ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-6/2023 от 20.07.2023 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делусудья Слепцов И.В.

Дело № 33-2435/2023(дело в суде 1 инст. № 2-6/2023)УИД 75RS0008-01-2022-000916-95

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чайкиной Е.В.

судей краевого суда Погореловой Е.А., Казакевич Ю.А.

при секретаре Вашуриной О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 20 июля 2023 г. гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО2,

на решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 31 января 2023 г. которым постановлено:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю включить в специальный стаж ФИО1 для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ следующие периоды:

- с 01.01.1997 по 31.08.2004 в должности преподавателя – организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки);

- с 01.09.2004 по 31.12.2008 в должности учителя физической культуры;

- а также периоды нахождения в учебных отпусках с 29 октября 2010 года по 10 ноября 2011 года, с 21 ноября 2011 года по 10 декабря 2011 года, с 21 марта 2012 года по 09 апреля 2012 года, с 06 ноября 2012 года по 30 ноября 2012 года, с 08 апреля 2013 года по 02 мая 2013 года, с 06 ноября 2013 года по 30 ноября 2013 года, с 15 сентября 2014 года по 09 октября 2014 года, с 27 ноября 2014 года по 21 декабря 2014 года, с 01 марта 2015 года по 19 апреля 2015 года.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 23 февраля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия

у с т а но в и л а:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что 23 февраля 2022 г. он обратился в пенсионный орган для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением заместителя руководителя Управления в установлении пенсий Отделения ПФР по Забайкальскому краю от 24 мая 2022 г. № 4724 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии, так как страховой стаж составил 32 года 09 месяцев 01 день, специальный стаж 14 лет 04 месяца 20 дней. В продолжительность специального стажа не включен период работы с 01 января 1997 г. по 31 декабря 2008 г. в должности руководителя ОБЖ, учителя ОБЖ в Хадабулакской средней общеобразовательной школе, так как Списком № 781 от 29 октября 2002 г. должность руководителя ОБЖ не предусмотрена, также в специальный стаж не включены периоды нахождения в специальных отпусках с 29 октября 2010 г. по 10 ноября 2011 г., с 21 ноября 2011 г. по 10 декабря 2011 г., с 21 марта 2012 г. по 09 апреля 2012 г., с 06 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 08 апреля 2013 г. по 02 мая 2013 г., с 06 ноября 2013 г. по 30 ноября 2013 г., с 15 сентября 2014 г. по 09 октября 2014 г., с 27 ноября 2014 г. по 21 декабря 2014 г., с 01 марта 2015 г. по 19 апреля 2015 г. Вместе с тем, в книге протоколов заседаний педагогических советов за период с 1997 года по 2007 год занимаемая истцом должность указана «учитель ОБЖ» и указаны часы распределяемой на учебный год педагогической нагрузки по предмету ОБЖ, что подтверждает непосредственное выполнение обязанности учителя ОБЖ. Указанные периоды работы подлежат включению в льготный стаж, так как истец работал учителем в сельской школе. Периоды нахождения в учебных отпусках подтверждаются соответствующими дипломами и справками-вызовами. С учетом уточнений исковых требований, просил обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю включить в специальный стаж истца для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ следующие периоды с 01.01.1997 по 31.12.2008 в должности учителя ОБЖ, физической культуры, черчения; а также периоды нахождения в учебных отпусках с 29.11.2010 по 10.11.2010, с 21.11.2011 по 10.12.2011, с 21.03.2012 по 09.04.2012, с 06.11.2012 по 31.11.2012, с 08.04.20163 по 02.05.2013, с 06.112013 по 30.11.2013, с 07.04.2014 по 01.05.2014, с 15.09.2014 по 09.10.2014, с 27.11.2014 по 21.12.2014, с 01.03.2015 по 19.04.2015. Обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 23 февраля 2022 года.

Определением суда от 01 декабря 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МОУ «Хадабулакская СОШ».

Определением суда от 24 января 2023 ответчик - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю заменено в порядке правопреемства на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю.

В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО2 просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, в котором удовлетворении указанных требований отказать. Указывает, что в период с 01.01.1997 по 31.12.2008, за исключением 2003 года, должность истца поименована как «руководитель ОБЖ», «учитель ОБЖ» ошибочно, без учета приказа Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации от 16 марта 1993 г. № 66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях». Считает, что норма педагогической нагрузки ФИО1 по должности учитель ОБЖ в объеме 36 часов не выполнялась. При этом учебная нагрузка по непосредственно курсу ОБЖ 9 часов в неделю по должности - учитель ОБЖ за периоды 2001-2002, 2004-2008 также не выполнялась. Сведения о переводе на другую должность, как в трудовой книжке, так и в личном листке по учету кадров отсутствуют. Приказы о переводе ФИО1 на иную должность также не представлены. Считает, что работа истца в должности «учитель ОБЖ», «руководитель ОБЖ» право на досрочное пенсионное обеспечение не влечет, в связи, с чем у ФИО1 отсутствует достаточная продолжительность стажа для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости с даты обращения за ней.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО1 просит оставить решение суда первой инстанции в силе, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В дополнениях к апелляционной жалобе, поданных в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции, представитель ответчика ФИО3 просит решение суда в части возложения обязанности на ОСФР по Забайкальскому краю включить в специальный стаж истца периода работы с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2008 г. в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), с 1 сентября 2004 г. по 31 декабря 2008 г. в должности учителя физической культуры, а также в части возложения обязанности назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию с 23 февраля 2023 г. отменить, принять решение об отказе в удовлетворении указанных требований. Указывает, что принимая решение об обязании назначить истцу досрочную страховую пенсию с 23 февраля 2022 г., суд первой инстанции не применил п. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400 –ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которому страхования пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону. В связи с изменениями в пенсионном законодательстве с 1 января 2019 г. право на назначение пенсии у педагогических работников возникает спустя определенное время после выработки специального стажа. Так дата назначения досрочной страховой пенсии откладывается на 0,5 года – если стаж выработан в 2019 г., на 1,5 года – если стаж выработан в 2020 г., на 3 года – если стаж выработан в 2021 г., на 4 года – если стаж выработан в 2022 г., на 5 лет – если стаж выработан в 2023 г. В нарушение указанной нормы судом первой инстанции не установлена календарная дата выработки истцом специального стажа 25 лет с целью определения календарной даты, с которой у истца возникает право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

В суд апелляционной инстанции ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Забайкальскому краю, третье лицо МОУ «Хадабулакская СОШ» своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.

Согласно ст. 155.1 ГПК РФ судебное заседание проведено путем использования системы видеоконференц-связи с Борзинским городским судом Забайкальского края с участием истца ФИО4

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав истца ФИО1, полагавшего решение законным и не подлежащим отмене, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции РФ, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (часть 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В части 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Списком должностей, работа на которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрена должность преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), при этом, пунктом 1 Правил исчисления сроков по выслуге лет для назначения пенсии по выслуге лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, установлена необходимость выполнения нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрена должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)", а также, пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В силу пункта 6 указанных Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Приказом Министерства образования Российской Федерации N 235 от 7 июня 1993 г. "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик", руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности", было рекомендовано привести наименование должности работника, ведущего этот курс, в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 г. N 66/85.

Как установлено пунктом 4.1 Приказа Министерства образования Российской Федерации N 66, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 85 от 16 марта 1993 г. "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности: должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год). При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0,5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица, обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 23 февраля 2022 г. обратился в Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда РФ по Забайкальскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением заместителя руководителя Управления установления пенсий Отделения ПФР по Забайкальскому краю от 24 мая 2022 г. № 4724 истцу было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с недостаточностью специального стажа.

В продолжительность специального стажа истца не включен период работы с 01 января 1997 г. по 31 декабря 2008 г. в должности руководителя ОБЖ, учителя ОБЖ в Хадабулакской средней общеобразовательной школе, так как Списком № 781 от 29 октября 2002 г. должность руководителя ОБЖ не предусмотрена.

Также в специальный стаж не включены периоды нахождения в учебных отпусках с 29 октября 2010 г. по10 ноября 2011 г., с 21 ноября 2011 г. по 10 декабря 2011 г., с 21 марта 2012 г. по 09 апреля 2012 г., с 06 ноября 2012 г. по 30 ноября 2012 г., с 08 апреля 2013 г. по 02 мая 2013 г., с 06 ноября 2013 г. по 30 ноября 2013 г., с 15 сентября 2014 г. по 09 октября 2014 г., с 27 ноября 2014 г. по 21 декабря 2014 г., с 1 марта 2015 г. по 19 апреля 2015 г.

На момент обращения истца за пенсией страховой стаж истца составил 32 года 09 месяцев 01 день, специальный стаж 14 лет 04 месяца 20 дней.

Полагая свое право на пенсионное обеспечение нарушенным, ФИО1 обратился в суд.

Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов работы с 01 января 1997 г. по 31 августа 2004 г. в должности преподавателя - организатора основ безопасности жизнедеятельности, с 1 сентября 2004 г. по с 31 декабря 2008г. в должности учителя Хадабулакской средней общеобразовательной школе, суд первой инстанции руководствовался приведенными выше положениями законодательства, а также имеющимися в деле доказательствами, в частности списками по учебной нагрузке, приказами о назначении педагогической нагрузки, тарификационными списками, штатными расписаниями, приказом Минобразования РФ № 66, ГКЧС РФ № 85 от 16.03.1993 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях».

Разрешая и удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периодов нахождения истца в учебных отпусках с 29.11.2010 по 10.11.2010, с 21.11.2011 по 10.12.2011, с 21.03.2012 по 09.04.2012, с 06.11.2012 по 31.11.2012, с 08.04.20163 по 02.05.2013, с 06.112013 по 30.11.2013, с 07.04.2014 по 01.05.2014, с 15.09.2014 по 09.10.2014, с 27.11.2014 по 21.12.2014, с 01.03.2015 по 19.04.2015, суд первой инстанции исходил из положений ст. 173 Трудового кодекса РФ, п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30, а также приказами работодателя о предоставлении дополнительных отпусков.

Установив, что с учетом включения спорных периодов работы в стаж истца его продолжительность на дату обращения - 23 февраля 2022 г. составляет 27 лет 01 месяц и 01 день, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости с 23 февраля 2023 г.

Как следует из апелляционной жалобы и дополнений к ней, решение суда обжалуется ответчиком в части включения в страховой стаж истца периода работы с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2004 г. в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки), с 1 сентября 2004 г. по 31 августа 2008 г. в должности учителя, а также даты назначения истцу досрочной страховой пенсии, то оно будет проверено судебной коллегией только в указанной части.

Проверяя доводы апелляционной жалобы ответчика и дополнений к ней, судебная коллегия находит их частично заслуживающими внимания.

Как установлено судом, и следует из трудового договора и записи в трудовой книжки, ФИО1 1 декабря 1994 г. был принят в Хадабулакскую среднюю школу № 17 (в последующем переименованную в муниципальное учреждение «Хадабулакская СОШ») учителем ОБЖ.

Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, в школах, наряду с другими, предусмотрена должность учителя.

Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены должность «учителя», а также «преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)», а в разделе «Наименование учреждений» - школы всех наименований.

Как следует из Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителя образовательных организация, утвержденной постановление Правительства РФ от 08 августа 2013 года N 678 учитель и преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки) являются самостоятельными должностями.

Согласно и 4.4. Приказа Минобразования РФ N 66, ГКЧС РФ N 85 от 16 марта 1993 года «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях» в стаж работы по специальности (в т.ч. при оплате за часы преподавательской работы по курсу ОБЖ сверх установленной нормы и оплате учителей, преподавателей, привлекаемых для преподавания курса ОБЖ) включается, кроме работы в этой должности, время работы (службы), соответствующей профилю преподаваемого предмета.

Пунктом 3 вышеуказанного Приказа проведение занятий по курсу ОБЖ в общеобразовательных учреждениях (со II по XI класс) и в учреждениях начального и среднего профессионального образования возложить на преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности. До полного укомплектования учреждений образования преподавателями-организаторами основ безопасности жизнедеятельности за проведение занятий по курсу ОБЖ оплату труда производить в порядке и на условиях, предусмотренных для учителей и преподавателей.

Исходя из вышеизложенных норм, введение в школах должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, не исключает преподавание предмета ОБЖ учителем.

Как следует из тарификационных списков образовательного учреждения, истец именовался как учитель с возложением на него учебной нагрузки по предмету основы безопасности жизнедеятельности.

Вместе с тем, как следует из ответа Комитета образования и молодежной политики администрации муниципального района "Борзинский район" штатными расписаниями с 1997 по 2002 г.г. в МОУ СОШ с. Хадабулаг предусматривалась должность руководитель ОБЖ, в 2003 г. должность "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)". С 2004 г. должность "преподаватель - организатор основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)" исключена. После исключения из учебного плана предмета "начальная военная подготовка" и введение предмета основы безопасности жизнедеятельности, введена должность "руководитель ОБЖ", которая впоследствии была изменена на "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности".

Как следует из материалов дела (лицевых счетов по заработной плате), штатных расписаний школы) и не оспаривалось ответчиком, в спорные периоды истец занимал штатную должность, поименованную как «руководитель ОБЖ». Вместе с тем, должностные обязанности ФИО1, как руководителя ОБЖ были аналогичны установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н, по должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности, с учетом осуществления им деятельности как преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, педагогической нагрузки по предмету "ОБЖ",

Согласно Письму Минобразования РФ от 23 февраля 2000 г. N 336/11-13, пункту 5 Постановления Совмина РСФСР от 14 мая 1991 г. N 253 "О допризывной подготовке учащейся молодежи в государственных общеобразовательных учебных заведениях в РСФСР", постановления Минтруда РФ от 03 октября 2002 г. N 68, первоначально преподавание курса начальной военной подготовки в общеобразовательном учебном заведении (средней школе) осуществлялось военными руководителями, руководителями допризывной подготовки молодежи, должность которых впоследствии была заменена на должность преподавателя курса "основы безопасности и жизнедеятельности", а затем "преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности" допризывной подготовки".

Вышеуказанным постановлением Минтруда РФ от 3 октября 2002 г. N 68 было установлено тождество наименования должности "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности" наименованию должности "военный руководитель".

Учитывая изложенные нормы права, а также характер, содержание и направленность выполняемой истцом работы в должности руководителя ОБЖ в средней школе, которая являлась педагогической деятельностью, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения в специальный стаж истца периодов работы с 01.01.1997 по 31 августа 2001 г., с 1 сентября 2002 г. по 31 августа 2004 г. в должности преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности в МОУ СОШ с. Хадабулак, дающей право на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Доводы жалобы о неправильном наименовании должности истца «учитель ОБЖ», «руководитель ОБЖ», судебная коллегия отклоняет, поскольку характер и специфика, осуществляемых ФИО1 должностных обязанностей в спорный период тождественны должностным обязанностям преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности и данная должность включена в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Данное обстоятельство подтверждается разъяснением Комитета образования и молодежной политики муниципального района «Борзинский район», данным 6 сентября 2022 г. суду первой инстанции, из которых следует, что штатным расписаниями с 1997 по 2002 г. в МОУ СОШ с. Хадабулак предусматривалась должность «руководитель ОБЖ», в 2003 г. должность «преподаватель-организатор ОБЖ (допризывной подготовки) исключена. После исключения из учебного плана предмета «начальная военная подготовка» и введения предмета «ОБЖ», вместо должности военный руководитель» в штатное расписание была введена должность «Руководитель ОБЖ», которая впоследствии была заменена на «преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности» (допризывной подготовки). Наименование должности «руководитель ОБЖ» не предусмотрено ни одним нормативным документом. Предусмотрены должности: «руководитель допризывной подготовки (военный руководитель)», «преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)», «руководитель допризывной подготовки молодежи», «военный руководитель». Работа, выполняемая ФИО1 в качестве «руководителя ОБЖ» тождественна работе по должностям «военный руководитель», «преподаватель-организатор безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки)», указанным в Списке должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости (том 1 л.д. 66-68).

Вместе с тем, судебная коллегия полагает заслуживающими внимания доводы жалобы ответчика о не полном выполнении истцом учебной нагрузки по указанной должности.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года N 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

В пп. 4.1 Приказа Минобразования Российской Федерации и ГКЧС Российской Федерации от 16 марта 1993 года N 66/85 «Об организации подготовки учащихся по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрено, что в образовательных учреждениях преподавателям-организаторам ОБЖ должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год).

Приказом Минобрнауки России от 22 декабря 2014 года N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) и порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» для преподавателей-организаторов ОБЖ также установлена продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю.

Согласно представленным в материалы дела приказам о распределении учебной нагрузки, тарификационным спискам истцу установлена педагогическая нагрузка:

- в 1996-1997 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 14 часов, 1997 – 1998 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 15 часов, 1998 – 1999 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 13 часов, 1999 – 2000 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 13 часов, 2000 – 2001 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 10 часов, 2001 – 2002 учебный год учебная нагрузка по предмету ОБЖ 8 часов, 2002 – 2003 учебный год учебная нагрузка 9 часов ОБЖ, 2 часа черчения, 2 часа факультатива, 2003 – 2004 учебный год учебная нагрузка 9 часов ОБЖ, ведутся за счет ставки руководителя ОБЖ, 2 часа черчения, 2 часа факультатива оплачиваются как учителю.

Таким образом, поскольку в период 2001-2002 г. педагогическая нагрузка истца в должности руководителя ОБЖ составила 8 часов в неделю, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по включению периода с 1 сентября 2001г. по 31 августа 2002 г. в стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Доводы истца о том, что данный период подлежит включению в специальный стаж, поскольку работа в это период времени протекала в сельской местности, отклоняются судебной коллегий как несостоятельные.

Пункт 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, распространяется на учителей расположенных в сельской местности общеобразовательных школ, тогда как ФИО1 занимал выполнял должностные обязанности по должности руководителя основ безопасности жизнедеятельности в сельской школе. Ставки учителя ОБЖ согласно штатных расписаний в школе не было предусмотрено.

С учетом изложенного, в указанной части решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении данного требования ФИО1

Вместе с тем, судебная коллегия находит необоснованными доводы жалобы ответчика об отсутствии оснований для включения в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ периода работы истца с 01.09.2004 по 31.12.2008.

Как указано выше истец был принят в Хадабулакскую среднюю школу № 17 на должность учителя. До 2004 г. истец фактически исполнял обязанности по должности руководителя ОБЖ, имея педагогическую нагрузку.

Как следует представленной в материалы дела образовательным учреждением копии из книги приказов, 11 мая 2004 г. с должности учителя физической культуры был уволен ФИО5 (т. 2 л.д. 62).

Согласно представленным в материалы дела приказам о распределении учебной нагрузки, тарификационным спискам истцу была установлена педагогическая нагрузка: 2004 – 2005 учебный год учебная нагрузка 20 часов физкультуры, 3 часа ОБЖ, 2 часа черчения, 2005 – 2006 учебный год учебная нагрузка 25,5 часа в неделю (14 часов физкультуры, 7 часов ОБЖ, 2 часа черчения), 2006 – 2007 учебный год учебная нагрузка 23 часа (14 часов физкультуры, 7 часов ОБЖ, 2 часа черчения), 2007 – 2008 учебный год учебная нагрузка 29 часов в неделю (14 часов физкультуры, 7 часов ОБЖ, 2 часа черчения, 5 часов краеведения, 1 час факультатив), 2008 – 2009 учебный год учебная нагрузка 23 часа в неделю (14 часов физкультуры, 7 часов ОБЖ, 2 часа черчения).

Таким образом, с 2004 г. ФИО1 выполнял обязанности учителя с педагогической нагрузкой по учебному предмету учителя физической культуры и учителя черчения.

Поскольку образовательное учреждение, в котором работал истец, расположено в сельской местности, с учетом применения пункта 6 Правил от 29 октября 2002 г. N 781 и нашедшего подтверждение факта выполнения истцом педагогической нагрузки в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, периоды работы истца в должности учителя физической культуры в муниципальном учреждении «Хадабулакская СОШ») правомерно включены судом первой инстанции в специальный стаж.

Полагая данные выводы правомерными, судебная коллегия исходит из того, что ФИО1 зарегистрирован в системе персонифицированного учета с 22 января 1999 г.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Из лицевого счета застрахованного лица ФИО1, следует, что индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорный период, а именно с 01.01.2002 по 31.12.2008 представлен работодателем в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации с указанием кода льготных условий труда 28-ПД (выписка от 17 мая 2022г. т. 1 л.д. 189 - 197).

Учитывая, что письменных доказательств, опровергающих достоверность указанных сведений в лицевом счете застрахованного лица ФИО1, материалы дела не содержат, работодателем данные лицевого счета истца не корректировались, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о том, что спорный период работы с 01.01.2002 по 31.12.2008 ответчиком необоснованно исключен из специального стажа истца для досрочного назначения страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях".

Вместе с тем, судебная коллегия полагает обоснованными доводы жалобы ответчика о неправильном исчислении календарной даты назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости.

Как следует из решения, судом эта дата обусловлена датой обращения истца за пенсией – 23 февраля 2022 г., что является неверным.

Согласно пункта 1.1. ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В приложении N 7 к ФЗ «О страховых пенсиях» указано, что в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с пп. 19 - 21 ч. 1 ст. 30 настоящего Федерального закона не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.

При этом частью 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 года приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из ответа ОСФР по Забайкальскому краю, данного в ходе рассмотрения дела суду апелляционной инстанции и приобщенного к материалам дела в качестве нового доказательства, специальный (педагогический) стаж 25 лет с учетом периодов, зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке, а также с учетом периодов, подлежащих включению в стаж в судебном порядке, выработан ФИО1 25 декабря 2020 г.

Таким образом, исходя из установленных судом обстоятельств и действующего правового регулирования в области пенсионного обеспечения, право на пенсию у истца возникает с 26 декабря 2022 года (25 декабря 2020 г. + 24 месяца).

С учетом изложенного, решение суда в части даты возникновения у истца права на досрочное пенсионное обеспечение подлежит изменению.

В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Борзинского городского суда Забайкальского края от 31 января 2023 г. в части удовлетворения исковых требований ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю о включении периодов работы с 1 сентября 2001 г. по 31 августа 2002 г. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований в указанной части отказать.

Это же решение в части назначения досрочной страховой пенсии по старости изменить.

Возложить обязанность на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю обязанность назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 26 декабря 2022 года.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Забайкальскому краю ФИО2 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Борзинский городской суд Забайкальского края.

Председательствующий

Судьи