Дело № 11-15/2020
УИД 22MS0097-01-2020-001242-35
Номер дела в суде первой инстанции 2-701/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
с. Поспелиха 10 сентября 2020 года
Поспелихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего Пичугиной Ю.В.,
при секретаре Чигаревой С.А.,
с участием помощника прокурора Поспелихинского района Алтайского края Баранова А.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», апелляционную жалобу Министерства социальной защиты Алтайского края на решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 года по гражданскому делу по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО2 к КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» о взыскании незаконно удержанной ежемесячной денежной компенсации,
У С Т АН О В И Л
Прокурор Поспелихинского района Алтайского края в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику, просил взыскать с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» в пользу материального истца ФИО2 сумму в размере 1800 рублей за счет средств краевого бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Поспелихинского района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социального обеспечения педагогических работников, по результатам которой выявлены нарушения.
В соответствии с частью 8 статьи 47 указанного Закона педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Согласно пункту 29 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края", утвержденных Постановлением Правительства Алтайского края от 30.03.2017 N 103 предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства (пребывания) с первого числа месяца, следующего за месяцем в котором наступили соответствующие обстоятельства.
До ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 была зарегистрирована по адресу <адрес>, работала в МКОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа» учителем начальных классов, получала ежемесячную компенсацию. После указанной даты сменила место регистраций (<адрес>) в пределах одного населенного пункта, продолжая работать в должности учителя начальных классов в МКОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа». О смене регистрации ФИО2 не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и <адрес>м», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 написала заявление в Управление социальной защиты, просила удержать излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства из текущей выплаты денежной компенсации. В результате удержаний ФИО2 не получила 1800 руб.
При этом ответчик не верно истолковал указанные выше нормы о прекращении предоставления компенсации, поскольку пункт 29 Правил подлежит применению с учетом положений пункт 25 правил, т. е. предоставление компенсации прекращается в связи с изменением места жительства, тогда, когда изменение места жительства влечет утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления.
Толкование Управлением социальной защиты положений п. 25 указанных Правил предоставления компенсации как нормы, в соответствии с которой сам по себе факт изменения места жительства является обстоятельством, влекущим утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления, нельзя признать соответствующим закону, в связи с чем, оснований для взыскании с ФИО2 1800 руб. у Управления социальной защиты не имелось.
Решением мирового судьи судебного участка Поспелихинского районного суда Алтайского края от 23 июня 2020 года исковые требования Прокурора Поспелихинского района, действующего в интересах ФИО2 удовлетворены, с КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» взыскано 1800 руб. в пользу ФИО2
В апелляционной жалобе ответчик - КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что при вынесении решения судом не было принято во внимание то обстоятельство, что само по себе наличие у ФИО2 льготного статуса «сельский педагогический работник» в безусловном порядке не дает права на предоставление компенсации. Для получения компенсации должны выполняться требования нормативных актов, предусматривающие условия получения компенсации, и обязанности, возложенные на получателя компенсации. А именно, своевременное сообщение об изменении места жительства и обращение с заявлением и необходимыми документами для назначения компенсации по новому месту жительства.
ФИО2 нарушен установленный законодательством порядок предоставления компенсации, в результате чего у нее в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовало право на получение компенсации. Однако указанный период она необоснованно получила компенсацию в общей сумме 1800 руб.
В Управление с заявлением и пакетом необходимых документов для назначения компенсации по новому месту жительства ФИО2 обратилась ДД.ММ.ГГГГ. Судом установлено, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по адресу <адрес>, о чем она не известила управление. Поскольку компенсация сельским педагогам предоставляется в отношении конкретного жилого помещения, изменение места жительства является основанием для прекращения предоставления компенсации, а право сельского педагога на компенсацию по новому месту жительства рассматривается вновь с предоставлением полного пакета документов с ДД.ММ.ГГГГФИО1 утратила право на компенсацию, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правовые основания для предоставления компенсации ФИО2 отсутствовали.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство социальной защиты Алтайского края просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указано, что поскольку ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета по месту жительства, где ей предоставлялась компенсация (<адрес>), в управление о данном факте ФИО2 своевременно не сообщила, в результате чего в период с 01 июня по ДД.ММ.ГГГГ у нее в отношении данного жилого помещения отсутствовало право на получение компенсации. В Управление с новым пакетом документов для назначения по компенсации по новому месту жительства (<адрес>) истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ, компенсация назначена в соответствии содействующим законодательством с ДД.ММ.ГГГГ.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение мирового судьи оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств не имеется.
Представители третьих лиц Министерства социальной защиты по Алтайскому краю и Министерства финансов Алтайского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело без их участия.
Процессуальный истец помощник прокурора Поспелихинского района Алтайского края Баранов А.С. возражал против удовлетворения апелляционных жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке, что не противоречит положениям ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск, руководствовался частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании"), Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС), пунктами 2, 5, 6, 25 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 г. N 103 (далее также - Правила от 30 марта 2017 г.) и исходил из того, что оснований для удержания 1800 руб. с ответчика не имелось, поскольку изменение места жительства ответчика в пределах района не повлекло утраты права на получение компенсации.
Суд считает, что при разрешении возникшего спора суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего возникшие спорные правоотношения.
Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО2 является педагогическим работником, проживающим в сельской местности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 трудоустроена в должности учителя начальных классов. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год ФИО2 была зарегистрирована по адресу <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, продолжая выполнять трудовую функцию в МКОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа» в указанной должности, сменила место регистраций в пределах одного населенного пункта: <адрес>.
О смене регистрации Делль не сообщила в КГКУ «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», продолжала получать ежемесячную денежную компенсацию. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 написала заявление в Управление социальной защиты, просила удержать излишне выплаченную сумму в связи с несвоевременным сообщением об изменении места жительства из текущей выплаты денежной компенсации. В результате удержаний ФИО2 не получила 1800 руб.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение.
Согласно части 8 статьи 47 Федерального закона "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, регламентированы Законом Алтайского края от 3 ноября 2005 г. N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)" (далее - Закон Алтайского края N 88-ЗС).
Согласно статье 1 названного закона педагогические работники, работающие в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору. Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края (части 6 и 7 статьи 2 Закона Алтайского края N 88-ЗС).
Во исполнение положений Закона Алтайского края N 88-ЗС Постановлением Правительства Алтайского края от 30 марта 2017 года утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
В соответствии с пунктом 2 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) предоставляется, в том числе, проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.
Компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения: по месту жительства работника; по месту пребывания работника на период пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства (пункт 3 Правил).
Компенсация предоставляется при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения, отопления или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими начисление населению платежей по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (пункт 4 Правил).
Согласно абзацу первому пункта 5 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация предоставляется в твердой денежной сумме, устанавливаемой законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. При совместном проживании в жилом помещении двух и более работников, имеющих право на получение компенсации, ее назначение и выплата производятся каждому из них в равных долях от размера компенсации, определенного абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с пунктом 6 Правил от 30 марта 2017 г. компенсация назначается краевыми государственными казенными учреждениями управлениями социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам по месту жительства (пребывания) на основании приведенного в этом пункте перечня документов, в том числе заявления о назначении компенсации по форме, установленной Министерством социальной защиты Алтайского края.
Пунктом 25 Правил от 30 марта 2017 г. установлено, что при наступлении обстоятельств, влекущих утрату права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления (изменение места жительства, изменение (утрата) оснований и (или) условий предоставления мер социальной поддержки, указанных в пунктах 2 и 3, абзаце втором пункта 5 настоящих правил), педагогический работник обязан сообщить в управление социальной защиты населения о таких обстоятельствах в течение 14 дней с момента их наступления с предоставлением соответствующих документов.
Предоставление компенсации прекращается в случае смерти педагогического работника, а также признания его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть педагогического работника либо вступило в силу решение суда об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим; в связи с увольнением с работы, переводом на должность, не дающую право на получение компенсации, изменением места жительства (пребывания), а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
Как установлено в судебном заседании ФИО2 изменила регистрацию по месту жительства в пределах одного населенного пункта, при этом продолжала выполнять трудовую функцию в МКОУ «Гавриловская основная общеобразовательная школа» в должности учителя начальных классов.
Как следует из материалов дела иных оснований для удержания выплаченной суммы в счет компенсации в отношении ФИО2, за исключением изменения места регистрации, не имелось, поскольку задолженности за коммунальные услуги она не имела, перерыва в работе не имела, является единственным получателем выплаты, как по предыдущему адресу регистрации, так и по новому месту жительства, по иным основаниям, предусмотренным законом, получателем социальных выплат не являлась.
На основании анализа утвержденных Правительством Алтайского края Правил суд приходит к выводу, что позиция ответчика в данном случае, противоречит условиям предоставления данной социальной поддержки.
Так, Правила содержат лишь указание на то, что мера поддержки предоставляется педагогу в отношении одного жилого помещения, не связана с площадью, адресом и иными параметрами жилья, выплачивается в твердой денежной сумме, без ее корректировки в зависимости от адреса регистрации в населенном пункте, что опровергает доводы апелляционных жалоб в части направленности выплат в отношении конкретного жилого помещения.
Выплата, как государственная поддержка, предназначена для покрытия дополнительных расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, которые несет педагог, проживающий в сельской местности, при этом не меняется размер выплаты и сроки предоставления при изменении места регистрации работника в пределах одного населенного пункта, в частности поселка Гавриловский Поспелихинского района Алтайского края, относящегося к сельской местности.
Толкование Правил в смысле предоставления социальной поддержки педагогу, позволяет сделать вывод, что закон предусматривает прекращение права на получение компенсации или изменение условий ее предоставления при изменении места жительства, когда такое изменение влияет на наличие самого права, принадлежащего педагогу на социальную выплату – переезд из сельской местности в иную, проживание двух работников, имеющих право на данную социальную выплату по одному адресу. Иное толкование приведенных в законе положений искажает социальную направленность и цель, связанную с финансовой поддержкой педагогических работников, осуществляющих трудовую функцию в сельской местности.
Изменение места регистрации в одном сельском населенном пункте не влечет изменение условий получения компенсации при условии соблюдения иных требований, предусмотренных законом и устанавливающих право на выплаты. Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО2 не утратила право на получение компенсации, продолжает работать учителем начальных классов и проживает в прежнем населенном пункте, иных лиц, получающих аналогичную выплату и проживающих с работником не имеется, оснований для удержания ежемесячной выплаты с ФИО2 не имелось.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона Алтайского края от 27 декабря 2007 № 156-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае». Суммы компенсации, не полученные гражданином своевременно по вине уполномоченного органа или организации-поставщика услуг, выплачиваются за истекший период без ограничения срока.
Учитывая изложенное, решение является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка Поспелихинского района Алтайского края от 23 июня 2020 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы краевого государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам», Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.
Судья Ю.В. Пичугина