ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-71/2022 от 23.05.2022 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД – 59RS0008-01-2021-003845-34

Дело № 33-3943/2022 (№ 2-71/2022)

Судья – Овчинникова Е.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Смирновой М.А., судей Братчиковой М.П., Мехоношиной Д.В. при секретаре Калмыковой А.С.рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 23 мая 2022 года дело по апелляционному представлению прокуратуры Пермского района на решение Пермского районного суда Пермского края от 13 января 2022 года, которым постановлено:

Заявленные исковые требования прокурора Пермского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Култаевского сельского поселения о возложении обязанности построить дороги для проезда жителей д. Заполье Пермского района от автомобильной дороги «Мураши-Валеваи» до автомобильной дороги «Култаево – Нижние Муллы – Заполье» (от земельного участка с кадастровым номером **15314 до земельного участка с кадастровым номером **20763) в срок до 31.12.2022 оставить без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Смирновой М.А., пояснения представителя истца прокуратуры Пермского района – ФИО1, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Пермского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ обратился в суд с к администрации Култаевского сельского поселения о возложении обязанности построить дороги для проезда жителей д. Заполье Пермского района от автомобильной дороги «Мураши-Валеваи» до автомобильной дороги «Култаево – Нижние Муллы – Заполье» (от земельного участка с кадастровым номером **15314 до земельного участка с кадастровым номером **20763) в срок до 31.12.2022 года.

В обоснование исковых требований указано, что в период с 2015 по 2021 прокуратурой района проводились проверки по обращениям жителей д. Заполье Пермского района об отсутствии подъезда к принадлежащим им земельным участкам. В 2015 году проезд до земельных участков осуществлялся по автомобильной дороге «Заполье-Валеваи», которая находилась в собственности Пермского муниципального района. С 01.05.2018 года содержание данной дороги прекращено, поскольку в рамках проводимых проверок органами местного самоуправления в 2017 -2018 г.г. установлено, что часть данной дороги расположена на земельном участке, который находится в собственности физического лица, контур дороги в существующей конфигурации не соответствует контуру, отображенному в ЕГРН. Несоответствие контуров произошло по причине того, что при подготовке технического плата от 02.11.2016 исполнителем кадастровых работ не учтены материалы карты. После проведения данных работ автомобильная дорога «Заполье-Валеваи» переименована в «Мураши-Валеваи», внесены изменения в расположение дороги, после которых она не обеспечивает подъезд к земельным участкам. В настоящее время проезд до земельных участков жителей д.Заполье Пермского района может быть обустроен либо от автомобильной дороги «Мураши-Валеваи», либо от автомобильной дороги «Култаево - Нижние Муллы - Заполье», которые находятся в собственности Пермского муниципального района. От дороги «Мураши-Валеваи» проезд до земельных участков граждан проходит по земельному участку с кадастровым номером **:16159, который находится в частной собственности. Кроме того проезд можно обустроить на земельных участках с кадастровыми номерами **21583, **9112, которые находятся в муниципальной собственности поселения, а также по земельным участкам с кадастровыми номерами **19303, **19304, которые находятся в собственности частных лиц. От дороги «Култаево-Нижние Муллы-Заполье» проезд проходит по нескольким земельным участкам, которые также находятся в частной собственности. В адрес администрации Култаевского сельского поселения было внесено представление об устранении нарушений законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, поскольку в силу норм действующего законодательства осуществление дорожной деятельности в границах населенного пункта относится к полномочиям сельского поселения. Из ответа следует, что собственник земельного пая, на котором расположены земельные участки в д.Заполье Пермского района, самостоятельно размежевал их с целью дальнейшей продажи, проекта планировки при этом не разрабатывал, проект межевания с администрацией сельского поселения не согласовывал. Дорожно-уличная сеть при продаже участков собственником предусмотрена не была. Земельные участки, по которым осуществляется проезд и которые находятся в частной собственности, могут быть приняты в муниципальную собственность только в случае отказа лиц от своего права, либо выкупа данных участков, либо установлении сервитута. На заседании Совета депутатов Култаевского сельского поселения принят бюджет Култаевского сельского поселения на 2021 и плановый период 2022-2023, денежные средства в нем на выкуп земельных участок, по которым осуществляется проезд, либо установление сервитута, не запланированы.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционном представлении истец прокуратура Пермского района просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное. Указывает, что в отношении земельных участков в д. Валевая и д. Заполье между администрацией и застройщиками были заключены инвестиционные соглашения, по условиям которых застройщик обязался произвести застройку земельных участков жилыми домами и обеспечить внутрипоселковыми сетями и объектами инженерной и транспортной инфраструктуры, улично-дорожной сетью. Однако данные обязательства застройщиками не выполнены. Дороги общего пользования в части д. Заполье отсутствуют. Возложение обязанности на иных собственников земельных участков по условиям ранних соглашений невозможно, поскольку новые собственники застройщиками не являлись. Отсутствие дорог общего пользования препятствует доступному проезду жителей этих деревень к своим земельным участкам. Выводы суда о необходимости формулирования исковых требований как возложение обязанности по изъятию земельных участков, находящихся в частной собственности, несостоятельны, противоречат положениям Федерального закона № 257-ФЗ. Строительство дорог общего пользования местного значения органами местного самоуправления поселения подразумевает под собой изъятие земельных участков для данных нужд. Определение земельных участков, подлежащих изъятию, является полномочиями органа местного самоуправления. Исполнение решения возможно путем установления публичного сервитута за земельных участках, находящихся в частной собственности, либо путем изъятия земельных участков для муниципальных нужд с целью строительства дорог местного значения. Обустройство дороги по земельному участку с кадастровым номером **13673 обеспечит подъезд только к части земельных участков.

В возражениях на апелляционную жалобу третье лицо администрация Пермского муниципального района полагает решение суда законным, в удовлетворении апелляционной жалобы просила отказать.

В суде апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 на доводах апелляционного представления настаивала.

Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом с учетом положений ч. 2.1 ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК РФ), в судебное заседание не явились, об отложении рассмотрения дела не просили. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения, в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, в пределах изложенных в жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, руководствуясь положениями Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Закона Пермского края от 22.12.2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. Выводы обоснованы тем, что территория д. Валевая и д. Заполье обозначена как территория, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию. В рамках заключенных с администрацией Пермского муниципального района инвестиционных соглашений с застройщиками территории было принято обязательство произвести застройку трех земельных массивов малоэтажными жилыми домами, обеспечить внутрипоселковыми сетями и объектами инженерной и транспортной инфраструктур, улично-дорожной сетью. При образовании земельных участков, которые являлись предметом инвестиционных соглашений, доступ к земельным участкам в д. Валевая и д. Заполье был предусмотрен с земель общего пользования, в настоящее время доступ к земельным участкам в указанных населенных пунктах обеспечен через частные и муниципальные земельные участки, что следует из генерального плана д. Валевая и д. Заполье Култаевского сельского поселения и публичной кадастровой карты. На территории входящей в границы населенных пунктов д. Валевая и д. Заполье в большем объеме отсутствуют земли муниципальной собственности для организации строительства дорог. Собственники земельных участков – физические лица отказываются передавать их в муниципальную собственность. Истцом не представлено доказательств, подтверждающих безосновательное невыполнение ответчиком обязанности по строительству дорог на территории населенного пункта д. Заполье. В рамках реализации постановления Правительства Пермского края от 05.12.2018г. №764-ПК начиная с мая 2022 года запланировано обустройство дороги в д. Заполье по земельному участку с кадастровым номером **13673 протяженностью 0,8 км.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что населенный пункт д. Заполье входит в границы Култаевского сельского поселения. Проезд к д. Заполье обеспечен по автомобильной дороге «Култаево-Нижние Муллы – Заполье», расположенной на земельном участке с кадастровым номером **13676, подведомственной муниципальному образованию «Пермский муниципальный район».

На основании постановления Правительства Пермского края № 372-п от 17.06.2009г. в границы населенного пункта д. Заполье Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района включены земельные участки общей площадью 378020 кв.м., в том числе земельные участки с кадастровыми номерами **:2141, **2044, **2046 (категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), разрешенное использование данных земельных участков изменено на «для индивидуальной жилой застройки».

На основании постановления Правительства Пермского края № 261-п от 16.07.2008г. в границы населенного пункта д. Заполье Култаевского сельского поселения Пермского муниципального района включены земельные участки общей площадью 303400 кв.м., в том числе земельные участки с кадастровыми номерами **2345, **2346, **2040, **2139, **2048(категория земель – земли сельскохозяйственного назначения), **2138, разрешенное использование данных земельных участков изменено на «для жилищного строительства».

По данным земельным участкам были заключены инвестиционные соглашения и протокол о намерениях между администрацией Пермского муниципального района и застройщиками территории – собственниками земельных участков Б., С1., С2. от 26.02.2009г. с целью расширения территории населенного пункта д. Заполье и последующей застройкой земельных участков. Согласно данным документам, застройщики обязались обеспечить застраиваемую территорию объектами транспортной инфраструктуры и разработать документацию по планировке территории с целью определения мест прохождения улично-дорожной сети.

Данные соглашения со стороны собственников земельных участков выполнены не были. В массиве земельных участков, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами **2141, **2044, **2046 (на фрагменте карты генерального плана обозначен ­массив 2), документация по планировке территории не разработана, доступ к земельным участкам не осуществлен. В массиве земельных участков, образованных из земельных участков с кадастровыми номерами **2138, **2048, **2139, **2040, **2346, **2345 (на фрагменте карты генерального плана обозначен массив 3) в генеральном плане места общего пользования, по которым осуществляется доступ к участкам, обозначены по земельному участку с кадастровым номером **13673.

Согласно предоставленной Управлением Росреестра по Пермскому краю информации объект недвижимости — земельный участок с кадастровым номером **2141, расположенный по адресу: ****, общая площадь 42000, тип площади земельного участка «уточненная», границы земельного участка установлены согласно требований действующего законодательства. Согласно сведениям ЕГРН информация о земельных участках, образованных при преобразовании земельного участка с кадастровым номером **2141 в кадастре недвижимости отсутствует. Земельный участок с кадастровым номером **2141 принадлежит на праве собственности Б.

В результате преобразования в 2013 году земельного участка с кадастровым номером **2044 образовано 25 земельных участков, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости 09.04.2013 на основании межевого плана от 02.04.2013. По результатам государственного кадастрового учета вновь образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера **10657, **10658, **10659, **10660, **10661, **10662, **10663, **10664, **10665, **10666, **10667, **10668, **10669, **10670, **10671, **10672, **10673, **10674, **10675, **10676, **10677, **10678, **10679, **10680, **10681. Проход или проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами **10657, **10669 и **10658 обеспечивается посредством земель общего пользования, проход или проезд к остальным земельным участкам обеспечивается посредством земельного участка **ЗУ25.

Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам, внесены в кадастр недвижимости в соответствии с информацией, содержащийся в межевом плане от 02.04.2013, согласно которому доступ к земельным участкам с обозначением **ЗУ1, **ЗУ 13 и **ЗУ25 (по результатам учета присвоены кадастровые номера **10657, **10669 и **10658) осуществляется посредством земель общего пользования; доступ к земельным участкам с обозначением **ЗУ2 — **ЗУ 12, **ЗУ14 — **ЗУ24 (по результатам учета присвоены кадастровые номера **10681, **10659 - :10668, **10670 - :10680) осуществляется через земельный участок с обозначением **ЗУ25 (по результатам учета присвоен кадастровый **). Таким образом, доступ к земельным участкам, образованным в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером **2044, и к землям общего пользования (дорога, проезд), за исключением земельных участков с кадастровыми номерами **10657, **10669 и **10658, обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером **10658.

В результате преобразования в 2013 году земельного участка с кадастровым номером **2046 образовано 23 земельных участка, сведения о которых внесены в кадастр недвижимости 26.04.2013 на основании межевого плана от 15.04.2013. По результатам государственного кадастрового учета вновь образованным земельным участкам присвоены кадастровые номера **10815, **10816, **10817, **10818, **10819, **10820, **10821, **10822, **10823, **10824, **10825, **10826, **10827, **10828, **10829, **10830, **10831, **10832, **10833, **10834, **10835, **10836, **10837. Проход или проезд к земельным участкам с кадастровыми номерами **10821, **10832 и **10820 обеспечивается посредством земель общего пользования, проход или проезд к остальным земельным участкам обеспечивается посредством земельного участка **ЭУ23.

Сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемым земельным участкам, внесены в кадастр недвижимости в соответствии с информацией, содержащийся в межевом плане от 15.04.2013, согласно которому доступ к земельным участкам с обозначением **ЗУ1, **ЗУ 12 и **ЗУ23 (по результатам учета присвоены кадастровые номера **10821, **10832 и **10820) осуществляется посредством земель общего пользования; доступ к земельным участкам с обозначением **ЗУ2 - **ЗУ 11, **ЗУ 13 - **:ЗУ22 (по результатам учета присвоены кадастровые номера **10822 - :10831, **10833 - :10836, **10816, **10815, **10837, **10817, **10818, **10819) осуществляется через земельный участок с обозначением **ЗУ23 (по результатам учета присвоен кадастровый номер **10820). Таким образом, доступ к земельным участкам, образованным в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером **2046, и к землям общего пользования (дорога, проезд), за исключением земельных участков с кадастровыми номерами **10821, **10832 и **10820, обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером **10820.

В массиве д. Заполье (2 массив) документация по планировке территории не разработана, доступ к земельным участкам не осуществлен.

В массиве д. Заполье (3 массив) в генеральном плане места общего пользования, по которым осуществляется доступ к участкам, обозначены по земельному участку с кадастровым номером **13673 (муниципальная собственность).

Земельный участок с кадастровым номером **13673 находится в постоянном (бессрочном) администрации Култаевского сельского поселения, вид разрешенного использования – под объекты автомобильного транспорта.

При межевании земельных участков в трех массивах был предусмотрен доступ к земельным участкам и к землям общего пользования (дорога, проезд), за исключением земельных участков с кадастровыми номерами **10821, **10832 доступ к которым обеспечивается посредством земельного участка с кадастровым номером **10820 (частная собственность).

Согласно ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.

Из приведенных положений закона следует, что именно собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и несет бремя его содержания или ремонта. Возложение бремени содержания имущества не на собственника, а на иное лицо возможно, если это предусмотрено законом или договором.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно общим положениям Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090, дорога – это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьей 3 названного федерального закона определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы). Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В силу части 1 статьи 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.

При этом автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования (часть 2 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (часть 3 статьи 5 Закона N 257-ФЗ).

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 14, подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" частью 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования, перечня автомобильных дорог необщего пользования, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

С учетом положений статей 34 и 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входит в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренными уставами муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Таким образом, на местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, ст. 2 Закона пермского края от 22.12.2014 № 416-ПК к полномочиям сельских поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест). Осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Обращаясь в суд с данным исковым заявлением, прокурор указывает на отсутствие дорог общего пользования в д. Заполье, что препятствует доступному проезду жителей данного населенного пункта до своих земельных участков. Устранение нарушение прав граждан возможно только путем строительства автомобильной дороги на территории населенного пункта от автомобильной дороги «Мураши –Валеваи» до автомобильной дороги «Култаево – Нижние мулы – Заполье» путем возложения данной обязанности на орган местного самоуправления.

Согласно пункту 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов. Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами, причем эта статья также содержит указание на возможность применения иных способов, предусмотренных в законе. Таким образом, выбор способа защиты нарушенного права должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

Между тем, исходя из обстоятельств по делу, оценки представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ суд первой инстанции факта нарушения прав неопределенного круга лиц – жителей д. Заполье ответчиком не установил. Оснований для переоценки выводов суда судебная коллегия не усматривает. Доводы апелляционного представления прокуратуры Пермского района судебной коллегией отклоняются как необоснованные.

Согласно статье 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора органов прокуратуры являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в этом пункте (пункт 1). При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (часть 2).

Заявляя требования о возложении на администрацию Култаевского сельского поселения обязанность принять меры по строительству дороги в том числе по земельным участкам, принадлежащим на праве частной собственности, истцом не указано какую именно обязанность, возложенную законом, по отношению к неопределенному кругу лиц не выполнила администрация Култаевского сельского поселения, а также почему восстановление прав неопределенного круга лиц должно быть произведено выбранным прокурором способом. Указывая на отсутствие у жителей д. Заполье свободного доступа (проезда) к своим земельным участкам, истец не привел ссылки на конкретные доказательства, свидетельствующие об этом, а также на нормы права, обязывающие администрацию Култаевского сельского поселения организовывать собственникам земельных участков свободный доступ (проезд) к ним через иные (частные) территории.

Отнесение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения к вопросам местного значения сельского поселения не является достаточным основанием для признания бездействия администрации Култаевского сельского поселения по организации и обустройства дороги по земельным участкам, не принадлежащей ей.

Названные вопросы местного значения, касающиеся, в том числе, развития дорожной сети поселения и строительства новых автомобильных дорог, решаются органами местного самоуправления самостоятельно исходя из интересов населения и с учетом действующих нормативных правовых актов, подлежащих обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, в частности, документов территориального планирования сельского поселения (пункт 4 статьи 2, части 1 и 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В этой связи суд апелляционной инстанции отмечает, что исходя из принципа самостоятельности органов местного самоуправления, обязанность совершения определенных действий на орган местного самоуправления может быть возложена судом лишь в случаях предусмотренных законом, при условии, что данная обязанность органом не исполняется.

Исходя из части 2 статьи 18, пункта 1 части 7 статьи 23, частей 1 и 5 статьи 26 ГрК РФ генеральный план городского округа предполагает его реализацию в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории, принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выполнения мероприятий, предусмотренных программами, утвержденными органами местного самоуправления.

Вместе с тем представленными суду доказательствами не подтверждается, что действующими документами территориального планирования Култаевского сельского поселения на указанной в иске территории предусмотрено строительство линейного объекта местного значения либо уполномоченным органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, принято решение о подготовке документации по планировке территории в целях строительства линейного объекта местного значения.

Согласно Генеральному плану муниципального образования «Култаевское сельское поселение», утвержденному решением Земского собрания Пермского района от 25.03.2021 №121, территория д. Заполье обозначена как территория, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию. В настоящее время эта территория не обеспечена объектами социальной инфраструктуры. В силу подпункта 7 пункта 3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, для территории, в отношении которой планируется комплексное развитие, является обязательной предварительная подготовка документации по планировке территории. Согласно ст. 42 ГрК РФ такая документация включается в себя проект планировки и проект межевания территории, которые должны включать в себя схему организации движения транспорта и пешеходов, отражающую местоположение объектов транспортной инфраструктуры и учитывающую существующие и прогнозируемые потребности в транспортном обеспечении на территории, а также схему организации улично-дорожной сети.

Материалы дела не содержат сведений, подтверждающих разработку указанных документов по планировке территории д. Заполье, в том числе между указанными прокурором существующими автомобильными дорогами с ограничением протяженности предполагаемой дороги от земельного участка с кадастровым номером **15314 до земельного участка с кадастровым номером **20763. До разработки указанных документов у органа местного самоуправления отсутствует возможность обеспечения земельных участков транспортной инфраструктурой в указанном прокурором направлении.

Данных о нарушении ответчиком СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в материалах дела не имеется.

Из материалов дела следует, что вновь включенные в границы д. Заполье земельные участки были разбиты на массивы, которые в последующем были размежеваны собственниками данных земельных участков на множество земельных участков меньшей площадью, при размежевании земельных участков доступ к вновь образованным земельным участкам обеспечен через земельные участки, находящееся в частной собственности физических лиц.

Само по себе отсутствие автодороги общего пользования по земельным участкам, находящимся в частной собственности, не может служить основанием для возложения на администрацию Култаевского сельского поселения обязанности обеспечить жителям д. Заполье удобный для них проезд по землям, находящимся в частной собственности, ограничивая тем самым права органа местного самоуправления на реализацию возложенных в силу закона на него полномочий при осуществлении дорожной деятельности в порядке, установленном градостроительным законодательством.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.

Вместе с тем, согласно статьям 17, 35, 55 Конституции Российской Федерации, статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, данное право может быть ограничено (прекращено) в случаях, предусмотренных федеральным законом, в частности в предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации случае изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд в связи со строительством, реконструкцией автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения (часть 2 статьи 49).

Сведений о нахождении какого-либо имущества в муниципальной или государственной собственности на территории д. Заполье в границах земельных участков с кадастровыми номерами **2141, **10657, **10669, **10821, **10832 материалы дела не содержат. В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях. По основаниям, связанным со строительством, реконструкцией автомобильных дорог объектов местного значения только при отсутствии других возможных вариантов строительства. Обязанность организовать дорожную деятельность на земельных участках, находящихся в частной собственности, в отсутствие объектов, принадлежащих на праве собственности органу местного самоуправления, иных инфраструктуры объектов, относящихся к объектам общего пользования, у администрации сельского поселения отсутствует.

По мнению судебной коллегии, исходя из того, что в силу закона к полномочиям местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, которые в силу Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ могут быть как дорогами общего пользования, так и дорогами необщего пользования, находящимися в собственности, во владении или в пользовании в том числе физических или юридических лиц, требование прокурора к ответчику о возложении обязанности организовать строительство дороги от земельного участка с кадастровым номером **15314 до земельного участка с кадастровым номером **20763, с целью обеспечения возможности проезда всем жителям д. Заполье к своим земельным участкам, по территории, находящейся в том числе в частной собственности физических лиц, в отсутствие их согласия на отказ от собственности, не основано на законе.

При указанных обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что обустройство дорог общего пользования на землях, находящихся в частной собственности без изъятия у собственников земельных участков, недопустимо, являются правильными.

Заявляя требования о строительстве дороги в интересах неопределенного круга лиц для проезда именно жителей д. Заполье к их земельным участкам от автомобильной дороги «Мураши-Валеваи» до автомобильной дороги «Култаево – Нижние Муллы – Заполье», прокурором не учетно, что подъезд к населенному пункту д. Заполье осуществляется по автомобильной дороге «Култаево – Нижние Муллы – Заполье», доказательств о нарушении прав жителей д. Валеваи суду не представлено, в обоснование доводов о необходимости строительства дороги, соединяющей два населенных пункта, относимых и допустимых доказательств прокурором не приведено.

Согласно Градостроительного плана граница населенного пункта д. Заполье проходит по границе земельных участков с кадастровыми номерами **2141, **10657, **10669, **10821, **10832, за границей населенного пункта находятся земли сельскохозяйственного назначения. Данных о том, что земельные участки под ранее существующим проездом на территории д. Заполье были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли транспорта, как требует ст. 8 Земельного кодекса РФ, материалы дела не содержат. Земельные участки, по которым предлагается организовать в настоящее время проезд к указанным земельным участкам, в установленном порядке для строительства подъездной автодороги к населенному пункту застройщикам (физическим лицам) не отводились.

Организация улично-дорожной сети при межевании земельных участков в рамках инвестиционных соглашений возлагалась именно на застройщиков. Собственником земельного участка с кадастровым номером **2141 является Б., он же является застройщиком по инвестиционному соглашению от 26.02.2009 года, который принял на себя обязательства организовать нормальное функционирование жилого поселка в том числе путем обеспечения застраиваемой территории объектом транспортной инфраструктуры. Соглашение не расторгнуто, недействительным не признано. Доказательств принятия мер прокурорского реагирования в отношении указанного лица не представлено.

В нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ истцом не представлено относимых и допустимых доказательств, подтверждающих ограниченный проезд жителей д. Заполье по земельным участкам, находящимся в частной собственности, тем более по землям, находящимся в муниципальной собственности. Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности на территории населенного пункта, имеют грунтовое покрытие. Доказательств, подтверждающих их ненадлежащее состояние со стороны администрации Култаевского сельского поселения, материалы дела не содержат. Доказательств с достоверностью свидетельствующих об обратном истцом суду не представлено.

Таким образом, ущемления прав неопределенного круга в лиц в части необеспечения возможности проезда к земельным участкам в д. Заполье в виду отсутствия автомобильной дороги «Заполье-Валеваи», которая находилась в собственности Пермского муниципального района, не усматривается.

Доводы представления о том, что организация автомобильной дороги орган местного самоуправления может быть обеспечена самостоятельно различными способами, в том числе путем изъятия земельных участков из частной собственности, установления публичного сервитута, без предъявления соответствующих требований, основанием к отмене обжалуемого решения не являются. Действительно, при разработке правил землепользования и застройки согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигается в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества. Как следует из части 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ, документация по планировке территории утверждается в целях обеспечения ее устойчивого развития, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков и зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Сформулированные в этой документации параметры развития территории предполагают реализацию подготовленных планов, как правило, в долгосрочной перспективе. Однако правилами землепользования и застройки Култаевского сельского поселения строительство автомобильной дороги по предлагаемому прокурору варианту не запланировано, относимых и допустимых доказательств нарушения прав неопределенного круга в лиц со стороны администрации Култаевского сельского поселения в части надлежащей организации дорожной деятельности (обустройства земельных участков, находящихся в ведении муниципального образования, используемых для движения транспортных средств) на территории населенного пункта д. Заполье прокурором суду не представлено.

Доводы апелляционного представления прокурора, несогласного с выводами суда первой инстанции, судебной коллегией отклоняются, поскольку сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств и установленными судом обстоятельствами, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Пермского районного суда Пермского края от 14 января 2022 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры Пермского района – без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2022 года.