г.Сыктывкар Дело № 2-702/2020 (33-3278/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Ус Е.А.,
судей Захваткина И.В., Круковской А.В.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в судебном заседании 16 июля 2020 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» на решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 мая 2020 года, которым
признан незаконным отказ ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» от 06.02.2020 в предоставлении ФИО1 субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <Адрес обезличен>.
За ФИО1 признано право на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.02.2020.
На ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» возложена обязанность предоставить ФИО1 субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <Адрес обезличен> с 01.02.2020.
Заслушав доклад судьи Круковской А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований истец указала, что проживает в общежитии, расположенном по адресу: <Адрес обезличен>. Указанное жилое помещение было предоставлено ФИО1 работодателем в период ее работы в «П-строй». В 2004 году общежитие перешло ООО «Компания Печорторгсервис». Весь период истец проживала в комнате <Номер обезличен> в доме <Адрес обезличен> по временной регистрации, т.к. после развода с супругом осталась без жилья. До 12.02.2018 ответчиком ФИО1 предоставлялась субсидия на оплату указанного жилого помещения, однако 06.02.2020 истцу было отказано в предоставлении субсидии в связи с отсутствием у нее постоянной регистрации по месту проживания по указанному адресу.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО «Компания Печорторгсервис».
В письменном отзыве ответчик просил в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, что Правилами на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, не предусмотрено предоставление субсидий гражданам по месту их временного пребывания.
В судебном заседании суда первой инстанции истец ФИО1 настаивала на удовлетворении исковых требований.
Дело судом первой инстанции рассмотрено без участия представителя ответчика, представителя третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с принятым по делу решением, указывая на его незаконность и необоснованность.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается письменными материалами дела, что ФИО1 проживает и имеет регистрацию по месту пребывания с 05.10.2001 по настоящее время по адресу: <Адрес обезличен>. Регистрации по месту жительства истец не имеет.
Указанное жилое помещение предоставлено ФИО1 по договору краткосрочного коммерческого найма №696-В от 19.12.2016, заключенного с ООО «Компания Печорторгсервис» сроком до 20.12.2019.
Дополнительным соглашением №3 от 20.12.2019 к договору коммерческого найма жилого помещения №696-В, ООО «Компания «Печорторгсервис» срок договора продлен с 20.12.2019 по 25.12.2020.
05.02.2020 ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Уведомлением № 804 06.02.2020 ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» известил ФИО1 от отказе в предоставлении субсидии на основании п.6, 18 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации» от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» в связи с непредставлением документов, подтверждающих постоянную регистрацию по месту жительства.
Сведений о том, что истец имеет иное жилое помещение для постоянного проживания, помимо комнаты по вышеуказанному адресу, материалы дела не содержат.
Из материалов дела также следует, что ФИО1 является получателем пенсии по старости.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.159 Жилищного кодекса РФ, ст.20 Гражданского кодекса РФ, нормами Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, установив, что истец не имеет иного места жительства кроме жилого помещения в общежитии, имеет в нем продолжительное время регистрацию с ежегодным её продлением, пришел к выводу о том, что ФИО1, как пользователь жилого помещения по договору краткосрочного коммерческого найма жилого помещения, относится к категории граждан, имеющих в силу статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом суд исходил из того, что положения Жилищного кодекса РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 № 761, не содержат запрета на возможность предоставления субсидии гражданам - нанимателям жилых помещений, имеющим регистрацию в таком жилом помещении по месту пребывания, а наличие ограниченной определенным сроком регистрации ФИО1 в жилом помещении само по себе не свидетельствует о том, что указанное жилое помещение является местом временного пребывания.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса РФ предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Согласно частям 2 и 3 статьи 159 Жилищного кодекса РФ право на субсидии имеют граждане: пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определен Правилами предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761.В соответствии с пунктом 2 данных Правил субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 Правил, предоставляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением документов указанных в пункте 8 Правил.
В силу подпункта «а» пункта 8 указанных Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил (далее - заявители), или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением в том числе копий документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, - в случае, если заявитель является нанимателем жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, членом жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Регистрация лица по месту жительства или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о том, является ли место жительства, где гражданин не зарегистрирован – его местом жительства постоянным или временным, так как согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
Положения Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» предусматривают предоставление субсидии гражданам, имеющим на нее право, для оплаты жилого помещения, в котором они постоянно проживают и пользуются им.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на получение субсидии связывается с местом постоянного жительства, а регистрация в нем является лишь одним из доказательств данного факта.
При этом суд правильно исходил из того, что временная регистрация истца по месту жительства, которое судом по адресу: <Адрес обезличен> определено как ее постоянное место жительства, не препятствует получению субсидии.
Доводы ответчика о том, что спорная субсидия не может быть предоставлена по жилому помещению, в котором гражданин не зарегистрирован по месту постоянного жительства подлежат отклонению при установленных обстоятельствах, как основанные на неправильном толковании приведенных норм материального права.
Приведенные нормативные акты право на получение субсидии связывают не с фактом наличия постоянной регистрации по месту жительства гражданина в соответствии с Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а с фактом проживания по месту жительства, под которым в силу статьи 20 ГК РФ понимается место жительства, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, и в котором гражданин может быть зарегистрирован, в том числе временно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под местом пребывания подразумевается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.
Под местом жительства подразумевается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Из приведенных норм следует, что под местом временного пребывания понимается такое место, где гражданин пребывает помимо постоянного места жительства, при этом регистрация по месту жительства и месту пребывания носит уведомительный характер, является административным актом и не свидетельствует сама по себе о наличии либо отсутствии права пользования жилым помещением.
Материалами дела подтверждается, что истец, являясь гражданкой Российской Федерации, зарегистрирована временно по адресу: <Адрес обезличен>, с ежегодным продлением на один год, при этом, истец не имеет иного места жительства, кроме жилого помещения по указанному адресу, соответственно, данное жилое помещение не может расцениваться как место временного пребывания.
В этой связи, по этим же основаниям, необоснованны ссылки ответчика на Методические рекомендации по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Минстроем России № 1037/пр, Минтруда России № 857 от 30.12.2016 в которых указано о том, что возможность предоставления субсидий гражданам по месту их временного пребывания не предусмотрена.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение выводы суда и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они основаны на ином толковании норм материального права, примененных судом при разрешении настоящего дела.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Печорского городского суда Республики Коми от 22 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г.Печоры» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи