ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-723/19 от 11.09.2019 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33-18595/2019 Судья: Панова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 сентября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Грибиненко Н.Н.

судей

Савельевой Т.Ю.

Яшиной И.В.

при секретаре

Параконном А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-723/2019 по апелляционной жалобе Гагариной В. В. на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2019 года по иску Гагариной В. В. к ОАО «Российские железные дороги» об обязании осуществить строительство нового (дополнительного) пешеходного перехода на месте ранее демонтированного на 136 км пк7 станции Кингисепп Ленинградской области.

Заслушав доклад судьи Грибиненко Н.Н., объяснения представителя истца Дронова М.Ю., действующего на основании доверенности №<адрес>2 от <дата> сроком на 3 года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Очирову М.Ю., действующей на основании доверенности №<адрес>0 от <дата> сроком по <дата>, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда

У С Т А Н О В И Л А:

Гагарина В. В. обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-петербурга с иском к ОАО «Российские железные дороги» об обязании осуществить строительство нового (дополнительного) пешеходного перехода на месте ранее демонтированного на 136 км пк7 станции Кингисепп Ленинградской области.

В обоснование исковых требований истец указала, что в целях безопасности пересечения гражданами железнодорожных путей и доступа пассажиров к железнодорожной инфраструктуре на станции Кингисепп на 136 км ПК 10 в рамках реализации инвестиционного проекта «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» в 2013 году построен и введен в эксплуатацию пешеходный переход в соответствии с Техническими требованиями, утвержденными распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2009 года №2655р. Расстояние между демонтированным и вновь построенным переходами составляет более 350 м, т.е. передвижение к инфраструктурам города и обратно составило 1 500 м. Фактически люди проживающие в мкр.Южный г.Кингисепп Ленинградской области не пользуются новым построенным пешеходным переходом, поскольку он далеко находится от центра города, обжитой части района и объектов социальной инфраструктуры. Строительство указанного пешеходного перехода осуществлялось без учета мнения жителей мкр.Южный г.Кингисеппа Ленинградской области, что является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. В настоящее время необходимо строительство нового (дополнительного) пешеходного перехода на месте демонтированного старого пешеходного перехода, а именно на 136 км 7 пикет ж/д станции Кингисепп Ленинградской области. Строительство нового пешеходного перехода на прежнем месте, будет полностью соответствовать мнению и пожеланию жителей, выраженные на собрании 09.07.2016 года в мкр.Южный г.Кингисеппа Ленинградской области. В связи с чем, просил обязать ОАО «РЖД» осуществить строительство нового (дополнительного) пешеходного перехода на месте ранее демонтированного, а именно на 136 км7 пикет ж/д станции Кингисепп Ленинградской области.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований Гагариной В.В. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют установленным обстоятельствам дела.

Представитель третьего лица администрации МО «Кингисеппский муниципальный района», извещенный о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, доказательств уважительности причин неявки не представил, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, заслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельств.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта определяется, как состояние защищенности процесса движения железнодорожного подвижного состава и самого железнодорожного подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц. Обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - как система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Согласно части 1 статьи 15, части 2 статьи 20 указанного закона железнодорожные пути общего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны содержаться с соблюдением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в техническом состоянии, отвечающем требованиям соответствующих нормативных правовых актов, стандартов, правил и технических норм. Владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, безопасность перевозок грузов, багажа и грузобагажа, безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, экологическую безопасность.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Приказом Министерства транспорта России от 08.02.2007 № 18 утверждены Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.

В соответствии с пунктами 6 указанных Правил, проезд и переход граждан через железнодорожные пути допускается только в установленных и оборудованных для этого пешеходными переходами, тоннелями, мостами, железнодорожными переездами, путепроводами, а также другими местами, обозначенными соответствующими знаками (при этом внимательно следить за сигналами, подаваемыми техническими средствами и (или) работниками железнодорожного транспорта).

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что в рамках Инвестиционной программы «Предупреждение травматизма граждан на объектах Октябрьской дирекции инфраструктуры на 2013-2015 годы» в 2013 году было осуществлено строительство пешеходного перехода со световой и звуковой сигнализацией через железнодорожные пути на 136 км ПК 10 (л.д.102-105).

До этого 14 декабря 2012 года комиссией под председательством зам НГРег-2 Иванова В.И. и членов комиссии: ПЧИот ПЧ-12 Тимофевой М.Е., ДС Кингисепп Маевского Р.А., ПД-12 Ляха А.А., ШНС Душкина Е.Е., ЭЧС-1 Числова А.И., главного специалиста отдела по строительству, транспорту, связи ЖКХ Шай Т.А. был произведен выбор оси пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Кингисепп для выполнения проектно-изыскательных работ по строительству, было принято решение об утверждении строительства нового пешеходного перехода на 136 км 10 пикета (ПК) (л.д.77).

Как указывает истец строительство указанного пешеходного перехода осуществлялось в нарушение законодательства без учета мнения жителей мкр.Южный города Кингисеппа Ленинградской области, подпись акта сотрудником Администрации Шай Т.А. не является фактом согласования строительства нового пешеходного перехода с органами местного самоуправления в виду отсутствия у нее полномочий представлять интересы жителей.

Исходя из представленных ответчиком технических документов следует, что станция «Кингиссеп» имеет две платформы, здание вокзала, 14 железнодорожных путей, один из них главный, 4 приемо-отправочных, 4 подъездных, 1 соединительный, 2 погрузочно-выгрузочных, по 1 соединительному и специальному пути, 1 съезд. В 2013 году в границах станции был оборудован пешеходный переход на участке ПК 10 (л.д.49). Ранее как пояснил ответчик на станции отсутствовал оборудованный пешеходный переход через железнодорожные пути, переход через железнодорожные пути мог осуществляться в районе двух переездов расположенных в начале и конце станции. Переход через железнодорожные пути в районе ПК 7 осуществляемый гражданами являлся несанкционированным, что приводило к опасному травмированию граждан, использовался сотрудниками станции как служебный проход.

Правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных и канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи установлены Сводом Правил 227.132.6000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями».

Пунктом 6.1 указанных Правил предусмотрено, что пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожный пешеходный переход (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходный мост над железнодорожными путями; пешеходный тоннель под железнодорожными путями.

В целях выполнения раздела 2 данных Правил и выработки единого подхода к проектированию и строительству пешеходных переходов, расположенных в одном уровне с железнодорожными путями, распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2009 года N 2655р утверждены и введены в действие с 01 января 2010 года «Технические требования к пешеходным переходам через железнодорожные пути» (далее – Технические требования).

Согласно пунктам 2-4 данного распоряжения назначение пешеходных переходов состоит в создании условий для удобного, быстрого и безопасного перехода граждан через железнодорожные пути в одном уровне с рельсами. Пешеходные переходы как технический комплекс являются неотъемлемой частью инженерного оснащения инфраструктуры железнодорожного транспорта, включающим в себя инженерные сооружения и информационные системы. В соответствии с п. п. 17-21 Распоряжения, места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта. Места перехода через железнодорожные пути наносятся па схематические планы железнодорожных путей и утверждаются руководителем филиала ОАО "РЖД". На каждый вновь строящийся пешеходный переход разрабатывается проект.

При этом комиссия создается владельцем железнодорожной инфраструктуры, который самостоятельно определяет состав комиссии.

Пунктами 21 и 24 Технических требований установлено, что при выборе места размещения пешеходного перехода должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава. Настил пешеходного перехода должен укладываться перпендикулярно оси пересекаемого пути.

При проектировании переходов необходимо обеспечивать минимум числа железнодорожных путей, пересекаемых потоками граждан и пассажиров; минимум расчетной длины маршрутов движения основных потоков граждан и пассажиров, пользующихся пешеходным переходом до остановок местного транспорта, платформ и т.д. (пункт 20 Технических требований).

Ответчиком при проектировании и строительстве пешеходного перехода было получено согласование органов местного самоуправления путем включения представителя Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» в комиссию и составлением акта по результатам работы комиссии. В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» подтвердил наличие согласования администрации при выборе места расположения пешеходного перехода через железнодорожные пути, при этом при выборе места в первую очередь учитывалась безопасность. Представитель администрации Шай Т.А. при выборе оси пешеходного перехода через железнодорожные пути в составе комиссии действовала в рамках своих должностных полномочий, определенных в ее должностной инструкции (л.д. 112-115).

Помимо требований, установленных Техническими требованиями, при выборе места пешеходного перехода через железнодорожные пути на станции Кингисепп ответчиком учитывались дальность оси от основного места остановки длинносоставных железнодорожных поездов и малое расстояние до высокой платформы пассажирской платформы, что следует из представленного Акта от 14 декабря 2012 года.

Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что достаточных доказательств позволяющих объективно установить наличие санкционированного оборудованного пешеходного перехода через железнодорожные пути на 136 км ПК7 истцом не представлено, из технических документов станции «Кингисепп» (ТРА) не следует, что в районе ПК7 на станции был оборудован пешеходный переход.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципа доступности, безопасности и качества оказываемых услуг.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ закрепляет основные требования к железнодорожным путям общего пользования (статья 15), а также основные положения об организации обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ железнодорожные пути общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования, железнодорожные станции, пассажирские платформы, а также другие связанные с движением поездов и маневровой работой объекты железнодорожного транспорта являются зонами повышенной опасности и при необходимости могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур (владельцев железнодорожных путей необщего пользования).

Правила нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути утверждаются в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Лица, нарушающие указанные правила, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных линий общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с автомобильными дорогами, пешеходными дорожками, газопроводами, нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, трубопроводами водопроводных и канализационных сетей, тепловыми сетями, линиями электропередачи и линиями связи установлены Сводом Правил СП 227.132.6000.2014 «Пересечения железнодорожных линий с линиями транспорта и инженерными сетями» (далее - СП 227.132.6000.2014).

Раздел 6 СП 227.132.6000.2014 предусматривает Правила проектирования, строительства и реконструкции пересечений железнодорожных путей с пешеходными дорожками. Так, согласно п. 6.1. названного СП пересечение железнодорожных путей с пешеходными дорожками возможно устраивать в виде: железнодорожного пешеходного перехода (в одном уровне с железнодорожными путями); пешеходного моста над железнодорожными путями; пешеходного тоннеля под железнодорожными путями.

В целях безопасности пересечения гражданами железнодорожных путей и доступа пассажиров к железнодорожной инфраструктуре на станции Кингисепп Ленинградской области на 136 км ПК 10 в рамках реализации инвестиционного проекта «Предупреждение травматизма граждан на объектах инфраструктуры ОАО «РЖД» в 2013 году построен и введен в эксплуатацию пешеходный переход. Данный переход соответствует Техническим требованиям к пешеходным переходам через железнодорожные пути, которые утверждены распоряжением ОАО «РЖД» от 23 декабря 2009 г. № 2655р и действовали на момент строительства пешеходного перехода.

Согласно пункту 17 указанных Технических требований места размещения пешеходных переходов определяются комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения и перспективы развития, по согласованию с органами местного самоуправления, инфраструктуры населенного пункта и железнодорожного транспорта.

Согласно пункту 4 раздела II Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути, утвержденных приказом Минтранса России от 8 февраля 2007 г. № 18, с целью обеспечения безопасного нахождения граждан в зонах повышенной опасности владельцами инфраструктур разрабатываются, планируются, организуются и проводятся необходимые мероприятия, позволяющие реализовать возможность размещения объектов с учетом соблюдения условий, обеспечивающих безопасное нахождение граждан, пользующихся услугами железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» опрос граждан проводится на всей территории муниципального образования или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

Место размещения пешеходного перехода на 136 км ПК 10 станции Кингисепп Ленинградской области было определено комиссионно с учетом сложившихся пешеходных потоков населения, при участии представителя администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение», в соответствии с Правилами нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути.

Как усматривается из материалов дела следует, что претензии к ОАО «РЖД» относительно предоставления возможности местному самоуправлению участвовать в строительстве нового пешеходного перехода отсутствуют.

Места перехода через железнодорожные пути наносятся на схематические планы железнодорожных путей и утверждаются руководителем филиала ОАО «РЖД» (пункт 18 Технических требований).

Пунктами 21, 24 и 26 Технических требований установлено, что при выборе места размещения пешеходного перехода должны быть обеспечены нормы видимости подвижного состава. Настил пешеходного перехода должен укладываться перпендикулярно оси пересекаемого пути. Установлены нормы расположения пешеходного перехода.

Кроме того, расстояние между построенным в соответствии с Техническими требованиями пешеходным переходом и ранее демонтированным является несущественным и составляет 308 метров, что позволяет гражданам безопасно и комфортно пересекать железнодорожные пути и пользоваться инфраструктурой железнодорожного транспорта. При строительстве нового пешеходного перехода ОАО «РЖД» было учтено, что демонтированный на 136 км ПК 6 станции Кингисепп Ленинградской области переход (на месте которого истец требует построить новый (дополнительный) пересекал пути станции по ее центру, (по центру платформы) и не соответствовал Техническим требованиям и не обеспечивал надлежащую безопасность граждан.

Железная дорога должна при организации своей деятельности обеспечивать не только безопасное нахождение граждан в зоне повышенной опасности железной дороги, но и осуществлять безопасное движение поездов, перемещение грузов, обеспечивать сохранность окружающей среды. Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истцом не представлено документальных доказательств, устанавливающих, что со стороны ОАО «РЖД» не соблюдены требования по обеспечению безопасного для жизни и здоровья условий передвижения граждан через железнодорожные пути на железнодорожной станции Кингисепп Ленинградской области.

Кроме того, судебная коллегия отмечает, что вопрос выбора размещения пешеходного перехода на станции Кингисепп неоднократно был предметом проверки Ленинград-Финляндский транспортной прокуратуры, прокуратуры Ленинградской области, которые не выявили каких-либо нарушений со стороны ОАО «РЖД».

В силу статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» проектирование, строительство и реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих местное значение, осуществляется, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных незапрещенных законом источников.

Строительство пешеходных переходов, ограждений и прочих объектов инфраструктуры осуществляется за счет инвестиционной программы ОАО «РЖД», которая носит планомерный, долгосрочный характер, принимается и утверждается Правительством Российской Федерации с учетом финансовой возможности.

Утверждая инвестиционную программу, Правительство Российской Федерации руководствуется выполнением задач, поставленных Президентом Российской Федерации, а также наиболее значимыми и актуальными национальными интересами. Также, инвестиционная программа включает реализацию требований природоохранного законодательства, сокращение техногенного воздействия на окружающую среду, выполнение мероприятий по созданию безопасных условий перехода граждан через железнодорожные пути, устройству ограждений вдоль железнодорожного полотна для предотвращения выхода граждан в зону движения поездов и т.д.

Выполнять инвестиционную программу Компании и осуществлять строительство незапланированных объектов одновременно невозможно, так как на это требуются значительные финансовые затраты, которые не внесены и утвержденную инвестиционную программу ОАО «РЖД».

В связи с чем, без предоставления соответствующего финансирования ОАО «РЖД» не имеет возможности строительства объектов инфраструктуры.

Кроме того, принимая во внимание, что со стороны ОАО «РЖД» на станции Кингисепп Ленинградской области уже созданы необходимые и достаточные условия для безопасного доступа граждан к инфраструктуре железнодорожного транспорта, основания для строительства дополнительных пешеходных переходов за счет средств Компании отсутствуют.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции, является законным и отмене не подлежит.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 03 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гагариной В. В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: