ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-718/20 от 22.01.2021 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Юрова А.А. УИД 66RS0015-01-2020-001220-72

дело № 2-718/2020 (№№ 33-1132/2021, 33-19198/2020)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург 22 января 2021 года

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Колесниковой О.Г.,

судей Ивановой Т.С., Кокшарова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Безумовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Турутина А.В. к государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Асбесте Свердловской области о включении периодов работы в трудовой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе истца на решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2020.

Заслушав доклад судьи Колесниковой О.Г., объяснения истца, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Турутин А.В. обратился в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Асбесте Свердловской области (далее по тексту Управление) о защите пенсионных прав.

В обоснование исковых требований истец указал, что 24.06.2019 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон № 400-ФЗ). Решением Управления от 05.07.2019 № 859059/19 в удовлетворении заявления истца отказано, льготный стаж определен продолжительностью 07 лет 00 месяцев 17 дней, указано, что право истца на пенсию по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ наступит по достижении им возраста 58 лет. Затем Управлением вынесено решение № 859059/19 от 25.10.2019, которым в удовлетворении заявления истца от 24.06.2019 также отказано по мотиву отсутствия необходимой продолжительности специального стажа. Истец не согласен с указанными решениями Управления, полагая, что необоснованно не включены в его специальный стаж период прохождения им военной службы по призыву с 25.04.1983 по 12.05.1985, период работы с 14.06.1982 по 27.09.1982 в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии № 39/82 Министерства геологии РСФСР, период работы с 22.10.1986 по 12.10.1987 в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ, а также период работы с 16.08.1989 по 16.08.1990 в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест. С учетом указанных периодов продолжительность специального стажа, по мнению истца, составляет 16 лет 05 месяцев 24 дня. Кроме того, истец полагает необходимым учесть при определении его прав на досрочное назначение пенсии по старости наличие у него стажа работы в районах Крайнего Сервера и приравненных к нему местностях продолжительностью 04 года 10 месяцев 27 дней.

На основании изложенного и с учетом последующего неоднократного уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, Турутин А.В. просил обязать ответчика включить указанные спорные периоды в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, при этом периоды работы по Списку № 2 сложить с «северным стажем» и учесть как «северный стаж» для назначения пенсии, применив для подсчета стажа, имевшего место до 1991 г., действовавшее на тот момент законодательство, и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 22.07.2019. Так же истец просил суд взыскать с ответчика в возмещение судебных расходов по оплате юридических услуг по составлению искового заявления в размере 2 500 руб., по уплате государственной пошлины - 300 руб.

Ответчик возражал против удовлетворения иска.

Решением Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2020 в удовлетворении исковых требований Турутина А.В. отказано.

Истец в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении иска в полном объеме, настаивая на неверном применении судом при разрешении спора норм материального права. Полагает, что общая продолжительность «северного стажа» с учетом его суммирования со стажем по Списку № 2, в который в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 подлежат включению спорные периоды военной службы по призыву и работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ, составляет 16 лет 03 дня, что дает ему право на пенсию на льготных основаниях по достижении возраста 55 лет 01 месяц 27 дней. Оспаривает правильность вывода суда об отсутствии оснований для включения в специальный стаж периода работы с 14.06.1982 по 27.09.1982 в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии № 39/82 Министерства геологии РСФСР, поскольку он подтвержден записями в трудовой книжке, отметкой о прохождении производственной практики во вкладыше к диплому об окончании Душанбинского геолого-разведочного техникума, которым суд должной оценки не дал.

В возражениях на апелляционную жалобу начальник Управления Лебедкова Л.П. просит оставить решение суда без изменения, полагая несостоятельными доводы апеллянта.

В заседание судебной коллегии ответчик своего представителя не направил, о месте и времени апелляционного рассмотрения дела извещался надлежащим образом – путем направления 21.12.2020 извещения по адресу электронной почты и размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда (с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в п. 16 постановления от 26.12.2017 № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»).

Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Заслушав объяснения истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 24.06.2019 Турутин А.В., <дата> года рождения, обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.

Решением Управления от 05.07.2019 № 859059/19 в назначении досрочной страховой пенсии по старости истцу отказано. Как следует из указанного решения, Управлением проверялось наличие у истца права на досрочное назначение пенсии по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Пенсионным органом зачтен специальный стаж по Списку № 2 общей продолжительностью 07 лет 00 месяцев 17 дней, указано, что при имеющемся льготном стаже право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ наступит у истца по достижении возраста 58 лет (л.д. 51, 52).

Затем Управлением вынесено решение от 25.10.2019 № 859059/19, которым истцу также отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, при этом пенсионный орган проверял наличие у истца права на досрочное назначение пенсии по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч.1 ст. 32 с применением ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ. Стаж истца по Списку № 2 учтен ответчиком продолжительностью 07 лет 00 месяцев 17 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее РКС) – 04 года 09 месяцев 04 дня, суммарный стаж работы в РКС (с применением правил о суммировании стажа в РКС со стажем по Спискам № 1 и № 2) – 12 лет 02 месяца 02 дня, указано, что право на страховую пенсию по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ наступит у истца по достижении возраста 57 лет 06 месяцев (л.д. 54-57).

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался нормами пенсионного законодательства и исходил из недоказанности наличия у истца на дату обращения в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости необходимой продолжительности стажа работы по Списку № 2 и стажа работы в РКС, которые бы давали истцу право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 и п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом суд указал, что период военной службы истца по призыву и его работа в должности секретаря комитета ВЛКСМ учитывались ответчиком при определении стажа работы по Списку № 2, однако оснований для учета этих периодов при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по п.6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ оснований не имеется, поскольку это не предусмотрено пенсионным законодательством. Отказывая в удовлетворении требований Турутина А.В. о включении в специальный стаж по Списку № 2 периодов его работы с 14.06.1982 по 27.09.1982 в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии № 39/82 Министерства геологии РСФСР и с 16.08.1989 по 16.08.1990 в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест, суд исходил из недоказанности в ходе рассмотрения дела факта постоянной и полной занятости истца в указанные периоды на соответствующих видах работ, которые бы давали ему право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

Судебная коллегия не находит по доводам апелляционной жалобы истца оснований не соглашаться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат положениям закона, регулирующим спорные правоотношения.

Как следует из ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей на дату возникновения спорных правоотношений, т.е. дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии счастью 1настоящей статьи,правилаисчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ Правительством РФ принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее Постановление № 665).

В соответствии с подп. «б» п. 1 Постановления № 665 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяются:

- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее Список № 2 от 1991 г.);

- Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (далее Список № 2 от 1956 г.).

Спорные периоды работы истца с 14.06.1982 по 27.09.1982 в качестве рабочего 3 разряда в Центральной геофизической партии № 39/82 Министерства геологии РСФСР и с 16.08.1989 по 16.08.1990 в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест имели место в период действия Списка № 2 от 1956 г.

Согласно п. 3 Постановления № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Правила № 516).

В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно п. 5 разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 29 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

Таким образом, исходя из приведенных выше нормативных положений, спорные периоды работы истца в должности рабочего 3 разряда и маркшейдера 2 категории могут быть включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, при доказанности факта полной занятости истца на работах, в должностях или профессии, предусмотренных Списком № 2 от 1991 г. либо Списком № 2 от 1956 г.

В соответствии со Списком № 2 от 1956 г. раздел II «Геологоразведочные работы» подраздел «а» «Рабочие» правом на льготное пенсионное обеспечение обладают буровые рабочие, рабочие на обогащении, рабочие по обслуживанию энергетического оборудования на буровых. Истец выполнял в спорный период работы в качестве рабочего 3 разряда, такая профессия указанными разделом и подразделом Списка № 2 от 1956 г. не предусмотрена.

В Списке № 2 от 1991 г. раздел «Геологоразведочные работы» вообще отсутствует.

Согласно п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Уточняющая справка работодателя или иные документы, из которых можно было бы установить характер и условия работы истца в спорный период в качестве рабочего 3 разряда, в материалах дела отсутствуют и истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлены. Трудовая книжка и вкладыш к диплому об окончании учебного заведения, содержащий отметку о прохождении истцом производственной практики, такими доказательствами, вопреки доводам апеллянта, не являются, поскольку подтверждают лишь факт работы истца в спорный период в качестве рабочего 3 разряда, что в отсутствие документов о характере работы не является достаточным для вывода о занятости истца на работах, предусмотренных Списком № 2 от 1956 г.

По этому же мотиву (недоказанность характера и условий работы) не имеется оснований для учета периода работы истца с 14.06.1982 по 27.09.1982 и как работы, предусмотренной п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в соответствии с которым страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

При таком положении, поскольку истцом не доказана занятость в спорный период с 14.06.1982 по 27.09.1982 на работах в качестве бурового рабочего, рабочего на обогащении либо обслуживании энергетического оборудования на буровых, иных работах, предусмотренных подразделом «а» раздела II Списка № 2 от 1956 г., которые бы давали основания для льготного пенсионного обеспечения в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, равно как не доказана занятость истца в указанный период непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, решение Асбестовского городского суда от 28.10.2020 в части отказа в удовлетворении требования Турутина А.В. об обязании ответчика включить в специальный стаж указанный спорный период его работы является правильным.

Соглашается судебная коллегия с обжалуемым решением суда и в части отказа в удовлетворении требования Турутина А.В. о включении в специальный стаж периода его работы с 16.08.1989 по 16.08.1990 в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест.

Списком № 2 от 1956 г. раздел I «Горные работы» подраздел 1 «Открытые горные работы и работы на шахтной поверхности» п. «б» «Инженерно-технические работники» предусмотрены главные (старшие) маркшейдеры и маркшейдеры.

Список № 2 от 1991 г. раздел I «Горные работы» подраздел «Открытые горные работы и работы на поверхности» п. «б» «Руководители и специалисты разрезов, карьеров, приисков, гидравлик и промывочных приборов, промышленных площадок строительства: шахт, рудников, разрезов, разрезоуправлений, карьеров, драг, метрополитенов, тоннелей, подземных каналов и других подземных сооружений, шахт. Работы на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников» также предусматривает должность маркшейдера (код позиции 2010100б-23181).

Истец полагает, что его работа в должности маркшейдера в спорный период соответствует указанным выше разделам и подразделам Списков № 2 от 1956 г. и от 1991 г. Однако надлежащие доказательства в подтверждение этому в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены.

Напротив, как следует из ответа от 09.10.2020, предоставленного ПАО «Ураласбест» (правопреемник комбината Ураласбест) по запросу суда, на предприятии отсутствуют сведения об особом характере работы, условиях труда и возможности отнесения работы Турутина А.В., работавшего маркшейдером 2 категории топогеодезической группы отдела капитального строительства в период с 16.08.1989 по 16.08.1990, к одному из Списков, дающих льготы для назначения пенсии. Доказательств того, что работа Турутина А.В. была связана с нахождением во вредных условиях труда полный рабочий день, в ПАО «Ураласбест» не имеется. Льготы в связи с работой во вредных условиях труда (повышенная оплата труда, дополнительный отпуск, спецжиры и т.д.) по должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы отдела капительного строительства не предоставлялись (л.д. 159).

Таким образом, работодатель (в лице правопреемника) не подтверждает занятость истца в спорный период в особых условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, иные надлежащие доказательства, из которых можно было бы установить характер работы истца и возможность отнесения ее к Списку № 2 от 1956 г. или Списку № 2 от 1991 г., в материалах дела отсутствуют и истцом не представлены. Трудовая книжка истца, подтверждающая лишь факт работы, равно как и должностная инструкция маркшейдера 1 категории отдела капитального строительства от 25.03.2015 (т.е. за рамками юридически значимого периода) такими доказательствами не являются. В этой связи оснований для удовлетворения иска Турутина А.В. и включения периода его работы с 16.08.1989 по 16.08.1990 в должности маркшейдера 2 категории топогеодезической группы капитального строительства комбината Ураласбест в специальный стаж для досрочного назначения пенсии у суда не имелось, в иске в данной части отказано правильно.

Из материалов дела следует, что стаж Турутина А.В. по Списку № 2 с учетом включения в него в соответствии с положениями п. 109 постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» периодов прохождения военной службы по призыву с 25.04.1983 по 12.05.1985 (02 года 18 дней) и работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ с 22.10.1986 по 12.10.1987 (11 месяцев 21 день) составляет 07 лет 00 месяцев 17 дней, что с учетом положений п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ дает истцу право на досрочное назначение пенсии по указанному основанию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, т.е. по достижении им возраста 58 лет.

Также истцом выполнялись работы, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, в периоды с 16.02.1993 по 30.08.1994 (01 год 03 месяца 06 дней) – топограф в Аэрогеодезическом предприятии «Уралаэрогеодезия», с 01.08.2003 по 31.03.2006 (09 месяцев 15 дней) – топограф в ГУП «Уралжелдорпроект», с 01.04.2006 по 04.05.2010 (02 года 00 месяцев 27 дней) - топограф в ЕПИИ «Уралжелдорпроект», с 13.10.2010 по 31.12.2010 (26 дней) – геодезист в ОАО «СУГРЭ». Общая продолжительность стажа работ Турутина А.В., предусмотренных п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 04 года 02 месяца 14 дней, что подтверждается трудовой книжкой истца, выпиской из его индивидуального лицевого счета застрахованного лица (далее ИЛС) (л.д. 88-97), истцом в рамках настоящего дела не оспаривалось. Поскольку продолжительность стажа работ истца по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ меньше требуемой для назначения пенсии по данному основанию продолжительности стажа 12 лет 6 месяцев, при этом названной нормой в отличие от п.2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не предусмотрена возможность выхода на пенсию со снижением общеустановленного пенсионного возраста, право на назначение пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 30 указанного Закона у истца также отсутствует.

Между тем, Правилами № 516 предусмотрено суммирование различных льготных периодов работ (пункты 2 и 3). В частности, периоды работы по подп. 2 п. 2 данных Правил (работа с тяжелыми условиями труда) суммируются с периодами работ по подп. 6 п. 2 данных Правил (работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах), только при досрочном назначении пенсии в соответствии с абзацем первым подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время - п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), который предусматривает специальный стаж для мужчин 12 лет 6 месяцев и достижение возраста 55 лет.

Из изложенного следует, что такое суммирование периодов работы имеет правовое значение только в том случае, если в результате продолжительность специального стажа работы, предусмотренной в абзаце первом подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время - п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), составит не менее 12 лет 6 месяцев. Если же в результате суммирования стаж составит менее 12 лет 6 месяцев, то правило о назначении досрочной пенсии с уменьшением возраста пропорционально продолжительности специального стажа, предусмотренное абзацем вторым подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в настоящее время - п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), не применяется в силу прямого указания на это в абз. 3 п. 3 Правил № 516.

Если суммировать периоды работы истца по Списку № 2 (07 лет 00 месяцев 17 дней) и периоды его работы по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ («полевые работы») (04 года 02 месяца 14 дней), общая продолжительность стажа составит 11 лет 03 месяца 01 день, что менее требуемых 12 лет 6 месяцев для назначения пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ и также исключает возможность назначения истцу пенсии по указанному основанию.

Проверяя доводы истца о наличии у него необходимого для досрочного назначения пенсии стажа работы в РКС, суд обоснованно признал их несостоятельными.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Частью 1 статьи 33 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 № 651, в соответствии с п. 1 которого приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 данного закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1-10 и 16-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.

Таким образом, в целях назначения страховой пенсии по старости по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ учитывается работа в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, которая суммируется с работой, предусмотренной п.п. 1-10 и 16-18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (в том числе с работой по Списку № 2 и «полевыми работами»).

Из материалов дела следует, истцом не опровергнуто, что стаж его работы в РКС составляет 04 года 09 месяцев 04 дня. Стаж работы по Списку № 2 и по п. 6 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, учтенный ответчиком при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, составляет 07 лет 04 месяца 28 дней. При суммировании указанных периодов стаж работы истца при определении его права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ составляет 12 лет 02 месяца 02 дня.

Истец в апелляционной жалобе настаивает, что при суммировании стажа работы в РКС со стажем работ по Списку № 2 и по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ общая продолжительность стажа работы в РКС составляет более 15 лет, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 названного Закона по достижении возраста 55 лет 01 месяца.

Однако истец, неверно толкуя нормы пенсионного законодательства, заблуждается, полагая, что при суммировании указанных периодов льготной работы в целях досрочного назначения пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ подлежат учету периоды его военной службы по призыву и работы в должности секретаря комитета ВЛКСМ.

В обоснование доводов жалобы истец ссылается на положения п. 109 постановления Совмина СССР от 03.08.1972 № 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий» (далее Постановление № 590), возможность применения которого для оценки пенсионных прав истца вытекает из ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, согласно которой периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Как следует из п. 109 Постановления № 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР (подп. «к»).

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подп. «в» п. 16) периоды, указанные в подп. «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подп. «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подп. «а», «б» и «в» п. 91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Таким образом, в силу приведенных выше положений, период службы в составе Вооруженных Сил СССР может приравниваться к периодам работы, дающим право на назначение льготных пенсий по подп. «а», «б» или «в» (основания, аналогичные основаниям, предусмотренным п.п. 1, 2, 4 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ), и исключительно в целях назначения пенсии по указанным основаниям. Истец же (с учетом уточнения иска) претендует на назначение пенсии по иному основанию – в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ). Аналогичное основание было предусмотрено и Постановлением № 590 – это подп. «д» п. 16, согласно которому на льготных условиях имеют право на пенсию по старости рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При этом п. 109 Постановления № 590 не содержит положений, которые бы позволяли приравнивать периоды обучения или службы в армии к работе, предусмотренной подп. «д» п. 16, то есть к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Аналогичным образом не может быть учтен в стаж работы в РКС в целях досрочного назначения пенсии по п. 6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ период работы истца с 22.10.1986 по 12.10.1987 в должности секретаря комитета ВЛКСМ в Асбестовском горкоме ВЛКСМ.

Согласно п. 109 Постановления № 590 работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Исходя из приведенных положений, работа истца в должности секретаря комитета ВЛКСМ могла быть приравнена к работе в районах РКС в целях назначения льготной пенсии по основанию, предусмотренному п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ, если бы работе в комсомольском органе непосредственно предшествовала или за ней непосредственно следовала работа в РКС. Между тем, как видно из трудовой книжки Турутина А.В. и им не оспаривалось, работе в должности секретаря комитета ВЛКСМ непосредственно предшествовала и за ней непосредственно следовала работа по Списку № 2, а не работа в РКС.

Впервые суммирование работ с особыми условиями труда и работ в районах Крайнего Севера было введено с 01.01.1992 Законом Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно ст. 14 которого к работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в ст. 12 Закона (включая работы с вредными и тяжелыми условиями труда).

Затем п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии в соответствии с п.п. 7-14 ст. 14 и трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с п.п. 6-9 ст. 15 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 1 – 10 и 16-18 п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Аналогичные положения в настоящее время содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 400-ФЗ.

Таким образом, как ранее действовавшим пенсионным законодательством, так и действующим в настоящее время пенсионным законодательством суммирование стажей предусмотрено для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с зачетом только периодов трудовой деятельности (фактической работы).

Согласно п.п. 2-4 Правил № 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 2) работы с тяжелыми условиями труда; 11) работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Суммирование периодов работ осуществляется в следующем порядке - путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 11, периодов работ, указанных в подпунктах 1 - 10, 16 - 18. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Следовательно, Правилами № 516 также предусмотрено суммирование только периодов фактической работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, и не предусмотрено суммирование периодов обучения и службы в армии, приравненных к работе по Спискам № 1 и № 2 по законодательству, действовавшему до 1 января 1992 г., а также работы на выборных должностях в партийных и комсомольских органах (Постановление № 590).

В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающей право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г., если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

В материалах дела отсутствуют доказательства прохождения истцом военной службы по призыву в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на данное обстоятельство истец в ходе рассмотрения дела не указывал.

При таком положении, поскольку спорные периоды прохождения военной службы по призыву и работы в комсомольском органе ответчиком при оценке права истца на досрочное назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ учтены, а предусмотренных законом оснований для их учета при оценке права истца на льготное пенсионное обеспечение по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется, в удовлетворении исковых требований Турутина А.В. о возложении на Управление обязанности включить указанные спорные периоды в стаж работы в целях досрочного назначения пенсии в связи с работой в РКС у суда первой инстанции не имелось.

Правомерно отказано судом и в удовлетворении требования истца о возложении на Управление обязанности назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 22.07.2019, поскольку, как уже отмечено выше, продолжительность работы, необходимая для назначения пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, у истца отсутствует, имеющаяся у истца продолжительность стажа работы по Списку № 2 дает ему право на назначение пенсии по п. 2 ч. 1 ст. 30 названного Закона по достижении возраста 58 лет (не ранее 22.07.2022), а суммарный стаж работы в РКС (включая периоды работы по Списку № 2 и по п. 6 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к данному Закону и ч. 3 ст.10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», свидетельствует о наличии у истца права на назначение пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ по достижении им возраста 57 лет 6 месяцев (не ранее 22.01.2022).

Доводы апелляционной жалобы Турутина А.В. о неверном исчислении пенсионным органом продолжительности стажа работы в РКС и наличии у него права на досрочное назначение пенсии в связи с работой в РКС по достижении возраста 55 лет 01 месяца несостоятельны, поскольку не соответствуют установленным по делу обстоятельствам и основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Асбестовского городского суда Свердловской области от 28.10.2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий: Колесникова О.Г.

Судьи: Иванова Т.С.

Кокшаров Е.В.