ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-725/2021 от 20.12.2021 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья: Сыроватская Л.Н. Дело № 33-41819/2021

№ 2-725/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 декабря 2021 года г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Быстрова А.Н.,

судей Пархоменко Г.В., Роговой С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Клепиковой А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Краснодарскому краю по доверенности Фефеловой М.И. на решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 07 сентября 2021 года,

заслушав доклад судьи Быстрова А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Качур Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брюховецком районе Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, в котором с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) просила суд:

- решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе №210000010979/418694/21 от 04.05.2021 года (в части не включения в специальный стаж периоды работы: с 05.03.1992 года по 31.10.1999 года, с 03.06.2004 года по 21.08.2013 года для назначения досрочной страховой пенсии по старости) признать незаконным;

- обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управле-ние) в Брюховецком районе включить в специальный стаж для назначения до-срочной страховой пенсии по старости периоды работы с 05.03.1992 года по 31.10.1999 года, с 03.06.2004 года по 21.08.2013 года в должности медицинской сестры в ООО Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра»;

- обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе назначить Качур Н.С., <Дата ...> года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 01.12.2019 года (со дня возникновения права).

В обоснование исковых требований Качур Н.В. указывалось на то, что решением УПФР в Брюховецком районе от 04.05.2021 года ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона №400 - ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 года, ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №665 от 16.07.2014 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не могут быть засчитаны периоды работы с 05.03.1992 года по 21.08.2013 года (21 год 05 месяцев 18 дней) в должности медицинской сестры в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра», мотивируя тем, что основанием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400 - ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 года (далее ФЗ №400-ФЗ), является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму «учреждение», осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком №781, №1066. Также, УПФР в Брюховецком районе считает, что возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.

Истец полагала решение ответчика незаконным, поскольку Территориальный орган ПФР на практике по-своему трактует законодательство и считает, что установлена единственная организационно-правовая форма организаций, работа в которых дает право на досрочную пенсию,-учреждение и работа в организациях здравоохранения, имеющих иную организационно-правовую форму (например ООО), в специальный стаж засчитана быть не может, что не соответствует действующему законодательству.

В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2012 №1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности. Понятием «учреждение здравоохранения» в Федеральном законе №323-Ф3 охватывается в том числе субъект частной системы здравоохранения независимо от его организационно-правовой формы (постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 08.07.2013 №04АП-2534/13, определение Конституционного суда РФ от 04.03.2004 №81-0).

В частной клинике, как и в учреждении здравоохранения, работают медицинские работники, требования к образованию и квалификации которых, а также их ответственность аналогичны статусу медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Медицинские работники как учреждений здравоохранения, так и обществ с ограниченной ответственностью при оказании медицинских услуг в равной степени подвержены неблагоприятному воздействию различных факторов, а также повышенным психофизическим нагрузкам, поскольку медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с едиными Порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории России всеми медицинскими организациями (ст. 37 ФЗ №323-Ф3).

По смыслу ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 №400-ФЗ во взаимосвязи с другими её положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» осуществляло медицинскую деятельность при оказании специализированной медицинской помощи гражданам РФ и иностранным гражданам, в том числе урологических, нефрологических, офтальмологических, гастроэнтерологических и других заболеваний, что подтверждается решением Брюховецкого районного Совета народных депутатов исполнительного комитета №92 от 23.01.1991 года, Уставами ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический цент «Интра». Деятельность ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический цент «Интра» лицензирована, что подтверждается лицензиями на осуществление диагностики и лечении простатитов и связанных с ним половых расстройств №000192 от 29.09.1994 г., А №943028 от 31.08.1995 г., А943525 от 29.08.1996 г., К 007982 от 27.07.1999 г., К 043360 от 17.07.2002 г, №23-01-000199 от 10.02.2005 г., №ЛО-23-01-001901 от 26.01.2010 г., ЛО-23-01-008132 от 29.12.2014 г.

Согласно диплому РТ №205443 от 27.12.1990 года истице присвоена специальность медицинская сестра. Согласно трудовой книжке AT-V №6213994 от 13.01.1988 г. истец была принята на работу в должности медицинской сестры, согласно трудовому договору №34 от 05.03.1992 г. в Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра». Характер трудовых функций, возложенных в указанный период на Качур Н.С. подтверждается должностной инструкцией, она выполняла профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, назначенные врачом.

Указывала на то, что спорный период работы истца в должности медицинской сестры в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра» с 05.03.1992 г. по 21.08.2013 г. должен быть включен в медицинский стаж и на 15.07.2017 года специальный стаж истца составит 24 года 11 месяцев 11 дней, а право на досрочное пенсионное обеспечение у неё возникло 04.08.2017 года.

Обжалуемым решением Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 07 сентября 2021 года исковые требования Качур Н.С. удовлетворены. Судом постановлено:

- признать незаконным решение Управления пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе №210000010979/418694/21 от 04.05.2021 года (в части не включения в специальный стаж периоды работы: с 05.03.1992 года по 31.10.1999 года, с 03.06.2004 года по 21.08.2013 года для назначения досрочной страховой пенсии по старости);

- обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе включить в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы с 05.03.1992 года по 31.10.1999 года, с 03.06.2004 года по 21.08.2013 года в должности медицинской сестры в ООО Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра»;

- обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное управление) в Брюховецком районе назначить Качур Н.С., 22.06.1971 года рождения, досрочную страховую пенсию по старости с 01.12.2019 года (со дня возникновения права).

В жалобе представитель Государственного учреждения – Отделения Пенсионного Фонда РФ по Краснодарскому краю по доверенности Фефелова М.И. просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение суда незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением норм материального права. Указывает на то, что судом неправильно применены нормы материального права, дана неверная оценка обстоятельствам дела.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Качур Н.С. полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Качур Н.С. по доверенности Шевченко В.В. поддержал ранее представленные письменные возражения на апелляционную жалобу и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Другие участвующие в деле лица в судебное разбирательство суда апелляционной инстанции не явились, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени проведения судебного заседания, заявлений, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не представили.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения стороны истца, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения стороны истца, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить по следующим основаниям.

В силу положений ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003г. № 23 «О судебном решении» решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным спорным правоотношениям.

Решение суда является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, и когда оно содержит исчерпывающие выводы суда из установленных фактов.

Указанные требования закона судом первой инстанции не соблюдены.

Как усматривается из материалов дела, 15.04.2021 года Качур Н.С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Брюховецком районе за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в назначении досрочной трудовой пенсии № 210000010979/418694/21 от 04.05.2021 года истцу отказано, в соответствии с пунктом подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При оценке периодов трудовой деятельности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №665 от 16.07.2014 года в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не могут быть засчитаны периоды работы с 05.03.1992 года по 21.08.2013 года (21 год 05 месяцев 18 дней) в должности медицинской сестры в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра», мотивируя тем, что основанием для предоставления права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона №400 - ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» от 28.12.2013 года, является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму «учреждение», осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком №781, №1066. Также, УПФР в Брюховецком районе считает, что возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.

В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае бо-лезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель определил как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии устанавливаются вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также Закон № 400-ФЗ).

Согласно ст. 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч.1.1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 30 Закона №400-ФЗ списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Закона № 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В силу подпункта «н» пункта 1 этого постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» (далее также - Список профессий и должностей от 6 сентября 1991 года № 464), с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

Из приведенных выше нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.

Из материалов дела следует, что согласно диплому РТ №205443 от 27.12.1990 г. истцу присвоена специальность медицинская сестра.

В соответствии с трудовой книжкой AT-V №6213994 от 13 июля 1988 года, Качур Н.С. 05.03.1992 года была принята на работу в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» в должности медицинская сестра, согласно договора №34 от 05.03.1992 года (л.д. 14).

Характер трудовых функций, возложенных в указанный период на Качур Н.С. подтверждается должностной инструкцией, она выполняла профилактические, лечебные, реабилитационные мероприятия, назначенные врачом (л.д. 20-22).

ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» осуществляло и осуществляет медицинскую деятельность по оказанию специализированной медицинской помощи гражданам РФ и иностранным гражданам, в том числе урологических, нефрологических, офтальмологических, гастроэнтерологических и других заболеваний, что подтверждается решением Брюховецкого районного совета народных депутатов исполнительного комитета № 92 от 23.01.91 года, Уставами ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» (л.д. 28, 29-37, 38-53).

Деятельность ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» лицензирована, что подтверждается лицензиями на осуществление диагностики и лечении простатитов и связанных с ним половых расстройств № 000192 от 29.09.1994 года, А № 943028 от 31.08.1995 г., А 943525 от 29.08.1996 г., К 007982 от 27.07.1999 г., К 043360 от 17.07.2002 г., № 23-01-000199 от 10.02.2005 г., № ЛО-23-01-001901 от 26.01.2010 г., ЛО-23-01-008132 от 29.12.2014 г. (л.д. 54-70).

Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. №665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Закона №400, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002г. №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона №173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Удовлетворяя исковые требования Качур Н.С. и включая спорные периоды работы Качур Н.С. в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр «Интра» в должности медицинской сестры в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности учреждениях, организациях. В Законе № 400-ФЗ и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций), осуществляющих медицинскую деятельность. В Номенклатуре должностей медицинских работников (приказ Министерства здравоохранения РФ от 20.11.2012 № 1183н) нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности.

С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

С 05.03.1992г. по 31.10.1999г., и с 03.06.2004 по 21.08.2013г. Качур Н.С. работала в должности медицинской сестры в ООО «Брюховецкий лечебно-диагностический центр стимуляции органов «Интра».

В соответствии с п. 4 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (с учетом норм, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014г.), период работы с 01.01.1992 по 31.10.1999г. засчитывается в соответствии со списком утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. №464.

Судебная коллегия обращает внимание, что список состоит из двух разделов «Наименование должностей» Список профессий и должностей работников здравоохранения и «Наименование учреждений», работа в которых засчитывается в льготный стаж работы. Список составлен с учетом номенклатуры наименований именно учреждений здравоохранения, утвержденный Министерством здравоохранения РФ Приказ от 3 ноября 1999 г. N 395 «Об утверждении номенклатуры учреждений здравоохранения» (в редакции №73 от 28.02.2000г., № 180 от 04.06.2001г.

Данный Список является исчерпывающим и не содержит частных организаций.

В период с 01.01.2002г. действует постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости», в п.5(а) которого указано, что лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения - учитывается как 1,3, все остальные п.6 на общих основаниях.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране населения в учреждениях здравоохранения, то есть законодательством Российской Федерации право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию установлено лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Исходя из содержания формулировки подпункта 20 пункта 1 статьи 30 названного Федерального закона, законодателем определена единственная организационно-правовая форма - учреждение.

Понятие «учреждение» раскрывается в Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому учреждением признается именно как некоммерческая организация (юридическое лицо), созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Особенности правового положения учреждений регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами, в частности, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Понятие организаций в сфере здравоохранения до 1 января 2012 года раскрывалось в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, а после указанной даты - в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно названным законодательным актам к организациям в сфере здравоохранения относятся медицинские организации, созданные в установленном порядке для осуществления в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинской деятельности на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 30 Закона №400-ФЗ установлена специальная норма о делегировании прав Правительству Российской Федерации по определению условий досрочного назначения трудовой пенсии по старости, в том числе по утверждению соответствующих списков учреждений (структурных подразделений).

Пункт 1 Списка №464 предусматривает назначение пенсии врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждениях.

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует определенный и недвусмысленный вывод о том, что основанием для предоставления права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 30 Закона №400-ФЗ является занятость в тех организациях, которые имеют организационно-правовую форму «учреждение», осуществляют в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность и имеют наименование, предусмотренное Списком № 781, №1066.

Таким образом, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в строго определенных организациях (учреждениях (структурных подразделениях)), а не только с определенным видом деятельности.

Пунктом 8 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, а также пунктом 7 раздела «Наименования учреждений»Списка №1066, предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, независимо от их наименований, а также центры, имеющие конкретные наименования, поименованные в списке.

В соответствии со статьей 52 Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом юридического лица, в котором указываются наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержатся другие юридически значимые сведения, является Устав.

Согласно Уставу Общество с ограниченной ответственностью «Брюховецкий лечебно-диагностический Центр стимуляции органов «Интра»» является объединением (на основе соглашения и на началах членства) предприятий, учреждений, организаций, граждан, других юридических и физических лиц, имеющим Уставной фонд, разделенный на доли, принадлежащие его участникам. Целью данного общества является объединение экономических интересов, материальных, трудовых, интеллектуальных и финансовых ресурсов его Участников для осуществления хозяйственной, т. е. направленной на извлечение прибыли, деятельности, за исключением той, которая запрещена действующем законодательством.

Общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Таким образом, Общество с ограниченной ответственностью «Брюховецкий лечебно-диагностический Центр стимуляции органов «Интра» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, действующей с целью извлечения прибыли, а не учреждением, как это предусмотрено подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона №400-ФЗ.

Данные обстоятельства судом первой инстанции при вынесении обжалуемого решения суда учтены не были.

Кроме того, судом первой инстанции не учтена неоднократно высказанная Конституционным Судом Российской Федерации правовая позиция (Постановление от 03.06.2004 № 11-П, Определение от 04.03.2004 № 81-О), в соответствии с которой закрепляя в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляемой на протяжении длительного периода); при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П, действительно, указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий.

Однако в названном Постановлении Конституционного Суда РФ указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как в ходе рассмотрения дела установлено и истцом не оспаривается то обстоятельство, что в спорные периоды она работала не в учреждении здравоохранения, а в коммерческих организациях (в данном случае в ООО).

Поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, осуществлявшей трудовую деятельность в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный (льготный) стаж.

С учётом изложенного, право на досрочное назначение страховой пенсии с 01.12.2019 г. у Качур Н.С. не возникло.

При таких обстоятельствах, решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 07 сентября 2021 года нельзя признать законным и обоснованным, связи с чем, оно подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Качур Н.С.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Брюховецкого районного суда Краснодарского края от 07 сентября 2021 года отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Качур Н.С. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Брюховецком районе Краснодарского края, правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии – отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.

Председательствующий

Судьи