ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-720/20 от 27.10.2020 Смоленского областного суда (Смоленская область)

Судья Козлов А.А. № 33-2981/2020

№ 2-720/2020

67RS0007-01-2020-000842-53

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 октября 2020 года г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Хлебникова А.Е.,

судей: Цветковой О.С., Чеченкиной Е.А.,

при секретаре (помощнике судьи) Коротиной А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сафоновского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области о понуждении к совершению действий

по апелляционной жалобе ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области на решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 20 июля 2020 года.

Заслушав доклад судьи Чеченкиной Е.А., объяснения прокурора Заболоцкой И.В., возражавшей в удовлетворении апелляционной жалобы,

у с т а н о в и л а :

Сафоновский межрайонный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области (далее - администрация) о понуждении к совершению действий, указав, что в ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области на территории МО «Сафоновский район» Смоленской области проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлено, что капитальное мостовое сооружение - <данные изъяты>, не паспортизирован. Указанное мостовое сооружение включено в реестр муниципальной собственности МО «Сафоновский район» Смоленской области. Неисполнение администрацией требований законодательства Российской Федерации в части учета, паспортизации и контроля за состоянием искусственных сооружений может создать угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение. На основании изложенного Сафоновский межрайонный прокурор просил суд обязать администрацию провести паспортизацию вышеуказанного моста, расположенного по ул. <данные изъяты>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании суда первой инстанции помощник Сафоновского межрайонного прокурора Романенкова Э.Н. заявленные требования уточнила, просила обязать ответчика провести паспортизацию моста <данные изъяты>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала в удовлетворении заявленных требований. Пояснила, что мостовое сооружение находится в удовлетворительном состоянии; администрация ведет учёт всех мостов, осуществляет контроль за
состоянием дорожного полотна, проводит текущий ремонт; при выделении
денежных средств будет проведена паспортизация.

Решением Сафоновского районного суда Смоленской области от 20 июля 2020 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд постановил: обязать администрацию МО «Сафоновский район» Смоленской области провести паспортизацию моста <данные изъяты>, в соответствии с нормами ГОСТ 33161-2014 в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение – об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В суд апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещены надлежаще. Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

В соответствии с положениями ч.ч. 1,2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пп. 4 п. 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утв. Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.

Приказом Росстандарта от 20.11.2015 N 1933-ст введен в действие "ГОСТ 33161-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах".

Пунктами 1.1, 1.2, 3.16, 3.19, 4.6, 6.1 ГОСТ 33161-2014 закреплено, что настоящий стандарт устанавливает общие требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.

Требования настоящего стандарта распространяются на искусственные сооружения, следующих типов: мостовое сооружение (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, скотопрогон, зверопроход, биопереход мостового типа и т.п.).

Мостовое сооружение: искусственное сооружение, состоящее из пролетных строений, опор, и других конструкций, предназначенное для пропуска через препятствия транспортных средств, пешеходов, коммуникаций различного назначения.

Паспортизация искусственного сооружения: систематизация и представление информации о постоянных и переменных параметрах искусственного сооружения в виде отчетного документа установленной формы (технического паспорта).

Заказчиком на проведение работ по диагностике и паспортизации искусственного сооружения может выступать орган управления дорожным хозяйством, либо владелец (балансодержатель) автомобильных дорог, на которых расположены сооружения, либо уполномоченная организация, действующая от его имени и обладающая согласно национальному законодательству государства соответствующими правами.

Результаты диагностики технически сложных искусственных сооружений следует оформлять в виде технического паспорта искусственного сооружения утвержденной формы. Технический паспорт должен быть составлен на следующие виды искусственных сооружений: все виды мостовых сооружений по ГОСТ 33178 (мост, путепровод, эстакада, виадук, разводной мост, полумост, балкон, биопереход мостового типа).

Таким образом, технический паспорт является единственным документом технического учета искусственного сооружения на автомобильной дороге, определяющим его фактическое состояние на протяжении всего срока службы.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В силу пп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

Как следует из материалов дела и установлено судом, в реестр муниципальной собственности МО «Сафоновский район» Смоленской области включены мостовые сооружения, в том числе, мост <данные изъяты>

В ходе проведенной Сафоновской межрайонной прокуратурой Смоленской области проверки исполнения требований законодательства об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации на территории МО «Сафоновский район» Смоленской области выявлено, что мероприятия по паспортизации указанного выше мостового сооружения не проводились, паспорт на мост отсутствует.

Постановлением администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области от 01.04.2019 N 504 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области.

Из названного Перечня следует, что автомобильная дорога, находящаяся по улице <данные изъяты>, относится к дорогам общего пользования местного значения.

При разрешении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Поскольку мост через <данные изъяты> расположен в границах Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что его паспортизацию должна осуществлять именно администрация МО «Сафоновский район» Смоленской области.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные прокурором исковые требования, правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел вышеуказанные положения, и постановил решение, отвечающее нормам материального права, при соблюдении требований ГПК РФ.

Вопреки доводам жалобы ответчика, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.

Ссылки в жалобе на отсутствие в бюджете денежных средств не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, в частности, связанных с организацией обеспечения безопасности дорожного движения.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены и изменения решения, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Сафоновского районного суда Смоленской области от 20 июля 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика администрации МО «Сафоновский район» Смоленской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: