ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-722/2021УИД240057-01-2021-001328-43 от 22.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Киюцина Н.А. Дело № 33-15588/2021 2.065

Дело № 2-722/2021 УИД 24RS0057-01-2021-001328-43

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 декабря 2021 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе

председательствующего: Баимовой И.А.,

судей Беляковой Н.В., Сударьковой Е.В.

при ведении протокола помощником судьи Субботиным А.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И. А. гражданское дело по иску по иску Синявской Марии Сергеевны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю о взыскании задолженности по выплате отпускных, компенсаций за неиспользованный отпуск, при увольнении и за задержку выплат, компенсации морального вреда,

по апелляционной жалобе представителя Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю Ровинского А.А.

на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 28 сентября 2021 года, которым постановлено:

«Исковые требования Синявской Марии Сергеевны удовлетворить частично.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской Марии Сергеевны задолженность по выплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и в связи с увольнением с государственной гражданской службы в сумме 104592 рубля 77 копеек, компенсацию за нарушение срока выплат в сумме 6948 рублей 44 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, а всего 116541 (Сто шестнадцать тысяч пятьсот сорок один) рубль 21 копейку.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской Марии Сергеевны проценты (денежную компенсацию) в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исходя из суммы долга 104 592 рубля 77 копеек, с учетом ее уменьшения в случае частичного погашения долга, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после постановления настоящего решения и по день фактического расчета включительно.

В удовлетворении исковых требований в оставшейся части отказать».

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Истец Синявская М.С. обратилась в суд с иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю (Далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 12 по Красноярскому краю) о взыскании задолженности по выплате отпускных в сумме 38 505 руб. 95 коп., компенсации за неиспользованный отпуск - 9530 руб. 24 коп., компенсации при увольнении с государственной гражданской службы - 64 074 руб. 05 коп., денежной компенсации за задержку выплат - 1244 руб. 42 коп. и по день фактической выплаты, компенсации морального вреда - 20 000 руб. Требования мотивированы тем, что Синявская М.С. 14.06.2017 года была назначена на должность специалиста эксперта отдела регистрации и учета налогоплательщиков Межрайонной ИФНС № 12 по Красноярскому краю, с истцом был заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации. На основании приказа от 30.03.2021 года служебный контракт с Синявской М.С. расторгнут в связи с сокращением должности. В период государственной службы истцу начислялись и выплачивались отпускные, при увольнении выплачены компенсации за неиспользованный отпуск и в связи с увольнением с гражданской службы. Вместе с тем, при расчете суммы указанных выплат ответчиком не учитывались средства материального стимулирования и денежные средства, выплаченные в качестве дополнительного материального стимулирования. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Синявская М.С. обратилась в суд за защитой своих трудовых прав.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю Ровинский А.А. просит вышеуказанное решение суда отменить в части взыскания с Межрайонной ИФНС № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской М.С. процентов (денежной компенсации) в размере 1/150, действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального Банка РФ, исходя из суммы долга 104592 руб. 77 коп., указывая, что при взыскании компенсации за нарушение срока выплат причитающихся компенсаций, начиная с 29.09.2021 года по день фактического расчета включительно, суд первой инстанции не учел, что финансирование расходов Межрайонной ИФНС № 12 по Красноярскому краю осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год, в связи с чем, исполнение судебных постановлений, по которым с ФНС России взыскиваются денежные средства, происходит по правилам, предусмотренным Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ, только по предъявлении исполнительного документа к исполнению, в связи с чем, возложение на ответчика ответственности за вышеуказанный период противоречит нормам Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, полагает, что с учетом положений Бюджетного кодекса РФ и правовой позиции Конституционного суда РФ, оснований для взыскания компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ после вынесения решения судом первой инстанции, не имеется.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела и решение суда первой инстанции, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы (далее - гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, перечень которых установлен ч. 5 данной статьи.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 г. № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно абз. 1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами «д» (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абз.1 п. 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз. 2 п. 8 Правил).

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

В силу п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 г. № 763 установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента,.. .;в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено доказательствами в деле, Синявская М.С. проходила государственную гражданскую службу в должности специалиста 1 разряда в отделе регистрации и учета налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России №12 по Красноярскому краю с 14.07.2017г.

На основании приказа от 30.03.2021г. №АИ-2,1-153/46 специалист эксперт отдела регистрации и учета налогоплательщиков Межрайонной ИФНС России №12 по Красноярскому краю Синявская М.С. была уволена с государственной гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы. Расторжение служебного контракта истец по делу в судебном заседании не оспаривал.

При увольнении ей были выплачены суммы 4-х месячного денежного содержания, 3-х месячного денежного содержания, компенсация за неиспользованный отпуск. Кроме того, в феврале 2020 г. и в феврале 2021г. истцу была произведена оплата отпуска.

При этом расчет указанных сумм произведен ответчиком без учета выплачиваемых работнику сумм средств материального стимулирования.

Разрешая спор, суд первой инстанции, с учетом вышеприведенных положений нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, согласно которым фонд оплаты труда федеральных государственных служащих формируется за счет средств, предусмотренных ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 г.№ 79-ФЗ, в том числе, иных средств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, пришел к верному выводу о том, что фактически выплаченные истцу в период 2019-2020г.г. суммы материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований и дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России сверх установленного фонда оплаты труда на 2019год и на 2020год, подлежали включению в расчет при определении размера спорных выплат.

В этой связи, суд принял во внимание расчет сумм задолженности, представленный истцом, согласно которому, ей были недоплачены следующие суммы: 4-х месячное денежное содержание в связи с увольнением в сумме 16018 рублей 51 копейка, 3-х месячное денежное содержание в связи с увольнением в сумме 48055 рублей 54 копейки, отпускные за февраль 2021 года в сумме 7840 рублей 97 копеек, отпускные за 2020г. в сумме 30664 рубля 98 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении в сумме 9530 рублей 24 копейки, учитывая, что их расчет подтвержден расчетными листками и не оспаривался стороной ответчика.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции взыскал с ответчика в пользу Синявской М.С. задолженность по выплате отпускных за февраль 2021г., компенсации за неиспользованный отпуск и в связи с увольнением с государственной гражданской службы в общей сумме 104592 рубля 77 копеек, отказав в требованиях истца в части задолженности по оплате отпуска за период с 10 по 21 февраля 2020г. в связи с пропуском без уважительной причины срока обращениям в суд, предусмотренного ч. 1 ст.392 ТК РФ, учитывая дату предъявления требований - 25 мая 2021г.

Учитывая факт нарушения трудовых прав истца, на основании ст. 237 ТК РФ суд взыскал в ее пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Судебная коллегия выводы суда в указанной части признает верными. Из содержания разъяснений, содержащихся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.

Кроме того, в данной части решение суда в апелляционном порядке не оспаривается.

Вместе с тем, доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о неправомерном взыскании в пользу истца денежной компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ, судебная коллегия полагает заслуживающими внимание.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений статьи 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Материальная ответственность работодателя за невыплату неначисленной заработной платы данной нормой закона не предусмотрена.

Принимая во внимание, что спорные суммы задолженности по оплате отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск и денежных компенсаций в связи с увольнением с государственной гражданской службы, Синявской М.С. работодателем не были начислены, правовых оснований для взыскания с ответчика компенсации за нарушение срока выплат в сумме 6948 рублей за период с 05 апреля 2021г. по 28 сентября 2021г., а также процентов (денежной компенсации) в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исходя из суммы долга 104 592 рубля 77 копеек, с учетом ее уменьшения в случае частичного погашения долга, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после постановления настоящего решения и по день фактического расчета включительно, у суда первой инстанции не имелось.

В этой связи, решение суда в данной части подлежит отмене, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении вышеуказанных исковых требований.

Соответственно, общий размер взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской М.С. подлежит уменьшению до 109 592 рубля 77 копеек.

Процессуальных нарушений, влекущих вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 28 сентября 2021 года в части взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской Марии Сергеевны компенсации за нарушение срока выплат в сумме 6948 рублей 44 копейки, а также процентов (денежной компенсации) в размере одной сто пятидесятой действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, исходя из суммы долга 104 592 рубля 77 копеек, с учетом ее уменьшения в случае частичного погашения долга, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после постановления настоящего решения и по день фактического расчета включительно, отменить.

В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении данных исковых требований Синявской М.С. к МИФНС №12 по Красноярскому краю отказать.

Общий размер взыскания с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Красноярскому краю в пользу Синявской М.С. уменьшить до 109 592 рубля 77 копеек.

В остальной части это же решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: