республики Бурятия по доверенности ФИО2, представителя третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства «Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному Федеральному округу» по доверенности ФИО3 на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11.02.2020 г.

Заслушав доклад судьи Вагановой Е.С., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Прокурор Муйского района Республики Бурятия просил обязать администрацию МО «Муйский район», Правительство Республики Бурятия принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.

В обоснование иска указано, что в ходе проведенной проверки установлено, что на учете в качестве граждан, имеющих право на. получение земельных участков в собственность бесплатно, состоит <...> многодетные семьи, При этом на территории ФИО15 сформировано 76 земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями. Однако предоставление земельных участков в собственность гражданам с 2015 г. не осуществляется в связи с отсутствием на названных земельных участках инженерной инфраструктуры, отсутствует вода, электричество, дороги.

Считая нарушенными права многодетных семей, в том числе ФИО4 (по заявлению которой была проведена проверка) и ее несовершеннолетних детей, на получение и использование земельного участка для индивидуального жилищного строительства, гарантированных им государством, прокурор просил признать незаконным бездействие ответчиков и обязать из устранить выявленные нарушения в срок, не превышающий 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Бутуханов А.Ю. исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия и обязать принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов.

Представитель администрации МО «Муйский район» ФИО1, действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, указывая на отсутствие у прокурора права на обращение в суд в интересах неопределенного круга лиц, поскольку перечень граждан состоящих на учете известен. Генеральный план МО ГП «Поселок Таксимо» в 2015 г. на основании решения Муйского районного суда Республики Бурятия отменен частично, поскольку имеются наложения земель населенных пунктов с землями лесного фонда. Земельные участки, сформированные с целью предоставления многодетным семьям, также расположены на территории лесного фонда, являются спорными, генеральный план до настоящего времени не утвержден. Также указывала на отсутствие собственных денежных средств и непредставление таковых по соответствующим заявкам Правительством РБ.

Представители Правительства Республики Бурятия, Министерства строительства и модернизации ЖКК РБ, Федерального агентства лесного хозяйства ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

В отзыве представитель Правительства Республики Бурятия ФИО2 указала, что отсутствует нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку имеется конкретный список граждан, сформированный муниципалитетом в установленном законом порядке и состоит из 63 многодетных семей. Также ссылалась на отсутствие у Правительства обязанности по обеспечению инфраструктурой, поскольку в соответствии с Федеральным законом № 131 таковая лежит на Администрации МО «Муйский район»

Представитель Федерального агентства лесного хозяйства «Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» ФИО3 возражая против доводов иска, указывала на нарушение прав Российской Федерации, поскольку сформированные земельные участка расположены на землях лесного фонда.

Решением суда постановлено:

Признать незаконным бездействие администрации МО «Муйский район», Правительства Республики Бурятия, выразившееся в необеспечении инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.

Обязать администрацию МО «Муйский район», Правительство Республики Бурятия принять меры, направленные на обеспечение инженерной инфраструктурой (электричество, вода, дороги) земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов, расположенных в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия.

В апелляционной жалобе представитель а администрации МО «Муйский район» просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что на в очереди на предоставление земельных участков по категории «многодетные» состоит 63 семьи, в связи с чем утверждение прокурора о том, что круг лиц в чьих интересах он обратился в суд не является неопределенным, необоснованно. Спорные земельные участки находятся на территории, которая не относится к землям населенного пункта и распоряжаться ими без согласия Федерального агентства лесного хозяйства орган местного самоуправления не имеет право.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Республики Бурятия ФИО2 просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что судом допущено нарушение требований ч. 2 ст. 207 ГПК РФ, выразившееся в не указании в резолютивной части решения в какой доле оно должно быть исполнено ответчиками. Судом не сделан запрос для установления факта наложения границ спорных земельных участков с границами земель лесного фонда, не запрошена подобная информация и у Федерального агентства лесного хозяйства. Показания свидетеля ФИО5, не нашедшие своего документарного подтверждения, не имеют правого значения для дела. Суд не учел, что перечень спорных земельных участков при утверждении генерального плана МО ГП «Поселок Таксимо» может не войти в его границы или войти в него в объеме, отличном от заявляемого в иске, что также приведет к невозможности исполнения судебного решения и нарушению принципов исполнительного производства. На сегодняшний день затруднительно спрогнозировать сроки утверждения нового генерального плана МО ГП «Поселок Таксимо». В связи с чем, исковые требования прокурора являются заведомо неисполнимыми, в том числе из-за отсутствия сроков их исполнения. Ссылаясь на подп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 23, п. 2 ч. 1 ст. 25 Градостроительного кодекса РФ, учитывая процедуру согласования генерального плана поселения, в границы которого входят участки лесного фонда, апеллянт считает, что принятие соответствующего решения входит в компетенцию Федерального агентства лесного хозяйства. Выводы суда о бездействии Правительства Республики Бурятия являются безосновательными, поскольку муниципалитету предоставлялась субсидия на осуществление кадастровых работ согласно заявленным объемам. Законом № 115-III финансирование именно этих расходов возложено на республиканский бюджет, а изложенное свидетельствует о своевременном исполнении республикой данной обязанности.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Федерального агентства лесного хозяйства «Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» ФИО3 просит отменить решение суда первой инстанции. В нарушение норм процессуального права судом не предоставлена возможность реализовать право на представление доказательств, подтверждающих нахождение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, а именно: заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 4-79 «О пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда», выписки из государственного лесного реестра, свидетельство о государственной регистрации права № ... от 07.03.2008 г., выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2020 г. Данные документы не были представлены в суд первой инстанции, поскольку судом не было удовлетворено ходатайство представителя Рослесхоза об отложении рассмотрения дела в связи с необходимостью получения вышеуказанных документов. Принятое решение суда нарушает права и законные интересы собственника земель лесного фонда – Российской Федерации. В материалах дела отсутствуют доказательства перевода участков земель лесного фонда, расположенных в кварталах 64, 93, 39 Таксимовского участкового лесничества Муйского лесничества в земли иных категорий. Право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда, расположенных в отдельных выделах кварталов 64, 93, 39 Таксимовского участкового лесничества Муйского лесничества, установлено Муйским районным судом, что отражено в решении суда от 24.03.2015 по делу № 2-107/2015. Ссылка суда на абз. 2 п. 10 ст. 3 ФЗ №137-ФЗ является неверной, поскольку спорные земельные участки расположены в границах земель лесного фонда, находящихся в силу закона в собственности Российской Федерации и не являются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. В материалах дела не имеется доказательств того, что 20 земельных участков находятся в собственности МО «Муйский район», на что ссылался суд.

В суде апелляционной инстанции представитель Правительства РБ ФИО6. представитель Федерального агентства лесного хозяйства «Департамент лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу» ФИО3 доводы апелляционных жалоб поддержали. Также представитель ФИО3 пояснила, что в настоящее время ими готовиться к подаче исковое заявление в интересах Российской федерации об истребовании спорных земельных участков.

В заседание судебной коллегии не явился представитель Администрации МО «Муйский район», ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие.

Прокурор Астраханцева Е.П. просила отказать в удовлетворении апелляционных жалобы, указывая, что поскольку право собственности АМО «Муйский район» на 20 из 76 сформированных земельных участков в установленном законом порядке не оспорено, в связи с чем доводы апеллянтов о пересечении земельных участков с землями лесного фонда не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении N 23 «О судебном решении» решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Указанным требованиям решение суда не отвечает.

В соответствии с п.6 ст.39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В силу части 5 статьи 1 Закона Республики Бурятия № 115-Ш гражданам, имеющим трех и более детей, и гражданам, являющимся приемными родителями, имеющим трех и более детей, бесплатно и однократно предоставляются в собственность для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в случае, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Частью 1 ст.1.2 указанного закона предусмотрено, что земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства в соответствии с частями 2, 5, 5.1, 6 и 7 статьи 1 настоящего Закона, должны быть пригодными для эксплуатации (отсутствие оврагов) и обеспечены инфраструктурой (вода, электричество, дороги).

Судом первой инстанции установлено, что по состоянию на 23 июля 2019 г. на учете в качестве граждан, имеющих право на получение земельных участков в собственность бесплатно, состоит 63 многодетные семьи.

На территории пгт. Таксимо сформировано 76 земельных участков для индивидуального жилищного строительства многодетными семьями, из которых 20 земельных участков находятся в собственности МО «Муйский район», 56 земельных участков - государственная собственность на которые не разграничена.

Сформированные земельные участки не предоставлены многодетным семьям, поскольку не снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, что не оспаривается представителем администрации МО «Муйский район».

Разрешая исковые требования и удовлетворяя их, районный суд исходил из того, что земельные участки, сформированные для предоставления многодетным семьям до настоящего времени не предоставлены им в виду отсутствия инфраструктуры, обязанность по обеспечению которой в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на органы исполнительной власти субъекта РФ.

Между тем судом первой инстанции не проверены должным образом доводы ответчиков о правомерности формирования земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, хотя указанное обстоятельство является основополагающим для решения вопроса об обеспечении сформированных земельных участков инфраструктурой.

В этой связи, судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств были приняты заключение Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг» № 4-79 «О пересечении (наложении) земельных участков с иной категорией земель на земли лесного фонда», выписки из государственного лесного реестра, свидетельство о государственной регистрации права № ... от 07.03.2008 г., выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 28.02.2020 г.

Как установлено судом апелляционной инстанции в собственности Российской Федерации находится лесной участок площадью ФИО17 кв.м., категория земель земли лесного фонда, по адресу: <...> (свидетельство о государственной регистрации права собственности от ... г.).

Администрацией МО «Муйский район» для индивидуального жилищного строительства сформированы и поставлены на кадастровый учет следующие земельные участки: <...> общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...>,

кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером <...>, ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. Минская, общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ... ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ...,, ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ... ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул<...> б/н., общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ... ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ... ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ... ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> б/н., общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, уч.<...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, уч.<...> общей площадью <...> м2, с кадастровым номером, ..., ул. <...>, уч<...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...><...> общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> с кадастровым номером ..., ул. <...> общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ..., ул. <...> общей площадью <...>, с кадастровым номером ..., ул. <...>, общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ...,, ул. <...> общей площадью <...> м2, с кадастровым номером ....

20 из указанных земельных участков находятся в собственности МО «Муйский район», 56 земельных участков (согласно данным кадастрового учета) расположены на землях государственная собственность на которые не разграничена

Частью 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В силу ч. 3 ст. 6 Лесного кодекса РФ (в редакции действовавшей на момент формирования земельных участков) границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В ныне действующей редакции ч. 3 ст. 6.1 Лесного кодекса РФ границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

Согласно положениям ст. 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и данного Кодекса.

Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

В соответствии со ст. 10 Вводного закона распоряжение лесными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством.

Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ, государственный кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон N 218-ФЗ).

Ранее регистрация осуществлялась на основании Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон N 221-ФЗ)).

В ст. 4.2 Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ» установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 1 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Лесной участок с кадастровым номером ... относящийся к собственности Российской Федерации, был зарегистрирован в 2008 году, когда действовал Закон N 221-ФЗ.

В соответствии со ст.47 данного Закона, участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

С 1 января 2017 года действует Закон N 218-ФЗ, в ч. 6 ст.72 которого определено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона сведения ЕГРН и сведения Государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в ст. 4 настоящего Федерального закона участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

То есть названный лесной участок считается поставленным на государственный кадастровый учет, границы которого в данном случае подлежат установлению на основании материалов лесоустройства.

В соответствии с ч. 3 ст. 70.1 ЛК РФ местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.

Согласно частям 1, 2 ст. 91 ЛК РФ, государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий и пр.

Из представленных суду апелляционной инстанции документов, в частности государственного лесного реестра, заключений Бурятского филиала ФГБУ «Рослесинфорг», следует, что сформированные земельные участки (за исключением земельных участков с кадастровыми номерами ..., ...) находятся в выделах кварталов <...> Муйского лесничества, которые, в свою очередь, расположены в границах земель лесного фонда.

Несмотря на то, что на момент формирования спорных земельных участков границы земельного участка государственного лесного фонда не были установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, орган местного самоуправления не вправе был произвольно, без учета государственных интересов, распоряжаться землями лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации.

Доказательств того, что спорные земли были переведены из земель лесного фонда в иную категорию, не представлено.

Как следует из Постановления Конституционного Суда РФ от 9 января 1998 года N 1-П, лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Исходя из смысла выше приведенных правовых норм и позиции Конституционного Суда РФ, земли лесного фонда подлежат использованию исключительно для целей ведения лесного хозяйства и не могут использоваться для иных целей, не предусмотренных законом. Распоряжение указанными землями может осуществляться только их собственником - Российской Федерацией в лице соответствующих уполномоченных органов.

Полномочия по предоставлению лесных участков в границах земель лесного фонда переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений на основании ст. 83 Лесного кодекса РФ.

Установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства позволяют говорить о том, что при формировании спорных земельных участков администрацией МО «Муйский район» были превышены полномочия и, соответственно их постановка на кадастровый учет является неправомерной.

Выводы суда первой инстанции о том, что Администрация действовала в пределах своих полномочий, поскольку земельные участки расположены на землях, государственная собственность на которые не разграничена, является ошибочным, поскольку вышеперечисленные обстоятельства свидетельствуют о нахождении данных земельных участков на землях лесного фонда, распоряжение которыми относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что спорные земельные участки не могут быть предоставлены для индивидуального жилищного строительства и потому их обеспечение инфраструктурой не требуется.

С учетом вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об оставлении исковых требований Прокурора без удовлетворения.

С учетом установленных обстоятельств оснований для проверки доводы Правительства РБ об отсутствии у них обязанностей по обеспечению инфраструктурой, доводы администрации МО «Муйский район» о недостаточности денежных средств, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 11 февраля 2020 г. отменить, принять по делу новое решение об оставлении без удовлетворения исковых требований прокурора Муйского района Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Муйский район», Правительству Республики Бурятия о признании бездействия незаконными и принятии мер, направленных на обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, сформированных с целью предоставления многодетным семьям под строительство индивидуальных жилых домов,

Председательствующий судья:

Судьи коллегии: