ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 2-7268/20 от 21.01.2021 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Дело № 2-7268/2020

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 21 января 2021 года № 33-359/2021

город Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Образцова О.В.,

судей Белозеровой Л.В., Холминовой В.Н.,

при секретаре Топорковой И.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ФИО2, Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 октября 2020 года по исковому заявлению ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО1, к Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Холминовой В.Н., представителя Бутяевой Н.С.-Латыповой Д.А., представителя Департамента здравоохранения Вологодской области Бучук А.П., судебная коллегия

установила:

21 сентября 2020 года Бутяева Н.С., действуя в интересах несовершеннолетнего сына Бутяева П.А., обратилась с иском в суд к Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором просила возложить на Департамент обязанность обеспечить сына необходимым лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), производимым компанией Биоген Айдек Лимитед (Великобритания) в полном объеме по жизненным показаниям и в дозировке, соответствующей протоколу Консилиума бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная детская клиническая больница» (далее – БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница») от 26 августа 2020 года, решению подкомиссии врачебной комиссии БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница» от 15 сентября 2020 года № 96; решение обратить к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных исковых требований Бутяева Н.С. указала на нарушение конституционных прав ребенка-инвалида. Несовершеннолетний Бутяев П.А. относится к категории «ребенок-инвалид», в связи с заболеванием «Спинальная мышечная атрофия 2 типа», по жизненным показаниям нуждается в лекарственном препарате «Спинраза» (Нусинерсен) в дозировке 6 флаконов в год (30 мл). Департамент здравоохранения Вологодской области (далее – Департамент) указанным препаратом несовершеннолетнего не обеспечивает.

Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 20 октября 2020 года исковые требования Бутяевой Н.С., действующей в интересах несовершеннолетнего Бутяева П.А., удовлетворены.

На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность обеспечить Бутяева П.А., 26 июля 2011 года рождения, лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) в объеме и дозировке, в соответствии с протоколом Консилиума бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная детская клиническая больница» от 26 августа 2020 года, решением подкомиссии врачебной комиссии бюджетного учреждения здравоохранения Вологодской области «Вологодская областная детская клиническая больница» от 15 сентября 2020 года № 96.

В обращении решения к немедленному исполнению отказано.

В апелляционной жалобе Бутяева Н.С. просит решение суда в части отказа в обращении решения к немедленному исполнению изменить, указывая на то, что за последний год состояние ребенка ухудшилось и продолжает ухудшаться, так как заболевание является прогрессирующим. Лекарственный препарат назначен по жизненным показаниям и не предполагает какую-либо отсрочку в начале лечения.

В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, просит о его отмене, указывая, что Департамент не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку приобретает лекарственные препараты для граждан, которым действующим законодательством установлены меры социальной поддержки в части лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении. У Департамента отсутствуют правовые основания для приобретения лекарственного препарата «Спинраза» (Нусинерсен) за счет областного и федерального бюджета, так как заболевание «спинальная мышечная атрофия 2 типа» в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, не входит. Применение лекарственного препарата осуществляется медицинскими работниками, обладающими профессиональными навыками, с участием врача-анестезиолога в условиях стационара в медицинской организации, которой и должен закупаться указанный препарат. Кроме того, лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен) не включен в Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, а также в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Бутяева Н.С. в возражениях просит оставить апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах и возражениях, оснований для его отмены и изменения не находит.

Судом установлено, что Бутяев П.А., 26 июля 2011 года рождения, страдает спинальной мышечной атрофией 2 типа, имеет статус ребенка-инвалида, инвалидность установлена повторно 01 апреля 2015 года на срок до 14 февраля 2030 года.

Заболевание, которое диагностировано у Бутяева П.А., включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, опубликованный на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети «Интернет» (www.rosminzdrav.ru).

Согласно заключению консилиума врачей общества с ограниченной ответственностью «Центр молекулярной генетики» в связи с наличием у Бутяева П.А. заболевания спинальная мышечная атрофия 2 типа (прогрессирующее течение заболевания, со снижением двигательной активности) ребенок нуждается в назначении препарата «Спинраза» (Нусинерсен) в качестве этиопатогенетической терапии по жизненным показаниям. Аналогов этиопатогенетического лечения для детей со спинальной мышечной атрофией 2 типа данной возрастной группы на территории Российской Федерации не представлено.

Аналогичное решение о лечении Бутяева П.А. по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) принято врачебной комиссией БУЗ ВО «Вологодская областная детская клиническая больница».

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Бутяевой Н.С. частично, суд исходил из того, что необеспечение Бутяева П.А. лекарственным препаратом, назначенным ему врачебной комиссией и консилиумом врачей по жизненным показаниям, нарушает фундаментальное право ребенка на жизнь и здоровье. Отсутствие лекарственного препарата «Спинраза» (Нусинерсен) в перечне жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенного по жизненным показаниям решением консилиума врачей не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Судебная коллегия полагает возможным согласиться с таким выводом суда, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 года), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).

Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года, ратифицирована Российской Федерацией 25 октября 2012 года) признавая, что дети-инвалиды должны в полном объёме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «г» преамбулы), согласились с тем, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Исходя из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ) назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Закона № 323-ФЗ).

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Закона № 323-ФЗ установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 10 декабря 2018 года № 1506 (далее - Федеральная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи).

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 28 декабря 2018 года № 1207) предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение в частности, граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или их инвалидности; лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно которому право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.

При этом Закон № 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства, а также из содержания Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и регионального законодательства Вологодской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Вологодской области) зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации детей-инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Разрешая спор, суд, установив совокупность юридически значимых обстоятельств, а именно: наличие у Бутяева П.А. редкого (орфанного) заболевания и статуса ребенка-инвалида вследствие этого заболевания, нуждаемость Бутяева П.А. по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен), назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением консилиума врачей, пришел к правильному выводу о наличии у Бутяева П.А. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом «Спинраза» (Нусинерсен) по жизненным показаниям и возложении на Департамент обязанности обеспечить Бутяева П.А. указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией.

Довод автора жалобы о том, что данный лекарственный препарат должен закупаться медицинской организацией на стационарное лечение, в которую поступает пациент для введения лекарственного препарата, является несостоятельным.

То обстоятельство, что лекарственный препарат «Спинраза» (Нусинерсен) вводится пациенту в стационарных условиях лечебного учреждения медицинскими работниками, обладающими опытом выполнения люмбальных пункций, не влияет на правильность выводов суда и не освобождает ответчика от обязанности обеспечить Бутяева П.А. названным лекарственным препаратом.

Остальные доводы жалобы Департамента не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

Принимая во внимание, что по настоящему делу определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия, а Департамент здравоохранения Вологодской области принял меры к обеспечению несовершеннолетнего Бутяева П.А. необходимым лекарственным препаратом, суд апелляционной инстанции не находит оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений или неправильного применения норм материального права не установлено, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Вологодского городского суда Вологодской области от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ФИО2, Департамента здравоохранения Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: