УИД 11RS0001-01-2021-017196-61
г. Сыктывкар Дело № 2-719/2022 г.
(№ 33-6195/2022 г.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Нагорновой О.Н.,
судей Перминовой Н.А., Слободянюк Т.А.,
при секретаре Тырышкиной Н.Н.,
рассмотрела в судебном заседании 8 сентября 2022 года дело по апелляционной жалобе Государственного профессионального образовательного учреждения «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 июля 2022 года, по которому
исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Сыктывкара к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о возложении обязанности по выполнению мероприятий по обеспечению условий доступа для маломобильных групп населения в учреждение, проведении финансирования удовлетворено:
на Государственное профессиональное образовательное учреждение «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова возложена обязанность в срок до 01 сентября 2023 года выполнить мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14 ноября 2016 года № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст, а именно:
- в столовой, учебных и спортивных корпусах, расположенных по адресу: <...>: у двери универсальной кабины уборной установить на высоте от 1,2 до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 метра от края двери информационную табличку, выполненную рельефно-графическим и рельефно-точечным способом; оборудовать санитарные узлы специальными устройствами для инвалидов: система тревожной сигнализации или система двухсторонней громкоговорящей связи, информационной табличкой, в соответствии с требованиями п. 6.3.6 СП 59.13330.2020; обеспечить пути движения маломобильных групп населения системой информации на объекте: визуальными, акустическими и тактильными; обустроить закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале в соответствии с п. 6.3 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения для маломобильных групп населения в столовой (помещение № 8 в соответствии с техническим планом) и в учебном корпусе в соответствии с требованиями п. 6.3 СП 59.13330.2020;
- в здании, распложенном по адресу: <...>: нанести контрастную расцветку поручней пандуса; расширить разворотную площадку пандуса до нормативного размера 1,5 метра; привести ширину проступай лестницы в нормативное состояние от 0,35 до 0,4 метра, нанести контрастную разметку поручней; оборудовать вход в жилой блок и жилые помещения дверными блоками с шириной отворяющейся створки не менее 0,9 метра, обустроить пороги дверных проемов высотой не более 0, 014 м; привести санитарные узлы в соответствии с требованиями п. 6.3.6 и п. 63.7 СП 59.13330.2020; нанести контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей входной группы;
На Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми возложена обязанность в срок до 1 марта 2023 года профинансировать проведение Государственным профессиональным образовательным учреждением «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова мероприятий по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленные приказом Минстроя России от 14.11.2016 № 798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 № 1772-ст.
Заслушав доклад судьи Нагорновой О.Н., объяснения прокурора Юдина А.В., представителя Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми – ФИО1, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
и.о. прокурора г. Сыктывкара обратился в суд с иском к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова (далее по тексту – ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, Гимназия) и Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми (далее по тексту - Министерство, ФИО2) о выполнении мероприятий по созданию условий по доступности зданий и сооружений ответчика для маломобильных групп населения и после уточнения требований (л. д. 15 тома 2) просил возложить на Гимназию обязанность в срок до 1 сентября 2022 года выполнить мероприятия по созданию условий для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, установленных приказом Минстроя России от 14.11.2016 №798/пр «Об утверждении СП 59.13330 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», а также ГОСТ Р 51261-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования», утвержденные приказом Росстандарта от 17.11.2017 №1772-ст, а именно: в столовой, учебных и спортивных корпусах, расположенных по адресу: <...>: у двери универсальной кабины уборной установить на высоте от 1,2 до 1,6 метра от уровня пола и на расстоянии 0,1-0,5 метра от края двери информационную табличку, выполненную рельефно-графическим и рельефно-точечным способом; оборудовать санитарные узлы специальными устройствами для инвалидов: система тревожной сигнализации или система двухсторонней громкоговорящей связи, информационной табличкой, в соответствии с требованиями п. 6.3.6 СП 59.13330.2020; обеспечить пути движения маломобильных групп населения системой информации на объекте: визуальными, акустическими и тактильными; обустроить закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале в соответствии с п. 6.3 СП 59.13330.2020; оборудовать санитарно-бытовые помещения для маломобильных групп населения в столовой (помещение № 8 в соответствии с техническим планом) и в учебном корпусе в соответствии с требованиями п. 6.3 СП 59.13330.2020; в здании по адресу: <...>: нанести контрастную расцветку поручней пандуса; расширить разворотную площадку пандуса до нормативного размера 1,5 метра; привести ширину проступай лестницы в нормативное состояние от 0,35 до 0,4 метра, нанести контрастную разметку поручней; оборудовать вход в жилой блок и жилые помещения дверными блоками с шириной отворяющейся створки не менее 0,9 метра, обустроить пороги дверных проемов высотой не более 0, 014 м.; привести санитарные узлы в соответствии с требованиями п. 6.3.6 и п. 63.7 СП 59.13330.2020; нанести контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей входной группы; на ФИО2 – в срок до 1 июля 2022 года произвести финансирование Гимназии для выполнения указанных мероприятий.
В обоснование требований указал, что в ходе проведения проверки соблюдения требований федерального законодательства о социальной защите инвалидов были установлены нарушения по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к пользованию объектами ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, расположенными по адресам: <...> и д.28/1, что ограничивает конституционные права граждан с физическими особенностями на получение государственной социальной защиты.
Суд постановил приведенное решение, оспоренное ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова.
В апелляционной жалобе Гимназия указывает на нарушение судом норм материального права и полагает, что Правила, на которые сослался суд в оспариваемом судебном акте, а именно, СП 59.13330.2020, не носят характер императивной нормы и подлежат исполнению на добровольной основе на этапе разработки проектных решений, что не было учтено судом.
Кроме того, заявитель считает, что суд неверно установил обстоятельства, связанные с обучением лиц из числа маломобильных групп населения в Гимназии, что имело существенное значение для дела.
Выражает несогласие с заключением эксперта, считая его неполным и необъективным, составленным без учета предъявляемых санитарно-гигиенических требований к размещению обучающихся Гимназии, не относящихся к маломобильным группам населения.
Полагает нарушенными нормы процессуального права, что выразилось в отклонении ходатайства ответчика о привлечении к участию в деле Управление Роспотребнадзора по РК и Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов».
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми в отзыве на жалобу Гимназии поддерживает доводы заявителя, указывая, что требования СП 59.13330.2020 могут быть в полном объеме исполнены лишь при реконструкции и капитальном ремонте зданий и сооружений Гимназии, введенных в эксплуатацию до начала действия приведенных Правил. В настоящее время Гимназия, как владелец объектов социальной инфраструктуры, императивно обязана лишь осуществить действия в рамках «разумного приспособления» объекта для нужд маломобильных групп населения, согласовав их с территориальным объединением инвалидов. Указывает, что Общероссийская общественная организация «Всероссийское общество инвалидов» в октябре 2019 года согласовала мероприятия по обеспечению доступности инвалидов, включавшие схемы пандуса, поручней на лестнице, тамбура, и санузла на первом этаже здания по ул. Печорская, 28/1 (бывший спальный корпус А) согласно проекту ...», что выполнено Гимназией. Учитывая, что закон не содержит указания на конкретные способы исполнения уполномоченными субъектами обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры по созданию условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, он не ограничивает эти субъекты в выборе средств осуществления своей обязанности, объема расходов на проведение соответствующих мероприятий и сроки решения поставленной задачи.
Прокурором и Комитетом Республики Коми имущественных и земельных отношений (третье лицо) представлены возражения на жалобу ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова.
В суде апелляционной инстанции прокурор полагал решение суда законным и обоснованным, просил оставить апелляционную жалобу ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова без удовлетворения.
Представитель Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Коми доводы апелляционной жалобы и отзыв своего доверителя поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в заседании суда апелляционной инстанции участия не принимали.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не считает доводы апелляционной жалобы ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова основаниями для отмены постановленного по делу решения, как о том заявлено в апелляционной жалобе.
Из обстоятельств дела усматривается следующее.
Земельный участок, а также здания, расположенные по адресам: <...>, д. 28/2, входят в казну ... и переданы в оперативное управление ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова.
Функции и полномочия учредителя, главного распорядителя и получателя бюджетных средств республиканского бюджета Республики Коми в части средств, предусмотренных на финансовое обеспечение деятельности Гимназии, осуществляет Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22 апреля 2016 года № 211 утверждена программа Республики Коми «Доступная среда», целью которой является создание правовых, экономических и институциальных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Во исполнение указанной Программы 26 августа 2019 года директором ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова на основании анкет (информации об объектах), актов обследования и решений Комиссии были утверждены паспорта доступности объектов социальной инфраструктуры зданий (помещений) учебного корпуса (ул. Печорская, 28), спальных корпусов (ул. Печорская, 28/1) и концертного зала (ул. Печорская, 28/2) Гимназии, которыми все перечисленные объекты были признаны временно недоступными для всех категорий инвалидов, утверждены решения по срокам и объемам работ, необходимых для их приведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, разработаны планы работ по поэтапному повышению их уровня доступности для инвалидов («Дорожная карта ОСИ» - приложения к паспортам).
<Дата обезличена> по требованию прокуратуры <Адрес обезличен> от 22 июля 2021 года главным специалистом-экспертом Инспекции Госстройнадзора ... совместно с представителем прокуратуры <Адрес обезличен> был проведен осмотр зданий ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова с целью определения их соответствия требованиям, предъявляемым федеральным законодательством. Были осмотрены: территория, входная группа, жилое помещение интерната, помещения санитарных узлов, столовая, спортивный зал. По итогам осмотра установлено, что доступ маломобильных граждан в помещения Гимназии не соответствуют требованиям, предъявляемым СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», о чем составлено информационное письмо от <Дата обезличена>.
На основании указанного письма и. о. прокурора <Адрес обезличен><Дата обезличена> в интересах неопределенного круга лиц было предъявлено в суд исковое заявление к ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова и Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми о понуждении к устранению выявленных нарушений в срок до 1 сентября 2022 года.
В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что часть выявленных нарушений, указанных прокурором при подаче иска, ответчиком устранена, в связи с чем прокурор уточнил свои требования.
Кроме того, с целью проверки технической возможности выполнить требуемые прокурором работы судом первой инстанции была назначена судебно-строительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ...
Согласно экспертному заключению <Номер обезличен> от <Дата обезличена> объекты, расположенные в здании ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: <...>, технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных, для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: произвести контрастную расцветку поручней, горизонтальную разворотную площадку на повороте пандуса; ширину проступи лестницы; контрастную расцветку поручней; ширину отворяющейся створки на входе в жилой блок, а также высоту порога; ширину одностворчатых дверных блоков и высоту порога; размер душевой и туалета; контрастную маркировку на прозрачных полотнах дверей. В то же время указано, что по адресу: <...> технически невозможно сделать, либо не требуется: увеличение дверного проема ведущего в учебный блок помещений «Академия юных талантов»; изменение универсальной кабины уборной; установления центральных двусторонних поручней в середине лестничного марша; нанесение контрастной маркировки на полотне дверей жилых помещениях интерната. В здании ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми им. Спиридонова Ю.А. по адресу: <...> технически возможно (частично) привести в соответствие с СП 59.13330.2020 и ГОСТ Р 51261-2017 без нарушения иных норм и правил, в том числе строительных и пожарных для обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, а именно: установить информационную табличку около двери в уборную; оборудовать санитарные узлы жилых помещений интерната специальными устройствами для инвалидов; установить тактильно-контрастные предупреждающие указатели на всех путях движения; закрытые раздевальные с душем и унитазом в спортивном зале; санитарно-бытовые помещения в столовой; санитарно-бытовые помещения в учебном корпусе. Технически невозможно сделать, либо не требуется: установление системы тревожной сигнализации в универсальной кабине уборной; пассажирские лифты и подъемные платформы; ограждения с поручнями в жилых помещениях интерната на входных группах и лестницах внутри.
Допрошенная в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика эксперт ФИО13 поддержала сделанные ею в экспертном заключении выводы, указав, что при выполнении требований, которые с учетом экспертного заключения сделать возможно, нарушений прав иных лиц, обучающихся в Гимназии не будет, так как при даче заключения о переоборудовании какого-либо помещения, в том числе санитарного узла, было учтено наличие иных аналогичных мест, которые могут посещать лица, не отнесенные к маломобильным группам населения.
Основываясь на выводах и пояснениях эксперта, суд первой инстанции, приведя положения Конвенции о правах инвалидов, Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», при разрешении спора исходил из того, что несоблюдение требований законодательства, в частности требований положения Свода правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», является нарушением конституционных прав граждан инвалидов и маломобильных групп населения, закрепленных в статьях 18, 19, 27, 45 Конституции Российской Федерации.
Указанный вывод в решении безусловен для суда апелляционной инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, равно как и факт имеющегося в настоящее время на рассматриваемых объектах их несоответствия всем требованиям СП 59.13330.2020, выявленного в ходе прокурорской проверки и зафиксированного экспертом.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции о наличии правовых оснований для возложения на ответчика по иску прокурора обязанности устранить выявленные нарушения в судебном (принудительном) порядке и в сроки, установленные в резолютивной части решения.
В силу части 3 статьи 131 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в исковом заявлении, предъявляемом прокурором в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, а также должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих интересов.
Согласно пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение.
При обращении в суд с настоящим иском прокурор сослался на выявленные им в ходе прокурорской проверки нарушения СП 59.13330.2020, а также на Паспорта доступности объектов, принадлежащих Гимназии искусств, для инвалидов, указав, что мероприятия по созданию условий доступности на объекты малогабаритных групп населения в полном объеме не выполнены, что является основанием для понуждения ответчиков к их исполнению по решению суда и в установленный судом срок.
Суд согласился с требованиями прокурора.
Вместе с тем, прокурором и судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения. Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (статья 36). При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Таким образом, до реконструкции, модернизации объектов транспортной инфраструктуры собственники объектов должны принимать меры для обеспечения минимальных потребностей инвалидов.
Как следует из материалов дела, здание по ул. Печорская, д. 28 (учебный корпус) было построено в 1961 году, здание по ул. Печорская, 28/1 (спальные корпуса) - в 1999 году.
В рамках республиканской Программы «Доступная среда» по срокам реализации в 2016-2025 годах (этапы не выделяются) по Подпрограмме 1 («Обеспечение условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», сроки реализации – 2022-2025 годы) мероприятия по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова и предоставляемым в них услугам, а именно, разработка проектно-сметной документации для строительства/реконструкции/капитального ремонта в соответствии с требованиями нормативно-технических документов в сфере обеспечения доступности, осуществление строительства/реконструкции/капитального ремонта объектов, создание условий индивидуальной мобильности для самостоятельного передвижения инвалидов по объекту, в том числе к местам предоставления услуг, ремонтные работы на территории объектов с целью их приспособления под нужды МГН, приобретение технических средств адаптации (тактильные средства навигации и предупреждения, мнемосхем, табличек Брайля), ремонтные работы зданий, включая реконструкцию санитарно-гигиенических помещений, обеспечение объектов системой оповещения о чрезвычайных ситуациях и эвакуации с учетом особенностей восприятия, то есть все работы, о проведении которых с установлением срока до 1 сентября 2022 года заявлено прокурором и до 1 сентября 2023 года удовлетворено судом, запланированы к проведению в срок до конца 2025 года.
Финансирование указанных мероприятий осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Коми и средств бюджета муниципального образования по установленным источникам и объемам, что соответствует Республиканской Программе «Доступная среда».
При этом ни прокурором, ни судом первой инстанции не приведено оснований для возложения на ответчиков обязанности по проведению указанных работ в более ранний период, чем это запланировано Программой и Паспортами доступности объектов, а также доводов о том, почему установленные в рамках реализации Подпрограммы 1 Программы «Доступная среда» сроки проведения требуемых мероприятий нарушают права инвалидов и не соответствуют требования Федерального закона «О социальной защите инвалидов», то есть являются неприемлемыми.
Гимназией в материалы дела представлены доказательства «разумного приспособления» принадлежащих ей объектов для обеспечения в них доступа инвалидов и маломобильных групп населения, а также принимаемых мерах к обеспечению необходимого уровня доступности маломобильных групп населения путем установки пандусов для обеспечения доступа инвалидов в Гимназию, изменению размеров разворотной площадки пандуса в Академию юных талантов (Печорская, 28/1), устранению перепадов высот пола площадки пандуса с дверным проемом в Академию, установлению кнопки вызова и контрастной маркировки, оборудования универсальной кабины уборной на первом также главного корпуса, оборудовании парковочного места для инвалидов на стоянке автотранспорта.
Кроме того, как усматривается из дела, по заявке ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова ... разработан проект по капитальному ремонту внутренних помещений спального корпуса А по ул. Печорская, 28/1, включающий в себя раздел 10 «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», а также проведено согласование устроенных пандуса и поручней на лестнице главного входа в здание Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в <...> (бывший спальный корпуса А), плана тамбура и плана санузла с ...».
Прокурором в рамках настоящего дела не было заявлено и доказано, что предпринятые Гимназией на настоящий момент меры по адаптации принадлежащих ей объектов под нужды МГН не соответствуют понятию «разумного приспособления», а также того, что ответчик уклоняется от реализации мероприятий, предписанных ему федеральным и республиканским законодательством в целях соблюдения прав инвалидов.
По существу своих требований прокурор, заявляя о возложении на ответчиков в принудительном порядке обязанности провести весь перечень мероприятий по доступности объектов, принадлежащих ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова, МГН, ставит вопрос об изменении сроков проведения данных мероприятий, установленных в Паспортах доступности данных ОСИ и Республиканской программе «Доступная среда», при этом не мотивируя, какие именно права и законные интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых подано заявление, нарушаются ответчиком в настоящее время, какой закон в данном случае регулирует возникшие правоотношения, чем именно обусловлено его вмешательство в реализацию республиканской программы, финансируемой в установленном порядке из бюджетных ассигнований.
Судом первой инстанции соответствующий вывод также не мотивирован.
Ссылка на исключительные обстоятельства, обосновывающие изменение сроков реализации Республиканской программы «Доступная среда», в решении суда отсутствует.
Судом также безосновательно не дана оценка и доводам ответчиков о том, что исполнение требуемых прокурором мероприятий по переоборудованию существующих санитарных и бытовых помещений под нужды инвалидов до проведения реконструкции (капитального ремонта) зданий Гимназии приведет к нарушению требований СанПин и прав обучающихся в Гимназии лиц, не относящихся к категории МГН, в то время как в настоящее время лица из числа МГН обучение в Гимназии фактически не проходят (что также отражено в паспортах доступности ОСИ).
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 23 от 19 декабря 2003 года «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Кроме того, решение суда об удовлетворении требований о защите нарушенного или предполагаемого права должно быть исполнимо и основано на обстоятельствах, которые не могут носить формальный характер, поскольку только в этом случае нарушенное право будет восстановлено.
Постановленный по делу судебный акт приведенным нормам не соответствует, а потому правомерным признан быть не может.
Требование о соблюдении законодательства само по себе не является способом защиты, обеспечивающим защиту нарушенного права, поскольку соблюдение закона является обязанностью всех граждан и организаций Российской Федерации.
Учитывая, что из обстоятельств, установленных по делу, и представленных сторонами доказательств не усматривается отклонения действий ответчиков по совершению действий, направленных на создание инвалидам и МГН условий для беспрепятственного доступа к объектам по ул. Печорская, 28 и Печорская, 28/1 г. Сыктывкара от правомерного и добросовестного поведения, судебная коллегия по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ГПОУ «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения и вынесении нового об отказе прокурору в заявленном иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 8 июля 2022 года отменить.
Вынести по делу новое решение об отказе прокурору в удовлетворении исковых требований к Государственному профессиональному образовательному учреждению «Гимназия искусств при Главе Республики Коми» имени Ю.А. Спиридонова о понуждении к выполнению мероприятий по созданию условий по доступности зданий и сооружений ответчика для маломобильных групп населения в срок до 1 сентября 2022 года и к Министерству образования, науки и молодежной политики Республики Коми произвести финансирование Гимназии о финансировании указанных мероприятий в срок до 1 июля 2022 года.
Председательствующий –
Судьи –
Мотивированное определение изготовлено 9 сентября 2022 года