ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6/20 от 27.05.2020 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Х А Б А Р О В С К И Й К Р А Е В О Й СУД

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

от 27 мая 2020 года по делу № 33-2240/2020

(в суде первой инстанции дело № 2-6/2020)

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Жельнио Е.С.,

судей Пестовой Н.В., Серёгиной А.А.,

при секретаре Пащенко Я.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Теплых И. М. на решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 января 2020 года по гражданскому делу по иску Теплых И. М. к Собранию депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения об освобождении от должности, взыскании денежного содержания.

Заслушав доклад судьи Серёгиной А.А., пояснения истца Теплых И.М., представителя ответчика – Бескровной Н.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Теплых И.М. обратился в суд с названным иском, в обоснование указав, что 19.09.2019 года Собранием депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края принято решение № 123 «Об освобождении от должности председателя Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края Теплых И. М.». Решение принято большинством голосов, опубликовано на сайте администрации Солнечного района 23.09.2019 года и в газете «Солнечный меридиан» от 24.09.2019 года № 39. Основанием освобождения от должности явилось недоверие вследствие ненадлежащего исполнения председателем должностных обязанностей. Считает решение незаконным, так как предложение, поступившее от депутатов, не содержит причин освобождения от должности, не мотивировано и не соответствует фактическим обстоятельствам исполнения им полномочий председателя Собрания депутатов. Выводы о нарушении законодательства и Регламента Собрания депутатов района никакими доказательствами не подтверждены.

С учетом уточнения исковых требований Теплых И.М. просит суд признать незаконным решение Совета депутатов Солнечного муниципального района от 19.09.2019 № 123 «Об освобождении от должности председателя Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края Теплых И. М.» и взыскать с Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края денежное содержание председателя Собрания депутатов Солнечного района с 20.09.2019 года по день вступления решения суда в законную силу.

Решением Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 января 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.

ФИО1 в апелляционной жалобе просит отменить решение суда как незаконное и удовлетворить иск в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что суд дал неправильную оценку представленным доказательствам, как предложению депутатов, так и решению об освобождении от должности, которые являются не мотивированными, не соответствуют фактическим обстоятельствам, не подтверждены доказательствами. Приводит обстоятельства, послужившие основанием к принятию оспариваемого решения. Также указывает, что его освобождение от должности явилось результатом действий администрации и части депутатов, вызванных усилением контроля администрации с целью недопущения ею нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств. Полагает, что суд формально подошел к рассмотрению его иска.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы ответчик просит решение суда оставить без изменения.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, доводы возражений на жалобы, выслушав пояснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенных выборов избрано 15 депутатов Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края, в том числе истец ФИО2, что следует из постановления избирательной комиссии Солнечного муниципального района Хабаровского края от 10 сентября 2018 г. N 7/28.

Решением Собрания депутатов от 04.10.2018 г. № 1 ФИО2 избран председателем Собрания депутатов Солнечного муниципального района.

12.09.2019 г. в Собрание депутатов поступило Предложение, подписанное 8 (восемью) депутатами (ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10) с просьбой о внесении на рассмотрение Собранию депутатов Солнечного муниципального района вопроса о досрочном освобождении ФИО2 от должности председателя Собрания депутатов.

Из Предложения о досрочном освобождении ФИО2 от должности председателя Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края следует, что депутатами выражено недоверие председателю вследствие ненадлежащего исполнения им должностных обязанностей, которое выразилось в следующем:

1) 27.12.2018 г. за исх. № 01-28/2117 заместителем главы администрации муниципального района ФИО11 в адрес председателя Собрания депутатов направлено письмо о выявленных фактах нарушения в деятельности отдельных депутатов Собрания депутатов, связанных с отражением в документах недостоверных сведений, превышении компетенции, а также в отсутствии знаний основополагающих документов, регламентирующих внутреннюю организацию и порядок деятельности Собрания депутатов. Поскольку Регламентная группа еще была не сформирована в Собрании депутатов, обращение адресовано председателю Собрания депутатов ФИО2 в целях обеспечения организации рассмотрения обращения на предмет законности действий председателя постоянной комиссии по местному самоуправлению и общественным связям. Ответ по данному обращению заявителю дан не был, несмотря на то, что согласно п. 8 ч. 6 ст. 24 Устава Солнечного муниципального района, председатель организует рассмотрение обращений, заявлений, жалоб граждан.

2) 21.02.2019 г. по итогам заслушивания информации специалиста управления образования администрации муниципального района ФИО12 «Об организации целевой подготовки выпускников образовательных учреждений района и увеличении объема финансирования на оказание мер социальной поддержки студентам - целевикам Солнечного муниципального района», ФИО2 поставлен на голосование вопрос об увеличении обучающимся ежемесячной стипендии с суммы 1500 руб. до 2000 руб. в нарушение порядка внесения и рассмотрения правотворческой инициативы, в том числе требующей заключения главы района на увеличение расходов бюджетных средств по главному распорядителю бюджетных средств - управлению образования. Только вмешательство присутствующего на заседании заместителя главы администрации муниципального района по экономическим вопросам ФИО13, разъяснившей порядок расходования средств бюджета, приводящее к увеличению расходных обязательств, не позволило принять неправомерный муниципальный акт.

3) В нарушение статьи 79 Регламента Собрания депутатов, утвержденного решением от 19.12.2012 г. № 67, не обеспечено утверждение вопросов к отчету главы муниципального района за 2018 год в установленные сроки - вопрос об утверждении вопросов к отчету включен в проект повестки на 21 марта 2019 года, перечень вопросов утвержден на заседании 21.03.2019 года, в то время как следовало утвердить до 01 марта 2019 года; нарушение порядка выразилось в утверждении перечня вопросов решением не регламентной группы, а решением Собрания депутатов, подписанным ФИО2

4) В нарушение статьи 79 Регламента не обеспечено заслушивание отчета главы муниципального района за 2018 год в марте месяце 2019 года. Заслушивание отчета проведено 25.04.2019 г.

5) При отклонении главой муниципального района 06.03.2019 г. решения «О порядке материально- технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления Солнечного муниципального района Хабаровского края», принятого Собранием депутатов 21.02.2019 г., не обеспечено рассмотрение данного решения в порядке, установленном главой 7 Регламента Собрания депутатов, с учетом предложенных главой муниципального района рекомендаций. Рассмотрение вопроса по решению, отклоненному главой района, повторно вынесено на рассмотрение 21.03.2019 г., однако в нарушение положений главы 7 Регламента Собрания депутатов его рассмотрение отложено в связи с необходимостью урегулирования данного вопроса, в том числе посредством консультаций с администрацией района. К 25.04.2019 г. проект решения заново внесен на рассмотрение Собрания депутатов и принят им но содержанию, отличному от первоначального варианта. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что затянутость процедуры можно было избежать, если бы при рассмотрении поправок к проекту, внесенных 12.02.2019 г. главой муниципального района и отклоненных на совместном заседании постоянных комиссий, где председательствовал ФИО2, данный документ был бы направлен на доработку, в том числе с привлечением к работе специалистов администрации района, что было сделано только после отклонения принятого решения главой района.

6) В нарушение Регламента при рассмотрении проектов о внесении изменений в Устав Солнечного муниципального района в части определения источника официального опубликования муниципальных правовых актов в силу ФЗ РФ № 83-Ф3 от 18.04.2018 г., а также в части введения на основании части 3 статьи 1 Закона Хабаровского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Хабаровском крае» дополнительных гарантий депутатам района. Проект решения о внесении изменений в Устав района по закону № 83- ФЗ внесен представительному органу администрацией района в декабре 2018 года и рассмотрен 21.12.2018 г. Рассмотрение проекта Собранием депутатов было назначено по итогам его официального опубликования в газете «Солнечный меридиан» на 25.12.2018 г. По причине того, что проектом решения вносились изменения в Устав не в форме точного воспроизведения положений Конституции РФ, федеральных законов, Устава Хабаровского края, в связи с чем необходимо было назначить и провести публичные слушания, проект не был вынесен на рассмотрение Собранию депутатов.

Проект, внесенный главой района по Закону № 83-Ф3, к заседанию постоянных комиссии, назначенному на 14.02.2019 г. объединен с проектом решения о внесении изменений в Устав района по дополнительным гарантиям депутатам, который, в свою очередь, внесен группой депутатов в количестве 5 человек. Объединенный проект получил отрицательную оценку со стороны органов прокуратуры, правового отдела администрации района и к 21.02.2019 г. в видоизмененном варианте вынесен на рассмотрение Собрания депутатов, а затем отправлен на публичные слушания. По итогам проведенных 18.03.2019 г. публичных слушаний Собранию депутатов выработаны рекомендации о необходимости внести изменения в проект решения в целях приведения его в соответствие с требованиями действующего законодательства. К рассмотрению 25.04.2019 г. на совместном заседании постоянных комиссий проект решения о внесении изменений в Устав не учел все рекомендации по итогам публичных слушаний. Данный проект в нарушение ч. 4 ст. 44 Регламента не был направлен главе района. Для сведения 22.04.2019 проект передан в отдел правовой кадровой работы, на который главой района внесены поправки. По итогам рассмотрения его на комиссиях проект не принят и не отклонен, отправлен на доработку. В мае месяце 2019 года проект вновь запущен председателем Собрания депутатов в работу в том варианте, как был изначально внесен к заседанию на 21.02.2019 г., т.е. без учета проведенных публичных слушаний. По итогам рассмотрения его 23.05.2019 на совместном заседании постоянных комиссий проект решения опять не принят и снят с рассмотрения на очередном заседании Собрания депутатов. Нарушение в данном случае усматривается в том, что инициатор проекта решения о внесении изменений в Устав по закону № 83-Ф3 не отзывал проект в своей части, чем допущено нарушение ч. 5 ст. 9 Регламента; проект решения, не принятый и не отклоненный дважды на заседании постоянной комиссии, дальнейшему рассмотрению не подлежит (ч. 4 ст. 41 Регламента). В тоже время проекты по Закону № 83-Ф3 и по установлению дополнительных гарантий депутатов самостоятельными проектами внесены на рассмотрение Собранию депутатов 20.06.2019, и после вновь проведенных публичных слушаний приняты Собранием депутатов 15.08.2019 г.

7) Согласно п. 10 ч. 6 ст. 24 Устава района председатель координирует деятельность постоянных комиссий. Тенденция проведения на протяжении всего 2019 года совместных заседаний постоянных комиссий, которые совмещаются с одновременным проведением заседаний Собрания депутатов, председательствует на которых ФИО2, не способствует эффективному и своевременному рассмотрению вносимых проектов решений. К примеру, к заседанию Собрания депутатов, назначенному на 18.07.2019 г., главой района внесен проект решения «О внесении изменений в решение Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 21.12.2018 г. № 36 «О районном бюджете Солнечного муниципального района на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов», рассмотрение которого ФИО2 предложено отложить в связи с необходимостью представления Собранию депутатов информации и документов относительно приобретения управлением образования транспортного средства, а также закупки услуг на обустройства ограждения в детском саду «Алёнушка». Предварительная подготовка с запросом всех необходимых документов и информации от субъекта правотворческой инициативы и проведение заседания соответствующей постоянной комиссии по данному вопросу с приглашением представителей финансового управления, управления образования, руководства дошкольного образовательного учреждения на комиссию позволило бы снять все вопросы непосредственно к заседанию Собрания депутатов, и решение было бы рассмотрено своевременно. Нарушение порядка предварительного рассмотрения вопросов комиссиями привело к отложению рассмотрения данного вопроса и назначения внеочередного заседания на 15.08.2019 г. Причем на данном заседании у председателя опять имелись претензии к закупке услуг на ограждение детского сада, основанные на личном мнении, однако решение принято депутатами. Аналогичное имело место и при рассмотрении ряда проектов решений о внесении изменений в Устав района, при принятии решения по организационно-материальному обеспечению деятельности органов местного самоуправления района.

8) Исходя из статьи 1 Положения о Собрании депутатов, Собрание является юридическим лицом, о чем в едином государственном реестре юридических лиц внесена запись об этом, руководителем исполнительного органа в реестре обозначен ФИО2 Для организационного обеспечения деятельности Собрание имеет аппарат. Уйдя в отпуск в августе и сентябре 2019 года, председатель в то же время не обеспечил возможность взаимодействия представительного органа с иными органами власти. В частности, 15.08.2019 г. на официальную почту Собрания депутатов поступил запрос от Главного управления по взаимодействию с правоохранительными органами Губернатора и Правительства края о предоставлении в срочном порядке информации и документов о подтверждении полномочий депутатов представительного органа района и поселений. Поскольку данный запрос не был отработан, орган власти края вынужден был обратиться непосредственно к администрации района об организации работы по получению необходимых сведений и документов в рамках проводимых проверок в отношении депутатов Солнечного района.

Рассмотрение вопроса об освобождении от должности председателя Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края ФИО2 включено в повестку внеочередного заседания Собрания депутатов от 19.09.2019 г.

Из протокола внеочередного заседания Собрания депутатов от 19.09.2019 г. № 17 следует, что депутатами заслушано предложение группы депутатов по вопросу об освобождении от должности Председателя Совета депутатов ФИО2, по данному вопросу выступили ряд депутатов, в том числе ФИО10, ФИО14, ФИО15, ФИО5, ФИО16 На заседании присутствовали 13 депутатов; отсутствовали депутаты ФИО17 и ФИО18ФИО2 участвовал в указанном заседании, воспользовался своим правом выступить при обсуждении вопроса об освобождении его от должности председателя Собрания депутатов.

По результатам обсуждения за решение об освобождении от должности председателя Собрания депутатов ФИО2 проголосовало 13 депутатов, из них «за» - 9 человек, «против» - 4 человека, воздержалось - 0 человек.

Решением Собрания депутатов от 19.09.2019 г. № 123 ФИО2 досрочно освобожден от должности председателя Собрания депутатов с 19 сентября 2019 г.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Солнечного муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 11.05.2005 г. № 26 (в редакции от 30.11.2018 г.), Регламентом Собрания депутатов, утвержденным решением Собрания депутатов от 19.12.2012 г. № 67, Положением о Собрании депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края, утвержденным решением Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края от 19.12.2012 г. № 66 и пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по мотиву того, что у Собрания депутатов имелись правовые основания для освобождения ФИО2 от должности председателя.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, так как он постановлен с учетом всех обстоятельств дела на основании анализа представленных письменных доказательств, показаний свидетелей, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Так, из материалов дела следует, что численный состав инициативной группы депутатов, выдвинувших Предложение о внесении на рассмотрение Собрания депутатов о досрочном освобождении истца от должности составило 1/3 от установленного числа депутатов, что согласуется с требованиями части 4 статьи 24 Устава, пункта 4 статьи 71 Регламента и пункта 4 статьи 15 Положения. То есть Решение об освобождении ФИО2 от должности председателя Собрания депутатов принято большинством голосов депутатов, что соответствует требованиям части 4 статьи 24 Устава и пункта 6 статьи 71 Регламента.

Таким образом, учитывая, что по результатам обсуждения Предложения девять из тринадцати депутатов проголосовали за досрочное освобождение ФИО2 от должности, что соответствует требованиям Регламента, при этом вопрос о досрочном освобождении истца как председателя Собрания депутатов в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится к исключительной компетенции Собрания депутатов, то у суда не было законных оснований для признания оспариваемого Решения незаконным.

Факты, изложенные в Предложении о досрочном освобождении ФИО2 от должности председателя Собрания депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края, и являющиеся оценкой качества и эффективности осуществления истцом своих полномочий по занимаемой должности, нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела. Кроме того, указанные в Предложении обстоятельства истец, по сути, не отрицал, а лишь указывал на их иную оценку.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что Предложение и Решение об освобождении от должности не мотивированы, не соответствуют фактическим обстоятельствам, не подтверждены доказательствами, поэтому эти доводы судебная коллегия отклоняет как опровергающиеся материалами дела.

Довод жалобы о том, освобождение истца от должности явилось результатом действий администрации и части депутатов, вызванных усилением контроля администрации с целью недопущения ею нецелевого и нерационального расходования бюджетных средств, не может быть принят во внимание, так как не подтвержден в порядке ст. 56 ГПК РФ надлежащими доказательствами.

В целом доводы жалобы не содержат обстоятельств, которые не были проверены судом первой инстанции при рассмотрении спора по существу, они повторяют позицию истца, изложенную в судебном заседании и получившую оценку в обжалуемом решении, и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может повлечь отмену судебного постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено, судебная коллегия считает, что решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам истца не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Солнечного районного суда Хабаровского края от 13 января 2020 года по гражданскому делу по иску ФИО2 к Собранию депутатов Солнечного муниципального района Хабаровского края о признании незаконным решения об освобождении от должности, взыскании денежного содержания оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий Е.С. Жельнио

Судьи Н.В. Пестова

ФИО19