ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-701/2022 от 08.07.2022 Мурманского областного суда (Мурманская область)

мотивированное апелляционное определение изготовлено 08.07.2022

судья Линчевская М.Г.

№ 33-1894-2022

УИД 51RS0001-01-2022-000041-05

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Мурманск

7 июля 2022 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Захарова А.В.

судей

Исаевой Ю.А.

Старцевой С.А.

при секретаре

Баюрове Р.Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-701/2022 по иску Любавиной Л. А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области о возложении обязанности произвести перерасчет сумм материального стимулирования с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, перерасчете отпускных, взыскании задолженности,

по апелляционным жалобам Любавиной Л. А. и Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от _ _ г.

Заслушав доклад судьи Захарова А.В., выслушав объяснения истца Любавиной Л.А., представителя ответчика УФНС по Мурманской области Тишининой Н.М., поддержавших доводы своих апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Любавина Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Мурманской области (далее - УФНС России по Мурманской области) о возложении обязанности произвести перерасчет сумм материального стимулирования с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, перерасчете отпускные с учетом сумм материального стимулирования и надбавок, взыскании задолженности.

В обоснование заявленных требований указала, что с _ _ по _ _ состояла в трудовых отношениях с ответчиком, с _ _ г. замещала должность - главный государственный налоговый инспектор отдела обеспечения процедур банкротства.

_ _ г. служебный контракт от _ _ г. № * с ней расторгнут по ее инициативе.

_ _ г. она обратилась через личный кабинет налогоплательщика к ответчику, запросив сведения за период с _ _ годы, а именно о периодах отпусков и временной нетрудоспособности (больничные листы), расчет среднедневного заработка, подробный расчет начислений отпускных и больничных выплат, копии приказов на выплату материального стимулирования, СМС и премий, копия расчетных листов.

Письмом от _ _ г. Управлением предоставлены расчеты и копии документов.

При увольнении ей выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск в размере 9302 рубля 71 копейка.

Полагала, что ей не полностью выплачены суммы денежного содержания в связи с тем, что суммы дополнительного материального стимулирования гражданских служащих рассчитаны без применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах крайнего Севера.

Кроме того, указанные выплаты не учтены при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за _ _ год, а также при расчете компенсаций при увольнении за неиспользованный отпуск. Недоплата составила 1 016 365 рублей 26 копеек.

При этом о нарушении порядка расчета денежного содержания ей стало известно только после получения расчетов от ответчика.

Просила произвести перерасчет выплаченных сумм дополнительного материального стимулирования гражданских служащих с применением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, а также учесть материальное стимулирование и надбавки при расчете среднего заработка для оплаты денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за _ _ годы и при расчете компенсаций при увольнений за неиспользованный отпуск; взыскать с ответчика задолженность по выплате денежного содержания за период _ _ годы в размере 1 016 365 рублей 26 копеек с удержанием НДФЛ в сумме 132 127 рублей 48 копеек и причитающиеся проценты на _ _ г. в сумме 80 636 рублей 37 копеек с последующим перерасчетом на дату фактической выплаты.

Судом постановлено решение, которым исковые требования удовлетворены частично, с УФНС России по Мурманской области в пользу Любавиной Л.А. взыскана задолженность по оплате денежного содержания на период нахождения в оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 86 993 рубля 08 копеек, компенсация за несвоевременную выплату в сумме 7291 рубль 73 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.

В апелляционной жалобе Лабутина Л.А., ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Приводит довод о том, что при установлении системы оплаты труда работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальным коэффициентом и процентной надбавкой к заработной плате.

Отмечает, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 ст.50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Полагает, что районный коэффициент и процентная надбавка в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяются ко всем составляющим денежного содержания гражданского служащего, указанного в пунктах 2 и 3 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562.

Указывает, что средства материального стимулирования прямо не поименованы в Федеральном закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», что свидетельствует о том, что ни законодателем, ни работодателем, самостоятельно не определены ни наименование данной выплаты, соответствующее положениям нормативных актов, регулирующих порядок начисления денежного содержания государственного служащего, ни правовая природа данных выплат, что свидетельствует о правовой неопределенности Управления в отношении данных выплат.

Считает, что исходя их принципа толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей трудового законодательства в пользу приоритета интересов работника, как экономически более слабой и юридически подчиненной стороны трудового отношения, правовая неопределенность самого законодателя или работодателя не может быть положена в основу ограничения права работника на выплату районного коэффициента и полярных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера, подлежащих начислению на суммы материального стимулирования, систематически и регулярно выплачиваемых за исполнение трудовых обязанностей.

Ссылаясь на пояснительную записку к Проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 50 и 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 января 2022 г. указывает, что премирование необходимо рассматривать не только в качестве меры поощрения за выполнение гражданскими служащими отдельных заданий, характеризующихся критериями особой важности и сложности, но и в целом за добросовестное исполнение должностных обязанностей.

Судом не учтен факт того, что спорные суммы денежных средств с наименованием начислений в расчетных листках как «смс» и «дмс» входили в единый фонд оплаты труда, квалифицированные УФНС России по Мурманской области как «вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей» с кодом выплат ***, в то время как суммы вознаграждений, выплачиваемых за счет средств прибыли организации, средств специального назначения или целевых поступлений должны отражаться под кодом ***.

Приводит довод о необоснованности ссылки суда на приказ УФНС по Мурманской области № * от _ _ г. о введении в действие Положения «О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным служащим налоговых органов Мурманской области», согласно которому на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициенты не начисляются.

Отмечает, что указанный Приказ не является нормативно правовым документом, издан до принятия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», противоречит положениям Трудового кодекса Российской Федерации. Пункт 3.4 раздела III Положения, утвержденного Приказом УФНС России по Мурманской области от _ _ г. № * не соответствует Конституции Российской Федерации, нарушает право на получение законных гарантий и компенсаций, предусмотренных федеральными органами государственной власти, органами государственной власти бывшего Союза ССР.

Кроме того, ссылаясь на Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» указывает, что средства, доводимые до органов в целях дополнительного материального стимулирования гражданских служащих, должны выплачиваться в виде премий за выполнение особо важных и сложных заданий.

Полагает, что в соответствии с требованиями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, размер денежной компенсации не может быть ниже 1/150 ключевой ставки Банка России от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета включительно.

Выражает мнение, что судом принят арифметически неверный расчет процентов.

В апелляционной жалобе руководитель УФНС России по Мурманской области Савченко О.Ю., ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в части удовлетворения требований и принять новое решение об отказе в их удовлетворении.

Полагает, суд не учел, что правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службы Российской Федерации».

Отмечает, что статьями 50, 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, а также Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 установлен исчерпывающий перечень составляющих денежного содержания государственного гражданского служащего, учитываемых при расчете месячного денежного содержания, к которым такие выплаты как материальное стимулирование и единовременные поощрения, не относятся.

Обращает внимание, что в соответствии с разработанным на основании указанного Постановления Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федерального налоговой службы, утвержденным Приказом Минфина России от 17 октября 2007 г. № 90н, материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, производится сверх установленного фонда оплаты труда, в решении вопроса о выплате средств материального стимулирования относится к исключительной компетенции представителя нанимателя, который по представлению комиссии по эффективности деятельности налогового органа, определяет его размеры с учетом оценки эффективности и качества работы конкретного гражданского служащего.

Указывает, что средства материального стимулирования не являются регулярными и гарантированными законодателем выплатами, связаны с показателями эффективности деятельности и качества выполнения служебных обязанностей, в связи с чем не входят в состав денежного содержания, предусмотренного пунктами 2 и 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, и не учитываются при расчете выплат к ежегодному оплачиваемому отпуску и компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении.

Выражает мнение, что не подлежало применению письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7», поскольку оно носит информационно-разъяснительный характер, в нем выражается позиция Министерства по конкретным вопросам. Письмо не является нормативно-правовым актом, не содержит норму права, необходимую к применению при разрешении настоящего спора.

В дополнениях к апелляционной жалобе УФНС России по Мурманской области ссылается на судебную практику других регионов Северо-Западного округа, вынесенных в пользу федеральных органов власти, в том числе налоговых органов, и указывает, что нарушение единообразие судебной практики по делам с аналогичными обстоятельствами и доказательствами недопустимо.

Отмечает, что материальное стимулирование выплачивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда гражданских служащих и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.

Полагает, что письмо Минфина России от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7» не подлежало применению, поскольку носит информационно-разъяснительный характер, в нем выражается позиция Министерства по конкретным вопросам. Письмо не является нормативно-правовым актом, не содержит норму права, необходимую к применению при разрешении настоящего спора.

Указывает, что размер материального стимулирования не зависит от размера должностного оклада, выплачивается в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и личного вклада конкретного служащего, носит стимулирующий характер.

Считает, поскольку средства материального стимулирования, выплачиваемого за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, они соответственно, н могут учитываться при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, а также при выплатах за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Более того, механизмом распределения бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, определено, что процентная надбавка и районный коэффициент к ним не применяются.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене или изменению постановленного по делу решения.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее по тексту - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. № 238-7, от 31 марта 2015 г. № 302-12 и 23 апреля 2016 г. № 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.

Из информации Минфина России также следует, что в период с _ _ г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. - постановление от 31 марта 2015 г. № 302-12, в 2016 г. - постановление от 23 апреля 2016 г. №347-7, в 2017 г. - постановление от 23 февраля 2017 г. № 228-7.

Указанное подтверждает правильность вывода суда о том, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Любавина Л.А. в период с _ _ г. проходила государственную гражданскую службу у УФНС России по Мурманской области, с _ _ г. замещала должность главного государственного налогового инспектора отдела обеспечения процедур банкротства.

_ _ г. служебный контракт от _ _ г. * расторгнут по инициативе истца.

При увольнении истцу выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск (4,66 кал. дн.) в размере 9302 рубля 71 копейка.

_ _ г. Любавина Л.А. обратилась через личный кабинет налогоплательщика к ответчику, запросив сведения за период с _ _ годы, а именно о периодах отпусков и временной нетрудоспособности (больничные листы), расчет среднедневного заработка, подробный расчет начислений отпускных и больничных выплат, копии приказов на выплату материального стимулирования, СМС и премий, копия расчетных листов.

Письмом УФНС России по Мурманской области от _ _ г. Любавиной Л.А. предоставлены расчеты и копии документов.

Любавина Л.А., проанализировав представленные ответчиком документы, пришла к выводу о том, что расчет с ней произведен не в полном объеме, поскольку суммы дополнительного материального стимулирования гражданских служащих рассчитаны без применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера. Кроме того, указанные выплаты не учтены при расчете ее среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске за _ _ год, а также при расчете компенсации при увольнении за неиспользованный отпуск.

Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Любавиной Л.А. в суд с настоящим иском.

Как следует из пунктов 9-11 служебного контракта, денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы Российской Федерации; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ***; ежемесячного денежного поощрения; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными актами.

Разрешая спор, руководствуясь вышеприведенными нормами материального права, суд первой инстанции исходил из того, что средства материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, сверх установленного фонда оплаты труда, входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, являются гарантированной выплатой обязательного характера, осуществляемой в пределах лимитов, доводимых ФНС на основании постановлений Правительства Российской Федерации, в связи с чем средства материального стимулирования подлежали учету при расчете денежного содержания для расчета отпускных Любавиной Л.А.

При этом, проанализировав положения статей 129, 135, 146, 148, 313 Трудового кодекса Российской Федерации, суд правомерно указал на необоснованность требований истца о необходимости начисления процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и районного коэффициента на суммы дополнительного материального стимулирования, поскольку в соответствии с приказом УФНС по Мурманской области № * от _ _ г. о введении в действие Положения «О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданкой службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты и предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области», на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициент не начисляются (пункт 3.4 раздела III).

Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда, как соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующим спорные правоотношения, оснований для их переоценки, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит.

Разрешая требования о необходимости начисления и выплате истцу сумм денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, рассчитанных с учетом выплаченных истцу сумм дополнительного материального стимулирования, суд первой инстанции, правильно руководствуясь нормами материального права, учитывая, что ответчиком было заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд по указанным требованиям, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Любавиной Л.А. в пределах годичного срока на обращение в суд по спору о невыплате заработной платы, установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 10 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определено, что выплата денежного содержания гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска.

Любавиной Л.А. заявлены требования о взыскании с ответчика задолженности по выплате отпускных за период _ _ годы.

Согласно выпискам из приказов о предоставлении отпуска Любавиной Л.А. предоставлялись в _ _ году отпуска с _ _ г., с 8 _ _ г., с _ _ г., с _ _ г., с _ _ г., с _ _ г.

Принимая во внимание, что служебный контракт с Любавиной расторгнут _ _ г., а в суд она обратилась посредством почтовой связи _ _ г. суд пришел к выводу о пропуске истцом срока для обращения в суд за период до _ _ г.

Доводов о несогласии с решением суда в части применения последствий частичного пропуска срока давности обращения в суд апелляционная жалоба Любавиной Л.А. не содержит, в силу частей 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение в указанной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Судом установлено, что Любавиной Л.А. предоставлялся оплачиваемый отпуск в _ _ году: с _ _ г. (2 к.д.), с _ _ г. (46 к.д.), с _ _ г. (18 к.д.).

При увольнении Любавиной Л.А. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 4,66 календарных дней.

Согласно представленному ответчиком расчету размер доплаты денежного содержания (при учете в составе среднего заработка сумм дополнительного материального стимулирования гражданских служащих) за период нахождения в оплачиваемом отпуске и компенсации за неиспользованный отпуск составляет 86 993 рублей 08 копеек (л.д. 62).

Проверив представленный ответчиком расчет, суд нашел его арифметически верным и постановил решение о взыскании в пользу Любавиной Л.А. суммы недоплаты в указанном размере.

Правильность перерасчета сама по себе Любавиной Л.А. в апелляционной жалобе не оспаривается.

Поскольку работодателем нарушен срок выплаты отпускных в полном объеме, суд пришел к правильному выводу, что истец имеет право на взыскание с ответчика процентов, предусмотренных статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.

Размер суммы подлежащей выплате компенсации Любавиной Л.А. согласно представленному ответчиком расчету, принятому судом составляет 7291 рубль 73 копейки.

Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно и убедительно изложены в оспариваемом решении, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия усматривает.

Обстоятельства дела, необходимые для его правильного разрешения, установлены и оценены судом в полном объеме.

Вопреки доводам жалобы УФНС по Мурманской области, суд первой инстанции правильно привел в решении исчерпывающее толкование положений приведенных выше норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, на основании которых пришел к верному выводу, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Доводы жалобы о необоснованной ссылке суда на положения приказа УФНС России по Мурманской области № * 9 _ _ г., не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, поскольку названный приказ является действующим, не отменен и не изменен, его положения не противоречат Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» и иным нормативно-правовым актам, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе.

Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного Закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Любавиной Л.А. материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, а также компенсации за неиспользованный отпуск.

Давая оценку доводам ответчика о необходимости применения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы, утвержденного Министерством финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н, суд исходил из того, что оно принято в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти».

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 года № 611 указано на осуществление материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих, в том числе территориальных органов Федеральной налоговой службы, с 1 января 2007 года, в 2008 - 2012 гг. и в 2013 году.

В силу пункта 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих, территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществлялось в 2007 - 2010 гг. за счет средств, предусматриваемых в федеральном бюджете.

Исходя из приведенных положений следует, что материальное стимулирование, которое было предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 и выплачивалось в соответствии с Порядком осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, производилось за счет средств, направленных на обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора в _ _ гг., и не входило в состав денежного содержания гражданского служащего.

Между тем, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд в данном случае правильно учел разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от _ _ г. № *, согласно которым для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодно оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. № 238-7.

Указанное постановление Правительства № 238-7 принято в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году.

Учитывая, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, на Министерство финансов как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд правомерно при разрешении данного спора учитывал содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. №14-04-05/34482 разъяснения.

При этом выплаченное истцу материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», имеет иную правовую природу, чем выплаты во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, в связи с чем к нему не подлежат применению положения Порядка осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 г. № 90н.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.

В соответствии с абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Доводы апелляционной жалобы ответчика сводятся к несогласию с правовой позицией суда первой инстанции, однако правильность применения судами норм материального права не опровергают, основаны на субъективном ошибочном применении положений Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562, Указов Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763, от 7 мая 2012 г. № 601, письма Минфина РФ от 15 июля 2014 г. № 14-04-05/34482 к спорным правоотношениям.

Из данных нормативных положений следует, что указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального Закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Доводы жалобы ответчика со ссылкой на иную судебную практику по аналогичным спорам, судебная коллегия не принимает во внимание. Из смысла статьи 126 Конституции Российской Федерации, статей 9, 14 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения судебной практики дает Пленум Верховного Суда Российской Федерации. Таким образом, содержащиеся в актах иных судов позиции по вопросам применения законодательства не являются обязательными для другого суда, рассматривающего иное гражданское дело.

При этом постановленные в отношении иных лиц судебные решения не имеют преюдициального значения по настоящему делу.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, у суда не имелось оснований для удовлетворения ее требований в части начисления на спорную выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера.

Статьей 313 Трудового Кодекса РФ предусмотрено, что государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно Положению "О порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим налоговых органов Мурманской области", утвержденному приказом УФНС по Мурманской области N * от _ _ , на все виды единовременных поощрений полярные надбавки и районный коэффициент не начисляются.

Кроме того, как установлено судами, спорная выплата дополнительного материального стимулирования не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, а осуществлялась в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного органа управления" и имеет иную правовую природу, так как производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то оснований для начисления на спорную выплату районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, не имеется.

Выводы суда являются мотивированными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам, доводами апелляционных жалоб под сомнение не ставятся, в связи с чем оснований не соглашаться с ними у судебной коллегии не имеется.

Доводы подателей жалоб аналогичны позициям сторон при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и они обоснованно отвергнуты с приведением в решении подробных мотивов, с которыми судебная коллегия соглашается.

Судебная коллегия дополнительно проверила довод апелляционной жалобы истца о неверном расчете компенсации по статье 236 ТК РФ и, согласно представленному ответчиком расчету, с которым согласилась истец установила, что, действительно, в расчете компенсации, представленном суду первой инстанции и принятым им в основу при принятии решения (л.д. 63), допущены ошибки в части определения начала периода для начисления процентов.

Вместе с тем, оснований для изменения решения суда в этой части у судебной коллегией не имеется, поскольку согласно представленному ответчиком суду апелляционной инстанции перерасчету (с правильным периодом начисления процентов), к выплате полагается 6720 руб. 29 коп., а судом взыскано 7291 руб. 73 коп. По жалобе истца основания вмешиваться в решение суда в этой части отсутствуют, так как это приведет к уменьшению суммы взыскания, а налоговой службой решение суда в этой части не обжаловано.

В целом доводы апелляционных жалоб основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка, а потому эти доводы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения, как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, основанных на тщательном анализе законодательства, установленных по делу обстоятельствах и исследованных доказательствах.

При разрешении спора судом не допущено нарушений норм материального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Любавиной Л. А. и Управления Федеральной налоговой службы по Мурманской области - без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: