ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-719/2022 от 29.08.2022 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Докладчик Степанова З.А. Апелляционное дело № 33-3288/2022

Судья Порфирьева А.В. Дело №2-719/2022

УИД 21RS0023-01-2021-009068-40

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 августа 2022 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе

председательствующего судьи Ярадаева А.В.,

судей Степановой З.А., Арслановой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 60» г.Чебоксары, администрации г.Чебоксары Чувашской Республики о возложении обязанности прибрести спортивный инвентарь, обеспечить финансирование приобретения спортивного инвентаря, поступившее по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации г. Чебоксары ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 2 июня 2022 года,

установила:

Заместитель прокурора Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики в интересах несовершеннолетних учащихся образовательного учреждения с учетом последующего уточнения обратился в суд с иском о возложении обязанности на администрацию г.Чебоксары в течение 3-х месяцев обеспечить финансирование МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары для приобретения спортивного инвентаря (лыжи, лыжные палки, ботинки) исходя из количества учащихся возрастной группы, а на МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары - в течении 3-х месяцев после осуществления администрацией г.Чебоксары финансирования на приобретение спортивного инвентаря осуществить закупку спортивного инвентаря для занятий по лыжной подготовке, исходя из произведенного расчета потребности: а именно: ботинок лыжных 35 размера - 5 пар, ботинок лыжных 36 размера - 2 пары, ботинок лыжных 37 размера - 3 пары, ботинок лыжных 38 размера - 5 пар; ботинок лыжных 39 размера - 5 пар; ботинок лыжных 40 размера - 5 пар; ботинок лыжных 41 размера - 5 пар; ботинок лыжных 42 размера - 5 пар; ботинок лыжных 43 размера - 5 пар; ботинок лыжных 44 размера - 5 пар; ботинок лыжных 45 размера - 5 пар; лыж беговых 160 см- 10 пар; лыж беговых 170 см - 10 пар; лыж беговых 180 см- 10 пар; лыж беговых 190см- 10 пар; лыж беговых 200 см - 10 пар; крепление для беговых лыж -50 пар; палок лыжных 110 см – 5 пар; палок лыжных 120 см - 5 пар, палок лыжных 130 см- 5 пар, палок лыжных 140 см – 5 пар, палок лыжных 145 см – 5 пар, палок лыжных 150 см- 5 пар, палок лыжных 155 см – 5 пар, палок лыжных 160 см – 10 пар, палок лыжных 165 см – 5 пар.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в деятельности МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары, в ходе которой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары отсутствует в необходимом количестве спортивный инвентарь (лыжи, лыжные палки, ботинки), в связи с чем обучающиеся школы вынуждены использовать на уроках физической культуры свой личный спортивный инвентарь.

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Чебоксары Севастьянова О.А. заявленные с учетом уточнения требования поддержала по изложенным в нем основаниям.

Ответчики - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» г.Чебоксары, администрация г.Чебоксары явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Уважительных причин неявки представителей не представили. Ранее в судебном заседании представитель МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары указывала на отсутствие достаточного финансирования для приобретения полного комплекта необходимого спортивного инвентаря.

Представитель третьего лица Управления образования администрации г.Чебоксары ФИО1 полагала требования не подлежащими удовлетворению, указав, что обязанность по приобретению спортивного инвентаря полностью возложена на общеобразовательное учреждение, для чего ежегодно из бюджета муниципального образования выделяются денежные средства, из которых общеобразовательное учреждение самостоятельно определяет необходимые к приобретению средства обучения.

Иные третьи лица Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики также не обеспечили явку представителей, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела.

Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 июня 2022 года постановлено: «Обязать администрацию г.Чебоксары в течение 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести финансирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 60» г.Чебоксары по приобретению спортивного инвентаря для занятий по лыжной подготовке, а именно: ботинок лыжных 35 размера - 5 пар, ботинок лыжных 36 размера - 2 пары, ботинок лыжных 37 размера - 3 пары, ботинок лыжных 38 размера - 5 пар; ботинок лыжных 39 размера - 5 пар; ботинок лыжных 40 размера - 5 пар; ботинок лыжных 41 размера - 5 пар; ботинок лыжных 42 размера - 5 пар; ботинок лыжных 43 размера - 5 пар; ботинок лыжных 44 размера - 5 пар; ботинок лыжных 45 размера - 5 пар; лыж беговых 160 см- 10 пар; лыж беговых 170 см - 10 пар; лыж беговых 180 см- 10 пар; лыж беговых 190см- 10 пар; лыж беговых 200 см - 10 пар; крепление для беговых лыж -50 пар; палок лыжных 110 см – 5 пар; палок лыжных 120 см - 5 пар, палок лыжных 130 см- 5 пар, палок лыжных 140 см – 5 пар, палок лыжных 145 см – 5 пар, палок лыжных 150 см- 5 пар, палок лыжных 155 см – 5 пар, палок лыжных 160 см – 10 пар, палок лыжных 165 см – 5 пар.

Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 60» г.Чебоксары в течении 3-х месяцев после осуществления администрацией г.Чебоксары финансирования на приобретение спортивного инвентаря осуществить закупку спортивного инвентаря для занятий по лыжной подготовке, исходя из произведенного расчета потребности, а именно: ботинок лыжных 35 размера - 5 пар, ботинок лыжных 36 размера - 2 пары, ботинок лыжных 37 размера - 3 пары, ботинок лыжных 38 размера - 5 пар; ботинок лыжных 39 размера - 5 пар; ботинок лыжных 40 размера - 5 пар; ботинок лыжных 41 размера - 5 пар; ботинок лыжных 42 размера - 5 пар; ботинок лыжных 43 размера - 5 пар; ботинок лыжных 44 размера - 5 пар; ботинок лыжных 45 размера - 5 пар; лыж беговых 160 см- 10 пар; лыж беговых 170 см - 10 пар; лыж беговых 180 см- 10 пар; лыж беговых 190см- 10 пар; лыж беговых 200 см - 10 пар; крепление для беговых лыж -50 пар; палок лыжных 110 см – 5 пар; палок лыжных 120 см - 5 пар, палок лыжных 130 см- 5 пар, палок лыжных 140 см – 5 пар, палок лыжных 145 см – 5 пар, палок лыжных 150 см- 5 пар, палок лыжных 155 см – 5 пар, палок лыжных 160 см – 10 пар, палок лыжных 165 см – 5 пар».

Оспаривая законность и обоснованность принятого судом решения, представитель Управления образования администрации г.Чебоксары ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просить его отменить и по делу принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Московского района г.Чебоксары к администрации г.Чебоксары о возложении обязанности провести финансирование на приобретение спортивного инвентаря. Автор жалобы, ссылаясь на п.3 ст.8 Федерального закона №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», постановление Кабинета Министров Чувашской Республики Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года №536 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях» указывает, что распределение выделенных денежных средств на закупку средств обучения, необходимых для реализации образовательных программ, муниципальным бюджетным образовательным учреждением «СОШ №60» г. Чебоксары осуществляется самостоятельно. Из бюджета г.Чебоксары осуществляются расходы на содержание заданий и оплату коммунальных услуг. Таким образом, закупка спортивного инвентаря, включая лыж, лыжных ботинок, лыжных палок должна осуществляться самим образовательным учреждением в пределах полученных субвенций.

В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Московского района г. Чебоксары просила обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления образования администрации г.Чебоксары ФИО1 поддержала апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней, просила ее удовлетворить.

Прокурор Рафиков Р.Д. просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы были надлежаще извещены, не явились, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность заочного решения суда в порядке, предусмотренном статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование урегулированы Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании), подп. 13 п. 2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Организация предоставления указанных видов общедоступного образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 ч. 1 ст. 9 Закона об образовании, пункт 11 ч. 1 ст. 15, пункт 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") и субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 4 ч. 1 ст. 8 Закона об образовании).

В положениях подп. 2, 15, 16 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» законодатель установил, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Согласно ч.1, 2 ст. 35 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, образовательных стандартов и самостоятельно устанавливаемых требований осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

В соответствии с пунктом 26 ч.1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ под средствами обучения и воспитания следует понимать приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что согласно Уставу МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары является бюджетной организацией, осуществляющей в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.

Учредителем Школы является муниципальное образование – город Чебоксары – столица Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя по вопросам управления и распоряжения имуществом осуществляет Чебоксарский городской комитет по Управлению имуществом, по иным вопросам – управление образования администрации г.Чебоксары.

Предметом деятельности Школы является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования; обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.

В ходе проведенной прокуратурой района проверки выявлено, что на момент проверки в МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары отсутствовал в достаточном количестве спортивный инвентарь, а именно: лыжи, лыжные ботинки, лыжные палки, вследствие чего обучающиеся гимназии использовали на уроках физической культуры свой личный спортивный инвентарь. По информации руководителя Школы, количество учеников начального общего образования составляет 488 человек, среднего общего образования – 480 человек, старшего общего образования – 51 человек. Одновременно урок физкультуры проходит в трех классах, общей численностью учеников – 90 человек. При этом количество комплектов спортивного инвентаря составляет 50 пар.

В качестве причины неисполнения требований законодательства в части обеспечения обучающихся спортивным инвентарем, руководителем общеобразовательного учреждения указано отсутствие достаточного финансирования.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об учреждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», уставом МБОУ «СОШ №60», пришел к выводу о том, что обязанность по соблюдению положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лежит как на общеобразовательном учреждении, так и администрации г.Чебоксары, при этом полномочия законодательно разделены: к полномочиям субъекта Российской Федерации (Чувашской Республики) относится финансовое обеспечение государственных гарантий реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а к полномочиям органов местного самоуправления относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организация и обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в связи с чем возложил на МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары обязанности по обеспечению учащихся указанным в иске спортивным лыжным инвентарем и на администрацию г.Чебоксары обязанности по финансированию Школы на приобретение указанного спортивного инвентаря за счет субвенций, предоставляемых из бюджета Чувашской Республики на выполнение передаваемых полномочий субъектов РФ.

Разрешая вопрос о сроке, который необходимо предоставить ответчикам для исполнения судебного решения, суд первой инстанции учел баланс интересов сторон, установил разумный и достаточный срок для исполнения решения суда в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для администрации г.Чебоксары и 3 месяца после осуществления администрацией г.Чебоксары финансирования на приобретение спортивного инвентаря – для МБОУ «СОШ № 60» г.Чебоксары для осуществления закупки спортивного инвентаря.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, правильном применении норм материального права.

Доводы жалобы о том, что закупка спортивного инвентаря, включая лыж, лыжных ботинок, лыжных палок должна осуществляться самим образовательным учреждением в пределах полученных субвенций, были предметом рассмотрения дела судом первой инстанции и получили соответствующую оценку, оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.

Как верно отмечено судом первой инстанции в случае недостаточности финансирования образовательное учреждение и органы местного самоуправления должны принимать меры к его увеличению (проводить инвентаризацию, формировать перечень закупаемых учебников, спортивного инвентаря, подавать заявки о выделении денежных средств для их приобретения, оспаривать в судебном порядке методики расчета субвенции, если они не покрывают необходимых расходов на приобретение учебников, и спортивного инвентаря и т.п.). Отсутствие или недостаточность финансирования, осуществляемое бюджетами различных уровней, не освобождает образовательное учреждение от исполнения возложенной на него законом обязанности по надлежащей организации учебного процесса, в том числе по предмету "физическая культура".

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что возложение администрацию г.Чебоксары обязанности по финансированию Школы на приобретение указанного спортивного инвентаря, и возложение обязанности на последнего приобрести указанный спортивный инвентарь на выделенные денежные средства обосновано и отвечает требованиям действующего законодательства.

В целом доводы апелляционной жалобы связаны с иным толкованием норм материального права, фактически направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию заявителя, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Суд первой инстанции достаточно полно исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда первой инстанции не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда, судом не допущено.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 2 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации г. Чебоксары ФИО1 - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, но в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) через суд первой инстанции.

Председательствующий А.В. Ярадаев

Судьи З.А. Степанова

Е.А. Арсланова

Определение07.09.2022