Судья Ус А.В.
Дело № 2-714/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-8898/2021
02 августа 2021 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Шалиевой И.П.,
судей Бас И.В., Онориной Н.Е.,
при секретаре Ишкининой Л.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Союза собственников земельных участков «Петровский-2» на решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2021 года по иску Союза собственников земельных участков «Петровский-2» к обществу с ограниченной ответственностью «Дороги Приволжья», Федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства» о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Бас И.В. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, объяснения представителем Союза собственников земельных участков «Петровский-2» Фарукшина А.А., Гусева Е.В., представителя ФКУ УПРДОР «Южный Урал» Ахтямовой З.М., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Союз собственников земельных участков «Петровский 2» обратился в суд с иском к ФКУ УПРДОР «Южный Урал» о возложении обязанности включить в проект организации дорожного движения на 22 км автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» обустройство пешеходного перехода в разных уровнях - пешеходного моста через автодорогу Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» к микрорайону «Петровский-2» пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района; к ООО «Дороги Приволжья», ФКУ УПРДОР «Южный Урал» о возложении обязанности включить в проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск» на участке 12+950 - км 37+000 Челябинская область» обустройство пешеходного перехода в разных уровнях пешеходного моста к микрорайону «Петровский-2» пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области через автомобильную дорогу Р-254 «Иртыш» на 22 км автодороги в соответствии со схемой транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана пос. Петровский Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района.
В обоснование заявленных требований указал на то, что в настоящее время ООО «Дороги Приволжья» по заданию ФКУ УПРДОР «Южный Урал» разрабатывает проектную документацию по объекту «Капитальный ремонт автодороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск на участке 12+950- км 37+000 Челябинская область». В зону проектирования попадает часть дороги, проходящая через п. Петровский-2 Озерского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области. Согласно схемы транспортной инфраструктуры действующего Генерального плана п. Петровский Красноармейского района Челябинской области на 22 км дороги напротив мкр. Петровский-2 на автомобильной дороге Р-254 запроектирован пешеходный мост (пешеходный переход в разных уровнях). Организация пешеходных переходов при капитальном ремонте дороги входит в обязанность и компетенцию организации, осуществляющей капитальный ремонт. Указанный пешеходный переход является частью дорожно-транспортной инфраструктуры, предназначенной для перехода через дорогу Р-254 к микрорайону «Петровский-2». Союз «Петровский-2» неоднократно обращался по поводу организации пешеходного перехода (моста) с целью включения его в работы при очередном капитальном ремонте, однако ему было отказано, поскольку пешеходный мост не предусмотрен проектом. Отсутствие указанного моста существенно нарушает законодательство, права и законные интересов членов Союза собственников земельных участков «Петровский 2».
Решением Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2021 года Союзу собственников земельных участков «Петровский 2» отказано в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе Союз собственников земельных участков «Петровский 2» просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что схема транспортной инфраструктуры генерального плана Озерского сельского поселения не предусматривает пешеходного моста, а также необоснованно посчитал, что автомобильная дорога является дорогой федерального значения, в связи с чем не должны учитываться документы территориального планирования муниципальных образований. При ремонте и реконструкции дорог должна учитываться безопасность дорожного движения, в связи с чем проектная документация должна разрабатываться на основе документов территориального планирования. Спор возник не о размещении автомобильной дороги федерального значения, а об учете документов территориального планирования при реконструкции и ремонте данной дороги. Генеральным планом пос.Петровский пешеходный мост был предусмотрен, следовательно, данным документом необходимо руководствоваться при проектировании капитального ремонта дороги. Кроме того, в настоящее время в проект схемы дорожного движения Озерского сельского поселения внесены изменения, в нем присутствует пешеходный мост.
Представители ответчика ООО «Дороги Приволжья», третьих лиц Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, Федеральное дорожное агентство Российской Федерации о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в суд не явились, в связи с чем судебная коллегия в соответствии с положениями статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги подразделяются в зависимости от их значения на автодороги федерального, регионального или межмуниципального значения, местного значения и частные автодороги, исходя из вида разрешенного использования - на автодороги общего и необщего пользования, а в зависимости от условий проезда - на платные и бесплатные.
Пунктами 5 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги, соединяющие столицу Российской Федерации - город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации; включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги, соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения; являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации - городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
Из Перечня автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 года №928, следует, что автодорога Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск является дорогой общего пользования федерального значения.
Как следует из содержания статьи 14 Федерального закона №257-ФЗ, планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона №257-ФЗ предусмотрено, что проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
Состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции автомобильных дорог, их участков, а также состав и требования к содержанию разделов проектной документации автомобильных дорог, их участков, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Федерального закона №257-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.
Согласно части 2 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документы территориального планирования субъекта Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований.
В силу части 6 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка документов территориального планирования осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования Российской Федерации, документах территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документах территориального планирования субъекта Российской Федерации, документах территориального планирования муниципальных образований, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Схемой территориального планирования Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации №384-р от 19 марта 2013 года, предусмотрена реконструкция автомобильной дороги М-51 (Р-254 «Иртыш») - от Челябинска через Курган, Омск до Новосибирска: реконструкция участка км 12 + 950 - км 1454 + 009 протяженностью 1451,1 км, категория IБ.
Как следует из материалов дела, 20 сентября 2019 года между ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог «Южный Урал» Федерального дорожного агентства и ООО «Дороги Приволжья» заключен государственный контракт №89 на разработку проектной документации по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск на участке км 12+950 – км 37+000, Челябинская область».
В разработанной ООО «Дороги Привольжья» по заданию ФКУ «УПРДОР «Южный Урал» проектной документации в настоящее время на 22 км автодороги не предусмотрено обустройство пешеходного перехода в разных уровнях – пешеходного моста через автомобильную дорогу Р-254 «Иртыш» к микрорайону Петровский-2 пос. Петровский Озерного сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области.
Ссылаясь на Генеральный план пос. Петровский, утвержденный решением Совета депутатов Озерного сельского поселения №07 от 31 января 2013 года, которым на 22 км автодороги Р-254 «Иртыш» запроектирован пешеходный мост, истец полагает, что в проектную документацию должны быть внесены изменения в части обустройства на 22 км пешеходного перехода в разных уровнях.
Между тем, из правовых положений пункта 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что по завершении разработки проектной документации уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности проводится государственная экспертиза проектной документации автомобильных дорог федерального значения, где и определяется соответствие либо несоответствие проектной документации предъявляемым к ней требованиям.
Согласно пункту «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05 марта 2007 года №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится в отношении объектов, указанных в пункте 5.1 части 1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос, работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (за исключением объектов, указанных в абзацах третьем - пятом и седьмом настоящего подпункта), а также объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, - государственным (бюджетным или автономным) учреждением, подведомственным Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
В силу пункта 7 статьи 18 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог федерального значения либо их участков, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, или подведомственными ему федеральными государственными учреждениями либо в случаях, если автомобильные дороги переданы в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги», этой компанией.
В настоящее время государственная экспертиза проектной документации по объекту «Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск-Курган-Омск-Новосибирск на участке км 12+950 – км 37+000, Челябинская область» не проведена и в установленном законом порядке не утверждена.
Кроме того, учитывая, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» при разработке документации по организации дорожного движения учитываются не только документы территориального планирования, но и результаты исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации.
Исходя из концепции территориального планирования, автомобильные дороги проектируют сбалансировано, с учетом функционального назначения автомагистралей, дорог и улиц, их перспективного развития, интенсивности транспортного, пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки.
В свою очередь, ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» предусматривает, что при обустройстве пешеходных переходов выбор мест размещения пешеходных переходов в любом случае должен определяться исходя из его условий его необходимости.
Пунктом 4.7 ГОСТ 32944-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования» предусмотрено, что устройство наземных пешеходных переходов осуществляется в местах установившихся пешеходных связей и на перекрестках при интенсивности движения транспорта более 50 ед./ч и интенсивности движения пешеходов более 150 чел./ч.
При интенсивности движения транспорта и пешеходов менее указанных в пункте 4.7 пешеходные переходы не устраиваются, безопасность перехода проезжей части пешеходами обеспечивается их обязанностью выполнения требований Правил дорожного движения государств – членов Евразийского экономического союза.
Стороной истца не оспаривалось и следует из генерального плана пос. Петровский, что на участке дороги, на котором заявитель просит запроектировать пешеходный мост, жилая застройка незначительна, расположение домов предусмотрено только с одной стороны дороги, что и явилось основанием, как следует из отзыва ФКУ УПРДОР «Южный Урал», для не включения в проектную документацию пешеходного моста на 22 км автодороги Р-254 «Иртыш».
Вопреки доводам истца, возможность осуществления перехода пешеходами проезжей части автодороги обеспечена пешеходными переходами, расположенными на иных частях дороги, включенными в проектную документацию, в том числе в соответствии со схемой территориального планирования поселка Петровский (км 17+400м, км 19+150м).
Доводов, влекущих отмену решения суда, апелляционная жалоба не содержит, равно как и не содержит обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Челябинска от 07 апреля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Союза собственников земельных участков «Петровский-2» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи