ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7011/16 от 28.04.2016 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 2-7011/16 Председательствующий – судья Карнеева Е.К.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1702/16

гор. Брянск 28 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:

председательствующего Горбачевской Ю.В.

судей областного суда Алейниковой С.А., Маклашова В.И.

при секретаре Милица Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда гор. Брянска от 21 декабря 2015г. по иску ФИО1 к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Брянской области о признании права на получение пособия на погребение.

Заслушав доклад по делу судьи Маклашова В.И., объяснения ФИО1, возражения представителя Военного комиссариата Брянской области ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является сыном умершего "дата" пенсионера Министерства обороны РФ подполковника А.Э.М., местом его смерти является Украина. "дата" истец обратился в Военный комиссариат Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району с заявлением о выплате пособия на погребение отца, но получил отказ, ввиду отсутствия справки о смерти формы №33, утвержденной Постановлением Правительства РФ. Не соглашаясь с данным отказом, истец указывает на то, что выезд отца на территорию Украины носил временный характер, постоянным местом его жительства являлся г.Дятьково Брянской области, где он был зарегистрирован.

Истец просил признать незаконными действия Министерства обороны РФ и Военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району по отказу истцу в выплате пособия на погребение отца пенсионера Министерства обороны РФ А.Э.М. в размере трехмесячной его пенсии; признать право истца на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии умершего отца пенсионера Министерства обороны РФ А.Э.М.; обязать Военный комиссариат Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району произвести истцу выплату пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером А.Э.М. на день смерти в размере 74096 руб.73 коп.

 Решением Советского районного суда гор. Брянска от 22 декабря 2015г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, поскольку считает его незаконным. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что у ответчика не имелось оснований для отказа в выплате пособия на погребение отца, поскольку его отец А.Э.М. был гражданином РФ, с "дата". по день смерти "дата". проживал и был постоянно зарегистрирован по адресу: <адрес>, являлся пенсионером Министерства обороны РФ и состоял на пенсионном учете в военном комиссариате Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району и ему выплачивалась пенсия. Полагает, что судом не обоснованно не приняты во внимание положения Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993г., согласно которой документы, полученные, в том числе в Украине, не нуждаются ни в какой дополнительной легализации, а лишь в нотариально заверенном переводе документа.

На доводы жалобы принесены возражения представителем военного комиссариата Брянской области ФИО2, которая просит оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда, приняв по делу новое решение.

Представитель Военного комиссариата Брянской области ФИО2 просила оставить решение районного суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представители Министерства финансов РФ, Отдела Военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является сыном пенсионера Министерства обороны РФ подполковника А.Э.М., умершего "дата". в г.Сумы Заречного района Сумской области Украины.

Государственная регистрация факта смерти А.Э.М. произведена Заречным отделом государственной регистрации актов гражданского состояния регистрационной службы Сумского городского управления юстиции (актовая запись от "дата"), что подтверждается свидетельством о смерти серии .

А.Э.М., зарегистрированный по адресу: <адрес> состоял на пенсионном обеспечении в отделе военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району и получал пенсию в размере 24698, 91 руб. В связи со смертью выплата пенсии прекращена с "дата"

"дата" ФИО1 обратился в отдел военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району с заявлением о выплате пособия на погребение отца, на которое в ответе от "дата". ему было отказано, ввиду отсутствия справки о смерти формы №33, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 г. №1274.

Разрешая спор, суд исходил из того, что представленное вместе с заявлением о выплате пособия на погребение свидетельство о смерти А.Э.М. подлежало легализации, поскольку было выдано не консульским учреждением РФ в Украине. В этой связи, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным отказа в выплате истцу пособия на погребение.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они противоречат фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права.

В соответствии с п.2, п.4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012г. № 1609 (далее – Положение), Военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации и входят в состав военных округов.

Согласно п.п. 39 п. 17 Положения осуществление пенсионного обеспечение граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является одной из основных задач военного комиссариата.

Таким образом, разрешение вопроса о выплате пособия на погребение в случае смерти пенсионера Министерства обороны РФ отнесено к компетенции Военного комиссариата Брянской области.

В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации (ст.10 Федерального закона «О погребении и похоронном деле»).

Пособие на погребение не выплачивается, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Право истца на получение пособия на погребение А.Э.М., умершего "дата"., Военным комиссариатом Брянской области не оспаривается, на похороны за счет государства или оплату ритуальных услуг в связи с его погребением в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 ответчик не ссылается; единственным основанием для отказа в выплате пособия на погребение является отсутствие справки о смерти формы N 33.

Постановлением Правительства РФ от 31.10.1998 N 1274 в соответствии с Федеральным законом от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» утверждены формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния, в том числе форма N33 справки о смерти, которая выдается органом записи актов гражданского состояния, и предусматривает указание в ней сведений об умершем лице (его фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа ЗАГС), а также о причине и месте смерти.

Таким образом, указанная справка выдается в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти, и необходима для реализации определенных прав и гарантий. При обращении за оформлением пособия на погребение данная справка изымается у представившего ее лица.

Справка о смерти является лишь документом, подтверждающим наступление обстоятельства, являющегося основанием для выплаты пособия (то есть смерти). При этом закон не содержит запрета на подтверждение данного обстоятельства иным способом.

В соответствии с п.3 ст.4 Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти (ст. 5 данного Закона)

Согласно п. 1 ст. ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Вместе с тем, легализация документов не требуется в отношениях между странами – участниками Гаагской конвенции 1961г., отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (далее – Конвенция). Участниками данной Конвенции являются Российская Федерация (с 31 мая 1992г.) и Украина (с 22.12.2003г.)

Согласно ст. 2 Конвенции единственной формальностью, которая может быть потребована для удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, является проставление предусмотренного статьей 4 апостиля компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен.

Однако выполнение упомянутой в предшествующем абзаце функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между двумя или несколькими договаривающимися государствами, отменяют или упрощают данную процедуру или освобождают документ от легализации.

Российская Федерация и Украина являются участниками Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 г. (Конвенция).

В соответствии со ст. 13 Конвенции документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения.

Документы, которые на территории одной из Договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов.

При этом органы записи актов гражданского состояния иностранных государств при выдаче документов установленного образца применяют свое национальное законодательство, регулирующее соответствующие вопросы (статья 8 Конвенции).

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о необходимости легализации свидетельства о смерти А.Э.М. основаны на неправильном толковании норм материального права.

Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает, что Военным комиссариатом Брянской области неправомерно было отказано в выплате истцу пособия на погребение по причине непредставления справки о смерти формы N33, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 31.10. 1998г. N1274, поскольку само по себе отсутствие такой справки, не может явиться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение.

Исходя из положений п.21 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» основанием для выплаты пособия на погребение является сам факт смерти пенсионера из числа военнослужащих, который в данном случае подтверждается свидетельством о смерти А.Э.М., выданным компетентным органом иностранного государства.

В соответствии с ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

На основании изложенного решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Военному комиссариату Брянской области о признании права на получение пособия на погребение, с принятием в данной части нового решения об удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

 Решение Советского районного суда гор. Брянска от 21 декабря 2015г. по иску ФИО1 к Министерству обороны РФ, Военному комиссариату Брянской области о признании права на получение пособия на погребение отменить в части отказа в удовлетворении требований ФИО1 к Военному комиссариату Брянской области и принять в данной части новое решение об удовлетворении иска.

Признать незаконными действия Военного комиссариата Брянской области по отказу ФИО1 в выплате пособия на погребение отца - пенсионера Министерства обороны РФ А.Э.М. в размере трехмесячной его пенсии.

Признать право ФИО1 на получение пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии умершего отца - пенсионера Министерства обороны РФ А.Э.М.

Обязать Военный комиссариат Брянской области произвести ФИО1 выплату пособия на погребение в размере трехмесячной пенсии, получаемой пенсионером А.Э.М. на день смерти в размере 74096, 73 рублей.

В части требований ФИО1 к Министерству обороны решение суда оставить без изменения.

Председательствующий Ю.В. Горбачевская

Судьи областного суда С.А. Алейникова

В.И. Маклашов