дело № 33-3-9408/2021
Судья Ивахненко Л.С. ГД № 2-700/2021
УИД: 26RS0016-01-2021-000937-41
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 20.10.2021
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Калоевой З.А., Медведевой Д.С.,
при секретаре судебного заседания Костине Э.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Бурым А.Н. на решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14.07.2021 по гражданскому делу по исковому заявлению Бурым А.Н. к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании распоряжения об увольнении незаконным, отмене распоряжения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Калоевой З.А., судебная коллегия
установила:
Бурым А.Н. обратился с иском к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании распоряжения об увольнении незаконным, отмене распоряжения, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула (т. 1 л.д. 5-10).
Обжалуемым решением Кировского районного суда Ставропольского края от 14.07.2021 отказано в удовлетворении исковых требований Бурым А.Н. к администрации Кировского городского округа Ставропольского края о признании распоряжения № 44л/с от 14.05.2021 об увольнении Бурым А.Н. незаконным, отмене распоряжения № 44л/с от 14.05.2021, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда (т. 1 л.д. 219-229).
В апелляционной жалобе истец Бурым А.Н. просит отменить решение суда, как незаконное, поскольку выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Ссылается на то, что в период с 20.01.2020 по 26.06.2020 не был лицом, обязанным исполнять требования антикоррупционного законодательства, так как не занимал должность директора МКУ «Зеленый город», в связи с незаконным увольнением. Указывает на отсутствие ведомственных нормативных актов (локальных актов организации) о продлении срока предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019. При увольнении не получено согласие профсоюзного комитета работников администрации Кировского городского округа на его увольнение (т. 1 л.д. 233-236).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу глава Кировского городского округа Ставропольского края Лукинов В.Ф. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (т. 1 л.д. 242-246).
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Кировского района Миллер В.Г. также просит решение Кировского районного суда Ставропольского края оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения (т. 2 л.д. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителя администрации Кировского городского округа Ставропольского края по доверенности Калюжного А.Н., не признавшего доводы апелляционной жалобы, просившего решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное; прокурора Дрёмову М.Д. полагавшей, что основания для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции отсутствуют. Обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Пункт 4 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) в качестве общего основания прекращения трудового договора указывает его расторжение по инициативе работодателя.
Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами работником, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
Категории работников, трудовой договор с которыми подлежит расторжению по данному пункту, определены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Трудовым кодексом Российской Федерации, Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» гражданами, претендующими на замещение должностей в государственных корпорациях (компаниях), иных организациях, созданных на основании федеральных законов, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации, и лицами, замещающими указанные должности»; постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 № 613 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты представляемых сведений и соблюдения работниками требований к служебному поведению».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2013 № 309 «О мерах реализации отдельных положений ФЗ "О противодействии коррупции» утвержден также перечень должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социального развития Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.05.2012 № 223н утвержден «Перечень должностей замещаемых на основании трудового договора в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством труда и социального развития Российской Федерации, при назначении на которые и при замещении которых граждане обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее по тексту - Перечень).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ) лица, замещающие должности, указанные в п.п. 1.1-3.1 данной части, в том числе руководители государственных (муниципальных) учреждений обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Невыполнение гражданином или лицом, указанным в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, обязанности, предусмотренного ч. 1 ст. 8, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, увольнение его с государственной или муниципальной службы, с работы в Центральном банке Российской Федерации, государственной корпорации, Пенсионном Фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иной организации, создаваемой Российской Федерацией на основании федерального закона, увольнение с работы в организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также в государственном (муниципальном) учреждении (ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В соответствии со ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 193 ТК РФ, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 17.01.2018 распоряжением Главы Кировского городского округа Ставропольского края от 17.01.2018 № 18л/с Бурым А.Н. принят на работу и назначен на должность директора МКУ «Зеленый город» (т. 1 л.д. 13).
17.01.2018 между администрацией Кировского городского округа Ставропольского края (работодатель) и Бурым А.Н. (работник) заключен трудовой договор о назначении работника на должность директора МКУ «Зеленый город» (т. 1 л.д. 14-20).
Согласно п. 2.1.23 указанного трудового договора работник обязан представлять работодателю в письменной форме сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги /супруга/ и несовершеннолетних детей. Сведения представляются руководителем муниципального учреждения ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, в отдел правового и кадрового обеспечения администрации Кировского городского округа Ставропольского края (т. 1 л.д. 16).
20.01.2020 распоряжением Главы Кировского городского округа Ставропольского края от 20.01.2020 № 5л/с Бурым А.Н. уволен с должности директора МКУ «Зеленый город» за неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание в, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (т. 1 л.д. 26).
26.06.2020 распоряжением Главы Кировского городского округа Ставропольского края от 26.06.2020 № 40л/с отменено распоряжение администрации от 20.01.2020 № 5л/с об увольнении Бурым А.Н., он допущен к исполнению трудовых обязанностей с 26.06.2020 в должности директора МКУ «Зеленый город» (т. 1 л.д. 27).
17.02.2021 в адрес администрации Кировского городского округа прокуратурой Кировского района внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, согласно которому директором МКУ «Зеленый город» Бурым А.Н. не представлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 г., причиной нарушения закона явилось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и халатное отношение к соблюдению соответствующих обязанностей и ограничений со стороны Бурым А.Н. и должностных лиц администрации Кировского городского округа, которые своевременно не выявили данное грубое нарушение закона (т. 1 л.д. 102-103).
09.03.2021, на основании указанного представления прокуратуры Кировского района, администрацией Кировского городского округа издано распоряжение от 09.03.2021 № 23л/с « О проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017-2019 г.г. в отношении Бурым А.Н.» (т. 1 л.д. 106).
11.03.2021 Бурым А.Н. получено уведомление о проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т. 1 л.д. 107).
23.03.2021 Бурым А.Н. получено письмо о необходимости предоставления письменных пояснений по факту проводимой в отношении него проверки, с приложением соответствующих документов о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и справок по банковским счетам и остаткам на них денежных средств за 2017-2019 г.г. (т. 1 л.д. 105).
02.04.2021 Бурым А.Н. получено уведомление о необходимости предоставления объяснительной записки и информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых за 2017-2019 г.г. (т. 1 л.д. 104).
07-08.04.2021 Бурым А.Н. представлены письменные пояснения о предоставлении в 2018-2020 г.г. справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (т. 1 л.д. 121-122).
Согласно «Журналу регистрации приема справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2019 г.», отметок о сдаче деклараций Бурым А.Н. не имеется (т. 1 л.д. 116-118).
06.05.2021, по результатам проверки начальником отдела правового, кадрового обеспечения и профилактики коррупционных правонарушений администрации Кировского городского округа представлен доклад от 06.05.2021, согласно которому установлено, что Бурым А.Н. не представил работодателю сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 г. своих и своей супруги. Внесено предложение о применении к Бурым А.Н. меры ответственности в виде освобождения от занимаемой должности в связи с утратой доверия (т. 1 л.д. 29-33). С результатами проверки в виде доклада Бурым А.Н. ознакомлен под роспись 07.05.2021.
14.05.2021 распоряжением Главы Кировского городского округа Ставропольского края от 14.05.2021 № 44л/с Бурым А.Н. подвергнут дисциплинарному взысканию в виде увольнения с должности директора МКУ «Зеленый город» по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выразившееся в непредставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги за 2019 г., дающих основание для утраты доверия со стороны работодателя (т. 1 л.д. 28).
Разрешая возникший между сторонами спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 81, 192, 193 ТК РФ, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ, исходил из того, что Бурым А.Н. не представлены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 г. в отношении себя и своей супруги. В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что у ответчика имелись правовые основания для прекращения трудового договора с Бурым А.Н. по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. При этом суд указал, что причина непредставления истцом сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих и супруги за 2019 г. не может быть признана объективной и уважительной, увольнение произведено с учетом тяжести проступка, дающего основания для утраты к истцу доверия со стороны работодателя. Порядок соблюдения работодателем процедуры увольнения проверен судом и признан соответствующим нормам трудового законодательства, истец на нарушение процедуры увольнения не указывал.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием. Решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что в период с 20.01.2020 по 26.06.2020 он не был лицом, обязанным исполнять требования антикоррупционного законодательства, поскольку не являлся директором МКУ «Зеленый город» отклоняется судебной коллегией.
В соответствии с «Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнении соответствующей формы справок в 2020 г. (за отчетный 2019 г.)», разработанными Минтрудом России от 27.12.2019 № 18-2/10/В-11200, требованиями антикоррупционного законодательства не предусматривается освобождение служащего (работника) от исполнения обязанности представлять сведения, в частности, в период нахождения его в отпуске (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск без сохранения денежного содержания, отпуск по уходу за ребенком и другие предусмотренные законодательством отпуска), в период временной нетрудоспособности или иной период неисполнения должностных обязанностей.
Таким образом, при восстановлении в прежней должности с 26.06.2020, Бурым А.Н. не может быть в силу действующего антикоррупционного законодательства освобожден от обязанности представления сведений за отчетный 2019 г., в котором он являлся руководителем муниципального учреждения.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01 января по 31 декабря 2019 г.», в связи с реализацией на территории РФ комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой короновирусной инфекции, срок представления сведений о доходах за 2019 г. был продлен до 01.08.2020, органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было указано руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 01 января по 31 декабря 2019 г.
Аналогичные положения закреплены в Поручении Губернатора Ставропольского края от 24.04.2020 № 2-пг.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, обязанность по представлению таких сведений возложена не на работодателя, а на работника, обязанного соблюдать требования антикоррупционного законодательства.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что факт предоставления Бурым А.Н. сведений о доходах за отчетный 2019 г. как депутатом Думы Кировского района в Правительство Ставропольского края, и размещение данных сведений на сайте администрации Кировского городского округа, не может быть расценен как представление им сведений за 2019 г. работодателю, поскольку Бурым А.Н. обязан соблюдать требования антикоррупционного законодательства и как депутат, и как руководитель муниципального учреждения в силу изложенных выше правовых норм.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, специфика публичной службы предопределяет особый правовой статус государственных (муниципальных) служащих и соответственно, необходимость специального правового регулирования, вводящего для них определенные ограничения, запреты и обязанности, наличие которых компенсируется предоставляемыми им гарантиями и преимуществами. К числу таких ограничений относится установленная ст. 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ обязанность лиц, замещающих должности, определенные в данной норме, представлять сведения о своих доходах и расходах, а также о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Неисполнение данной обязанности влечет за собой последствия, предусмотренные, в том числе, п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что при увольнении не было получено согласие профсоюзного комитета работников администрации Кировского городского округа, не могут повлечь отмену обжалуемого решения суда.
Действительно, согласно ст. 373 ТК РФ при принятии решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии с п. 2 (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя), п. 3 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации) или п. 5 (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в выборный орган соответствующей первичной профсоюзной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения;
Между тем, в данном случае трудовые отношения с истцом Бурым А.Н. прекращены по иному основанию - п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, соответственно получение согласия профсоюзного орган не требовалось.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда или его изменению, поскольку они направлены на иную оценку представленных доказательств, выводов суда, но не опровергают их.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах материального права. Процессуальные действия судьи в части движения дела, сбора доказательств и их оценки основаны на законе и не могут быть признаны как необъективный подход к рассмотрению дела. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
В соответствии с п. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе: оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исходя из изложенного, постановленное по делу решение отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности судебного решения, а доводы апелляционной жалобы не содержат, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, правовых оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда Ставропольского края от 14.07.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.10.2021.
Председательствующий:
Судьи: