01 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Козиной Н.М.
судей Грудновой А.В, Зеленовой Е.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-704/2019 по иску Шермина Николая Ивановича к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, признании незаконным отказа в выдаче справки «Ч» (удостоверения), возложении обязанности по выдаче справки серии «Ч» (удостоверения),
по кассационной жалобе Шермина Николая Ивановича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы,
судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шермин Н.И. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, признании незаконным отказа в выдаче справки серии «Ч» (удостоверения), возложении обязанности по выдаче справки серии «Ч» (удостоверения).
В обоснование иска Шермин Н.И. указал, что родился 08 июля 1960 года и проживает на зараженной территории в селе Бродокалмак Красноармейского (Бродокалмакского) района Челябинской области. Считает, что как лицо, подвергшееся воздействию радиации, пострадавшее и проживающее в зоне радиоактивного загрязнения в населенном пункте Бродокалмак, подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, имеет право на льготы. Обратился к ответчику с заявлением о выдаче справки серии «Ч» (удостоверения), однако получил письменный отказ, с которым не согласен.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года в удовлетворении исковых требований Шермина Н.И. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушения судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В судебное заседание суда кассационной инстанции истец ФИО1, представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных постановлений не имеется.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, регулируются Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».
Статьей 1 указанного закона определен круг лиц, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». К числу таких лиц отнесены граждане, эвакуированные, переселенные, а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития (пункт 3 части 1); граждане, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (пункт 4); граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) (пункт 5); граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов, радиоактивных отходов в реку Теча, и получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр) (пункт 6); граждане, добровольно выехавшие на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) (пункт 7).
Правительство Российской Федерации определяет перечни населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, порядок отнесения граждан к категориям, указанным в части первой настоящей статьи, а также виды и продолжительность работ по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» (часть 2 статьи 1).
Перечень населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 08 октября 1993 года № 1005.
Населенный пункт Бродокалмак Красноармейского района включен в пункт 2 Перечня населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному
з
загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, жители которых были эвакуированы (отселены) в 1949-1962 годах, с указанием, что эвакуация (переселение) жителей произведена частично, также включен в пункт 3 Перечня населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, в число жителей которых входят граждане, проживавшие в этих населенных пунктах в 1949 - 1956 годах и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), а также более 35 сЗв (бэр).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 26 ноября 1998 года № 175- ФЗ гражданам, подвергшимся воздействию радиации, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выдаются удостоверения единого образца, которые с момента их предъявления гарантируют меры социальной поддержки.
Порядок оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединение «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча предусмотрен Положением, утвержденным Приказом МЧС России от 24 апреля 2000 года № 229.
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения, настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 года № 1281 «О мерах по реализации Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и устанавливает единый, обязательный порядок оформления и выдачи удостоверения единого образца, которое дает право на получение льгот и компенсаций гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Положения удостоверения выдаются: а) гражданам (в том числе временно направленным или командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны: принимавшим в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1961 года непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк»; занятым на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно
загрязненных территорий вдоль реки Теча в период с 1 января 1949 года по 31 декабря 1962 года; б) гражданам, эвакуированным (переселенным), а также добровольно выехавшим из населенных пунктов (в том числе эвакуированным (переселенным) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) проводилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также военнослужащим, вольнонаемному составу войсковых частей и спецконтингенту, эвакуированным в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. К добровольно выехавшим относятся граждане, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1960 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 года по 1962 год включительно из населенных пунктов (в том числе переселившиеся в пределах населенных пунктов, где переселение производилось частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча; в) гражданам, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности); г) гражданам, проживавшим в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр), или свыше 35 сЗв (бэр); д) гражданам, добровольно выехавшим на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Удостоверения оформляются и выдаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании справок единого образца (далее - справка), выдаваемых органами исполнительной власти Челябинской, Свердловской, Курганской областей по форме, приведенной в приложении № 1 к настоящему Положению. Справка имеет серию и номер. Для Челябинской области установлена серия «Ч», для Свердловской области - «С», для Курганской области - «К». Нумерация справок начинается с номера 00001. При выдаче удостоверений справки изымаются и хранятся как документ строгой отчетности. Указанные справки запрашиваются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 3 Положения).
Основанием для выдачи справки гражданам, указанным в подпункте «б» пункта 2 настоящего Положения, являются документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, входящих в Перечень населенных пунктов, эвакуации (переселения) и добровольного выезда из них: акты об отселении, акты оценки материального ущерба, выписки из домовых книг, справки, выданные архивами отделов народного образования, социальной защиты, здравоохранения, архивные документы производственного объединения «Маяк», Уральского научно-практического Центра
радиационной медицины, подтверждающие факт и дату эвакуации (переселения); свидетельство о браке (при смене фамилии), свидетельство о рождении детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, архивные справки с указанием даты эвакуации (переселения), а также добровольного выезда матери (для лиц, находившихся в состоянии внутриутробного развития).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 родился <данные изъяты>
Согласно архивной справке Администрации Бродокалмакского сельского поселения №58 от 14 августа 2017 года ФИО1, согласно записям в похозяйственных книгах Бродокалмакского сельского Совета в периоды с 1961 года по 2017 год проживает в селе Бродокалмак на улице Борьбы. Местом регистрации ФИО1 является адрес: <данные изъяты> с 1998 года.
ФИО1 обратился в Министерство социальных отношений Челябинской области с заявлением об оформлении и выдаче справки серии «Ч» и удостоверения подвергшегося воздействию радиации, пострадавшего, проживающего в зоне радиоактивного загрязнения в населенном пункте Бродокалмак, подвергшемся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
В ответе № 300-РВ от 08 ноября 2018 года Министерство социальных отношений Челябинской области дало правовое разъяснение оснований оформления и выдачи справки серии «Ч» и удостоверения подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, указав также, что в связи с проживанием ФИО1 в населенном пункте Бродокалмак с 1961 года, действие Закона в этой части на него не распространяется и основания для оформления справки единого образца серии «Ч» и удостоверения отсутствуют.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска ФИО1, суд первой инстанции исходил из того, что истец не имеет статуса лица переселенного, добровольно выехавшего из населенного пункта Бродокалмак или в пределах населенного пункта Бродокалмак, он не был указан в списках жителей 39 домовладений частично переселенных из затапливаемой зоны реки Теча в Бродокалмаке на основании решения исполкома Челябинской области от 29 апреля 1957 года № 161 со ссылкой на постановление Совета Министров СССР от 08 апреля 1957 года № 179-р, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания истца подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на Производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, признании незаконным отказа в выдаче справки серии «Ч» (удостоверения) и возложения на ответчика обязанности по выдаче справки серии «Ч» (удостоверения).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, в том числе, что при вынесении решения суд основывался на заключение ответчика, изложенное в ответе от 08 ноября 2018 года № 300-РВ, незаверенной надлежащим образом копией неопубликованного решения исполкома Челябинской области от 29 апреля 1957 года № 161, а также представленным и заверенным самим ответчиком списком 39 домовладений Бродокалмак, кроме того о том, что апелляционная инстанция направляла судебные запросы без учета мнения истца и необоснованно отказала истцу в удовлетворении ходатайства об истребовании списков пострадавших являются несостоятельными и не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены решения суда и апелляционного определения, поскольку повторяют правовую позицию истца, выраженную в суде первой и апелляционной инстанции, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судом, выражают несогласие с оценкой суда исследованных по делу доказательств, которым судами дан надлежащий анализ и правильная оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, а потому не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции направление запросов является правом, а не обязанностью суда, рассматривающего дело.
Кроме того, приведенные в жалобах доводы были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции и отклонены им применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы апелляционной инстанции, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права. В апелляционном определении подробно изложены мотивы принятого решения по существу спора.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и апелляционного определения, при рассмотрении настоящего дела судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 13 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи