ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-705/2021 от 24.02.2022 Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания (Республика Северная Осетия-Алания)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

Судья Диамбеков Х.П. дело №33-271/2022

1 инст. №2-705/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Владикавказ 24 февраля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:

председательствующего судьи Панаиотиди И.В.,

судей Григорян М.А. и Калюженко Ж.Э.,

с участием прокурора Нартиковой М.Б.,

при секретаре Салагаевой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству внутренних дел по РСО-Алания, ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания о признании заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания - увольнения, приказа начальника Отдела МВД России по Пригородному району РСО -Алания о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел незаконными, необоснованными и возложении обязанности по их отмене, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 29 апреля 2021 года, которым постановлено:

Исковые требования ФИО1 к МВД по РСО-Алания и ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания о признании заключения служебной проверки, проведенной оперуполномоченным по ОВД ОРЧ СБ по РСО-А майором полиции ФИО2 по рапорту начальника ОРЧ СБ МВД по РСО-А полковника полиции ФИО3 в отношении истца и выводы по ней, содержащиеся в Заключении утвержденном министром внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания 23 мая 2020 года необоснованным и незаконным и обязании министра внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания отменить его, признании приказ МВД по РСО-Алания от 05.06.2020 ... л/с о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания - увольнение со службы в органах внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины, предусмотренное п.5 ч.2 ст.49 Федерального закона №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» необоснованным и незаконным и обязании министра внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания отменить его, признании Приказ начальника ОМВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия -Алания ... л/с от 26 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным Законом от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» о расторжении с истцом ФИО1 контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел в соответствии с п.6 частью 2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) с 29 июня 2020 года не законным и не обоснованным и обязании начальника ОМВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия -Алания отменить указанный приказ, оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РСО - Алания Калюженко Ж.Э., выслушав объяснения представителя ФИО1 ФИО4, действующего на основании доверенности №15АА1015100 от 30.08.2021 и ордера №036 от 24.02.2022, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя МВД по РСО-Алания ФИО5, действующей на основании доверенности №7/29 от 30.12.2021 и представителя ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания ФИО6, действующей на основании доверенности №39/1-529 от 10.01.2022, возражавших по доводам апелляционной жалобы, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РСО – Алания,

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по РСО-Алания (далее МВД по РСО-Алания) и начальнику ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания о признании заключения служебной проверки, приказа о наложении дисциплинарного взыскания - увольнения, приказа начальника Отдела МВД России по Пригородному району РСО -Алания о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел незаконными, необоснованными и возложении обязанности по их отмене. В обоснование своих требований указал, что проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации в должности оперативного дежурного дежурной части Отдела МВД России по Пригородному району РСО -Алания. Приказом начальника Отдела МВД России по Пригородному району РСО-Алания ... л/с от 26.06.2020 в соответствии с Федеральным Законом от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» с ним расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел в соответствии с п.6 частью2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) с 29.06.2020. В отношении него проводилась служебная проверка оперуполномоченным по ОВД ОРЧ СБ по РСО-А по рапорту начальника ОРЧ СБ МВД по РСО-А. Было установлено, что он 18.04.2020, будучи в составе дежурного наряда произвел съемку на телефон рапорта о совершении общественным деятелем Ч.В.К. деяния, содержащего признаки преступления. Снимок рапорта он направил своим друзьям через мессенджер «Ватсап». Фотографируемый снимок в социальные сети он не размещал и предупредил, чтобы эту информацию не размещали в социальных сетях. Кто разместил эту информацию, ему неизвестно. По результатам проверки было установлено, якобы, наличие неоспоримых оснований для его увольнения со службы в органах внутренних дел. Результат этой проверки, содержащийся в заключении был утвержден министром внутренних дел по РСО-Алания 23.05.2020. Считает, что проверка проведена не полно, носит политизированный характер, выводы по результатам проверки необоснованными и незаконными. Единственным грубым нарушением служебной дисциплины ему определено нарушение п.5 части 2 ст.49 ФЗ от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», а именно, разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность. Однако в рапорте не содержались сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну. Выводы о тяжести совершенного им дисциплинарного проступка не соответствуют фактически содеянному им. Считает, что совершенный им проступок не может явиться основанием для вывода о невозможности прохождения службы в органах полиции и как основание для расторжения с ним контракта и увольнения со службы в органах внутренних дел в соответствии с п.6 частью2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины). Просил признать заключение служебной проверки, проведенной оперуполномоченным по ОВД ОРЧ СБ по РСО-А майором полиции Б.А.В. по рапорту начальника ОРЧ СБ МВД по РСО-А полковника полиции Д.М.В. в отношении него и выводы по ней, содержащиеся в Заключении утвержденном министром внутренних дел по РСО-Алания 23.05.2020 необоснованным и незаконным и обязать министра внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания отменить его. Признать Приказ МВД по РСО-Алания от ...... л/с о наложении на него дисциплинарного взыскания - увольнение со службы в органах внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины, предусмотренное п.5 ч.2 ст.49 Федерального закона №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» необоснованным и незаконным и обязать министра внутренних дел по РСО-Алания отменить его. Признать Приказ начальника Отдела МВД России по Пригородному району РСО -Алания ... л/с от 26.06.2020 в соответствии с Федеральным Законом от 30 ноября 2011 года №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» о расторжении со мной контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел в соответствии с п.6 частью2 статьи 82 (в связи с грубым нарушением служебной дисциплины) с 29.06.2020 незаконным и необоснованным и обязать начальника Отдела МВД России по Пригородному району РСО -Алания отменить указанный приказ.

22.01.2021 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

В судебное заседание суда первой инстанции ФИО1 не явился, его представитель ФИО4, действующий на основании ордера №013 от 22.01.2021, исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель МВД по РСО-Алания ФИО7, действующий на основании доверенности №7/49 от 28.12.2020, исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Представитель ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания ФИО6, действующая на основании доверенности №39/1-908 от 13.01.2021, исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.

Помощник прокурора Иристонского района г.Владикавказ Танделова К.А. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Ленинским районным судом г.Владикавказ РСО-Алания 29.04.2021 постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился ФИО1 В апелляционной жалобе просит решение районного суда отменить, принять по делу новое решение, которым его исковые требования удовлетворить.

Письменные возражения на апелляционную жалобу не поступали.

Определением Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 5.10.2021 ФИО1 восстановлен пропущенный процессуальный срок для подачи апелляционной жалобы.

В заседание судебной коллегии ФИО1 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.

Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст.330 ГПК РФ).

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Порядок и условия прохождения службы в органах внутренних дел, требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел урегулированы в Федеральном законе от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статья 21 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3).

Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3).

Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.

Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.

В силу ст.47 Закона служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В целях обеспечения и укрепления служебной дисциплины руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и уполномоченным руководителем к сотруднику органов внутренних дел могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьями 48 и 50 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Одним из видов грубого нарушения служебной дисциплины сотрудником органов внутренних дел, установленных п. 5 ч. 2 ст. 49 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел", является разглашение сотрудником сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальной информации (служебной тайны), ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, если это не влечет за собой уголовную ответственность.

В силу требований статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и ст. 27 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. 3-ФЗ "О полиции" сотрудник органов внутренних дел обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ).

При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ, а также по заявлению сотрудника на основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец ФИО1 проходил службу в органах внутренних дел с сентября 2016 года по 29.06.2020 на различных должностях.

С 17.12.2019 по день увольнения ФИО1 занимал должность оперативного дежурного дежурной части ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания.

Приказом МВД по РСО-Алания от 05.06.2020 ... л/с на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде увольнения со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в связи с грубым нарушением служебной дисциплины, выразившееся в намеренном разглашении служебных сведений конфиденциального характера, доступ к которым ограничен, а также персональных данных, ставших ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, путем распространения 18.04.2020 рапорта начальника смены дежурной части ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания майора полиции К.В.В., зарегистрированного в КУСП за ... от 18.04.2020, через мессенджер WhatsApp (Ватсап) лицам, не являющимся сотрудниками органов внутренних дел, не имеющим к данному документу непосредственного отношения, без указания или разрешения соответствующего должностного лица.

С указанным приказом истец ФИО1 ознакомлен 6.06.2020.

Приказом начальника ОМВД Российской Федерации по Пригородному району РСО-Алания от 26.06.2020 ... л\с служебный контракт с истцом расторгнут и он уволен со службы с 29.06.2020.

Основанием привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде увольнения послужило утвержденное министром внутренних дел по РСО-Алания ФИО8 23.05.2020 заключение служебной проверки.

Основанием для проведения служебной проверки послужил рапорт начальника ОРЧ СБ МВД по РСО-Алания полковника полиции Д.М.В. от 19.02.2020, поступивший в ОРЧ СБ МВД по РСО-Алания 20.04.2020, согласно которому в ходе мониторинга сети Интернет, в мессенджере «Телеграмм», на канале «Осетины», абонент «...» опубликовала пост «Мне очень стыдно за этот рапорт. Белыми нитками подстава читается. Блин!» и прикрепила фотографию рапорта начальника смены ДЧ Отдела МВД России по Пригородному району РСО-Алания майора полиции К.В.В. от 18.04.2020 на имя начальника Отдела МВД России по Пригородному району подполковника полиции Г.А.Р., согласно которому 18.04.2020 на территории АЗС «Газпром» ... РСО-Алания общественный деятель Ч.В.К., задержанный 17.04.2020 в ... в рамках возбужденного в отношении него уголовного дела по ст.207 ч.1 УК РФ и конвоируемый сотрудниками ЦПЭ МВД по РСО- Алания, в ходе вынужденной остановки, нанес телесные повреждения, а именно 2 удара кулаком в лицо оперуполномоченному ЦПЭ МВД по РСО-Алания П.А.Ю.

Заключением служебной проверки установлено, что оперативный дежурный ДЧ ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания -старший лейтенант полиции ФИО1 в нарушение пункта 1, 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пункта 8 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», пункта 15 Порядка сбора и представления информации в Центр оперативного реагирования Оперативного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 октября 2012 г. № 920 дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД России и порядке представления оперативной информации» намеренно разгласил служебные сведения конфиденциального характера, доступ к которым ограничен, а также персональные данные, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, путем распространения 18 апреля 2020 года рапорта начальника смены дежурной части Отдела МВД России по Пригородному району РСО-Алания майора полиции К.В.В., зарегистрированного в КУСП за ... от 18 апреля 2020 года, через мессенджер WhatsApp (Ватсап) лицам, не являющимся сотрудниками органов внутренних дел, не имеющим к данному документу непосредственного отношения, без указания или разрешения соответствующего должностного лица, что в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» является грубым нарушением служебной дисциплины.

В ходе проведения служебной проверки был опрошен оперативный дежурный ДЧ ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания - старший лейтенант полиции ФИО1, который пояснил, что 18.04.2020, в 08 часов 00минут, заступил на суточное дежурство в составе дежурной смены ДЧ ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания. В 19 часов 55 минут, ДЧ ОМВД России по Пригородному району РСО-Алания получено сообщение по номеру 59-46-00 от оперативного дежурного ДЧ МВД по РСО-Алания -майора полиции Х.Р.Э. о том, что 18.04.2020, на территории ...» ... РСО-Алания гражданин Ч.В.К., задержанный 17.04.2020 в ..., в рамках возбужденного в отношении него уголовного дела по ст.207.1 УК РФ и конвоируемый сотрудниками ЦПЭ МВД по РСО-Алания, в ходе вынужденной остановки нанес телесные повреждения оперуполномоченному ЦПЭ МВД по РСО-Алания П.А.Ю. Сообщение зарегистрировано в КУСП ДЧ ОМВД России по ... РСО-Алания, доведено до руководства ОМВД и на место происшествия направлена следственно-оперативная группа. Впоследствии, Ч.В.К. доставлен в ОМВД России по Пригородному району сотрудниками ЦПЭ МВД по РСО-Алания. По данному факту им произведена запись в Книге лиц, доставленных в ДЧ.

Также пояснил, что на свой мобильный телефон сфотографировал рапорт по данному материалу, задержанного Ч.В.К. и через мессенджер «Ватсап» переслал рапорт своим близким друзьям - И.М. на ..., проживающему в ...М.А. на ..., К.В. на ..., по причине того, что данные люди хорошо знают Ч.В.К. и чтобы были в курсе, что с ним. Друзей он предупредил, чтобы они не передавали и не выкладывали в социальных сетях переданный им рапорт. Он лично указанный рапорт в какие-либо социальные сети и группы не выкладывал. Какой-либо цели выкладывать вышеуказанный рапорт в социальные сети и в сети интернет он не преследовал. Вся информация о передаче сфотографированного им рапорта, во избежание утечки либо доступа третьих лиц к данной информации, а также ее массового распространения в социальных сетях им была удалена с телефона. О том, что он сфотографировал указанный рапорт, никому из своих коллег не говорил. Вину в передаче служебного документа, а именно рапорта ... от 18.04.2020, признает полностью.

Из служебной проверки также следует, что согласно акту осмотра мобильного телефона, принадлежащего И.Д. от ... обнаружена фотография рапорта начальника смены ДЧ Отдела МВД России по Пригородному району РСО- Алания майора полиции К.В.В. от 18.04.2020 и фотографии задержанного Ч.В.К., которые распечатаны и приобщены к материалам проверки. При этом фотография рапорта соответствовала фотографии рапорта, опубликованной в мессенджере «Телеграмм», на канале «Осетины», абонентом «...».

При принятии решения о наложении дисциплинарного взыскания в виде увольнения, также приняты во внимание имеющиеся у ФИО1 неснятые дисциплинарные взыскания.

Так, приказом ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания от 11.03.2020 ... л/с за нарушение подпунктов 43.4. и 43.6. пункта 43 Наставления по организации деятельности дежурных частей территориальных органов внутренних дел МВД России, утвержденного приказом МВД России от 12 апреля 2013г. №200 дсп «О мерах по совершенствованию деятельности дежурных частей территориальных органов МВД России», выразившееся в не направлении 14.01.2020 СОГ и не осуществлении доклада начальнику Отдела МВД России по Пригородному району Республики Северная Осетия-Алания при получении сообщения об обнаружении взрывного устройства гранаты Ф-1 на старшего лейтенанта полиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание- выговор.

Приказом от 11.03.2020 № ... л/с ОМВД РФ по Пригородному району РСО-Алания за нарушение пункта 23 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел РФ заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29.08.2014 ..., выразившееся в несвоевременной регистрации полученного 1.03.2020 в 16час.47 мин. сообщения, на лейтенанта полиции ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание- выговор.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. №188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, в соответствии с пунктами 1, 3 которого сведениями конфиденциального характера являются: сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральными законами (служебная тайна).

Согласно Перечню нормативных правовых актов, относящих сведения к категории ограниченного доступа, утвержденному приказом Счетной палаты Российской Федерации от 11 января 2016 г. № 1 "Об утверждении Правил формирования и размещения информации в государственной информационной системе "Официальный сайт Российской Федерации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации об осуществлении государственного (муниципального) финансового аудита (контроля) в сфере бюджетных правоотношений", конфиденциальность персональных данных (любой информации, относящейся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), относятся к категории сведений ограниченного доступа на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».

Согласно статье 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно части 5 стати 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152- ФЗ «О персональных данных», распространением персональных данных признаются действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Согласно пункту 15 Порядка сбора и представления информации в Центр оперативного реагирования Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 8 октября 2012 № 920 дсп «О техническом обеспечении дежурных частей территориальных органов МВД России и порядке преставления оперативной информации» каждый случай несанкционированной передачи оперативных сводок, иной служебной информации в общественные объединения, организации, а также лицам, не определенным в списке пользователей, является грубейшим нарушением служебной дисциплины.

Согласно положениям п. 2 Правил обращения со служебной информацией (сведениями) ограниченного распространения и документами, ее содержащими, в системе МВД России, утв. Приказом МВД России от 15 декабря 1997 года N 825 дсп, служебные сведения - это информация, которая: образуется в процессе деятельности органов, подразделений и учреждений системы МВД России и внутренних войсках МВД России или передана им из других федеральных органов исполнительной власти; не составляет государственной тайны, однако ее разглашение (распространение) может нанести ущерб интересам МВД России; имеет действительную или потенциальную ценность и может являться предметом посягательств в силу неизвестности ее другим лицам и отсутствия к ней свободного доступа на законных основаниях.

Разглашением (несанкционированное распространение) служебных сведений признается ознакомление с ними лиц, не являющихся сотрудниками органов внутренних дел, военнослужащими внутренних войск и не имеющих к этим сведениям непосредственного отношения, лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны по службе или работе, без указания или разрешения соответствующего должностного лица (п. 2 Правил).

Обязанность сотрудника органов внутренних не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с выполнением служебных обязанностей, установлена п. 7 ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел", п. 8 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О полиции".

Согласно ч. 3 ст. 20 Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.12.2008 N 1138, сотрудник органов внутренних дел не вправе: использовать в личных целях информационные ресурсы, находящиеся в распоряжении органов внутренних дел; разглашать конфиденциальные и иные сведения, ставшие известными ему по службе; интересоваться содержанием служебной информации о работе коллег, если это не входит в круг его должностных обязанностей.

Таким образом, судебная коллегия, исходя из характера службы истца, правового статуса сотрудника органов внутренних дел, принимая во внимание, что сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение служебной дисциплины, в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на надлежащей оценке представленных по делу доказательств и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае. Установленные в ходе рассмотрения дела факты в их совокупности свидетельствуют о наличии у ответчика оснований для применения к истцу дисциплинарного взыскания. При наложении на истца дисциплинарного взыскания учтена тяжесть совершенного проступка и иные значимые обстоятельства.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом срока исковой давности несостоятелен.

В соответствии с частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении (либо со дня выдачи трудовой книжки).

В соответствии с ч.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

Из материалов дела следует, что оспариваемым заключением служебной проверки от 19.05.2020 ФИО1 ознакомлен под роспись 10.06.2020, с приказом МВД по РСО-Алания ... л/с о наложении на ФИО1 дисциплинарного взыскания - увольнения со службы в органах внутренних дел от 05.06.2020 ФИО1 ознакомлен под роспись 06.06.2020, с приказом о расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел от 26.06.2020 ФИО1 ознакомлен под роспись 26.06.2020, между тем, в суд истец обратился 29.07.2020.

Иск ФИО1 инициирован в связи с его увольнением из органов внутренних дел.

Как указывалось выше, для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел может обратиться в суд в течение 1 месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении (либо со дня выдачи трудовой книжки).

ФИО1 в суд обратился 29.07.2020, т.е. с пропуском предусмотренного частью 4 статьи 72 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нарушений норм материального и процессуального права судом при разрешении спора не допущено. Другие доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену судебного постановления, поскольку не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия – Алания

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г.Владикавказ РСО-Алания от 29 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий Панаиотиди И.В.

Судьи Григорян М.А.

Калюженко Ж.Э.

Определение10.03.2022